Разработка основных направлений логопедической работы по формированию словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Данные, представленные в таблице, наглядно показывают, что
дошкольники с общим недоразвитием речи дают меньше правильных ответов, чем
сверстники с нормальным речевым развитием.
Много ошибок допускали дошкольники экспериментальной и контрольной
групп при употреблении родительного и творительного падежей. Приведенные
данные, свидетельствуют о несформированности беспредложных
падежных конструкций существительных дошкольниками.
Характерные
ошибки, которые встречались у дошкольников из экспериментальной и контрольной
групп: замена словоизменения словообразованием, при помощи суффиксов - ик, -
к, - очк, - чик; замена продуктивным окончанием –
ов, всех других типов окончаний; использование более продуктивной формы
мужского рода творительного падежа, с окончанием - ом; замена формы множественного
числа на форму единственного числа; замена ударения (нарушение акцентуации).
Были выявлены случаи, когда дошкольники не могли ответить на
вопрос, они говорили "я не знаю, как сказать", "я не могу
объяснить", ответы детей с подобными формулировками рассматривались нами
как формальный отказ от выполнения поставленной задачи.
Дети из
экспериментальной группы дали 59,8% правильных ответов, а дошкольники из
контрольной группы - 88,2% от
общего количества ответов в этих заданиях (240 ответов).
Виды ошибок при исследовании беспредложных конструкций
существительных у детей представлены в виде Таблиц 11, 12 (см. Приложение).
Качественно- количественный анализ ошибок и правильных ответов
исследования беспредложных падежных конструкций существительных в разных
падежах у дошкольников с ОНР и у детей с нормальным речевым
развитием представлены в виде Таблиц 13, 14 (см.
Приложение 3).
Следующим
разделом нашей методики явилось изучение предложно-падежных конструкций
существительных дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым
развитием.
В первом задании этого
раздела, при исследовании употребления предложно-падежных
конструкций существительных единственного числа стало
известно, что у 7 детей из экспериментальной группы
данная функция находится на низком уровне, 3 - на очень низком уровне. Дети в
среднем набрали 0,3 балла, что соответствует очень низкому уровню и при этом
допускали следующие ошибки:
пропускали предлоги. Примеры: "книги"
вместо "в книге";
заменяли требуемый предлог другим,
словом или предлогом. Примеры: "над книгой" вместо "на книге";
"с вешалком" вместо "за вешалкой";
заменяли форму единственного числа
формой множественного числа. Примеры: "на тарелках" вместо "на
тарелке"; "под тарелками" вместо "под тарелкой";
правильно употребляли предлог при
неправильном выражении падежного окончания. Примеры: "в книгу" вместо
"в книге", "под тарелку" вместо "под тарелкой";
нарушали
дифференциацию предлогов. Примеры: "над книгой" вместо "на книге",
"на тарелках" вместо "над тарелках", "около тарелке"
вместо "под тарелкой", "у тарелки" вместо "по тарелкой";
отказывались
от ответа, говорили, что "не знают" (8 случаев);
осуществляли
лексическую замену. Примеры: "в миске" вместо "в тарелке"; "на
супе" вместо "на тарелке", "на стенке" вместо "на
вешалке", "под крючком" вместо "под вешалкой";
заменяли ударение (нарушение акцентуации). Примеры: "на тарелках".
Полученные данные представлены в Таблице 15, 17 (см. Приложение
3).
У 5 детей
из контрольной группы данный процесс находится на высоком уровне и 5 - среднем
уровне. Эти испытуемые набрали в среднем 0,7 балла, что соответствует среднему
уровню.
Дети из контрольной группы допускали аналогичные ошибки, но
значительно меньше. Отказов от ответа было значительно
меньше (5 отказов). Полученные данные представлены в
Таблице 15, 16 (см. Приложение 3).
В втором задании этого
раздела, при исследовании употребления предложно-падежных
конструкций существительных родительного падежа множественного
числа стало известно, что у 1 ребёнка из экспериментальной группы данная
функция находится на среднем уровне, 6 - на низком уровне, 3 детей - на очень
низком уровне. Дети в среднем набрали 0,4 балла, что соответствует низкому
уровню и при этом допускали следующие ошибки, которые выражались в следующем:
заменяли форму множественного
числа формой единственного числа. Примеры: "яблока" вместо "яблок";
отказывались
от ответа, говорили, что "не знают" (8 случаев);
заменяли словоизменения
словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Примеры: "платьичков"
вместо "платьев"; "рыбков" вместо "рыбы".
заменяли продуктивным
окончанием – ов, всех других типов окончаний. Примеры: "машинов" вместо "машин", "яблоков"
вместо "яблок"", "ключов" вместо "ключей";
устраняли наращивание, игнорируя j.
Примеры: "платев";
заменяли ударение (нарушение
акцентуации). Примеры: "платёв", "грибов".
Полученные данные представлены в Таблице 15, 17 (см. Приложение
3).
Дети из контрольной
группы допускали гораздо меньше аналогичных ошибок. Отказов от ответа было
значительно меньше (3 отказа). У 3 детей из контрольной группы данный процесс
находится на высоком уровне и 7 - среднем уровне. Эти испытуемые набрали в
среднем 0,7 балла, что соответствует среднему уровню. Полученные
данные представлены в Таблице 15, 16 (см. Приложение 3).
В третьем задании этого
раздела, при исследовании употребления предложно-падежных
конструкций существительных дательного падежа
множественного числа с предлогом - к, стало
известно, что у 1 ребёнка из экспериментальной группы
данная функция находится на среднем уровне, 6 - на низком уровне, 3 детей - на
очень низком уровне. Дети в среднем набрали 0,4 балла, что соответствует
низкому уровню и при этом допускали следующие ошибки, которые выражались в
следующем:
заменяли форму
множественного числа формой единственного числа. Примеры: "гусю"
вместо "гусям", "до зайца" вместо "к
зайцам";
отказывались
от ответа, говорили, что "не знают" (14 случаев);
заменяли словоизменение
словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, при этом
опуская предлог Примеры: "машинкам" вместо "к машинам";
устраняли наращивание, игнорируя j.
Примеры: "к платям", "к деревям";
пропускали предлоги. Примеры: "зайцам",
"гусям", "машинам";
заменяли требуемый предлог другим,
словом или предлогом. Примеры: "с гусями" вместо "к гусям";
"до машины" вместо "к машинам", "до зайца" вместо
"к зайцам".
Полученные
данные представлены в Таблице 15,17 (см. Приложение 3).
При выполнении этого
задания дети из контрольной группы допускали гораздо меньше аналогичных ошибок.
Отказов от ответа было значительно меньше (5 отказа). У 6 детей из контрольной
группы данный процесс находится на высоком уровне и 2 - среднем уровне, 2 - на
низком уровне. Эти испытуемые набрали в среднем 0,7 балла, что соответствует
среднему уровню. Полученные данные представлены в
Таблице 15,16 (см. Приложение 3).
В четвёртом задании
этого раздела, при исследовании употребления предложно-падежных
конструкций существительных творительного падежа
множественного числа с предлогами - над, - под, - за,
стало известно, что у
3 детей экспериментальной группы данная функция находится на низком
уровне, 7 детей - на очень низком уровне. Дети в среднем набрали 0,3 балла, что
соответствует очень низкому уровню и при этом допускали следующие ошибки,
которые выражались в следующем:
заменяли форму
множественного числа формой единственного числа. Примеры: "над домом"
вместо "над домами", "над лесом" вместо "над
лесами";
отказывались
от ответа, говорили, что "не знают" (16 случаев);
заменяли словоизменение
словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, при этом
опуская предлог Примеры: "над деревками" вместо "над деревьями";
устраняли наращивание, игнорируя j.
Примеры: "над деревами", "над деревьями";
пропускали предлоги. Примеры: "дорогами";
заменяли требуемый предлог другим,
словом или предлогом. Примеры: "по дорогами" вместо "над
дорогами"; "под реками" вместо "над реками";
осуществляли лексическую замену.
Примеры: "над водами"вместо "над реками".
Полученные
данные представлены в Таблице 15, 17 (см. Приложение 3).
При выполнении этого
задания дети из контрольной группы допускали гораздо меньше аналогичных ошибок.
Отказов от ответа было значительно меньше (3 отказа). У 4 детей из контрольной
группы данный процесс находится на высоком уровне и 6 - среднем уровне. Эти
испытуемые набрали в среднем 0,7 балла, что соответствует среднему уровню. Полученные данные представлены в Таблице 15,16 (см.
Приложение 3).
В пятом задании,
направленном на исследование употребления существительных в предложном падеже
множественного числа, стало известно, что: у 1 ребёнка из экспериментальной
группы данный процесс находится на среднем уровне и 1 - низком, 8 - на очень
низком. Эти испытуемые набрали в среднем 0,3 балла, что соответствует очень
низкому уровню. Полученные данные представлены в
Таблице 15,17 (см. Приложение 3).
Дети из экспериментальной группы
допускали следующие ошибки:
заменяли форму
множественного числа формой единственного числа, при этом заменяли предлог.
Примеры: "на крышу" вместо "над крышах",
"на проводе" вместо "на проводах";
отказывались
от ответа, говорили, что "не знают" (12 случаев);
заменяли словоизменение
словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, при этом
иногда опуская предлог. Примеры: "кустиках" вместо "на кустах",
"на дорожках" вместо "на дорогах";
устраняли наращивание, игнорируя j.
Примеры: "на деревах", "на деревьях";
пропускали предлоги. Примеры: "проводе",
"крыше", "дорогах";
заменяли требуемый предлог другим,
словом или предлогом. Примеры: "под окном" вместо "на окнах",
"над крышей" вместо "на крышах", "в кустах"
вместо "на кустах", "за проводами" вместо "на проводах",
"в дорогах" вместо "на дорогах";
осуществляли лексическую замену.
Примеры: "на стекле" вместо "на окнах";
не правильно ставили ударение. Например:
"на кустиках", "на стёкле", с искажением основы
слова.
При выполнении этого
задания дети из контрольной группы допускали гораздо меньше аналогичных ошибок.
Отказов от ответа было значительно меньше (2 отказа). У 6 детей из контрольной
группы данный процесс находится на высоком уровне и 3 - среднем, 1- на низком уровне.
Эти испытуемые набрали в среднем 0,7 балла, что соответствует среднему уровню. Полученные данные представлены в Таблице 15, 16 (см.
Приложение 3).
Сравнительный количественный анализ ошибок при исследовании
предложно - падежных конструкций существительных в у дошкольников с ОНР и с нормальным
речевым развитием представлен нами в Таблицах 5, 6 и Диаграмме 3.
Таблица 5
Сравнительный
количественный анализ ошибок при исследовании предложно-падежных конструкций
существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным
речевым развитием
Виды ошибок
|
Кол-во ошибок
|
|
ЭГ
|
КГ
|
Пропуск предлогов
|
100 %
|
0,6 %
|
Замена словоизменения
словообразованием при помощи суффиксов
|
3,6 %
|
3,6 %
|
Замена требуемого предлога другим,
словом или предлогом.
|
4,5 %
|
2,1 %
|
Форма множественного числа заменяется
формой единственного числа
|
10,3 %
|
1,8 %
|
заменяли форму единственного числа
формой множественного числа.
|
6 %
|
3,3 %
|
Правильное употребление предлога при
неправильном выражении падежного окончания
|
3 %
|
4,2 %
|
Нарушение дифференциации предлогов:
|
|
|
Около (у)
|
0,9 %
|
0,9 %
|
-на-
|
2,4 %
|
1,2 %
|
-в-
|
100 %
|
0,6 %
|
-под-
|
1,2 %
|
0,9 %
|
-над-
|
1,2 %
|
0,6 %
|
-к-
|
0,3 %
|
0,9 %
|
Устраняли наращивание, игнорируя j
|
9,4 %
|
3,9 %
|
Заменяли ударение
|
2,1 %
|
0,9 %
|
Лексическая замена
|
6 %
|
3,3 %
|
Отказ от ответа
|
15,5 %
|
5,2 %
|
Средний показатель
|
39 %
|
18,3%
|
Диаграмма
3
Сравнительный
анализ количества ошибок при исследовании предложно-падежных конструкций
существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым
развитием (уровень успешности %)
Таблица
6
Сравнительный
анализ количества правильных ответов и ошибок в исследовании предложно- падежных конструкций существительных в разных
падежах у дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым
развитием (уровень успешности в %)
Исследование
предложно-падежных конструкций существительных
|
Задания
|
Количество правильных ответов %
|
Общее
кол-во правильных ответов
|
Кол-во
ошибок %
|
Общее
кол-во
ошибок
%
|
Кол-во
детей допускающих ошибки
|
Экспериментальная группа
|
Исследование. понимания и
употребления предложно-падежных конструкций ед. ч
|
71,1%
|
61%
|
28,9%
|
39 %
|
9
|
В родительном падеже
|
40,0%
|
60,0%
|
10
|
В дательном падеже
|
56,7%
|
43,3%
|
8
|
В творительном падеже
|
60,0%
|
40,0%
|
10
|
В предложном падеже
|
50%
|
50%
|
9
|
Контрольная группа
|
Исследование понимания и
употребления предложно-падежных конструкций ед.ч.
|
81,7%
|
81,7 %
|
18,3 %
|
18,3 %
|
3
|
Родительный
|
56,7%
|
43,3 %
|
1
|
Дательный
|
63,4%
|
36,6%
|
2
|
Творительный
|
75%
|
25%
|
4
|
Предложный
|
56,7%
|
26,7%
|
1
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|