бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе бесплатно рефераты

6. Рефлексия

- Как работалось вместе?

- Какие трудности возникли во время работы?

- Что запомнилось?

Занятие № 4. Ключи в мой внутренний мир.

Задача: Активизация процесса самопознания Отработка приемов уверенного поведения.

Упр. 1.«Демонстрация естественной реакции»

Учащиеся дают быстрый ответ на предложенную ситуацию. Каждый участник демонстрирует свою реакцию.

- Учитель говорит, что ваша одежда не соответствует внешнему виду учащегося. Вы говорите…

- Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы:...

- Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним:…

2. Тест. «Темперамент».

Проведение диагностики и обработка результатов.

Участники определяют свое согласие или несогласие к поставленным вопросам.

1).Обычно вы осуществляете действие без предварительного планирования.

2). Чувствуете себя то счастливым, то несчастным без видимых причин.

3). Чувствуете себя счастливым, когда занимаетесь делом, требующим немедленных действий.

4). Подвержены ли вы колебаниям настроений без видимых причин.

5). При завязывании новых знакомств вы первым проявляете инициативу.

6). Часто ли вы бываете в плохом настроении?

7). Склонны ли, действовать быстро и решительно?

8). Бывает ли так, что вы пытаетесь над чем-либо сосредоточиться, но не можете?

9). Вы пылкий человек?

10). Бывает ли так, что при беседе с другим человеком вы присутствуете только физически, а мысленно отсутствуете?

11). Чувствуете себя неуютно, когда не имеете возможности общаться.

12). Бывает ли так, что временами вы полны энергии, А порой, наоборот, очень пассивны?

Обработка результатов.

Начертите оси координат Х и У. Подсчитайте сумму ответов – согласий (+) для вопросов с нечетными номерами и отложите ее на оси «Х». Подсчитайте сумму ответов – несогласий (-) для вопросов с нечетными номерами и отложите ее на оси «Х». Подсчитайте сумму ответов – согласий (+) для вопросов с четными номерами и отложите ее на оси «У». Подсчитайте сумму ответов – несогласий (-) для вопросов с четными номерами и отложите ее на оси «У».Через отложенные точки на осях Х и У проведите перпендикуляры. В получившемся прямоугольнике определите четырехугольник с большей площадью. Он и будет характеризовать тип темперамента, преобладающего в нестандартной критической ситуации.

3. Беседа «Типы и признаки темперамента».

Темперамент – это совокупность природных, врожденных свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Типы темперамента.

1). Холерик – безудержный, процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные, уравновешенные.

2). Сангвиник – живой, процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные, уравновешенные.

3). Флегматик – спокойный, процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные.

4). Меланхолик – слабый, процессы возбуждения и торможения сильные, неуравновешенные, малоподвижные.

Природные особенности оказывают существенное влияние на профессиональное становление. Их игнорирование может привести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам, а то и к нервным заболеваниям.

Классификация профессий по признаку профпригодности:

1) абсолютная – профессия предъявляет жесткие требования к особенностям нервной системы человека и требует отбора (1 группа );

2) относительная – данными специальностями может овладеть практически любой человек (2 группа).

При выборе профессии надо учитывать тип темперамента. Сангвинику необходима разнообразная работа, где он постоянно получает новые задания. Для сангвиника требуется частое и интересное общение и организация деятельности других людей. Холерику интересна цикличная работа, где чередуются периоды больших усилий и спокойной деятельности. Для флегматика сложнее, когда работа разнообразна, зато привычный режим не представляет для него трудностей. Меланхолику требуются тонкие ручные умения. Противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями и сложностями.

В чистом виде ни один из типов темперамента практически не встречается. Для каждого человека характерны проявления всех четырех типов темпераментов, однако какой-то один из этих типов доминирует. Темперамент как врожденное свойство мало изменчив на протяжении жизни человека. Об этом нужно всегда помнить и не пытаться изменить темперамент человека. Нет плохих и хороших типов темперамента. Каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки.

4. Упр. «Определи темперамент».

По предложенному тексту, учащиеся определяют: для какого типа темперамента характерны те или другие действия в определенной ситуации. В качестве иллюстрации к различным типам темперамента рассмотрим следующую ситуацию. «Четыре работника опоздали на очень важное совещание. Первый опоздавший: пытается, во что бы то ни стало прорваться на совещание. Его искренне возмущает поведение секретаря – референта руководителя, не позволяющего войти в кабинет. С упорством работник эмоционально объясняет, почему же ему так нужно попасть на совещание (холерик). Второй опоздавший, одарив очаровательной улыбкой секретаря, пытается непринужденно проследовать в кабинет, где проходит совещание. Препятствие в виде секретаря заставляет его попытаться зайти еще раз, а затем повернуться и без возражений покинуть приемную, подумав: «Не получилось, ну и бог с ним. Зайду на перерыве» (сангвиник). Третий опоздавший, столкнувшись с проблемой, сильно расстраиваться не стал, неторопливо и спокойно вернулся к прерванным делам и продолжил их скрупулезно выполнять (флегматик). Четвертый опоздавший стал очень переживать по поводу своего опоздания и предпринял слабые попытки попасть на совещание («попытки», потому, что он должен быть на совещании, а «слабые» потому что, появившись на совещании, ему придется отвечать за свое опоздание). Не попав на совещание, он стал переживать о возможных последствиях своего опоздания (меланхолик)». Прослушав четыре ситуации, участники определяют типы темперамента.

5. Игры в командах.

а) Одна команда называет героев сказок, мультфильмов, а вторая – определяет тип темперамента героя. Затем меняются ролями.

б) На каждый тип темперамента написать как можно больше профессий, ярко выраженных для данного типа.

6. Рефлексия.

- Какие мысли и чувства возникли после занятия?

- Что нового узнали о себе и о других.

Занятие №5. Точки пересечения.

Задача: Создание условий для установления взаимопонимания.

Обучение умению давать инструкции и говорить для других.

1.       Упр. «Стыковка».

Работа в четверках. Два человека садятся друг напротив друга на стулья, упираясь коленями в сидящего напротив. Остальные два человека занимают места за сидящими и начинают управлять указательными пальцами партнеров, не касаясь их, чтобы пальцы сидящих соединились. При этом у сидящих участников глаза закрыты

Один человек управляет действиями другого с помощью словесных команд, не прикасаясь, не направляя непосредственно его движения.

2. Объясни инструкцию.

Добровольцу предлагают, никому не показывая изображение, описать его так, чтобы слушатели смогли представить описываемую картину и  воспроизвести ее на своем листе бумаги.

1 этап. Доброволец садится напротив группы и пытается словесно описать геометрическую композицию. Он может отвечать на вопросы и помогать себе при объяснении жестами. Изображения слушателей сравниваются с оригиналом.

- Какие трудности возникли?

- Какие приемы использовал рассказчик для облегчения задачи слушателей?

- Сильные и слабые стороны выбранной стратегии изложения.

2 этап. То же, но нельзя использовать жесты.

3 этап. Рассказчик сидит спиной к группе.

3. Беседа «Текст для себя», «Текст для другого».

Мы пытаемся передать все слушателям и с отчаянием наблюдаем за постепенным изменением лиц собеседников. Да они рады за нас. Но наша экспрессия начинает их понемногу утомлять, потому что наша история, которую трудно представить и почти невозможно прожить с чужих слов. Причина: умение говорить не для себя, а для другого.

«Текст для себя» (не эгоцентрическая речь)- рассказ, выстроенный в собственной логике, по законам субъективной психической жизни. В нем главенствуют эмоции, оценки, интерпретации: на первый план выступают детали, особенно поразившие рассказчика, а общий контекст ситуации может быть вообще не передан или передан фрагментарно. В результате у слушателя формируются четкие представления о том, каково отношение рассказчика, как он оценивает ту или иную ситуацию, но само видение описываемой ситуации может быть сильно искажено.

«Текст для другого» - рассказ, специально конструируемый для собеседника, учитывающий законы возникновения образов и личные особенности данного человека. Рассказ, позволяющий не просто услышать, а мысленно прожить описываемую ситуацию. Это позволяет передавать собеседнику сложную информацию, требующую осмысления, поэтапного усвоения.

4.     Упр. «Остров сокровищ».

Работа в парах, спина к спине, сидя на стульях. У каждого участника лист бумаги А 4 и карандаш.

Один участник делает набросок острова сокровищ и одновременно  рассказывает партнеру, что тот должен нарисовать на своем месте, чтобы получить как можно более точную копию карту острова. Партнеры не видят планы друг друга, но могут разговаривать.

Обсуждение.

-На чем партнер концентрировал свое внимание: на рисовании своего плана или передаче информации партнеру?

-Какие приемы использовал для того, чтобы помочь партнеру в решении его задачи?

5. Игра - рисование. «Картина путешествий».

В группах по 4 человека создается коллективное произведение под  руководством, руководителя «с помощью трех художников», которые творят с закрытыми глазами. «Руководитель» слышит, разговаривает, но не прикасается к «художникам».

6. Рефлексия.

- Оцените свои умения управлять действиями другого человека, правильно давать инструкцию.

Занятие № 6. Мысль изреченная.

Задачи: организация деятельности, направленной на осознание своих чувств и умение правильно сообщать о них при овладении техникой «Я-сообщения».

1.  Упр. «Список благодарности»

Представьте себе утро завтрашнего дня. Вы просыпаетесь, открываете глаза – и говорите «спасибо» этому миру за то, что он подарил вам.

Составить список того, за что и кому вы можете быть благодарны.

2. Упр. «Договориться или не договориться».

В таблице записать ситуации, о чем люди договариваются и последствия этого, если смогли договориться или не смогли договориться.


О чем люди договариваются

Последствия, если смогли договориться

Последствия, если не смогли договориться





3. Беседа «Ты – и «Я – высказывания».

«Я-высказывание» передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки.

«Ты-замечания» неэффективны, т.к. ставят человека в позицию обвиняемого и обороняющегося; у человека возникает искушение, вместо того чтобы изменить свое поведение – возразить вам, отстоять себя и в итоге… продолжать делать то же самое. Причем порой очень настойчиво, «назло» («ты-плохой»). Берегите себя и других: избавляйтесь от обид, уколов, обвинений.

Построение «я - высказывания»:

1) объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение: - когда я вижу, что…

- когда это происходит…

2) описать свои эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации: - я чувствую…

- я огорчаюсь…

- я не знаю, как реагировать…

3) объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания:

- потому что я не люблю…

- мне бы хотелось…

4) представить как можно больше альтернативных вариантов:

- возможно, тебе стоит поступить так…

- В следующий раз сделай…


«ты-высказывание»

«я-высказывание»

Вечно ты хамишь!

Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь я постараюсь быть более терпимой.

4. Упр. «Тренируемся быть корректными».

Каждый участник пишет «ты-высказывание» на отдельных листочках, которые собираются ведущим, перемешиваются и снова раздают участникам. Попавшие высказывания переформулируют в

«Я-высказывание».

5. Упр. «Письмо другу».

Вы желаете помириться с одноклассником. С какими словами вы обратитесь к другу, чтобы он понял вашу искренность и желание помириться?

6. Составление правил поведения.

Составить правила поведения в гостях , в театре в спортивном зале. Что в них общего и каковы различия.

7. Рефлексия

-Что объединяет «Я-высказывание» и правила поведения в общественных местах.

-Готовы ли Вы изменить в себе то, что мешает другим?

Занятие № 7. Проверка на гуманизм.

Задача. Создание условий для усвоения навыков эффективной коммуникации. Организация процесса обратной связи.

1. Упр. «Цвет».

Почувствовать и обозначить цветом настроение соседа цветом.

2. Упр. «Комплименты»

Каждый по очереди говорит комплимент своему соседу справа.

3. Беседа «Процесс передачи и получения обратной связи».

Обратная связь – это сообщение, адресованное другому человеку, о том, что я о нем думаю, как я воспринимаю наши с ним отношения, какие чувства у меня вызывают его слова, действия, поступки.

В процессе взаимодействия с людьми не обойтись без обмена ценностями, который проходит в диалоге, где проясняются взаимные ожидания и установки, идет анализ происходящего, принимаются решения. Одним из условий этого диалога является процесс обратной связи, под которым мы понимаем информацию о том, как реципиент (тот, кто получает информацию) воспринимает коммуникатора (того, кто эту информацию передает), как оценивает его поведение и слова, то есть его реакцию на собеседника, описание не личности человека, а взаимоотношений с ним. Обратная связь необходима для того, чтобы улучшить взаимопонимание. Она поможет партнерам по общению понять, как воспринимаются их действия, поступки, эмоциональные проявления, адекватно ли воспринимают окружающие то, что человек транслирует. Мы часто бываем зажаты в социально одобряемые нормы поведения, и в нашем менталитете не заложены нормы искренней трансляции отношения к чему-либо или кому-либо. Это касается как отрицательного, так и положительного отношения. Бытует мнение, что лучше сказать то, что от нас хотят услышать, для того чтобы не испортить отношения или свой образ. Конструктивная ситуация: все участники взаимодействия стремятся прямо и открыто называть те ощущения и переживания, которые испытывают по отношению к партнеру по общению, в той форме, которая доступна и понятна другому.

Правила эффективной обратной связи.

Коммуникатору необходимо настроиться на общение с партнером, перераспределить внимание, понять, в каком состоянии он находится. Затем следует установить контакт, то есть создать ситуацию, в которой оба партнера настроены на взаимодействие и включены в общение. Это может быть как поворот головы и кивок, так и приглашение поговорить. На этом этапе партнеры определяют характер ситуации (профессиональный, личный, интимный, игровой), что позволяет создать единое информационное поле. В ситуации прямой обратной связи партнер по общению выходит из ситуации с пониманием того, о чем шла речь, и принятием вашей позиции. Это не говорит о том, что он должен быть во всем с вами согласен, но должен осознавать суть вашей позиции. Трансляция обратной связи требует определенной атмосферы, уровня доверия, уважения. Ее лучше предлагать, а не навязывать. Партнер по общению в праве от нее отказаться. Легче ее принять, если это не попытка изменить другого человека, его поведение, отношение.

Правила обратной связи.

-Выслушать обратную связь до конца, не интерпретируя слов собеседника и не выстраивая систему контраргументов в процессе слушания.

Попытаться осмыслить и вернуть ее говорящему своими словами. Даем этим понять собеседнику, что услышали его, и проясняем те моменты, которые остались недопонятыми.

Обратная связь – мнение одного человека, которое не интегрирует отношения всего вашего окружения к вам. Его восприятие ваших поступков исключительно субъективно и может быть неполным. Не стоит спорить с ним и доказывать обратное, ведь он имеет право на собственную точку зрения, собственные чувства и эмоции.

Обратная связь не средство воздействия, а способ взаимодействия.

-Часто необходимо помочь партнеру решиться на обратную связь, дать ему возможность почувствовать вашу готовность выслушать все, что он хочет вам сказать.

4. Упр. «Обратная связь».

а). Одному из участников пары ведущий дает карточку, на которой написана ситуация.( Например: ваш друг не дал вам переписать контрольную работу – ваша реакция: вы разозлились на него обиделись.) У участников 3 мин., чтобы подумать, как инсценировать данную ситуацию

- Удалось ли конструктивно дать обратную связь?

б). Участникам дается та же ситуация, но теперь работа происходит в парах одновременно, с использованием правил трансляции и получения обратной связи.

- Получилось ли общение более продуктивным?

- Что мешало, что помогало?

5. Упр. «Волшебный стул».

Человек, который садится на «волшебный стул», становится обладателем уникальной возможности услышать от нескольких человек из группы обратную связь. Это могут быть и критика, и положительные высказывания. Тем, кто дает обратную связь, необходимо делать это, используя правила обратной связи, тому, кто сидит на «волшебном стуле»,- внимательно все выслушать, не оправдываясь, не благодаря, а просто, принимая информацию. Затем на «волшебном стуле» окажется следующий участник.

- Хотите ли вы дать обратную связь группе?

- Что вы чувствовали, когда получали обратную связь?

 - Удалось ли вам следовать правилам?

Каждый по очереди садиться на стул в центре круга и слушает от участников критику и положительные высказывания.

6. Упр. «Афоризмы».

Каждый выбирает карточку с афоризмом, озвучивает его, обосновывает, о ком из группы идет речь. Афоризм отдается тому, кто вызвал у участников больше всего ассоциаций.

Возможные афоризмы.

- Серая скука, и страх, и злоба – вот причины того, что жизнь столь коротка. Р. Бах

-Чем выше летает чайка, тем дальше она видит. Р. Бах

-Наши поступки подобны строчкам буриме: каждый связывает их, с чем ему заблагорассудится. Ф. Ларошфуко

-Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться с ней серьезно – смешно. Обращаться несерьезно – опасно. А. Рюноскэ

-Хотя мальчишки побивают лягушек камнями ради забавы, но лягушки умирают по-настоящему. Плутарх

-Люди по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им. Н. Макиавелли

-Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя. А. Шопенгауэр

-Всякий видит, чем ты кажешься, немногие чувствуют, кто ты на самом деле. Н. Макиавелли

-Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем когда она враждебна. Ф. Ларошфуко

-Человек, которому никто не нравится, гораздо несчастнее того, который сам никому не нравится. Ф. Ларошфуко

-Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри. Э. Кюблер-Росс

Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны. Ф. Ларошфуко

7. Рефлексия

-Удалось ли воспользоваться правилами получения и передачи обратной связи при выполнении этих упражнений?

Занятие № 9. Ценностные ориентации человека.

Обобщающие задачи:

5.                Очертить круг факторов влияющих на формирование ценностей, а так же определить их горизонты.

6.                Расширить представление детей о потребностях и ценностях человека.

7.                Создать условия для понимания того, что ценности можно определять совместно.

8.                Помочь детям определить причинно - следственные связи в своих целях и поступках.

Игра «Я люблю»:

Шаг вперёд делает тот кто согласен с этим утверждением

Кто любит по утрам поспать

Кто говорить доброе утро родителям

Кто с удовольствием идёт в школу

Кто едет в школу на автобусе

Кто рад встрече с одноклассниками

Кто не боится никого из учителей

Кто доволен своею жизнью

Кому нравится получать «5»

Кому всё равно, какие у него оценки

Кто мечтает стать богатым и знаменитым

Кто радуется успехам своих друзей

Кто уважает старших

Кто любит праздники

Кто хочет, чтобы его понимали

Кто хочет, чтобы классный час прошёл «классно»!

Вот мы и собрались все на одном уровне. Я очень этому рад. И хоть мы с вами и виделись, давайте ещё раз поздороваемся друг с другом.

Игра «Импульс»

Рукопожатие «Я рад тебя видеть»

Второе рукопожатие «Здравствуйте»

Похлопывание по плечу «Привет, привет, привет»

Похлопывание ладошками по кругу.

4. Беседа. Сегодня мы поговорим с вами о потребностях и ценностях человека. Я надеюсь, что разговор получится интересным и полезным. Мне очень хотелось бы, что бы вы поняли и осознали, что для вас является ценным, дорогим и что Вы можете сейчас сделать, какое поведение выбрать, чтобы достичь своих целей.

Эпиграф

«Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся,

Но вряд ли в жизни преуспеет тот,

Кто жить, готовясь в детстве, не живет».

- Я думаю, что тема интересна, потому что именно сейчас формируются ваши личностные ценности. Многие ученые изучали проблему возникновения и классификации потребностей. Давайте познакомимся с одной из систем.

Пирамида потребностей Маслоу:

Первый уровень: Материальные потребности (еда, одежда)

Второй уровень: Потребность в защите (родные, семья, здоровье)

Третий уровень: Потребность в общении (друзья, коллеги)

Четвёртый уровень: Потребность в признании (творчество, работа, слава, успех)

Пятый уровень: Самореализация и самоудовлетворение.

6.Желания. Сейчас мы проведём мини интервью, выясним, какие желания вы могли бы загадать. Будто мы оказались в сказке.«Цветик - семи цветик»

- Ты лети, лети лепесток,

через запад на восток,

через север, через юг

возвращайся, сделав круг…

быть, по-моему, вели.

Какие три желания ты бы хотел, что бы исполнились: (работа в группах)

Для себя лично

Для всей твоей семьи

Для класса

Для города

Для друга

Для всего мира

Для школы

Итоги зачитывают.

Пока мы с вами мечтали и фантазировали, а теперь давайте подумаем, как наши потребности и ценности влияют на поведение, или поведение помогает достигнуть того, чего мы хотим.

- Вы абсолютно правильно сделали выводы о том, что люди, у которых не совпадают ценностные ориентации часто не могут понять друг друга. Но все - таки, мы не такие уж разные.

9. Я предлагаю, поиграть в «сокровищницу».

Каждому из вас я раздаю 7 листов бумаги разного размера. На них вы должны написать 7 самых сокровенных желаний. Чем больше лист, тем масштабней желание. После этого вы разложите свои листочки в карманы «Кладовой желаний». У нас получится настоящая «сокровищница» нашего класса.

Дети самостоятельно работают. После этого анализируют, сколько желаний в «сокровищнице» направленно на себя лично, окружающих, на весь мир.

10. Завершает занятие игра - тренинг «Цветик - семи цветик».

Подростки встают в круг, приседают, и изображают цветок, покачивающийся под дуновением ветра, разворачивают свои лепестки к солнцу, стараются достигнуть плавности и гармонии в движениях.


[1] Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник МГУ (Серия 14).-1997.-№4.-С.25-31

[2] Гориянов В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации // Социологические исследования.-1997.-№3.-С.60-67

[3] Гориянов В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации // Социологические исследования.-1997.-№3.-С.60-67

[4] Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.-1979.-№4.-С.23-34

[5] Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.-1979.-№4.-С.23-34

[6] Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание/ Психология подростка. Хрестоматия. Составитель Ю.И.Фролов. М.: Российское педагогическое агенство, 1997.-526 с.- С.176-231

[7] Караковский В.А. Общечеловеческие ценности-основа учебно-воспитательного процесса//Воспитание школьников 1993, № 2.

[8] Кле М. Психология подростка / Психология подростка. Хрестоматия. Составитель Ю.И.Фролов.-М.: Российское педагогическое агенство, 1997.-526с.-С. 103-140.

[9] Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В.Дубровиной, Б.С.Круглова; М.:Педагогика, 1988.-192с,:ил.

[10] Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.

[11] Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.

[12] Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: в 6 т. – М., 1984. Т. 4. – С. 6-242.

[13] Зейгарник Б.В. Патология личности: норма и патология. Под редакцией М.Р. Гинзбурга – М.: Институт практической психологии, Воронеж : МОДЭК, 1998. – 352 с.

[14] Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.


[15] Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.

[16] Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: в 6 т. – М., 1984. Т. 4. – С. 6-242.

[17] Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: в 6 т. – М., 1984. Т. 4. – С. 6-242.

[18] Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. 554 с.

[19] Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. 554 с.

[20] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. – М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.

[21] Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер Теории личности. – М.: КСП+, 1997. – 351 с.

[22] Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. 192 с.

[23] Психология современного подростка / Под ред. Д.И, Фельдштейна.-М.: Педагогика, 1987.-240 с.: ил.

[24] Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. –М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с.

[25] Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей – М.: Сфера, 1999. – 192 с.

[26] Райгородский Д.А. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.- Самара: Издательский Дом “Бахрах -М”, 2001.- 672 с.

[27] Лучшие педагогические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию. Петрозаводск, 1992. 462 с.

[28] Райгородский Д.А. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.- Самара: Издательский Дом “Бахрах -М”, 2001.- 672 с.

[29] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 1996. – 579 с.

[30] В. И. Лещинский. Педагогическая технология личностной ори­ентации. Воронеж: изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2003. - 137с.

[31] www. gym174.net

[32] Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.М.:Просвещение,1996, с-204


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12