бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе бесплатно рефераты

Мы считаем, что с этой целью учащимся 8-9 классов можно предложить кружок по истории математики, а учащимся 10-11 классов – факультатив по истории математики. В 7 классе учителю следует совершенствовать методику проведения уроков и кружковых занятий с целью пропедевтики факультативных занятий.

Всем известно, что наряду с хорошо подготовленными по математике учащимися имеется немалая доля таких, кто не хочет работать систематически, плохо успевает. Для таких ребят обучение затруднительно. Особенно много трудностей возникает у учащихся на уроках математики. В этом многое зависит от того, как поставит работу учитель, насколько удастся ему сделать безболезненным адаптационный период, насколько он увлечет обучающихся своим предметом. Одних уроков для этого недостаточно. Здесь приходит на помощь систематическая кружковая работа, в частности, кружок с использованием исторического материала, где должны ставиться следующие задачи:

Повышение интереса учащихся к занятиям математикой. Кружковые формы работы позволяют использовать материалы, далеко не всегда «вписывающиеся» в рамки урока (исторические сведения, занимательные, исторические задачи и т.д.). Чаще, чем на уроке, в кружковой работе удается использовать игровые формы занятий с учащимися.

Расширение и углубление тем, излагаемых на уроке. Правильно организованный кружок обеспечивает тесную связь урочных и внеурочных занятий, когда изученное на уроке по – новому рассматривается, закрепляется, углубляется на кружке.

Развитие мышления учащихся, привитие им определенных трудовых навыков. Кружковые занятия продолжают формирование математического мышления обучающихся, выражающегося в изобретательности, логичности, доказательности, оказывают заметное влияние на формирование трудолюбия, настойчивости (пример тому – изучение биографии какого – либо ученого).

Формирование эстетического отношения к математике. Дети получают определенный эмоционально – эстетический заряд: они готовят номера художественной самодеятельности с математическими сюжетами и выпускают кружковые стенгазеты, выполняют рисунки, сочиняют сказки с математическим содержанием, изготавливают простейшие головоломки и математические игры.

Примерное количество занятий кружка в году 14-16, по 2 занятия в месяц. Можно проводить несколько занятий по одной теме. В это число входят также занятия по подготовке учащихся к школьной олимпиаде, школьным математическим вечерам.

Формы кружковой работы могут быть самыми разнообразными. Здесь необходимо учитывать возрастные психологические особенности учащихся подросткового возраста: рассеянное внимание, неумение долго слушать, читать, писать, решать в отсутствии общения. Поэтому каждое кружковое занятие желательно чтобы отличалось или частой сменой видов деятельности, или командными соревновательными элементами, захватывающими детей и не дающими им времени отвлекаться. Для кружков различных классов должно быть различие в продолжительности заседаний, различие в тематике и характере выступлений.

Выступления в VI классе, нам кажется, должны быть короткими (10 -15 минут), в остальных – до 20 – 25 минут.

Возраст учащихся средней школы таков, что он стимулирует выявление собственных сил: физических, умственных, психических. Не всегда эти силы применяются в нужном направлении и, от педагога зависит многое, чтобы направить интересы своих учеников в нужное русло. Для воспитания интереса к математике и развития правильных взглядов на возникновение и развитие математических идей полезно довести до сознания школьников решение важного вопроса: откуда берутся новые математические задачи, математические идеи и теории? Здесь очень полезным будет кружок по истории математики.

Проведение внеурочных занятий по математике в школе – это одна из форм работы учителя с учащимися старших классов, открывающая большой простор для творческой педагогической работы.

Математика, как мы знаем, относится к самым древним научным дисциплинам, и ее начала теряются в глубине тысячелетий. На протяжении всей долгой истории математика неоднократно изменяла свои идеалы и основные направления своих исследований. Но при этом она не отбрасывала ранее добытые знания, а включала их в новые в качестве естественного компонента. При этом, как правило, старые знания и понятия являлись основой для новых. Каждый такой этап в жизни математики не только обогащал е новыми понятиями, методами и идеями, но одновременно позволял охватить своим влиянием ряд областей практической деятельности, к которым ранее она не применялась. В наши дни математика переживает новый бурный расцвет, и при этом она существенно изменяет свое лицо. Во – первых, она становится более абстрактной, во – вторых, в ней более существенную роль играют вычислительные аспекты, связанные с появлением и совершенствованием ЭВМ и, в – третьих, область ее применения невиданно расширяется.

Вышесказанное – основное содержание кружка по истории математики.

Планируя работу кружка, содержание которого не отступает от учебных тем, преследовалось развитие познавательного интереса к математике у школьников и усиление их умственной активности. Все виды и формы кружков позволяют развить самостоятельность суждений, настойчивость, дисциплинированность, выдержку, внимательность, умение отстаивать собственные взгляды, активно включаться в поиск интересующей информации.

В основе успешной деятельности учителя должно лежать знание индивидуально – психологических особенностей каждого ученика. Именно с их изучения и должен начать свою работу учитель.

Форму работы кружка весьма желательно выбрать таким образом, что позволило бы привлечь старшеклассников, увлеченных математикой и её историей, к работе с младшими школьниками. Нам кажется, что участникам кружка по истории математики желательно участвовать в проведении занятий математического кружка с учащимися 7-х классов. Занятие проводились с помощью и под руководством учителя математики по составленному совместно плану. На занятиях кружка старшие школьники рассказывают о роли математики в повседневной жизни, об истоках возникновения математики, о развитии математических идей, о жизни и творчестве крупнейших математиков мира. С большим интересом участники кружка могли бы решать исторические занимательные задачи, подчас учитель может превратится в своеобразного мага и показывать математические фокусы, поражая воображение ребят и вызывая чувство восхищения перед возможностями математики. Именно такие занятия приносят наибольшую пользу: у ребят появляется желание узнать как можно больше из истории математики.

В рамках внеурочного курса по истории математики, мы считаем, уместно развивать систему реферирования как средство управления самостоятельной математической подготовкой школьников. Исключительно полезно для будущего студента умение работать самостоятельно – изучать новый исторический материал, конспектировать его. Такая деятельность воспитывает у учащихся ценные качества и черты характера. Одновременно подобная работа позволяет усилить и профориентационную линию на занятиях такого кружкаа.

Очень полезно на факультативно – кружковых занятиях решение исторических задач.

Дополнением к кружковым и факультативным занятиям выступает математическая газета. Мы думаем, что основной целью этой газеты должна быть пропаганда математических знаний среди учащихся, не занимающихся в кружке или факультативе, повышение их интереса к математике, привлечение их к факультативно – кружковым занятиям, освещение внеклассной работы. Материалы, помещаемые в стенной газете, должны быть интересны и для членов кружка или факультатива. Некоторую часть газеты заполнять можно материалами, которые не рассматриваются на кружковых или факультативных заседаниях.

Математические кружки и факультативы по истории математики обучающимся очень полезны. Недаром вопрос об использовании элементов истории математики в средней школе интересовал передовых русских преподавателей и ученых еще в дореволюционное время. И это естественно: ведь изучение истории науки играет важную роль в воспитании молодого поколения.

Кружок «История математики в лицах»

Изучение математике в средней школе чрезвычайно важно для формирования логичности мышления, абстрактности представления, повседневной жизни. Отмеченное выше противоречие (между необходимостью строгого изложения курса математики, в рамках стандарта образования с одной стороны, и приближения содержания математического знания к личности школьника) может быть преодолено путем реализации основной программы на уроке и ее расширения вне урока. Однако это не единственный путь. Разработанный нами кружек посвящен достаточно классическому способу привития интереса к математике - изучение ее истории. В будущем следует создать ряд курсов сочетающих современную элементарную математику и гуманитарные предметы.

В рамках текста нашей дипломной работы мы не будем приводить конкретное содержание кружка. Однако, все же дадим дать чисто методическую характеристику предлагаемого способа организации занятий. Рассмотрим примерную таблицу распределения часов для данного кружка начиная с 8-го класса (так как исследователю не удалось провести занятия в 7 классе, подобная таблица для кружка составляться не будет, хотя возможно применение нижеприведенной расчасовки).


Таблица 2

Темы

Часы

Лекции

Семинары

Примечания

Математика в Вавилоне и Египте

2

1

1

При изучение темы упор делается на подчеркнуто эмпирический характер математического знания в данный период.

Греческая математика как основа современной математической науки.

3

2

1

Указывается важность периода для формирования специфической, доказательной парадигме математики

Математика в Индии и Арабских странах.

2

1

1


Средневековая математика. Начала современной науки.

4

2

2

В данной теме основной упор делается на изучении взаимосвязи математики и духовной культуры

Российская математика

10

5

5

При реализации данной части следует сделать упор на преемственность в развитии европейской и русской математики

Практикум по решению задач

20

0

20

Данные занятия стоит чередовать с лекционно-семинарскими.

Итого

41

11

30



Выводы:

1.                Математическое образование нуждается в гуманитаризации и аксиологизации его содержания.

2.                Обучение математике должно строиться не на противопоставлении ее другим предметам (в особенности гуманитарным), а на принципе интегрированности с другими дисциплинами, реализацией межпредметных связей.

3.                Рассмотрении истории математик сквозь призму личности позволит подросткам уяснить творческий характер математической деятельности, ее связь с эмоциональной жизнью человека.

 

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ценностных ориентаций подростков, обучающихся в учебных заведениях инновационного типа


2.1 Констатирующий этап


Как уже было заявлено в начале нашей работы, изучение ценностных ориентаций не видятся нам конструктивным вне применения культурологического и системно-деятельностного подходов. На основании этого мы считаем необходимым проведением опытно- экспериментальной работы в одной из школ города Тулы- муниципальном общеобразовательном учреждении лицеи №2.

Ними было выбрано 2 класса- 8 А (физико-математический) и 8 Б ( инженерный). Первоначальные сведения отразим в виде таблицы.


Таблица 4

Сравнительная характеристика исследуемых классов

Класс

8 А

8 Б

Количество исследуемых

20

20

Мальчиков

13

15

Девочек

7

5

Краткая характеристика

Класс отличается повышенной активностью, интересом к профильным предметам при сравнительно равнодушным отношениям к другим дисциплинам. Сплоченность коллектива высокая, умею действовать совместно.

Активность класса высокая, отмечаются некоторые проблемы с дисциплиной, отношение к предметам положительное, сплоченность средняя, групповая работа затрудняется нарушениями дисциплины.


Перед проведением собственно констатирующего этапа эксперимента нами анализировались формально- учебные показатели, проводились беседы с учениками и учителями, осуществлялось наблюдение. В ходе сбора эмпирических фактов нами были уточнены гипотеза и задачи исследования.

Анализ такой характеристики как успеваемость показал сравнительную однородность обоих классов:


Таблица 5

Класс

8 А

8 Б

Высокая

20%

15%

Средняя

65%

70%

Низкая

15%

15%


Оценка такой характеристики как обучаемость проводилась посредством беседы с учителями по различным предметам: результат показал одинаково высокую оценку уровня обученности учителями лицея.

Использование личностного опросника Г,Айзенка[32] показало следующий результат:


Класс

Интроверсия

65%

60%

Неротизм

15%

20%


Данное распределение (преобладание интровертов и эмоционально стабильных характерно для математических и инженерных классов)

Таким образом, нами была установлена относительная однородность многих показателей по исследуемым классам; помимо этого нами было обращено внимание на сходство профилей класса, одинаковым набором изучаемых предметов, высокой степенью контакта между учениками этих классов.

Вышеперечисленное обеспечит объективность исследования в части выборки. Мы считаем, что в рамках выпускной квалификационной работы изучение проблемы может проводится в этих двух классах, которые по своим характеристикам типичны для инновационных образовательных учреждений. Следует понимать, что в массовой школе могут произойти отклонение от результатов исследования ввиду недостаточной мотивации подростков.

Собственно экспериментальная часть исследования началась нами в марте 2006 года.

На констатирующим этапе эксперимента было проведено анкетирование учащихся 8 А класса. В качестве контрольно-измерительного материала использовалась методика «Ценностные ориентации», разработанная американским педагогом М.Рокичем. В анонимном анкетировании приняло участие 20 человек. Анонимность обусловлена соображениями педагогического такта : ценностные ориентации- глубинные, фундаментальные характеристики личности; выбор материальных ценностей традиционно осуждается в нашей культуре и легкая идентификация анкет может исказить результаты в этой сфере. Некоторые ученики самостоятельно предложили провести анонимное анкетирование. Поскольку задачей нашего эксперимента является выявление и помощь в преобразование ценностных ориентаций в группе, то анонимность ни сколько не повлияет на результат. Такая задача обуславливается чрезвычайной диагностической, математической, статистической сложностью изучения отдельной личности в рамках научной работы нашего уровня.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12