Развитие педагогической мысли в России и Беларуси
Развитие педагогической мысли в России и Беларуси
Развитие
педагогической мысли в России и Беларуси
Содержание
1.
Воспитание
и обучение в Киевской Руси (Х-ХШ вв.), Московском и Русском государстве (XIV-XV1I
вв.)
1.1
Воспитание
и школа в Киевской Руси. Памятники педагогической литературы Х1-ХШ вв.
1.2 Просвещение, школа и педагогическая мысль в Московском и Русском государстве в XIV-XVII вв.
2.
Педагогическая
мысль в России XVIII в.
2.1
Реформы
первой половины XVIII в. в области просвещения. Педагогическая деятельность
М.В. Ломоносова
2.2
Создание
государственной системы образования. Вклад в развитие педагогики И.И. Бецкого,
Ф.И. Янковича, Н.И. Новикова
3.
Педагогические
идеи российских педагогов XIX в.
3.1
Общественно-педагогические
движение в России во второй половине XIX в.
3.2
Классики
российской педагогики XIX в. (К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, Л.Н. Толстой,
П.Ф.Лесгафт, В.П.Острогорский, П.Ф. Каптерев) и их вклад в развитие
педагогической науки
4.
Педагогика
советского периода
4.1
Официальная
педагогика в 20-30-е гг. XX в
4.2
Представители
творческой педагогики советского периода (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинский) и их роль в обогащении теории и практики воспитания
4.3
Российские
педагоги 60-90-х гг. XX в. и проблематика их научных исследований
5.
Развитие
педагогической мысли в Беларуси
5.1
Первые
письменные педагогические источники на Беларуси (XII-XIII вв.) и дальнейшее
развитие педагогической мысли в XIV-XVII вв.
5.2
Педагогическая
мысль в Беларуси в XVIII-XIX вв. Вклад в развитие педагогических идей
ученых-методистов и деятелей белорусской культуры (К.И. Тихомиров, Ф.А. Кудринский
Д.А. Сцепуро, А.Е. Богданович, Тётка, Я. Колас)
5.3
Белорусские
педагоги XX в. и их исследования в области обучения и воспитания
Список
использованных источников
воспитание педагогический
реформа методист
1.
Воспитание и обучение в Киевской Руси (Х-ХШ вв.), Московском и Русском
государстве (XIV-XV1I вв.)
1.1 Воспитание и школа в Киевской Руси. Памятники
педагогической литературы XI-XIII вв.
На рубеже VIII-IX вв. возникло раннефеодальное государство с
центром в Киеве, просуществовавшее до монголо-татарского нашествия (XIII-XV вв.). Был образован
мощный политический союз, объединивший под властью киевских князей
многочисленные славянские племена от Карпат до Урала. В киевский период
произошло становление древнерусской народности и государственности, в качестве
официальной религии было принято православие (988), что наложило свой отпечаток
на воспитание и образование. В результате на Руси оформился особый замкнутый
культурный мир, отличающийся языковой изолированностью (была распространена азбука
Кирилла и Мефодия на основе греческого алфавита с учетом звуков славянского
языка). Латинский и греческий языки не получили развития в качестве языков
богослужения и науки. Древнерусское государство не унаследовало ни традиций
античного образования, ни систему светского воспитания, сложившуюся в Византии.
Главным очагом воспитания и обучения была семья. Церковь
контролировала домашнее воспитание. Как правило, в богатые семьи в качестве
домашних учителей приглашались священники. Важнейшей стороной воспитания
ребенка было его приобщение к православию. Родители должны были воспитывать
детей в строгости и "страхе Божьем". Дети простых людей приучались к
сельскохозяйственному труду, работе по дому. Их отдавали к мастерам учиться
ремеслу, где наряду с этим обучали чтению, письму, церковному пению. Начальное
обучение осуществляли также мастера грамоты - люди, которые занимались
обучением детей, часто совмещая педагогическую деятельность с другой
профессией. Учителями грамоты были монахи, принадлежащие к низшему духовенству
(дьячки, певчие), а также светские лица. Грамоте обучали следующим образом:
сначала учили писать и произносить буквы, затем читать молитвы по Псалтырю.
Тексты псалмов заучивались наизусть и пелись. На занятиях по математике изучали
четыре арифметических действия.
Вторая ступень обучения на Руси традиционно называлась "школы учения
книжного". В XI—XIII вв. были открыты по всей Руси при княжеских дворах, церквах,
монастырях, как мужские, так и женские. После принятия христианства князь
Владимир приказал брать у знатных людей их детей и отдавать "на учение
книжное". Сын Владимира Ярослав в 1028 г. в Новгороде собрал 300 детей
старост и попов, чтобы "учить их книгам" и утверждал: "Велика
бывает польза от учения книжного". Сам князь Владимир чрезвычайно любил
чтение и книги, свободно переводил тексты с греческого на славянский. Любитель
книг Ярослав, прозванный Мудрым, основал первую библиотеку на Руси (в Софийском
Киевском соборе). Святослав Ярославич Черниговский был образованнейшим
человеком; с его именем связан замечательный памятник русской культуры -
"Изборник". Всеволод Ярославич знал мять языков, кроме родного,
греческий, латинский, немецкий, венгерский, польский. Дочь Ярослава - Анна,
вышедшая замуж за французского короля, читала и писала как на русском, так и на
латинском языке, тогда как ее муж был неграмотен. Весьма начитанным и
образованным для своего времени был сын Всеволода - Владимир Мономах.
В XI-XI1 вв. на Руси появляется ряд книг (сборников), в которых
освещаются вопросы обучения и воспитания. Так, в упомянутом выше "Изборнике
Святослава" (1073) помещено наставление детям одного греческого
придворного и его жены. Книга содержала элементы знаний, входивших в курс семи
свободных искусств, а также круг христианских идей и представлений через
помещенные в ней рассказы из Библии, отрывки из произведений христианского
проповедника Иоанна Златоуста. Помимо религиозно-нравственных сентенций в
подобной воспитательной литературе обосновывалась необходимость суровой
дисциплины и телесных наказаний.
Оригинальный педагогический памятник XII в. - "Поучение
князя Владимира Мономаха детям" (1096), который представляет собой
своеобразный свод правил нравственного воспитания того времени. В
"Поучении" выделяются три основные линии: а) призыв быть гуманным по
отношению к своим подданным, почтительным к старшим; б) быть патриотом сноси
страны, защищать ее единство, быть деятельным, трудолюбивым, храбрым и борьбе с
врагом; в) любить пауку, почитать книжное знание. Богу надо угождать, писал
Владимир Мономах, не отшельничеством, не постом, а добрыми делами. Достойными
подражания В.Мономах называл тех, кто "владел умением книжным".
1.2 Просвещение, школа и педагогическая мысль в Московском и
Русском государстве в XIV-XVII вв.
Педагогическая мысль средневековой Руси XIV-XVI вв. была направлена
прежде всего на проблемы воспитания. Сведения об идеалах, программе воспитания,
его формах и методах содержались в ряде письменных памятников этого периода.
Так, в сборнике афоризмов "Пчела" собраны морально-этические правила
жизни: "Учение имеет корень горький, а плод сладкий", "Копающий
яму под ближним своим - упадет в нее", "Уча учи поступкам, а не
словам". Важным свидетельством быта и воспитания средневековой Руси служит
"Домострой" - книга наставлений и советов ремесленно-купеческому
городскому люду, в которой ряд разделов посвящен воспитанию: "Наставление
отца сыну", "Как дочерей воспитывать", "Как детей
учить", "Как детям отца и мать любить" и др.
В 1574 г. появляется первая печатная "Азбука", созданная
основателем книгопечатания Иваном Федоровым (1510-1583). Эта книга содержала
усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику. Автор
подобрал ряд текстов для закрепления и развития навыков чтения и письма,
поместил в книге молитвы и наставления о том, как учить детей:
"Насильственное учение не может быть твердым, но то, что приходит с
радостью и весельем, закрепляется прочно".
Социально-экономическое развитие России во II половине XVII в. оказало влияние на
рост и распространение грамотности и светских знаний. В этот период появляется
большое число рукописных книг -азбуковников. Часть из них представляла собой
"энциклопедические словари", которые в алфавитном порядке давали
разъяснение ряда слов, особенно иностранного происхождения. Второй вид азбуковников
включал в себя курс славянской грамматики, полный курс арифметики,
религиозно-нравственные поучения. С середины XVII в. начинают появляться
печатные буквари.
К XVII в. относится чрезвычайно интересный памятник педагогики - труд Епифания
Славинецкого (1600-1675) "Гражданство обычаев детских". Книга
представляет собой сборник "благолепных обычаев", изложенных в
вопросах и ответах (всего 163 правила). Очень подробно даются указания, как правильно
держать себя детям за столом, при встрече с кем-нибудь, в играх, в школе и т.д.
Вот некоторые из этих правил: "Смеяться следует умеренно, но ни в коем
случае не "ржати"; "Нельзя почесывать часто голову";
"Не следует руки под бока подпирати"; "Локтей на стол не класть";
"По окончании школьных занятий чинно выходить из школы, не бежать
"подобно неистовым коням"; "Дома чинно, усердно и без
"роптания" выполнять задания".
Весьма плодотворной в этот период была теоретическая и
практическая деятельность выходца из Беларуси Симеона Полоцкого (1629-1680). В
1664 г. при Спасском монастыре им была открыта греко-латинская школа
повышенного типа. И 1667 г.- он был назначен учителем детей царя Алексея
Михайловича; Алексея, Федора и Софьи, с 1679 г. наблюдал за воспитанием Петра I. С. Полоцкий был
инициатором создания Славяно-греко-латинской академии первого высшего учебного
заведения в Москве. Он составил устав академии, который был ориентирован на
программу европейского университета, В ней должны были готовить православных
священников, государственных служащих, преподавателей. Академия была открыта в
1687 г., уже после смерти С.Полоцкого. Свои педагогические мысли С.Полоцкий
изложил в учебных книгах: "Псалтырь рифмованная", "Ветроград
многоцветный", "Букварь языка словенска". Считал, что основную
роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда,
родители и учителя. Пытался ответить на вопрос, почему у хороших родителей
бывают плохие дети, и давал ответ: причина - чрезмерная любовь матери,
нетребовательность отца, взаимное попустительство. Огромное значение в
воспитании придавал словам: "Ребенка легко склонить к доброму или злому
... с помощью слов".
2. Педагогическая мысль в России XVIII в.
2.1 Реформы первой половины XVIII в. в области
просвещения. Педагогическая деятельность М.В.Ломоносова
XVIII век, вошедший в историю как век Просвещения, имел особое значение
для России. Происходит значительное событие - открытие первых светских
государственных школ. Вначале эти школы имели практическую направленность:
школа математических и навигационных наук (1701), пушкарская школа (1701),
хирургическая школа (1707), артиллерийская школа (1712) и др. В 1714 г.
принимается указ об открытии первых государственных общеобразовательных школ.
Это были цифирные школы для обучения детей грамоте, письму и арифметике, элементарным
сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. В 1725 г. в Петербурге
учреждается Академия наук. В целях подготовки ученых при академии создается два
учебных заведения – университет и гимназия. Важным событием в развитии
школьного дела было также открытие в 1755 г. в Москве университета и
университетских гимназий. Большой вклад в развитие университетского образования
внес М.В.Ломоносов.
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765). Первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт,
философ, художник, историк, просветитель. Был инициатором разнообразных
научных, технических и культурных начинаний в России XVIII в. В 1741 г.
М.В.Ломоносов становится адъюнктом Академии наук, а в 1745 г. - профессором
химии и в дальнейшем академиком. Ведя борьбу с религиозным мировоззрением,
М.В.Ломоносов явился создателем русской классической философии. С именем М.В. Ломоносова связано создание русского
литературного языка. Он был первым академиком, начавшим читать лекции по физике
и писать свои научные труды на русском языке. С 1753 г. М.В.Ломоносов
становится во главе академического университета и гимназии, развернувших с
этого времени большую работу по подготовке русских ученых. Им были разработаны
учебный план гимназии и распорядок работы университета, созданы принципы и методы
обучения в этих учебных заведениях. Для гимназии и университета М.В.Ломоносов написал ряд учебников. В
1748 г. была издана его "Риторика", в 1755 г. - "Российская
грамматика", которые в течение 50 лет являлись лучшими учебными
руководствами русской общеобразовательной школы. Книги были глубоко
патриотичными. "Грамматика" прославляла богатство, глубину содержания
и многосторонность русского языка. "Риторика" устанавливала более
правильный взгляд на роль красноречия: человек должен обладать красноречием для
того, чтобы прославлять величие своей родины, говорить о любви к своему
отечеству. В воспитании М.В.Ломоносов исходил из принципов гуманизма и
народности и высоко ценил общечеловеческую нравственность. В нравственности
особо выделял патриотизм, милосердие, трудолюбие. Выступал против таких
пороков, как леность, лицемерие, упрямство, самохвальство. В 1755 г. открывается Московский университет, при
котором в 1779 г. учреждается первая педагогическая (учительская) семинария. С
1804 г. в России при университетах стали открываться педагогические институты (при
Московском - в 1804 , при Харьковском - в 1811, при Казанском - в 1812). В 1816
г. как самостоятельное учебное заведение в Петербурге был открыт Главный
педагогический институт, где обучалось около 100 студентом в точение шести лет.
В нем преподавалась теоретическая педагогика и осуществлялась практическая
подготовка в форме прохождения студентами педагогической практики в гимназиях,
городских и уездных училищах. 28 января 1840 г. в Петербургском главном
педагогическом институте впервые в России создается кафедра педагогики. 5
ноября 1850 г. принимается решение об открытии кафедр педагогики в
Санкт-Петербургском, Московском, Харьковском, Св. Владимира и Казанском
университетах.
2.2 Создание государственной системы образования
Вклад в развитие педагогики И.И.Бецкого, Ф.И.Янковича, И.И.Новикова. В
эпоху правления Екатерины II предпринимается попытка создания государственной
системы образования и изменения постановки учебно-воспитательной работы в
существующих учреждениях образования. Активное участие в этом деле принимал
И.И.Бецкой.
Иван Иванович Бецкой (1704-1795). Родился в Стокгольме, был сыном
фельдмаршала князя Ю.Н.Трубецкого, который тогда был в плену у шведов. Учился в
Копенгагенском кадетском корпусе. В 40-х гг. служил в Петербурге в Коллегии
иностранных дел, в 1747 г. вышел в отставку. Жил за границей, где познакомился
с идеями Дж.Локка, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо, К.А.Гельвеция. В 1762 г. был вызван
Екатериной и из-за границы в Петербург и привлечен к созданию системы
воспитательно-образовательных учреждений. Спустя два года И.И.Бецкой представил
на рассмотрение императрицы документ "Генеральное учреждение о воспитании
обоего пола юношества", в котором изложил свою концепцию воспитания
молодого поколения. Суть се заключалась в следующем. России нужны просвещенные,
законопослушные, преданные монарху подданные. Необходимо с раннего детства
воспитывать у детей любовь к Отечеству, унижение к существующему правопорядку,
трудолюбие. Воспитание должно осуществляться не в семье, а в закрытых учебных
заведениях, созданных по сословному принципу.
И.И.Бецкой надеялся посредством воспитания создать "новую
породу людей" (гуманных дворян, купцом, ремесленников) с целью сглаживания
противоречий в обществе. Условием формирования первого поколения "новых
людей" он считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния
общества, его предрассудков и пороков. С этой целью в 60-70-е гг. в Москве и
Петербурге создается система закрытых учебно-воспитательных учреждений
сословного характера для детей от 5-6 до 17-20 лет. По проектам И.И.Бецкого
были открыты: воспитательное училище в Петербурге при Академии художеств для
мальчиков всякого звания, кроме крепостных; коммерческое училище в Москве,
готовящее "новую породу" русских купцов; воспитательные дома в Москве
и Петербурге, а затем в ряде губернских городов для
"незаконнорожденных" детей.
Особое внимание И.И.Бецкой уделял женскому воспитанию. Он
способствовал открытию первого женского образовательно-воспитательного
учреждения в окрестностях Петербурга (у деревни Смольной) - Смольного института
благородных девиц на 200 учениц. В институт принимались дочери дворян в
возрасте 6 лет, которые воспитывались там до 18-летнего возраста. Главными
предметами обучения были французский язык, арифметика, рисование, история,
география, словесность; изучались танцы, музыка, рукоделие, различные виды
домоводства. Классные дамы приучали девиц к светским манерам, умению красиво
одеваться, принимать гостей.
И.И.Бецкой издал специальное руководство для воспитателей по
вопросам ухода за детьми и их воспитания под названием "Краткое
наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями
о воспитании детей от рождения до юношества". В уставах отдельных
воспитательных заведений, инструкциях их воспитателям И.И.Бецкой, ставя
нравственное воспитание выше обучения, настаивал на том, чтобы воспитатели
подавали детям хорошие примеры, не докучали им наставлениями, видели свою
задачу в том, чтобы сохранять в детях "веселость, вольные действия души и
приятное учтивство".
И.И.Бецкой отрицательно относился к физическим наказаниям,
говорил, что дети под влиянием наказаний становятся мстительными, притворными,
нечувствительными, приучаются ко лжи и ожесточаются. Для Московского
воспитательного дома, подчеркивал он, следует ввести незыблемое правило:
"Единожды навсегда ввести в сей Дом неподвижный закон и строго утвердить -
никогда и ни за что не бить детей". Касаясь обучения детей, И.И.Бецкой
говорит, что оно должно сообразовываться со склонностями и охотой воспитанника:
"Ибо давно доказано, что не преуспевает он ни в чем том, чему будет
прилежать поневоле, а не по своему желанию".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|