бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие педагогической мысли в России и Беларуси бесплатно рефераты

Развитие педагогической мысли в России и Беларуси











Развитие педагогической мысли в России и Беларуси


Содержание


1. Воспитание и обучение в Киевской Руси (Х-ХШ вв.), Московском и Русском государстве (XIV-XV1I вв.)

1.1 Воспитание и школа в Киевской Руси. Памятники педагогической литературы Х1-ХШ вв.

1.2 Просвещение, школа и педагогическая мысль в Московском и Русском государстве в XIV-XVII вв.

2. Педагогическая мысль в России XVIII в.

2.1 Реформы первой половины XVIII в. в области просвещения. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова

2.2 Создание государственной системы образования. Вклад в развитие педагогики И.И. Бецкого, Ф.И. Янковича, Н.И. Новикова

3. Педагогические идеи российских педагогов XIX в.

3.1 Общественно-педагогические движение в России во второй половине XIX в.

3.2 Классики российской педагогики XIX в. (К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, Л.Н. Толстой, П.Ф.Лесгафт, В.П.Острогорский, П.Ф. Каптерев) и их вклад в развитие педагогической науки

4. Педагогика советского периода

4.1 Официальная педагогика в 20-30-е гг. XX в

4.2 Представители творческой педагогики советского периода (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) и их роль в обогащении теории и практики воспитания

4.3 Российские педагоги 60-90-х гг. XX в. и проблематика их научных исследований

5. Развитие педагогической мысли в Беларуси

5.1 Первые письменные педагогические источники на Беларуси (XII-XIII вв.) и дальнейшее развитие педагогической мысли в XIV-XVII вв.

5.2 Педагогическая мысль в Беларуси в XVIII-XIX вв. Вклад в развитие педагогических идей ученых-методистов и деятелей белорусской культуры (К.И. Тихомиров, Ф.А. Кудринский Д.А. Сцепуро, А.Е. Богданович, Тётка, Я. Колас)

5.3 Белорусские педагоги XX в. и их исследования в области обучения и воспитания

Список использованных источников

воспитание педагогический реформа методист

1. Воспитание и обучение в Киевской Руси (Х-ХШ вв.), Московском и Русском государстве (XIV-XV1I вв.)


1.1 Воспитание и школа в Киевской Руси. Памятники педагогической литературы XI-XIII вв.


На рубеже VIII-IX вв. возникло раннефеодальное государство с центром в Киеве, просуществовавшее до монголо-татарского нашествия (XIII-XV вв.). Был образован мощный политический союз, объединивший под властью киевских князей многочисленные славянские племена от Карпат до Урала. В киевский период произошло становление древнерусской народности и государственности, в качестве официальной религии было принято православие (988), что наложило свой отпечаток на воспитание и образование. В результате на Руси оформился особый замкнутый культурный мир, отличающийся языковой изолированностью (была распространена азбука Кирилла и Мефодия на основе греческого алфавита с учетом звуков славянского языка). Латинский и греческий языки не получили развития в качестве языков богослужения и науки. Древнерусское государство не унаследовало ни традиций античного образования, ни систему светского воспитания, сложившуюся в Византии.

Главным очагом воспитания и обучения была семья. Церковь контролировала домашнее воспитание. Как правило, в богатые семьи в качестве домашних учителей приглашались священники. Важнейшей стороной воспитания ребенка было его приобщение к православию. Родители должны были воспитывать детей в строгости и "страхе Божьем". Дети простых людей приучались к сельскохозяйственному труду, работе по дому. Их отдавали к мастерам учиться ремеслу, где наряду с этим обучали чтению, письму, церковному пению. Начальное обучение осуществляли также мастера грамоты - люди, которые занимались обучением детей, часто совмещая педагогическую деятельность с другой профессией. Учителями грамоты были монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а также светские лица. Грамоте обучали следующим образом: сначала учили писать и произносить буквы, затем читать молитвы по Псалтырю. Тексты псалмов заучивались наизусть и пелись. На занятиях по математике изучали четыре арифметических действия.

Вторая ступень обучения на Руси традиционно называлась "школы учения книжного". В XI—XIII вв. были открыты по всей Руси при княжеских дворах, церквах, монастырях, как мужские, так и женские. После принятия христианства князь Владимир приказал брать у знатных людей их детей и отдавать "на учение книжное". Сын Владимира Ярослав в 1028 г. в Новгороде собрал 300 детей старост и попов, чтобы "учить их книгам" и утверждал: "Велика бывает польза от учения книжного". Сам князь Владимир чрезвычайно любил чтение и книги, свободно переводил тексты с греческого на славянский. Любитель книг Ярослав, прозванный Мудрым, основал первую библиотеку на Руси (в Софийском Киевском соборе). Святослав Ярославич Черниговский был образованнейшим человеком; с его именем связан замечательный памятник русской культуры - "Изборник". Всеволод Ярославич знал мять языков, кроме родного, греческий, латинский, немецкий, венгерский, польский. Дочь Ярослава - Анна, вышедшая замуж за французского короля, читала и писала как на русском, так и на латинском языке, тогда как ее муж был неграмотен. Весьма начитанным и образованным для своего времени был сын Всеволода - Владимир Мономах.

В XI-XI1 вв. на Руси появляется ряд книг (сборников), в которых освещаются вопросы обучения и воспитания. Так, в упомянутом выше "Изборнике Святослава" (1073) помещено наставление детям одного греческого придворного и его жены. Книга содержала элементы знаний, входивших в курс семи свободных искусств, а также круг христианских идей и представлений через помещенные в ней рассказы из Библии, отрывки из произведений христианского проповедника Иоанна Златоуста. Помимо религиозно-нравственных сентенций в подобной воспитательной литературе обосновывалась необходимость суровой дисциплины и телесных наказаний.

Оригинальный педагогический памятник XII в. - "Поучение князя Владимира Мономаха детям" (1096), который представляет собой своеобразный свод правил нравственного воспитания того времени. В "Поучении" выделяются три основные линии: а) призыв быть гуманным по отношению к своим подданным, почтительным к старшим; б) быть патриотом сноси страны, защищать ее единство, быть деятельным, трудолюбивым, храбрым и борьбе с врагом; в) любить пауку, почитать книжное знание. Богу надо угождать, писал Владимир Мономах, не отшельничеством, не постом, а добрыми делами. Достойными подражания В.Мономах называл тех, кто "владел умением книжным".


1.2 Просвещение, школа и педагогическая мысль в Московском и Русском государстве в XIV-XVII вв.


Педагогическая мысль средневековой Руси XIV-XVI вв. была направлена прежде всего на проблемы воспитания. Сведения об идеалах, программе воспитания, его формах и методах содержались в ряде письменных памятников этого периода. Так, в сборнике афоризмов "Пчела" собраны морально-этические правила жизни: "Учение имеет корень горький, а плод сладкий", "Копающий яму под ближним своим - упадет в нее", "Уча учи поступкам, а не словам". Важным свидетельством быта и воспитания средневековой Руси служит "Домострой" - книга наставлений и советов ремесленно-купеческому городскому люду, в которой ряд разделов посвящен воспитанию: "Наставление отца сыну", "Как дочерей воспитывать", "Как детей учить", "Как детям отца и мать любить" и др.

В 1574 г. появляется первая печатная "Азбука", созданная основателем книгопечатания Иваном Федоровым (1510-1583). Эта книга содержала усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику. Автор подобрал ряд текстов для закрепления и развития навыков чтения и письма, поместил в книге молитвы и наставления о том, как учить детей: "Насильственное учение не может быть твердым, но то, что приходит с радостью и весельем, закрепляется прочно".

Социально-экономическое развитие России во II половине XVII в. оказало влияние на рост и распространение грамотности и светских знаний. В этот период появляется большое число рукописных книг -азбуковников. Часть из них представляла собой "энциклопедические словари", которые в алфавитном порядке давали разъяснение ряда слов, особенно иностранного происхождения. Второй вид азбуковников включал в себя курс славянской грамматики, полный курс арифметики, религиозно-нравственные поучения. С середины XVII в. начинают появляться печатные буквари.

К XVII в. относится чрезвычайно интересный памятник педагогики - труд Епифания Славинецкого (1600-1675) "Гражданство обычаев детских". Книга представляет собой сборник "благолепных обычаев", изложенных в вопросах и ответах (всего 163 правила). Очень подробно даются указания, как правильно держать себя детям за столом, при встрече с кем-нибудь, в играх, в школе и т.д. Вот некоторые из этих правил: "Смеяться следует умеренно, но ни в коем случае не "ржати"; "Нельзя почесывать часто голову"; "Не следует руки под бока подпирати"; "Локтей на стол не класть"; "По окончании школьных занятий чинно выходить из школы, не бежать "подобно неистовым коням"; "Дома чинно, усердно и без "роптания" выполнять задания".

Весьма плодотворной в этот период была теоретическая и практическая деятельность выходца из Беларуси Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1664 г. при Спасском монастыре им была открыта греко-латинская школа повышенного типа. И 1667 г.- он был назначен учителем детей царя Алексея Михайловича; Алексея, Федора и Софьи, с 1679 г. наблюдал за воспитанием Петра I. С. Полоцкий был инициатором создания Славяно-греко-латинской академии первого высшего учебного заведения в Москве. Он составил устав академии, который был ориентирован на программу европейского университета, В ней должны были готовить православных священников, государственных служащих, преподавателей. Академия была открыта в 1687 г., уже после смерти С.Полоцкого. Свои педагогические мысли С.Полоцкий изложил в учебных книгах: "Псалтырь рифмованная", "Ветроград многоцветный", "Букварь языка словенска". Считал, что основную роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда, родители и учителя. Пытался ответить на вопрос, почему у хороших родителей бывают плохие дети, и давал ответ: причина - чрезмерная любовь матери, нетребовательность отца, взаимное попустительство. Огромное значение в воспитании придавал словам: "Ребенка легко склонить к доброму или злому ... с помощью слов".


2. Педагогическая мысль в России XVIII в.


2.1 Реформы первой половины XVIII в. в области просвещения. Педагогическая деятельность М.В.Ломоносова


XVIII век, вошедший в историю как век Просвещения, имел особое значение для России. Происходит значительное событие - открытие первых светских государственных школ. Вначале эти школы имели практическую направленность: школа математических и навигационных наук (1701), пушкарская школа (1701), хирургическая школа (1707), артиллерийская школа (1712) и др. В 1714 г. принимается указ об открытии первых государственных общеобразовательных школ. Это были цифирные школы для обучения детей грамоте, письму и арифметике, элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. В 1725 г. в Петербурге учреждается Академия наук. В целях подготовки ученых при академии создается два учебных заведения – университет и гимназия. Важным событием в развитии школьного дела было также открытие в 1755 г. в Москве университета и университетских гимназий. Большой вклад в развитие университетского образования внес М.В.Ломоносов.

Михаил Васильевич Ломоносов

(1711-1765). Первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель. Был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в России XVIII в. В 1741 г. М.В.Ломоносов становится адъюнктом Академии наук, а в 1745 г. - профессором химии и в дальнейшем академиком. Ведя борьбу с религиозным мировоззрением, М.В.Ломоносов явился создателем русской классической философии. С именем М.В. Ломоносова связано создание русского литературного языка. Он был первым академиком, начавшим читать лекции по физике и писать свои научные труды на русском языке. С 1753 г. М.В.Ломоносов становится во главе академического университета и гимназии, развернувших с этого времени большую работу по подготовке русских ученых. Им были разработаны учебный план гимназии и распорядок работы университета, созданы принципы и методы обучения в этих учебных заведениях. Для гимназии и университета М.В.Ломоносов написал ряд учебников. В 1748 г. была издана его "Риторика", в 1755 г. - "Российская грамматика", которые в течение 50 лет являлись лучшими учебными руководствами русской общеобразовательной школы. Книги были глубоко патриотичными. "Грамматика" прославляла богатство, глубину содержания и многосторонность русского языка. "Риторика" устанавливала более правильный взгляд на роль красноречия: человек должен обладать красноречием для того, чтобы прославлять величие своей родины, говорить о любви к своему отечеству. В воспитании М.В.Ломоносов исходил из принципов гуманизма и народности и высоко ценил общечеловеческую нравственность. В нравственности особо выделял патриотизм, милосердие, трудолюбие. Выступал против таких пороков, как леность, лицемерие, упрямство, самохвальство. В 1755 г. открывается Московский университет, при котором в 1779 г. учреждается первая педагогическая (учительская) семинария. С 1804 г. в России при университетах стали открываться педагогические институты (при Московском - в 1804 , при Харьковском - в 1811, при Казанском - в 1812). В 1816 г. как самостоятельное учебное заведение в Петербурге был открыт Главный педагогический институт, где обучалось около 100 студентом в точение шести лет. В нем преподавалась теоретическая педагогика и осуществлялась практическая подготовка в форме прохождения студентами педагогической практики в гимназиях, городских и уездных училищах. 28 января 1840 г. в Петербургском главном педагогическом институте впервые в России создается кафедра педагогики. 5 ноября 1850 г. принимается решение об открытии кафедр педагогики в Санкт-Петербургском, Московском, Харьковском, Св. Владимира и Казанском университетах.


2.2 Создание государственной системы образования


Вклад в развитие педагогики И.И.Бецкого, Ф.И.Янковича, И.И.Новикова. В эпоху правления Екатерины II предпринимается попытка создания государственной системы образования и изменения постановки учебно-воспитательной работы в существующих учреждениях образования. Активное участие в этом деле принимал И.И.Бецкой.

Иван Иванович Бецкой (1704-1795). Родился в Стокгольме, был сыном фельдмаршала князя Ю.Н.Трубецкого, который тогда был в плену у шведов. Учился в Копенгагенском кадетском корпусе. В 40-х гг. служил в Петербурге в Коллегии иностранных дел, в 1747 г. вышел в отставку. Жил за границей, где познакомился с идеями Дж.Локка, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо, К.А.Гельвеция. В 1762 г. был вызван Екатериной и из-за границы в Петербург и привлечен к созданию системы воспитательно-образовательных учреждений. Спустя два года И.И.Бецкой представил на рассмотрение императрицы документ "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества", в котором изложил свою концепцию воспитания молодого поколения. Суть се заключалась в следующем. России нужны просвещенные, законопослушные, преданные монарху подданные. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей любовь к Отечеству, унижение к существующему правопорядку, трудолюбие. Воспитание должно осуществляться не в семье, а в закрытых учебных заведениях, созданных по сословному принципу.

И.И.Бецкой надеялся посредством воспитания создать "новую породу людей" (гуманных дворян, купцом, ремесленников) с целью сглаживания противоречий в обществе. Условием формирования первого поколения "новых людей" он считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества, его предрассудков и пороков. С этой целью в 60-70-е гг. в Москве и Петербурге создается система закрытых учебно-воспитательных учреждений сословного характера для детей от 5-6 до 17-20 лет. По проектам И.И.Бецкого были открыты: воспитательное училище в Петербурге при Академии художеств для мальчиков всякого звания, кроме крепостных; коммерческое училище в Москве, готовящее "новую породу" русских купцов; воспитательные дома в Москве и Петербурге, а затем в ряде губернских городов для "незаконнорожденных" детей.

Особое внимание И.И.Бецкой уделял женскому воспитанию. Он способствовал открытию первого женского образовательно-воспитательного учреждения в окрестностях Петербурга (у деревни Смольной) - Смольного института благородных девиц на 200 учениц. В институт принимались дочери дворян в возрасте 6 лет, которые воспитывались там до 18-летнего возраста. Главными предметами обучения были французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность; изучались танцы, музыка, рукоделие, различные виды домоводства. Классные дамы приучали девиц к светским манерам, умению красиво одеваться, принимать гостей.

И.И.Бецкой издал специальное руководство для воспитателей по вопросам ухода за детьми и их воспитания под названием "Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества". В уставах отдельных воспитательных заведений, инструкциях их воспитателям И.И.Бецкой, ставя нравственное воспитание выше обучения, настаивал на том, чтобы воспитатели подавали детям хорошие примеры, не докучали им наставлениями, видели свою задачу в том, чтобы сохранять в детях "веселость, вольные действия души и приятное учтивство".

И.И.Бецкой отрицательно относился к физическим наказаниям, говорил, что дети под влиянием наказаний становятся мстительными, притворными, нечувствительными, приучаются ко лжи и ожесточаются. Для Московского воспитательного дома, подчеркивал он, следует ввести незыблемое правило: "Единожды навсегда ввести в сей Дом неподвижный закон и строго утвердить - никогда и ни за что не бить детей". Касаясь обучения детей, И.И.Бецкой говорит, что оно должно сообразовываться со склонностями и охотой воспитанника: "Ибо давно доказано, что не преуспевает он ни в чем том, чему будет прилежать поневоле, а не по своему желанию".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6