Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе
1.
земля,
2.
Отечество,
3.
семья,
4.
труд,
5.
знание,
6.
культура,
7.
мир,
8.
человек
И.Я.Лернер-
1.
познание
2.
здоровье
3.
истина
4.
социальная
справедливость
5.
честь и достоинство
6.
свобода и право
выбора
7.
природа и
культура родного края
Таким образом, ценности в
трудах этих педагогов выделены по принципу сфер жизни школьника.
Ценности рассматриваются
нами в возрастном аспекте. Рассмотренное в этом параграфе всеобщее нуждается в
психологической конкретизации, которой мы посветим следующий параграф.
Выводы:
1.
Ценностные ориентации- сложные личностные образовании,
проявляющиеся в каждый момент социальной жизни человека.
2.
В ценностных
ориентациях динамически реализуется направленность личности. Они проявляют себя
в когнитивном, аффективном и деятельностном плане личности.
3.
Ценностные
ориентации представляют собой иерархию ценностей, сложившеюся под влияние среды
и субъектности человека.
Ценностные ориентации
могут быть разделены на систему ценностей
- в области межличностных
отношений;
- области отношения
"человек-природа";
- направленных на
собственное "я";
- направленных на высшие
смысловые инстанции и смысловые содержания.
1.2 Особенности подросткового
возраста как периода формирования системы ценностных ориентаций
Средний школьный возраст принято в психологии называть
отроческим или подростковым. Его границы охватывают возраст от 9-11 до 14-15
лет. Отрочество - период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это
простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может
быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то
этого нельзя сказать о его окончании. Отрочество кончается, когда индивид
достигает социальной и эмоциональной зрелости и получает опыт, способность и
желание принять на себя роль взрослого, выражающуюся в широком веере поступков
- так, как она задана той культурой, в которой живет[8].
Возраст отрочества, являясь одним из наиболее сложных
периодов развития человека, во многом определяет дальнейшее развитие субъекта.
Важнейший фактор развития личности подростка - его
собственная большая социальная активность, направленная на усвоение
определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со
взрослыми и сверстниками, и, наконец, на себя[9].
Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к выводу,
что между ним и взрослым никакой особой разницы нет. Он начинает требовать от
окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также
обладает правами. Центральное новообразование этого возраста - возникновение
представления о себе как не о ребенке; подросток начинает чувствовать себя
взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность
к миру детей, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но
зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими[10].
Процесс формирования новообразований растянут во времени и
может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют
и детское и взрослое. В его социальной ситуации развития наличествуют 2
тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой,
отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная
зависимость и родительская опека и т.п.); 2) овзросляющая (акселерация,
некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.). Это
создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом
возрасте. Учитель может, например, в VII классе обнаружить школьников с детским
обликом и интересами, но также и почти взрослых подростков, уже приобщившихся к
некоторым сторонам жизни взрослых (и часто бравирующих этим). В любом среднем
классе (V-VIII) есть интеллектуалы, занимающиеся самообразованием и профессионально
определившиеся, но есть и те, кто не способен самостоятельно усвоить даже
учебный материал[11].
Открывается подростковый возраст кризисом, по которому
часто весь период именуют критическим, переломным[12].
Кризис связан с многочисленными качественными сдвигами в развитии, часто
носящими характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений
ребенка. Эти сдвиги происходят в сравнительно короткий срок, что производит
впечатление неожиданного скачка, срыва. Перемены в психическом развитии нередко
сопровождаются появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей
разного порядка и трудностям в его воспитании и общении с ним. В это время
подросток не поддается дисциплинарным воздействиям взрослых, становится
непослушным, дерзким, упрямым, грубым. Для него типичны демонстративные
протестные реакции, негативизм, строптивость. Он становится скрытным,
замкнутым, недоверчивым.
В развитии идеи, что подростковый возраст есть период
поиска ребенком своего места в обществе, проникновение в общественную жизнь
взрослых, особая роль принадлежит К.Левину. Он первым поставил проблему
подростка в контекст социальной психологии: подросток, вышедший из мира детей и
не дошедший до мира взрослых, оказывается между социальными группами, неприкаянным,
что порождает особую подростковую субкультуру[13].
Анализируя вопрос, всегда ли подростковый возраст является
периодом бури и натиска, Э.Шпрангер описал 3 типа развития отрочества[14].
Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество
переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое Я. Второй
тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток
приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной
личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток
сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием
воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем
самоконтроля и самодисциплины.
Главные новообразования возраста, по Э.Шпрангеру, -
открытие Я, возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Он
попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и
ее проявления в подростковом и юношеском возрасте. Ему принадлежит
психологическое описание двух сторон любви - эротики и сексуальности, которые в
качестве переживаний глубоко различаются друг от друга, поскольку, по
Э.Шпрангеру, принадлежат к разным слоям психики.
Первоначально эстетическая любовь, или эротика, считает Э. Шпрангер,
- это единение с другой психикой, в чувствование в нее, осуществляемое через
посредство ее видимого обнаружения во внешнем телесном образе. Он выделяет 3
ступени эротических переживаний. Первая – в чувствование, когда юный человек по
мере своего созревания научается воспринимать внутреннюю, одухотворенную
красоту. Вторая - психическое понимание, которое воспринимает другого как
духовное образование, как определенную осмысленную форму. И третья - понимающая
симпатия - созвучие душ, покоящееся на эстетическом отношении, но
основывающееся также и на совместном переживании глубоких ценностей. Для
подростка вера в идеал отождествляется с верой в любимого человека. «Источником
силы юношеского эроса, - пишет Э. Шпрангер, - во всех его формах является в
большей мере собственная внутренняя жизнь, чем реальное лицо, на которое он
направлен».
Сексуальность, по Э. Шпрангеру, означает комплекс
психических и телесных переживаний и влечений, характеризующихся специфическим
чувственным наслаждением. Первое появление сексуально окрашенных переживаний
связано с чувством ужаса, страха перед чем-то таинственным и незнакомым. Сюда
же примешивается чувство стыда, связанное с переживанием, хотя и не совсем
ясных, но запретных вещей. Дискомфорт и чувство неполноценности подростка,
вызванные этими переживаниями, могут проявиться не только в страхе перед миром
(чувство мировой скорби и меланхолия являются его смягченными формами), но и в
глубоко укореняющемся страхе перед людьми, вплоть до подлинной враждебности к
людям (ее смягченная форма - робость и застенчивость). Источники страха надо
искать в том, как воздействуют сексуально окрашенные переживания на духовную
сферу. Он отмечает: то, что создает кризис, а именно лихорадочное, знойное
возбуждение, исходит не от физической стороны, а от сопровождающей ее фантазии.
Помочь подростку справиться со всеми страхами и кризисными состояниями может
лишь большая чистая любовь и сила идеальных стремлений. По мнению Э. Шпрангера,
в сознании подростка эротика и сексуальность в переживании резко отделены друг
от друга. При сексуализации эротического в переходном возрасте может быть
практически необратимо разрушена идеальная любовь; а вследствие того, что с
сексуальной стороны подросток еще недостаточно развит, полная сексуализация
эротического не может еще удастся. Согласованность этих двух моментов (эротики
и сексуальности) в одном большом переживании и связанном с ним акте
оплодотворения Э. Шпрангер считает симптомом зрелости.
Э.Штерн рассматривал подростковый возраст как один из
этапов формирования личности. Центральной проблемой психологии, по его мнению,
является проблема формирования личности, а для него важно то, какая ценность
переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. В зависимости от
переживания высших ценностей личность формируется по-разному[15].
Им описано 6 типов ценностей и, соответственно, типов
личности: 1) теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на
объективное познание действительности; 2) эстетический тип - личность, для которой
объективное познание чуждо; она стремится постигнуть единичный случай и исчерпать
его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями; 3) экономический
тип - жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с наименьшей
затратой силы достигнуть наибольшего результата; 4) социальный тип - смысл
жизни составляет любовь, общение и жизнь для других людей; 5) политический тип
- для такой личности характерно стремление к власти, господству, и влиянию; 6)
религиозный тип - такая личность соотносит всякое единичное явление с общим
смыслом жизни и мира.
Все направления ценностей присутствуют в каждой личности,
но какое-либо из этих переживаний приобретает в отрочестве и юности руководящее
значение. Сравнивая этот возраст у детей из пролетарской и буржуазной среды, он
считал, что рабочая молодежь в силу необходимости рано заботиться о заработке,
практически не имеет юности. Поэтому подростки из рабочей среды имеют
преимущественно политическую и экономическую жизненную установки. Буржуазная
молодежь, имея возможность получить образование, развить свое Я, обладает всеми
остальными ориентациями.
Переходный возраст по Э.Штерну, характеризуется не только
особой направленностью мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особым
образом действий. Он описывает его как промежуточный между детской игрой и
серьезной ответственной деятельностью взрослого и называет серьезной игрой.
Примерами таких игр могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт,
петтинг, мечтательное поклонение), выбор профессии и подготовка к ней, занятия
спортом и участие в юношеских организациях. В серьезных играх подросток учится умерять
свои цели, закалять свои силы, устанавливать отношение к различным видам
интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться.
По Э.Штерну, человек остается молодым, пока он к чему-то
стремится, пока имеет перед собой цель, пока он знает, что за каждой стадией,
которой он достиг, есть другая - высшая. Молодой человек и должен оставаться
вечно ищущим, знающим, что он должен искать. В качестве наследия этого периода
каждый человек должен перенести в период зрелости вечные стремления и искания и
в этом смысле оставаться вечно молодым.
Не обошел вниманием подростковый возраст и Л.С.Выготский,
поставивший новые проблемы исследования подросткового возраста - необходимость
выделять основное новообразование в сознании подростка и выяснить особенности
социальной ситуации развития[16]. Таким центральным и
специфическим для возраста новообразованием является возникающее представление
о себе как уже не ребенке: он начинает чувствовать себя взрослым, стремится
быть и считаться взрослым. Своеобразие этой особенности, названной чувством
взрослости, заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к
детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в
признании его взрослости окружающими.
Основой этого чувства взрослости является как осознание
физиологических сдвигов в собственном организме, так и субъективное переживание
социальных изменений (в частности, в отношениях с родителями). Л.С. Выготский
писал, что если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических
стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором
одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного
с основной жизненной линией, избираемой подростком.
Особое внимание он обращал на развитие мышления в
подростковом возрасте. Главное в нем - овладение подростком процессом
образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной
деятельности, новым способам поведения. По словам Л.С. Выготского, функция
образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом
возрасте.
Важные изменения происходят и в развитии воображения. Под
влиянием абстрактного мышления воображение уходит в сферу фантазии, которая
обращается в интимную сферу, скрываемую от других, являющуюся формой мышления
исключительно для самого себя. Подросток прячет свои фантазии как
сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает
свои фантазии.
Происходят изменения и в организации памяти. На первое
место выходит смысловая, логическая память. Это есть результат интеграции
мышления и памяти: память становится осмысленной в куда большей степени, чем у
младшего школьника. Другие виды мнемических процессов испытывают в этот период
по большей части количественные изменения.
Л.С.Выготский описал также еще два новообразования
подросткового возраста - это развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания.
Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой
личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится
возможным и неизмеримо более широкое и глубокое понимание других людей.
Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, как считал
Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды[17].
В концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст связан с
новообразованиями, возникающими из ведущей деятельности предшествующего периода[18].
Учебная деятельность производит поворот от направленности на мир к
направленности на самого себя.
Особенности развития подростка проявляются в следующих
симптомах: 1) вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм,
упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, т.к. главное для ребенка
происходит теперь вне школы; 2) детские компании (поиски друга, поиски того,
кто может тебя понять); 3) ребенок начинает вести дневник. Все это означает
обращение ребенка к самому себе. Во всех симптомах просматривается вопрос «Кто
я?».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|
|