Разработка основных направлений логопедической работы по формированию словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Разработка основных направлений логопедической работы по формированию словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи
ЛЕНИНГРАДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ
А.С. ПУШКИНА
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ИМЕНИ
И. П. ИВАНОВА
Факультет дефектологический
Разработка основных направлений
логопедической работы по формированию словоизменения имён существительных у
дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломная работа по логопедии
Санкт
– Петербург- 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ИЗУЧЕНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ И У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ
1.1
Содержание понятия "словоизменение существительных"
1.2
Формирование словоизменения имён существительных в нормальном онтогенезе
1.3
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
1.4
Особенности словоизменения имён существительных у дошкольников с общим
недоразвитием речи
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
ФУНКЦИИ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1
Научно-теоретическое обоснование исследования
2.2 Цель,
задачи исследования
2.3
Организация экспериментального исследования и характеристика исследуемых детей
2.4
Содержание методики исследования состояния словоизменения имён существительных
у дошкольников с общим недоразвитием речи
ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ
3.1
Сравнительный анализ результатов исследования состояния словоизменения имён
существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и у детей с
нормальным речевым развитием
ГЛАВА IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
4.1
Основные направления логопедической работы по формированию словоизменения имён
существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
В последние десятилетия в
психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях
подчеркивается значительная роль усвоения процессов словоизменения и
словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от
полноценного овладения словоизменением и словообразованием зависит не только
состояние лексико- грамматической системы языка, но и развитие языковой
компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом.
Количество детей, имеющих отклонения в
речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют
дети 6-7 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки, звуковой стороной
языка, имея полноценный слух и интеллект. Это-группа детей с общим
недоразвитием речи.
Пристальный
интерес к проблеме изучения и преодоления общего недоразвития речи уделяли
исследователи: Р.Е.Левина [25], Г.И. Жаренкова, Л.Ф.Спирова [35],Н.С.Жукова [16],
С.Н. Шаховская, Т.Б.Филичева [38], Г.В.Чиркина, Г.А.Каше [19],А.В .Ястребова [50]
и другие.
Многолетняя
педагогическая практика показывает, что педагоги, родители детей с общим
недоразвитием речи обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими
проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду приходится иметь дело с
достаточно запущенной проблемой, осложнённой неудачными попытками родителей и
педагогов решить её самостоятельно.
Анализируя состояние речи у детей с
общим недоразвитием речи, исследователи констатируют у них недостаточность
развития грамматического строя речи уже в дошкольном возрасте (Р.Е.Левина,
Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, В.К.Воробьёва,
Т.В.Туманова и др.).
У детей с общим
недоразвитием речи наблюдаются трудности в усвоении морфологии и синтаксиса,
проявляющиеся в стойких аграмматизмах в устной речи.
Вопрос
особенностей формирования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим
недоразвитием речи на наш взгляд, изучен недостаточно, что подтверждает актуальность
выбранной темы.
Таким
образом, заявленная проблема является весьма актуальной и значимой в
современной логопедии.
Проблема исследования - эффективные
пути и приемы формирования словоизменения имён существительных у дошкольников с
общим недоразвитием речи.
Объект исследования:
словоизменение имен существительных.
Предмет исследования: состояние
функции словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием
речи.
Цель исследования:
экспериментально изучить в сравнительном плане состояние функции словоизменения
имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и у детей с
нормальным речевым развитием и определить эффективные пути и приемы формирования
словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
·
Анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования.
·
Разработка методики исследования словоизменения имён
существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
·
Проведение в сравнительном плане констатирующего эксперимента и
количественно – качественный анализ его результатов.
·
Разработка основных направлений логопедической работы по
формированию словоизменения имён существительных у дошкольников с общим
недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: можно
предположить, что у детей с общим недоразвитием речи функция словоизменения
имен существительных менее сформирована, чем у детей с нормальным речевым
развитием. Специально организованная коррекционно-логопедическая работа,
включающая развитие навыков словоизменения, в дошкольном возрасте может
способствовать своевременному и эффективному развитию устной речи.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
заключается в том, что:
·
уточнены
приемы и методы комплексной диагностики словоизменения имён существительных у
дошкольников с общим недоразвитием речи.
·
были уточнены, расширены и выявлены особенности состояния
словоизменения имён существительных у детей с общим недоразвитием речи в
сравнении со сверстниками с нормальным речевым развитием.
·
определены
основные направления логопедической работы по формированию словоизменения имён
существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость.
- в подборе
методического материала, позволяющего наиболее точно определить наличие особенностей в системе словоизмененения имён
существительных;
- в разработке
критериев оценки данного нарушения;
- в выявлении
характера, степени выраженности и уровня нарушений у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи функции словоизменения имён существительных;
·
-
анализ структуры нарушения формирования словоизменения имён существительных у
дошкольников с общим недоразвитием речи позволил определить комплекс методических
приемов логопедической работы по коррекции выявленных нарушений с учетом
психолого-педагогических особенностей данной категории детей..
·
дошкольники
с ОНР имеют определенные общие и специфические отклонения в формировании
словоизменения существительных, что составляет одну из необходимых предпосылок
для формирования правильной устной речи (лексико-грамматического строя);
·
коррекционно-педагогическая
работа, построенная с учетом особенностей развития одного из ее компонентов
(словоизменения имён существительных) сможет обеспечить качественное развитие у
этих детей необходимых предпосылок для овладения правильной устной речью, и
будет результативно способствовать предупреждению у них нарушений чтения и письма
в период начального школьного обучения.
Методику
исследования состояния словоизменения существительных можно использовать как
диагностический метод для определения уровня развития лексико-грамматического
строя речи у дошкольников. Полученные материалы могут быть использованы в
работе специалистов, работающих с детьми с ОНР.
Структура
работы. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений. Объем работы – 75
страниц компьютерного набора. Список литературы включает 50 наименований.
Работа иллюстрирована таблицами, диаграммами.
дошкольник недоразвитие речь логопедический словоизменение
ГЛАВА I. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И У ДЕТЕЙ С
НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ
1.1
Содержание понятия "словоизменение
существительных"
В
зарубежной и отечественной лингвистике, психолингвистике уже давно
сформировался устойчивый интерес к процессам словоизменения и словообразования.
Современный научный мир рассматривает их как систему особых процессов, связанную
с производством новых словесных единиц и являющуюся неотъемлемым компонентом
языковой способности в целом [36].
Пристальный интерес к проблеме
словообразования и словоизменения у нормально развивающихся детей начал
зарождаться на рубеже 19 -20 веков. Практически все исследователи, изучавшие в
разные времена речь детей, отмечали у них поразительные качества, наиболее ярко
раскрывающиеся еще в дошкольном возрасте. К таковым ученые относят в первую
очередь особую внимательность, восприимчивость детей к речи окружающих и
удивительную способность производить новые оригинальные наименования, отличные
от образцов взрослой речи. К.И.Чуковский [43] отмечал, что "критическое
отношение к смыслу и форме слов наблюдается не только у особо одаренных детей,
но чуть ли не у всех без изъятия" [43].
Следствием этого становится появление в
активной речи детей огромного количества производных слов, не имеющих аналогов
в нормативном языке. Примером могут служить такие образования, как: "грязилка",
"выдремался" и т.п. Большинство исследователей указывает не только на
частоту, но и на совпадаемость таких "общедетских речений" у разных
детей.
Психологи, ученые - лингвисты, педагоги,
физиологи, заинтересовавшись подобными феноменами детской речи, пытались
по-разному обозначить их и найти им объяснение. К.И. Чуковский [43] называл их "Общедетские
речения", "образования по внутренней привычке", А.Н.Гвоздев [11]-
"образования по аналогии", A.M.
Шахнарович - "неологизмы", С.Н.Цейтлин [48]- "детские речевые
инновации".
Уже в конце 19 - начале 20 веков
исследователи противопоставляли доминировавшей тогда имитативной концепции
развития речи факты появления уже у 2-3-летних детей таких слов, которые не
могли быть заимствованы у взрослых. Так, К.И. Чуковский [43] характеризовал эти
явления как проявление высокого лингвистического мастерства и одаренности
ребенка. К. Бюлер, анализируя детские образования по аналогии, объяснял их тем,
что ребенок в состоянии "открыть" для себя основной принцип всех
флективных языков и перенести его на разнообразные случаи [36].
Долгое время словообразование и словоизменение рассматривалось не
обособленно, а как часть грамматической системы языка в связи с этим
словообразование на ряду со словоизменением признавались "однопорядковыми"
явлениями (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) и считались важнейшими
аспектами усвоения грамматики родного языка. Однако, если учесть, что при
словообразовании от одного слова образуются другие, отличные от него слова, а
при словоизменении тождество слова "лексемы" не нарушается, т.е. мы
имеем дело с одним и тем же словом в разных грамматических формах, становится
очевидным, что эти процессы не могут считаться "однопорядковыми" [36].
Тем не менее, некоторые ученые – лингвисты (Ф.Ф. Фортунатов, А.И.
Смернитский, А.А. Зализняк и др.) высказывали мысль о том, что граница между
словообразованием и словоизменением не абсолютна [36].
В.А.Виноградов, Н.Д. Арутюнов отмечали, что понимание формы слова
отражается на содержании терминов: формы словоизменения и формы
словообразования. В современном русском языке грамматическая структура
переживает переходную стадию от синтетического строя к смешанному, аналитика –
синтетическому, и как в лексике слова перерастают в идиомы и фразы, так и в
грамматике слово может обрастать сложными аналитическими формами, своего рода
грамматическими идиоматизмами [4].
Некоторые лингвисты, например И.И. Мещанинов, предлагает различать
при изучении строя языка "понятийные категории" и "грамматические
категории" [4].
И.И Мещанинов пишет: "понятийными категориями, передаются в
самом языке понятия, существующие в данной общественной среде. Эти понятия
выявляются в языке его лексики и грамматическом строе. Те понятийные категории,
которые получают в языке свою синтаксическую или морфологическую форму
становятся грамматическими понятиями" [4].
Мысль о необходимости различать общие категории, лежащие в основе
всей системы языка и категории грамматические (грамматически выраженные
понятийные категории) очень плодотворна [5].
С точки зрения классического лингвистического подхода
словоизменение рассматривается двояко: с одной стороны - как процесс или
результат образования новых слов, с другой стороны - как особый раздел науки,
учение о том, "как делаются слова"[45], по какой модели они построены и какой единицей мотивированы
(словом, словосочетанием). Предметом непосредственного изучения при этом
является слово, его состав, структура и способы его образования как действующей
в языке единицы [36].
Е. Л. Гинзбург писал в своей работе "Слово
как членимое единство, как комбинация морфем" писал, что слово - это основная структурно-семантическая единица языка,
служащая для наименования предметов и их свойств, явлений, отношений к
действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и
грамматических признаков, специфических для каждого языка [9].
В структурном произношении слово состоит из морфем, от которых
отличается самостоятельностью и свободным воспроизведением в речи, и
представляет собой строительный материал для предложения, в отличие от которого
не выражает сообщения [31].
Основной тип слова - простые знаменательные (самостоятельные)
слова (дом, ходить, большой). Различия между основными типами слов сказываются
и в их грамматических функциях, и в грамматической природе, в их формах.
Понятие формы слова отождествлялось с формальным признаком грамматического
значения. Иногда же форма слова просто смешивалась с окончанием. Чаще под
формой слова понималось внешнее морфологическое выражение грамматического
значения в строе отдельного слова.
Слова, имеющие форму, являются грамматическими. Такое понимание
формы слова отражается и на содержании термина: словоизменение [9].
Формы словоизменения – это флексии падежей и спряжения, под
которыми понимается изменения глаголов по лицам (а, следовательно, и числам),
временам и наклонениям, иначе говоря, это формы слов как частей предложения [4].
При словоизменении тождество слова не нарушается, в отличие от
словообразования, где от одного слова образуются другие, отличные от него
слова.
Словоизменение в некотором классе слов представляет собой
изменение по определенной грамматической категории или категориям, которые
называются словоизменительными для данного класса слов. Например,
словоизменение существительных состоит из изменения по падежам и числам: сад-сада-саду
и т.д., сады-садов-садам и т.д. Словоизменение существительного
иногда называется также склонением [31].
Семантический строй категории имени существительного глубоко
отпечатлевается и в основных грамматических формах имени существительного – в
формах рода, числа и падежа. В имени существительном синтаксические функции
этих форм осложнены оттенками лексических значений. Даже падежи имени
существительного являются в большинстве случаев не формами простого отношения,
а формами соотношения [45].
Имя существительное — часть речи, обозначающая предмет
(субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных морфологических
категориях числа и падежа, а также в несловоизменительных категориях рода и
одушевлённости – неодушевлённости [5].
Существительное объединяет слова с грамматическим значением
предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа,
падежа, одушевленности и не одушевленности. В предложении имя существительное
выступает в функции морфологизованного подлежащего и дополнения [31].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|