бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе бесплатно рефераты

Несмотря на то, что традиционно подростковый возраст связывается с половым созреванием, Д.Б. Эльконин считает, что самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически в результате развития учебной деятельности и лишь подкрепляется физическими изменениями[19]. Это делает поворот к себе еще более интимным.

Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь-то складывается новая социальная ситуация развития. Идеальная форма - то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, - это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в это время. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто уходит из школы, разумеется, чаще психологически, хотя и не так уж редко и буквально.

Учебная деятельность отступает в подростковом возрасте на второй план, а центр жизни перемещается в деятельность общения[20]. Главная жизнь в школе протекает на переменах. Изменяются и отношения с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку, и именно за счет этого осваиваются социальные нормы взаимоотношений, формируется самосознание, самоконтроль.

В переходный возраст происходят значительные изменения в самых различных сферах психики. В частности, важные изменения касаются мотивации, в которой на первый план выходят мотивы, связанные с мировоззрением, с планами будущей жизни. В этом возрасте усваивается большинство моральных образцов, начинается процесс самоопределения.

Описание отрочества как периода стрессов, тревог и конфликтов имеет долгую историю. Подобное представление об этом возрасте впервые встречается у Ж.-Ж.Руссо, затем у немецких романтиков, чей storm and stress был внесен С.Холлом в возрастную психологию. Для психоанализа пубертатный расцвет связан с неизбежным возрождением конфликтов эдипова комплекса; с наступлением отрочества активизируются все проблемы, отражающие кровосмесительные влечения к родителю противоположного пола. Чтобы восстановить равновесие и отношение к родительским образам, перевернутые этим отходом к периоду эдипова комплекса, подросток в целях самоутверждения вынужден отказаться от идентификации с родителями [21].

Но современные исследования отроческого возраста, проведенные в 70-80-хгг. в Европе и США, показали, что в нормальном развитии этот кризис не так остр, как принято считать. Так, например, явные конфликты с родителями достаточно редки, поскольку большинство подростков тщательно их избегают, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Группа сверстников же выступает как особое социальное пространство - пространство приобретения опыта и поддержки стремления к эмансипации, а не место социально отвергаемого поведения. Наконец, большинству американских и европейских подростков не свойственна и поляризация установок; их ценности характеризуются высокой конформностью по отношению к доминирующим в обществе стереотипам и к родительским мировоззренческим позициям.

Школа и учение по-прежнему занимают большое место в жизни подростка, но на позиции ведущей деятельности выходит общественно-полезная деятельность, в которой реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности (участие в спортивных, творческих кружках, секциях и факультативах, посещение студий, участие в молодежных общественных организациях и т.д.). Разные авторы вкладывают разный смысл в понятие общественно-полезной деятельности[22]. Одни полагают, что это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других людей, коллектива и общества в целом, другие считают, что общественно-полезный характер приобретает любая деятельность, выполняемая для коллектива, общества. Третьи думают, что это деятельность, которая исключает производственные цели, а имеет лишь воспитательные. Все это обусловлено тем, что подростковый период сензитивен к той стороне деятельности, которая касается отношений с людьми, усвоения норм, правил, моделей этих отношений[23].

В подростковом возрасте, когда ребенок активно стремится к общению с сверстниками и взрослыми, ищет свое место в социальной действительности, общественно-полезная деятельность становится той зоной ближайшего развития, которая включает подростков в качественно новые отношения с обществом.

В начале подросткового периода особенно вероятно возникновение противоречий, вызванных негибким поведением родителей и чудовищными притязаниями подростка на свою взрослость. Конфликты, возникающие в это время, могут стать хроническими, если взрослые не изменят своего отношения к ребенку. Любопытно, что исследования образа подростков в родительском сознании часто содержит представления о собственном отрочестве и окрашено романтически. Конфликтные отношения благоприятствуют развитию приспособительных форм поведения и эмансипации подростка. Появляются отчужденность, убеждение в несправедливости взрослых, которые питаются представлениями о том, что взрослый его не понимает и понять не может. На этой основе может возникнуть уже сознательное непринятие требований, оценок, взглядов взрослого, и он вообще может утратить возможность влиять на подростка.

Чем больше подросток неудовлетворен отношениями со взрослыми, тем интенсивнее его общение со сверстниками и тем сильнее их влияние на него. Причина этого - принципиально разное положение подростка в системах общения со взрослыми и сверстниками.

В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений: есть просто товарищи, близкие знакомые, друзья, друг. Общение с ними выходит в это время за пределы школы и выделяется в самостоятельную важную сферу жизни. Общение со сверстниками представляет для подростка большую ценность, иногда отодвигающую на второй план учение и общение с родными. Обычно первыми такое отдаление детей замечают матери.

Смена деятельности, развитие общения перестраивают и познавательную, интеллектуальную сферу подростка. В первую очередь исследователи отмечают уменьшение поглощенности подростка учением.

Расширяется в подростковом возрасте и содержание понятия учение. В него вносится элемент самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки учебной программы. Приобретение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему.

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.

В подростковом возрасте начинают формироваться элементы теоретического мышления. Его специфическое качество - способность рассуждать гипотетико-дедуктивно (от общего к частному), т.е. на основе одних общих посылок путем построения гипотез и их проверки. Здесь все идет в словесном плане, а содержанием теоретического мышления является высказывание в словах или других знаковых системах.

Разумеется, далеко не все подростки достигают равного уровня в развитии мышления. В целом для мышления подростка характерно: 1) осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими; 2) более контролируемой и управляемой становится речь; 3) интеллектуализация процессов восприятия; 4) формирование установки на размышление.

Существенным показателем неполноценного усвоения теоретических знаний является неумение подростка решать задачи, требующие их использования (по геометрии, физике, математике) - дети не видят в преобразовании данных задачи известного способа, закона, правила, теоремы. Поэтому частый дефект в учении подростка - вербализм и формализм в усвоении знаний. Другой распространенный дефект самостоятельной работы младших подростков - установка на запоминание, а не на понимание материала, и привычка заучивать его путем многократного повторения. Это приносит огромный вред, т.к. в отрочестве память развивается в направлении интеллектуализации, как и другие процессы - восприятие, внимание, эмоции.

Подростковый возраст характерен еще и тем, что в это время появляется первая профессиональная направленность интересов и жизненных планов.

Самые существенные изменения происходят в подростковом возрасте в личностной сфере. Первое, что здесь бросается в глаза - это формирование черт взрослости, чувства взрослости.

Многие психологи говорят о взрослости в познавательной сфере и интересах - интеллектуальной взрослости: она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему[24]. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, факультативы, секции и т.д.).

Вступление ребенка в отрочество знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. Формирующаяся позиция взрослого еще не соответствует объективному положению подростка в жизни, но ее появление означает, что он субъективно уже вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. Подросток активно присваивает эти ценности, и они составляют новое содержание его сознания, существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерии оценок и самооценок. По содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь.

В доподростковом возрасте представления о себе и самооценки строятся главным образом на оценочных суждениях взрослых. Самооценки подростка легко формируются в общении со сверстником[25].

Центральную роль в становлении личности играет так называемый образ тела. Скорость, с которой происходят соматические перемены, ломает детский образ и требует построения нового телесного Я. Эти изменения ускоряют смену психологических позиций, которую должен совершить подросток; наступление физической зрелости, очевидное и для самого подростка, и для его окружения, делает невозможным сохранение детского статуса.

Исследования показывают, что в это время резко возрастает уровень тревожности, озабоченности и неудовлетворенности в отношении своей внешности.

Стереотипы, связанные с телом, формируются очень рано, еще до отрочества. Исследования показывают, что начиная с детского сада большинство мальчиков выбирают атлетические образцы физического развития, предпочитая их всем остальным и приписывая им такие черты характера, как ум, воспитанность, дружелюбие. С возрастом приписывание негативных черт лицам с эндоморфной конституцией и позитивных - с мезоморфной конституцией увеличивается.

Выводы:

1. Возраст отрочества, являясь одним из наиболее сложных периодов развития человека, во многом определяет дальнейшее развитие субъекта.

2. Важнейший фактор развития личности подростка - его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и сверстниками, и, наконец, на себя.

3. Открывается подростковый возраст кризисом, связанный с многочисленными качественными сдвигами в развитии, часто носящими характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка.

4. Главные новообразования возраста - абстрактное мышление, самосознание, половая идентификация, чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.

5. Учебная деятельность отступает в подростковом возрасте на второй план, а центр жизни перемещается в деятельность общения. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку, и именно за счет этого осваиваются социальные нормы взаимоотношений, формируется самосознание, самоконтроль.

6. В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений: есть просто товарищи, близкие знакомые, друзья, друг. Общение со сверстниками представляет для подростка большую ценность.

7. Смена деятельности, развитие общения перестраивают и познавательную, интеллектуальную сферу подростка.

8. Подростковый возраст характерен еще и тем, что в это время появляется первая профессиональная направленность интересов и жизненных планов.


1.3 .Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций учащихся

Сущность, структура воспитательной деятельности

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определённых социальных ролей в обществе.

Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, в определённой мере - средства массовой информации и т.д. Однако, в первом случае эта деятельность – профессиональная, а во втором – общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях. Понятие «воспитательная деятельность» будет рассматриваться как тождественное понятию «педагогическая деятельность» с акцентом на воспитательную работы.

Сущность воспитательной деятельности раскрывается через единство её характеристик: объекта, структуры, цели, мотивов, действий (операций), результата.

В качестве основных объектов воспитательной деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели воспитательной деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Основной функциональной единицей воспитательной деятельности является воспитательное действие как единство целей и содержания. Оно выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, беседе, экскурсии и т.д.), но не сводится ни к одной из них. Воспитательной действие можно выразить через решение целой цепочки педагогических задач (познавательных, организационных, результативных и т.д.). Таким образом, деятельность педагога-воспитателя по своей природе есть не что иное, как процесс решения множества задач различной сложности. Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решения никогда не лежат на поверхности, они требуют напряженной работы мысли, анализа множества условий, фактов и обстоятельств.

Существует множество попыток систематизировать воспитательною деятельность, и ее анализ протекает на разных уровнях. Если одни исследователи говорят об особенностях деятельности, то вторые – о компонентах, третьи – об элементах и т.д. Причем, приводимые множества нередко пересекаются, перекрывают друг друга и поэтому могут считаться взаимодополняющими и в этом смысле приближаются к коллекции всех деятельностных параметров. Более понятным подходом к определению специфики воспитательной деятельности выглядят, с одной стороны, описания того, что должен уметь человек как субъект воспитательной деятельности, а с другой стороны, те требования, которые предъявляет к данной деятельности общество, то есть функциональное строение деятельности.

Попытки определить структуру деятельности педагога имеют свою историю. С силу сохранения основных задач, которые ставит общество перед педагогом, многие умения, выделенные еще в 20-е годы ХХ века, по-прежнему присутствуют в структуре деятельности учителя, хотя их смысловое значение существенно изменилось. Так Л.Ф. Моносова считает, что в структуру деятельности учителя должны входить такие умения: проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические.

Научный анализ воспитательной деятельности отдает должное уникальности творческого метода каждого педагога, но сам он построен не на описаниях, а на принципах сравнительного исследования, качественно-количественного анализа. Особенно перспективным принято считать направление, связанное с применением принципов системного подхода к анализу и построению моделей воспитательной деятельности.

По мнению многих авторов (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластёнин, Н.В.Воробьёв и др.), применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения её компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога. Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12