Развитие педагогической мысли в России и Беларуси
Обучение К.Д.Ушинский рассматривал как напряженный труд, который
требует от школьника значительных волевых усилий: "Учение, основанное
только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не
все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силою
воли". К.Д.Ушинский считал необходимым развивать активное внимание, давая
в то же время пищу вниманию пассивному. По вопросу о памяти и запоминании он
делает следующие указания: частым повторением "следует предупреждать
забывание, а не возобновлять забытое". В нравственном воспитании предлагал
отказаться от педагогики "страха", от поддержания школьной дисциплины
путем наград и наказаний. Он советовал воспитывать школьника в атмосфере
здравомыслия и гуманности: "В школе должна царствовать серьезность,
допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без
приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок
без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность".
Василий Иванович Водовозов (1825-1886). Был последователем и продолжателем
идей К.Д.Ушинского. Когда Ушинский был уволен из Смольного института,
В.И.Водовозов в виде протеста подал в отставку. В своей книге "Предметы
обучения в народной школе" (1873) Водовозов изложил психологические основы
методики первоначального обучения и дал ряд ценных указаний для правильной
постановки обучения грамоте и арифметике. Составил "Книгу для
первоначального чтения в народных школах" в двух частях, которая знакомила
учащихся с географией, историей, природой и промыслами России. Им были написаны
также "Русская азбука для детей" и к ней "Наставление для
учителя". В.И.Водовозов протестовал против засилья классицизма в средней
школе и предлагал главными учебными предметами сделать русский язык и
литературу. В методике преподавания литературы он видел средство воспитания
гражданственности, общественности и патриотизма. Широкой известностью
пользовались составленные В.И.Водовозовым "Рассказы из русской
истории".
В методике преподавания особое значение В.И.Водовозов придавал
соблюдению принципов наглядности и последовательности. В связи с этим он писал:
"Мы знаем, что ребенок приобретает представления и понятия лишь после
того, как предмет разносторонне действовал на его чувства. Следовательно, при
всяком объяснении предмета нужно обращаться к чувствам ребенка; преподавание
должно быть наглядным в обширном значении этого слова, то есть следует не
только показывать ребенку предмет, но и давать, где нужно, осязать его,
действовать и на слух, и на обоняние, и на вкус учащихся. Ребенок имеет лишь
понятие о том, что он видел и наблюдал, и только постепенно через скопление
новых наблюдений переходит к новым понятиям".
Лев Николаевич Толстой (1829-1910). Активная педагогическая
деятельность Л.Н. Толстого начинается с 1859 г., когда он открывает в Ясной
Поляне школу для крестьянских детей и продолжается (с перерывами в разное
время) до конца его жизни. В I860 г. Л.Н.Толстой совершает поездку за границу.
Там он знакомится с работой школ Франции, Италии, Бельгии, Англии и Германии.
Школы стран Западной Европы произвели на Л.Н.Толстого отрицательное впечатление.
Отметив в качестве основных недостатков этих школ формализм, педантизм,
отсутствие всякой свободы учащихся, он приходит к выводу, что заимствовать опыт
этих школ нельзя, что в России надо строить школу на иной основе. Такой основой
ему представляется идея свободного воспитания.
Приступив по возвращении из-за границы к занятиям в Яснополянской
школе (1861), Л.Н.Толстой широко экспериментирует постановку работы на основе
этой идеи и в результате достигает значительных успехов: учащиеся охотно посещали
школу, прилежно, с большим интересом занимались в ней, проявляли большую
творческую активность и самостоятельность в работе, прочно овладевали знаниями.
Убежденный в правоте своей позиции, он добивается разрешения на издание журнала
"Ясная Поляна". В первых номерах журнала были помещены статьи
Л.Н.Толстого "О народном образовании", "О свободном
возникновении и развитии школ в народе", "О методах обучения
грамоте" и др. В 70-х гг. Л.Н.Толстой составил "Азбуку" с
книгами для чтения. К каждой из четырех книг приложено руководство для учителя.
В 1875 г. он издал "Новую азбуку", которая пользовалась популярностью
и до конца XIX в. выдержала 30 изданий.
Главный пункт педагогической концепции Л.Н.Толстого - идея
"свободного воспитания". Вслед за Ж.-Ж.Руссо он высказывал убеждение
в совершенстве детской природы, которой воспитание лишь вредит ("Здоровый
ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя ... требованиям безусловной
гармонии"; "Воспитание портит, а не исправляет человека").
Однако толстовское понимание "свободного воспитания" существенно
отличается от руссоистского. Л.Н.Толстой видел свободу не в воспитании вне
цивилизации, а, напротив, - в условиях свободной общественной жизни". Он
утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Задача воспитателей
- оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения. Надо предоставить
ребенку максимальную свободу, покончив с традиционным стилем принуждения и
наказания.
Идеальную школу Л.Н.Толстой представлял себе как свободное
содружество, где одни сообщают знания, а другие свободно воспринимают их.
Ребенок волен, посещать или не посещать школу. Он может в любое время дня
оставить занятия в школе, но может и продолжать их до позднего времени. Всякие
заранее установленные программы и твердое учебное расписание отрицались.
Содержание учебных занятий в школе должно определяться исходя из интересов и
потребностей детей, с которыми учитель обязан считаться и удовлетворять их.
Увлекательной постановкой преподавания он будет возбуждать детские интересы,
активность и прилежание, но в этих целях он не должен прибегать к наказаниям,
приказаниям и другим видам принуждения. Понятно, что идея "свободного
воспитания", явившись своеобразным выражением протеста против основ
крепостнической системы воспитания и педагогики, таила в себе совершенно
неприемлемые стороны: отсутствие распорядка работы школы, отказ от учебных
программ, отрицание разумного руководства воспитанием детей.
Л.Н.Толстой считал, что "недопустимо разделять воспитание и
образование". "И воспитание, и образование, - писал он, -
нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание
действует воспитательно". Много ценных мыслей высказал он по вопросам методики
обучения. При выборе методов обучения советовал исходить из отношения учеников
к тому или другому методу: "Только тот способ преподавания верен, которым
довольны ученики". Особое место отводил "живому слову учителя"
(рассказ, беседа), а также экскурсиям. В обучении грамоте Л.Н.Толстой защищал
свой метод, при котором согласные буквы назывались с приставкой гласного звука
"е" (бе, ве, ге и т.д.), считая его наиболее легким и обеспечивающим
быстрое овладение детьми техникой чтения.
Большое значение придавал Л.Н.Толстой развитию творчества детей, В
связи с этим рекомендовал давать учащимся самостоятельную работу по написанию
сочинений на различные темы. В статье "Кому у кого учиться писать:
крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?" он художественно
описывает процесс написания учениками коллективного классного сочинения.
Советовал вести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали. В методическом
приложении к "Азбуке" Л.Н.Толстой перечисляет условия, при соблюдении
которых будет достигнуто успешное обучение: а) если ученику не говорят о том,
чего он не может знать и понять, а также о том, что он хорошо уже знает; б)
если ученик не стыдится учителя и товарищей, а между ними существуют простые
естественные отношения; в) если ученик не боится наказаний за непонимание, если
ум ученика не переутомляется и каждый урок посилен ему.
Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Был крупным общественным деятелем,
создателем вольных высших педагогических учебных заведений. Свою профессорскую
деятельность начал в конце 60-х гг. в Казанском университете, но вскоре за
смелую статью, разоблачавшую злоупотребления в университете, был уволен и отдан
под надзор полиции. В 1893 г. П.Ф.Лесгафт организовал в Петербурге Курсы
воспитательниц и руководительниц физического воспитания. Эти курсы дали России
многих женщин-педагогов, получивших название "лесгафтичек". П.Ф.Лесгафт
внес большой вклад в педагогику, разработав теорию "физического
воспитания". Свои взгляды по этому вопросу он изложил в двухтомной работе "Руководство
к физическому образованию детей школьного возраста". В физическом
воспитании педагог видел одно из важнейших средств всестороннего развития
человека и считал, что оно находится в теснейшей связи с умственным
воспитанием.
Большой интерес для педагогики представляет "теория семейного
воспитания" П.Ф.Лесгафта, которую он изложил в работе "Семейное воспитание
ребенка и его значение". В ней он вскрыл типичные для его времени
недостатки семейного воспитания, губительно сказывающиеся на детях. Например,
П.Ф.Лесгафт указывал, что существуют нормальные раздражители, которые
способствуют возбуждению физической и умственной деятельности человека. Но
обычно ребенка приучают к прибавочным или искусственным раздражителям (качают,
пеленают, закармливают сладостями, заласкивают, культивируют тщеславие, играют
на детском честолюбии), чем понижают нормальную чувствительность его нервной
системы. И тогда, чтобы добиться должной реакции, прибегают к усиленным
раздражителям. "Сначала, - говорит он, - конфетка, потом конфетка с ромом,
потом ром с конфеткой и, наконец, чистый ром". П.Ф.Лесгафт считал, что в
семье следует с уважением относиться к личности ребенка, признавать за ним
право на свободную разумную деятельность. Действия родителей должны быть строго
продуманными. Важно сформировать у детей навыки спокойного и
дисциплинированного поведения, развить сознательное отношение к своим
поступкам, волю и умение преодолевать трудности.
Виктор Петрович Острогорский (1840-1902). Известен как крупный методист по
русской литературе. Работал учителем словесности в петербургских гимназиях и
преподавал на женских педагогических курсах. Особое значение придавал
эмоциональному восприятию художественного произведения и формированию
эстетических вкусов учащихся. Разработал программу и методику обучения
выразительному чтению, которое наряду с заучиванием наизусть считал одним из
условий успешного преподавания литературы. В.П.Острогорский подчеркивал, что
более глубокому восприятию и пониманию произведений способствует знакомство
учащихся с личностью писателя, с его биографией. Он разработал систему
литературного образования от первого до выпускного классов, выступал против
чрезмерного увлечения древностью, за широкое знакомство учащихся с современной
русской и зарубежной литературой. В.П.Острогорский - автор рассказов для детей,
литературно-критических работ, посвященных творчеству Лермонтова, Гоголя,
Гончарова, один из первых исследователей творчества Кольцова, Плещеева,
Помяловского. В.П.Острогорский вел большую просветительную работу, активно
выступал в защиту женского образования, открыл в Валдае на личные средства
бесплатную школу и библиотеку для крестьянских детей, выступал как
лектор-методист на учительских земских курсах, был организатором первых
воскресных школ в Петербурге. Среди наиболее известных работ В,П.Острогорского
- "Письма об эстетическом воспитании", "Этюды о русских писателях",
"Беседы с преподавателями о словесности".
Петр Федорович Каптерев (1849-1922). Преподавал педагогику и психологию в
средних и высших учебных заведениях Петербурга, был видным деятелем
С.-Петербургского комитета грамотности, являлся одним из организаторов 1-го
съезда по семейному воспитанию и 1-го Всероссийского съезда по а педагогической
психологии. П.Ф.Каптерев и продолжил традицию антропологического воспитания. Он
подчеркивал бесперспективность развития педагогики без опоры на данные
физиологии и психологии. По его мнению, педагогика - прикладная отрасль
человеческого знания, которая опирается на фундаментальные законы, открытые
науками о человеке. Педагогика не должна поэтому ориентироваться на
эмпирические наблюдения и рекомендации, которые являются "обобщением
личного опыта".
Видное место в творчестве П.Ф.Каптерева занимают вопросы семейного
и общественного воспитания. Анализ психофизических факторов, известных науке
того времени относительно жизни новорожденного ребенка, приводит его к заключению,
что воспитание должно начинаться с момента его рождения. Но незнание и неумение
родителей ведет к тому, что они не могут сознательно влиять на духовное
развитие ребенка, их заботы ограничиваются физической стороной воспитания.
Возможность какого бы то ни было воспитания обусловливается предварительным
знанием тех процессов, которые совершаются в ребенке. "Без этого знания, -
подчеркивал он, - воспитание невозможно". П.Ф.Каптерев поддерживал идею
создания детских яслей и садов и считал, что индивидуальность ребенка в
правильно организованном детском саду не подавляется, а, наоборот, развивается.
В поле зрения П.Ф.Каптерева постоянно находились проблемы
школьного обучения. Уже в своих ранних работах по дидактике он утверждал идею развивающего
обучения, полагая, что обучение должно быть поставлено так, чтобы оно
возбуждало любознательность учащихся, приучало их к умственному труду. Главная
задача школы, отмечал П.Ф.Каптерев, заключается не в сообщении ученикам
возможно большей суммы сведений, а в наиболее полном развитии их умственных
способностей и познавательных интересов, в формировании навыков
самостоятельного мышления. Такая задача может быть решена нелюбыми способами
обучения, а только эвристическими, побуждающими учащихся самим находить ответы,
размышлять над наблюдаемым, делать простые обобщения и выводы. Истинно
развивающее обучение ведет учеников к размышлению и исследованию: "Знание
готовое, законченное, сформированное в одной голове и в этом законченном виде
перенесенное в другую голову, едва ли может быть полезно для этой последней.
Это будет мертвое знание". П.Ф.Каптерев верно определил главное в
умственном образовании - оно заключается в качестве, а не в количестве знаний.
Это качество достигается тогда, когда научные законы, формулы, правила и истины
открываются и вырабатываются самими учениками под руководством учителя.
Большое значение придавал П.Ф.Каптерев использованию возможностей
учебного процесса для развития и воспитания учащихся. В школе, отмечал он,
учитывается лишь учебный результат ученика, а не то, какой ценой он получен:
"Тройка одного ученика может стоить пятерки другого, если эта тройка
получена ценой большого волевого усилия и напряжения характера".
Воспитательные возможности процесса обучения педагог видел и в другом: в
интересном уроке и умелом использовании учителем методических приемов. Хороший
урок он, например, характеризует тремя основными чертами: а) познавательным
интересом, б) основательной проработкой учебного материала, в) наличием
упражнений не только для ума, но и для воли. Урок тогда бывает интересен,
подчеркивал П.Ф.Каптерев, когда научный материал привлекает внимание учащихся
своей неожиданной стороной, когда соблюдается мера конкретного и отвлеченного,
связь последующего с предыдущим, когда обеспечивается систематичность мышления,
а само занятие ведется живо, с использованием разнообразного материала.
Дидактические взгляды П.Ф.Каптерева наиболее полно представлены в его работе "Дидактические
очерки. Теория образования ".
Одна из основных идей в педагогическом наследии П.Ф.Каптерева -идея
о самодеятельности и ее роли в развитии личности. Наиболее ярко она выражена в
его работах "Педагогический процесс", "Педагогическая
психология", в статье "О саморазвитии и самовоспитании". Фактически
каждый организм, пишет П.Ф.Каптерев, заключает в себе самом источник
деятельности. Внешние впечатления - возбудители, повод для обнаружения
собственной деятельности. Исходя из того, что организм и окружающая его среда
взаимодействуют друг с другом, педагог приходит к выводу, что человек сам себя
воспитывает. Признание самодеятельности в качестве основного свойства
человеческого организма привело его к мысли об определяющей роли саморазвития в
процессе образования и воспитания.
П.Ф.Каптерев известен в педагогике и как автор многих монографий
по русской истории педагогики, получивших всеобщее признание и оценку его
современников, Это такие работы, как "Новая русская педагогия, ее
главнейшие идеи, направления и деятели", "История русской
педагогии", статьи "Развитие мировоззрения Н.И.Пирогова",
"Общий характер педагогических статей Н.А.Добролюбова" и др.
4. Педагогика советского периода
4.1 Официальная педагогика в 20-30-е гг. XX в.
Сразу после Октябрьской революции 1917 г. была выдвинута проблема
коренной перестройки школы. В 1918 г. новое государство издает документы, в
которых излагаются цели, задачи и программа школьного образования: "Положение
о единой трудовой школе" и "Декларация о единой трудовой школе".
Согласно этим документам вводилась единая система совместного и бесплатного общего
образования с двумя ступенями: 1-я ступень -5 лет обучения и 2-я ступень - 4
года обучения.
Реорганизацию школы начал Наркомпрос, созданный в 1918 г. Первым
наркомом просвещения был Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933), который
возглавлял Наркомпрос до 1929 г. Совместно с комиссией он разрабатывал
важнейшие теоретические проблемы народного образования, общую стратегию
советской школы. В статье "О социальном воспитании" Луначарский
ставит вопрос о цели воспитания: для кого воспитывается человек - для себя или
для общества. Ответ - в интересах социалистического общества. А.В.Луначарский
был сторонником политехнической трудовой школы и понимал политехнизацию как
триединую программу: а) содержание образования, тесно связанное с жизнью; б)
обучение через труд и внедрение в учебный процесс активных методов преподавания
(экскурсии, лабораторные занятия и т.п.); в) приобщение детей и подростков к
общественно полезному труду. Главным теоретиком Наркомпроса стала Надежда
Константиновна Крупская (1869-1939). Она участвовала в разработке
основополагающих документов советской школы. При ее активном участии в 20-е гг.
проводились многочисленные педагогические съезды, конференции, совещания. С
именем Н.К.Крупской связаны разработка теоретических основ деятельности детских
и юношеских организаций, становление теории и практики дошкольного воспитания.
Н.К.Крупской принадлежат многочисленные статьи и брошюры по вопросам трудового
обучения, коллективного воспитания и развития самоуправления в школе,
эстетического воспитания, связи школы и семьи, роли личности учителя в обучении
и воспитании учащихся.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|