бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие педагогической мысли в России и Беларуси бесплатно рефераты

В 1782-1786 гг. в России осуществляется школьная реформа, основная цель которой - открытие учебных заведений для третьего сословия. В целях подготовки реформы создается правительственная Комиссия об учреждении народных училищ, В работе которой деятельное участие принимал Ф.И.Янкович.

Федор Иванович Янкович де Мариево (1741-1814). Серб по происхождению. Получил юридическое образование и Венском университете, был последователем Я.Л.Коменского. В Россию приглашен Екатериной II по рекомендации австрийского императора. В 1782 г. при активном участии Ф.И.Янковича в Петербурге открывается Главное народное училище, ставшее учебным заведением типа учительской семинарии, в котором готовились учителя для будущих народных училищ. Уже к началу XIXв. учительская семинария выпустила более 300 человек народных учителей.

В 1786 г. правительством был опубликован подготовленный комиссией "Устав народным училищам в Российской империи", согласно которому в городах разрешалось открывать малые (с двухлетним курсом) и главные (с пятилетним курсом обучения) народные училища. К концу XVIIIв. в России открылось 315 малых и главных училищ с общим количеством учащихся около 20 000 человек; в них работало 790 учителей. Учебная работа во вновь созданных училищах проводилась на основе принципов и методов, разработанных Ф.И.Янковичем совместно с учеными Академии наук и Московского университета. Было написано серьезное дидактическое пособие "Руководство учителям народных училищ", в котором имелись указания, касающиеся всех сторон школьной работы.

В качестве организационной формы учебной работы Ф.И.Янкович вводил классно-урочную (вместо индивидуальной) систему обучения. Для коллективной работы учителя с классом рекомендовал следующие методы обучения. Совокупное или коллективное чтение. В классе должна читаться учителем или вызванным учеником учебная книга, которую имеют все ученики. Совокупное наставление, т.е. объяснение учителем прочитанного материала. Таблицы, т.е. составление планов, тезисов, конспектирование текстов учебника, Изображение начальными буквами, т.е. изображение на доске или в тетради определения или правила начальными буквами тех СЛОВ, которые составляют это правило. Это был мнемонический прием, облегчающий запоминание. Вопрошение, т.е. опрос учащихся; при этом учителю рекомендовалось, спрашивая учеников, выяснять, поняли ли они его объяснения. В пособии говорилось, что учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. "Руководство" считалось официальной дидактикой, разработанной Комиссией народных училищ, учителям предписывалось строго выполнять все рекомендации этой книги, не отступая от них ни в чем.

Известным представителем общественно-педагогического движения второй половины XVIIIв. был Н.И.Новиков.

Николай Иванович Новиков (1744-1818). Выдающийся русский просветитель-педагог, книгоиздатель, писатель-публицист. Возглавил в Петербурге общественное движение по организации независимых от царской власти народных училищ и создание школ для детей непривилегированного населения. В своих сатирических журналах "Трутень" и "Живописец" помещал статьи на педагогические темы, привлекая внимание общественности к вопросам воспитания. За деятельность, направленную на разоблачение "носителей пороков" и в первую очередь дворянство, чиновничество, придворных, а иногда и царицу, Н.И.Новикова обвинили в вольнодумстве и заточили на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость, из которой он был выпущен в 1796 г. Павлом I.

Н.И.Новиков был создателем и редактором первого в России детского журнала "Детское чтение для сердца и разума", издание которого затем передал известному историку Н.М.Карамзину. Целью воспитания Н.И.Новиков считал формирование активной добродетельной личности и призывал людей к нравственному самосовершенствованию, считая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными. Полагал, что задачу воспитания юношества должно взять на себя общество. Считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях, воспитывать любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину.

В журнале "Прибавлений к Московским ведомостям" Н.И. Новиков напечатал статью "О воспитании и наставлении детей". В ней автор призывал к разработке педагогики как теории воспитания, утверждал, что есть уже "довольно материалом для сии науки, которую можно назвать педагогикой". Таким образом, Н.И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой и подчеркнул, что она "есть особенно тонкая наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка".


3. Педагогические идеи российских педагогов XIX в.


3.1 Общественно-педагогическое движение в России во второй половине XIX в.


Наиболее значительное развитие школы и педагогики в России Нового времени пришлось на вторую половину XIX в. - эпоху важных социальных реформ, предпринятых в ходе отмены крепостной зависимости крестьянства. В обществе широко распространялся взгляд на просвещение как на способ изменения условий жизни. В педагогике нарастало внимание к отдельной личности. Как необходимое условие для выработки принципов воспитания и обучения рассматривалось изучение характера, быта, потребностей народных низов. В этот период в России развернулось мощное общественно-педагогическое движение. Борьба против сословной школы и за утверждение светскости образования, догматизма и схоластики, зубрежки и муштры, за образование женщин, уважительное отношение к личности ребенка, разработка на прогрессивных началах дидактических вопросов, требование широкой сети народных школ — таковы были важнейшие вопросы, выдвинутые русской прогрессивной педагогикой 60-х гг. XIX в.

Под влиянием общественно-педагогического движения в эти годы развивается педагогическая журналистика и издаются журналы: "Учитель", "Журнал для воспитания", "Русский педагогический вестник", "Журнал Министерства народного просвещения", "Педагогическим сборник", "Журнал для родителей и наставников" и др. Вопросы воспитания и народного образования освещались также литературными, политическими и профессиональными журналами. Например, в "Современнике" – журнале революционно-демократического направления были помещены статьи педагогического содержания Н.Г.Чернышевского (1828-1889) "Заметки в журналах", "Научились ли?" и Н.А. Добролюбова (1836-1861) "О значении авторитета в воспитании", "Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами".

В 1856 г. в журнале "Морской сборник" печатается статья известного русского хирурга Н.И.Пирогова (1810-1881) под названием "Вопросы жизни", которая имела значительный отклик в педагогических и общественных кругах, пробудив, как писал К.Д.Ушинский, "спавшую педагогическую мысль". В статье поднималась проблема общечеловеческого воспитания, цель которого автор видел в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором: "Быть человеком - вот к чему должно вести воспитание". Будучи попечителем Одесского и Киевского учебных округов, Н.И.Пирогов проявил себя сторонником и участником прогрессивных преобразований в системе просвещения. Он настаивал на либеральных, коллегиальных началах управления учебными заведениями, выступал против регламентации сверху программ обучения. В статье "Нужно ли сечь детей" осуждал применение телесных наказаний, доказывал антипедагогичность применения розг, считая, что это "уничтожает в ребенке стыд".


3.2 Классики российской педагогики XIX в. (К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, В.П. Острогорский, П.Ф. Каптерев) и их вклад в развитие педагогической науки


Вторая половина XIX в. была порой расцвета русской педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Основатель научной педагогики в России, опирающийся на идею народности. Как писал один из его последователей Л.Н.Модзалевский, "Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор". Родился К.Д.Ушинский в Туле в семье небогатого дворянина. Детство провел в усадьбе отца, расположенной вблизи города Новгород-Северска Черниговской губернии. Среднее образование получил, обучаясь в Новгород-Северской гимназии. В 1840 г. поступил на юридический факультет Московского университета, который блестяще закончил в 1844 г. В течение двух лет готовился к профессорскому званию и в возрасте 22 лет был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных паук (финансовое право, государственное право, элементы наук о хозяйстве) в Ярославском Демидовском юридическом лицее, в котором проработал 3 года.

После европейских революций 1848 г., опасаясь распространения в России революционных идей, царское правительство усилило репрессии. Профессорам всех высших учебных заведений было предписано представлять конспекты предстоящих лекций па просмотр ректорам. К.Д.Ушинский отказался выполнить это требование, считая, что учебную деятельность и преподавание в высших учебных заведениях нельзя связывать с такими формальностями. В 1849 г. К.Д.Ушинский был уволен из числа профессоров за "прогрессивные убеждения". Нуждаясь материально, он устраивается на службу мелким чиновником в министерство внутренних дел, которая, однако, его не удовлетворяла. Несколько скрасила эти годы работа в журналах "Современник" и "Библиотека для чтения", где он помещал переводы с английского, рефераты статей, обозрения материалов, опубликованных в иностранных журналах. Однако после того, как К.Д.Ушинский однажды резко отозвался о своем начальнике графе Д.А.Толстом, службу в департаменте пришлось оставить. В 1854 г. К.Д.Ушинскому удалось получить назначение инспектором Гатчинского сиротского института. Здесь он нашел запечатанную несколько лет назад библиотеку известного русского педагога Гугеля, добился ее открытия и с увлечением перечитал находившиеся в ней произведения крупнейших западноевропейских педагогов. Под впечатлением прочитанного К.Д.Ушинский пишет ряд статей: "О пользе педагогической литературы" (1857), "О народности в общественном воспитании" (1857), "Три элемента школы" (1858) и др.

В 1859 г. К.Д.Ушинский, уже пользовавшийся славой лучшего педагога, был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. В этом учреждении, тесно связанном с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы. Девушек воспитывали в духе христианской морали, давали мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер. К.Д.Ушинский, невзирая на противодействия реакционных педагогов, смело пропел реформу института: привлек для преподавания видных педагогов-методистов (В.И.Водовозова - по литературе, Д.Д.Семенона - по истории и др.); разработал новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки; широко использовал наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. Для подготовки воспитанниц к трудовой деятельности, сверх общеобразовательных семи классов, был введен двухлетний педагогический класс. В первый год воспитанницы изучали педагогику и методику, второй был посвящен педагогической практике.

В это же время К.Д.Ушинским была составлена хрестоматия по русскому языку "Детский мир" (1861) в двух частях для преподавания в младших классах. В 1860-1861 гг. К.Д.Ушинский редактировал "Журнал Министерства народного просвещения". Он совершенно изменил его программу, превратив малоинтересный официальный ведомственный орган в научно-педагогический журнал. В эти годы он поместил в нем свои статьи "Труд в его психическом и воспитательном значении", "Родное слово", "Проект учительской семинарии".

Короткий период либеральных веяний в правительственных кругах скоро сменился реакцией. Против К.Д.Ушинского выступила начальница института, священник и уволенные им учителя, обвинив его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. К.Д.Ушинский был уволен из Смольного института. Царское правительство, чтобы завуалировать незаконное отстранение К.Д.Ушинского от работы, направило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. В середине мая 1862 г. К.Д.Ушинский переезжает с семьей за границу, а в августе уже приступает к выполнению задания: в Берне посещает женское училище Фрелиха, знакомится с учительской семинарией Рюга в Мюнхене, изучает работу женского городского училища в Цюрихе. По продлении командировки в 1863 г. знакомится с высшими женскими школами и сиротским домом в Карлсруэ, изучает постановку воспитания и обучения в женском и мужском институтах в Корнтале, осматривает женскую семинарию в Людвигсбурге. В поездке по Швейцарии изучает постановку начального обучения. Итоги своей работы он отразил в заметках "Отчет командированного для осмотра заграничных женских учебных заведений коллежского советника К.Д.Ушинского" и письмах "Педагогическая поездка по Швейцарии".

Во время пребывания за границей К.Д.Ушинский работает над составлением книги для классного чтения "Родное слово" и методического руководства к ней, готовит к печати два тома своего главного психолого-педагогического труда "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" и собирает материал для третьего тома. После возвращения в Россию (1867) прожил недолго: умер 22 декабря 1870 г., похоронен в Киеве па территории Выдубецкого монастыря. В чем же конкретно выражается педагогическое наследие К.Д.Ушинского?

К.Д.Ушинский первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук (науки о происхождении и эволюции человека), к которым он относил анатомию, физиологию, психологию человека, логику, философию, географию, статистику, политическую экономию, историю. В этих пауках, считал К.Д.Ушинский, обнаруживается совокупность "свойств предмета воспитания, то есть человека" На особое место в числе указанных наук ставилась психология. При этом К.Д.Ушинский разделял тезис других ученых о первостепенности внешнего воздействия в развитии психики и человека в целом. Ученый осознавал необходимость философского осмысления педагогики: "Основанием воспитания должна служить и руководить философская идея". К.Д.Ушинский принадлежит к числу тех великих педагогов, кто не только заявил о существовании закономерностей воспитания, но и попытался объяснить их. Знание законов воспитания ставилось в зависимость от познания человека во всех его проявлениях: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".

Идея общественного смысла воспитания ярко проявляется у К.Д.Ушинского в принципе народности. Это стержень его педагогической концепции. В наиболее общем виде идея народности означала для педагога объективную потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличительными национальными чертами и творческими проявлениями: "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах..." В русской школе принцип народности, по мнению К.Д.Ушинского, должен быть реализован через идею патриотизма русского народа и приоритет родного языка как предмета школьного образования. Не менее важное место в трактовке принципа народности педагог отводит идее труда как ведупцего фактора развития личности. В подготовке ребенка к трудовой деятельности он видел вхождение в народную жизнь: "Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутолимую жажду труда".

К.Д.Ушинский поддерживал общемировую традицию классно-урочной системы обучения. Он считал правильным соблюдать определенную регламентацию такой системы: стабильный состав учащихся в классе; твердый порядок проведения занятий по времени и расписанию; занятия преподавателя со всем классом и с отдельными учащимися. Размышляя об уроке как основе классно-урочной системы, К.Д.Ушинский подчеркивал ведущую роль учителя, отмечал необходимость разнообразных форм урока в зависимости от его задач (объяснение нового материала, закрепление, выяснение знаний учащихся и др.). Он разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Общая дидактика занимается базовыми принципами и методами обучения, а частная дидактика использует эти принципы и методы в отношении отдельных учебных дисциплин. В то же время он отмечал, что "дидактика не может перечислить все правила и приемы преподавания..., их практическое применение бесконечно разнообразно и зависит от самого наставника".

Много нового и ценного внес К.Д.Ушинский в теоретическую разработку основных принципов обучения. Принцип наглядности, например, обосновывал, исходя из психологических особенностей детского возраста: "Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще; отсюда - необходимость для детей наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком..." Одним из важнейших принципов педагог считал принцип основательности и прочности обучения: "Следует как можно чаще повторять пройденное с прибавлением нового при каждом повторении". Основополагающими считал также принцип сознательности и активности, принцип посилъности и последовательности, принцип доступности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6