Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе
Не все школьники хорошо
справились с выполнением задания. Некоторые отказывались из-за неумения
рисовать. Хотя постоянно подчеркивалось, что художественное качество рисунка не
важно. В качестве названия планет дети чаще всего использовали имена
родственников и друзей. Среди растений преобладали розы и ромашки. Как свои
качества приводились обычно связанные с внешней привлекательностью и силой
(сильный, напористый, привлекательный), почти не использовались слова,
обозначающее духовно-нравственные качества.
7. Рефлексия
- Что нового узнали о
себе?
- Что понравилось больше,
что меньше?
Подростки утверждали что
узнали о себе много нового, но конкретно сформулировать- они не могут. Больше
внимания обращалось на то, что узнали о своих одноклассниках. Больше всего им
понравилось голосование с обсуждением правил и рисование вектора жизни.
Домашнее задание: составить коллаж «Я и мой мир».
Занятие № 9. Ценностные
ориентации человека.( проводилось в октябре 2006 г.)
Обобщающие задачи:
1.
Очертить круг
факторов влияющих на формирование ценностей, а так же определить их горизонты.
2.
Расширить представление
детей о потребностях и ценностях человека.
3.
Создать условия
для понимания того, что ценности можно определять совместно.
4.
Помочь детям
определить причинно - следственные связи в своих целях и поступках.
Игра «Я люблю»:
Шаг вперёд делает тот кто
согласен с этим утверждением
Кто любит по утрам
поспать
Кто говорить доброе утро
родителям
Кто с удовольствием идёт
в школу
Кто едет в школу на
автобусе
Кто рад встрече с
одноклассниками
Кто не боится никого из
учителей
Кто доволен своею жизнью
Кому нравится получать
«5»
Кому всё равно, какие у
него оценки
Кто мечтает стать богатым
и знаменитым
Кто радуется успехам
своих друзей
Кто уважает старших
Кто любит праздники
Кто хочет, чтобы его
понимали
Кто хочет, чтобы классный
час прошёл «классно»!
Вот мы и собрались все на
одном уровне. Я очень этому рад. И хоть мы с вами и виделись, давайте ещё раз
поздороваемся друг с другом.
Здесь нам пришлось
провести работу не со всем классом, а с 10 добровольцами. Причиной этого стало
нехватка свободного места в классе. Довольно быстро ребята сделали по одному
шагу. Особенно много среагировало на фразы «Кто любит праздники»и « Кто хочет,
чтобы его понимали». Заметно что по сравнению с первыми классными часами
внимание к ценностям межличностного общения существенно выросло.
Игра «Импульс»
Рукопожатие «Я рад тебя
видеть»
Второе рукопожатие
«Здравствуйте»
Похлопывание по плечу
«Привет, привет, привет»
Похлопывание ладошками по
кругу.
Это упражнение хотя в
этот раз делалось более охотно (предыдущее разы подростки стеснялись или просто
отказывались в нем участвовать). На этот раз в нем приняли участие почти все
ученики класса. После выполнения упражнения дети стали заметно оживленнее.
4. Беседа. Сегодня
мы поговорим с вами о потребностях и ценностях человека. Я надеюсь, что
разговор получится интересным и полезным. Мне очень хотелось бы, что бы вы
поняли и осознали, что для вас является ценным, дорогим и что Вы можете сейчас
сделать, какое поведение выбрать, чтобы достичь своих целей.
Эпиграф
«Существовала некогда
пословица,
Что дети не живут, а жить
готовятся,
Но вряд ли в жизни
преуспеет тот,
Кто жить, готовясь в
детстве, не живет».
- Я думаю, что тема
интересна, потому что именно сейчас формируются ваши личностные ценности.
Многие ученые изучали проблему возникновения и классификации потребностей.
Давайте познакомимся с одной из систем.
Пирамида потребностей
Маслоу:
Первый уровень:
Материальные потребности (еда, одежда)
Второй уровень:
Потребность в защите (родные, семья, здоровье)
Третий уровень:
Потребность в общении (друзья, коллеги)
Четвёртый уровень:
Потребность в признании (творчество, работа, слава, успех)
Пятый уровень:
Самореализация и самоудовлетворение.
Обсуждение потребностей
прошло весьма успешно, так как материал им был знаком из курса
«Обществознания». Ученики высказывали различные мысли о видах потребностей,
проводили конкретные примеры. Само пирамидальное построение (высказывалась
мысль о достижении высокого уровня, минуя нижайшее) вызвало споры, особенно у
мальчиков.
6.Желания. Сейчас
мы проведём мини интервью, выясним, какие желания вы могли бы загадать. Будто
мы оказались в сказке.«Цветик - семи цветик»
- Ты лети, лети лепесток,
через запад на восток,
через север, через юг
возвращайся, сделав круг…
быть, по-моему, вели.
Какие три желания ты бы
хотел, что бы исполнились: (работа в группах )
Для себя лично
Для всей твоей семьи
Для класса
Для города
Для друга
Для всего мира
Для школы
Итоги зачитывают.
Хотя выдвигаемые желания
отмечались своеобразием, общая направленность класса все-таки сказывалась. Дети
желали верных друзей, больше денег- для себя, больше материальных ценностей,
коттедж и мирных взаимоотношений для семьи. Для класса- хороших учителей, для
города- опять денег. Друзьям они желали того же самого что себе. А всему миру-
мир, счастье и свободу.
Пока мы с вами мечтали и
фантазировали, а теперь давайте подумаем, как наши потребности и ценности
влияют на поведение, или поведение помогает достигнуть того, чего мы хотим.
Подростки указывали на
большое влияние ценностей в жизни. Они замечали, что ценность
целеустремленности чаще всего помогает добиваться своего. Очень скоро они
перешли к рассмотрению взаимодействия людей с существенно разными ценностными
ориентациями. И пришли к выводу, что это не такая уж серьезная проблема. Хотя
конфликтов остерегаться стоит.
- Вы абсолютно правильно
сделали выводы о том, что люди, у которых не совпадают ценностные ориентации
часто не могут понять друг друга. Но все - таки, мы не такие уж разные.
9. Я предлагаю, поиграть
в «сокровищницу».
Каждому из вас я раздаю 7
листов бумаги разного размера. На них вы должны написать 7 самых сокровенных
желаний. Чем больше лист, тем масштабней желание. После этого вы разложите свои
листочки в карманы «Кладовой желаний». У нас получится настоящая «сокровищница»
нашего класса.
Дети самостоятельно
работают. После этого анализируют, сколько желаний в «сокровищнице» направленно
на себя лично, окружающих, на весь мир.
Ценности, написанные на
лепестках, повторяли пожелания, которые подростки озвучивали устно. Больше
всего лепестков было направленно на себя и на окружающих. Существенно
увеличилось по сравнению с началом занятий внимание к другому, но обращение к
миру в целом для девятиклассников осталось нехарактерным.
10. Завершает занятие
игра - тренинг «Цветик
- семи цветик».
Подростки встают в круг,
приседают, и изображают цветок, покачивающийся под дуновением ветра,
разворачивают свои лепестки к солнцу, стараются достигнуть плавности и гармонии
в движениях.
Параллельно с классными
часами проводились занятия математического кружка «История математики в лицах»,
приведем одно из них. Темой этого занятия была «Античная математика». Это
занятие носило обобщающий характер.
Дискуссия на тему « Кто
из математиков мне ближе» показала, что по большей части класс разделился на
сторонников «чистой» математики, приводящие имена Евклида, Фалеса и сторонников
«физической математики» (Архимед). Подростки больше обращали внимание на характер
математических достижений ученых, но нельзя говорить, что биография осталась
совсем в стороне. Эмоционально дискуссия проходила спокойно, участники кружка
вели себя слегка шумно, но корректно.
Затем была предложена
небольшая задача:
Суд Париса.
Богини Гера, Афродита и
Афина пришли к юному Парису, чтобы тот решил, кто из них прекраснее. Представ
перед Парисом, богини высказали следующие утверждения:
Афродита: Я самая
прекрасная.
Афина: Афродита не самая
прекрасная.
Гера: Я самая прекрасная.
Афродита: Гера не самая
прекрасная.
Афина: Я самая
прекрасная.
Парис не счел нужным
снять платок, которым прикрывал глаза от яркого солнца. Парис предположил, что
все утверждения прекраснейшей из богинь истинны, а все утверждения двух
остальных богинь ложны. Мог ли Парис вынести решение, кто прекраснее из богинь?
Ответ: Афродита - по "Суду
Париса".
Большинство школьников
поспешило применить здесь знания из истории и легко пришло к правильному
ответу. Но были в классе (около 30%) настоящих логиков, которые решили эту
задачу посредством формальных рассуждений. Так поступили только юноши.
Дальше выслушивались мини
доклады, посвященные развитию математики в странах Востока в период Античности.
После их обсуждения, началось планирование следующего занятия, которое
затрагивало проблему средневековой математики. Подростки предложили провести
занятие в более соревновательной форме, решено было остановится на викторине.
Итг занятия подводился совместно 4-мя учениками.
2.3 Контролирующий этап
После завершения
запланированного эксперимента вновь были проведено анкетирование (методика
осталась прежней), результаты которой мы приводим ниже:
Можно заметить исходя из
результатов, что увеличилась степень взаимосвязанности целей и средств, причем
изменились именно средства, а структура целей осталась относительно постоянной.
Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение.
Результат по ценностям
получившим ранг 1.
Таблица
15.Терминальные ценности
Ценность
|
Выбор (в процентах)
|
свобода
|
30
|
продуктивная жизнь
|
15
|
любовь
|
15
|
развитие
|
10
|
познание
|
10
|
дружба
|
10
|
развлечения
|
5
|
материально обеспеченная жизнь
|
5
|
Среди инструментальных
ценностей лидируют образованность, аккуратность, образованность и
жизнерадостность:
Таблица 16.Инструментальные ценности
Ценность
|
Выбор (в процентах)
|
образованность
|
25
|
независимость
|
25
|
честность
|
15
|
воспитанность
|
10
|
смелость
|
10
|
чуткость
|
10
|
аккуратность
|
5
|
Результат по ценностям
получившим ранг 2.
Таблица
17. Терминальные ценности
Ценность
|
Выбор (в процентах)
|
любовь
|
15
|
развлечения
|
15
|
материально обеспеченная жизнь
|
10
|
свобода
|
10
|
развитие
|
10
|
интересная работа
|
10
|
наличие хороших и верных друзей;
|
10
|
продуктивная жизнь
|
10
|
Таблица
18. Инструментальные ценности
Ценность
|
Выбор (в процентах)
|
образованность
|
35
|
широта взглядов
|
30
|
Независимость суждений
|
15
|
аккуратность
|
10
|
исполнительность
|
10
|
Результат по ценностям
получившим ранг 18:
Таблица
19. Терминальные ценности
Ценность
|
Выбор (в процентах)
|
счастье других
|
20
|
свобода
|
20
|
уверенность в себе
|
15
|
любовь
|
15
|
общественное признание
|
15
|
Таблица
20. Инструментальные ценности
Ценность
|
Выбор (в процентах)
|
нетерпимость к недостаткам других
|
30
|
чуткость
|
15
|
жизнерадостность
|
10
|
независимость
|
5
|
В контрольном классе
результаты были таковы:
Таблица
21
Ценность
|
Выбор ранга 1 (в процентах)
|
Выбор ранга 2(в процентах)
|
развлечения
|
30
|
20
|
дружба
|
30
|
10
|
любовь
|
20
|
10
|
познание
|
20
|
10
|
материальная обеспеченность
|
20
|
30
|
свобода
|
10
|
10
|
развитие
|
0
|
5
|
Ценность
|
Выбор (в процентах)
|
Выбор (в процентах)
|
образованность
|
30
|
25
|
смелость
|
30
|
10
|
жизнерадостность
|
20
|
10
|
аккуратность
|
10
|
20
|
честность
|
10
|
20
|
независимость
|
0
|
10
|
чуткость
|
0
|
5
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|