Разработка основных направлений логопедической работы по формированию словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Ошибки можно квалифицировать следующим образом:
4 ребенка употребляли во множественном
числе уменьшительно – ласкательные формы исходного существительного, например: "
столики ", при словообразовании использовали иное окончание, например, "стульчики";
8 детей старались сохранить ударение,
например: "стулы", " зеркалы", также дети заменяли менее
продуктивное на более продуктивное, в частности окончание – а, заменяли
на – ы, например: зеркалы;
10 дошкольников устраняли наращивание,
игнорируя j, например: "дерево
- деревы", "стул – стулы", так же заменяли форму множественного
числа на jа
на форму – и, например "стульи".
Типы ошибок словоизменения
существительных именительного падежа, единственного числа и множественного
числа у дошкольников с общим недоразвитием речи, представлены в Таблице 9 (см.
Приложение 3).
Дошкольники из контрольной группы в этом
задании допускали аналогичные ошибки, но в меньшем количестве. В этом задании они
набрали в среднем 0,52 балла, что соответствует низкому уровню. Полученные данные
представлены в Таблицах 10 ,18 (см. Приложение 3). Сравнительный
качественно-количественный анализ исследования ошибок и правильных ответов
словоизменения существительных единственного и множественного числа у
дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием представлены
нами в Таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Качественно-количественный анализ исследования ошибок и правильных
ответов словоизменения существительных единственного и множественного числа у
дошкольников
Виды ошибок
|
Экспериментальная
|
Контрольная группа
|
|
Кол-во ошибок %
|
Кол - во
правильных ответов
|
Кол-во ошибок
%
|
Кол - во
правильных ответов
|
Употребление во
множественном числе уменьшительно – ласкательных форм исходного
существительного
|
6,6 %
|
93,4 %
|
3,3%
|
96,7%
|
Замена продуктивных
окончаний –ов -всех других типов окончаний
|
3,3 %
|
96,7 %
|
-
|
100 %
|
Замена ударения (нарушение
акцентуации)
|
13,3%
|
86,7%
|
8,3%
|
91,7%
|
Замена продуктивных
окончаний -ов- всех других типов окончаний
|
3,3%
|
96,7%
|
-
|
100 %
|
Замена формы
множественного числа на jа
формами на – и
|
13,3%
|
65%
|
40%
|
60%
|
Отказ от ответа
|
20%
|
80 %
|
8,3%
|
91,7 %
|
Процентные показатели количества допущенных ошибок были достаточно
высоки у дошкольников с общим недоразвитием речи, чем у их сверстников в норме.
Таблица 2
Сравнительный
анализ количества правильных ответов и ошибок в
исследовании дифференциации единственного и множественного числа
существительных у дошкольников
Группы испытуемых
|
Кол-во правильных ответов %
|
Количество
ошибок %
|
Экспериментальная группа
|
26,9 %
|
73, 1 %
|
Контрольная группа
|
40,1%
|
59,9%
|
Диаграмма
1
Сравнительный
анализ количества правильных ответов и ошибок в
исследовании дифференциации единственного и множественного числа
существительных у дошкольников
Из Таблицы 2 и Диаграммы 1 видно, что дошкольники с общим
недоразвитием речи уровня допускают гораздо больше ошибок, чем их сверстники с
нормальным речевым развитием и дают меньше правильных ответов. Это видно из
данных таблицы 1.
Дети из
экспериментальной группы дали 26,9% правильных
ответов, а дошкольники из контрольной группы - 40,1% от общего количества ответов в этих заданиях (60 ответов).
Как показали результаты исследования дифференциации
единственного и множественного числа существительных дошкольники
с общим недоразвитием речи показывают недостаточную сформированность этого
процесса. В заданиях этой серии у детей с общим недоразвитием речи наблюдается
большое количество ошибок. Наиболее характерными ошибками являются:
·
замена формы множественного числа на jа формами на – и;
·
замена ударения (нарушение акцентуации);
·
употребление во множественном числе уменьшительно – ласкательных форм
исходного существительного;
·
отказывались от ответа, говорили, что "не знаю".
Дети контрольной группы
допускали такие же ошибки, но в меньшем количестве. Наиболее характерными
ошибками были:
·
замена формы множественного числа на jа формами на – и;
·
замена ударения (нарушение акцентуации).
Следующим разделом
нашей методики является:
II.
Употребление беспредложных падежных
конструкций существительных.
В первом задании этого
раздела, при исследовании потребления беспредложных падежных
конструкций существительных в винительном падеже стало
известно, что у 1 ребёнка из экспериментальной группы
данная функция находится на низком уровне, у 7 - на очень низком уровне. Дети в
среднем набрали 0,2 балла, что соответствует очень низкому уровню и при этом
допускали следующие ошибки:
заменяли
словоизменение словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных
суффиксов, при этом использовали иное окончание. Примеры: "лапки", "капустка",
"яблочка";
использовали более
продуктивную форму мужского рода творительного падежа, с окончанием - ом. Примеры: "котом", "яблоком";
заменяли продуктивным
окончанием – ов, всех других типов окончаний. Примеры: "яблоков", "котов";
заменяли форму единственного
числа на форму множественного числа. Примеры: "яблоки", "платьев",
"катами", "головы";
отказывались от ответа, говорили, что "не знают" (12
отказов);
заменяли ударение (нарушение
акцентуации). Примеры: "котом", "платёв",
"котов";
осуществляли лексическую
замену. Примеры: "кочанка", "картошка" вместо "капуста";
"головы" вместо "ананас";
смягчали согласную, игнорируя j, например: "платя".
Полученные
данные представлены в Таблице 11,17 (см. Приложение 3).
У
7 детей контрольной группы данная функция находится на среднем уровне, у
2 - на низком, 1 - на очень низком уровне. Дети в среднем набрали 0,7 балла,
что соответствует среднему уровню. Испытуемые этой группы допускали аналогичные
ошибки, но значительно реже. Отказов от ответа было значительно меньше (5
отказов). Полученные данные представлены в Таблице 12, 16 (см. Приложение 3).
Во втором задании этого
раздела, при исследовании потребления беспредложных падежных
конструкций существительных в родительном падеже стало
известно, что у 1 ребёнок из экспериментальной группы
данная функция находится на среднем уровне, у 6- на низком уровне, 3 - на очень
низком уровне. Дети в среднем набрали 0,4 балла, что соответствует низкому
уровню и при этом допускали следующие ошибки:
заменяли
словоизменение словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных
суффиксов, при этом использовали иное окончание. Примеры: "ручки";
заменяли продуктивным
окончанием – ов, всех других типов окончаний. Примеры: "зубков", "крылов";
отказывались от ответа, говорили, что "не знают" (7
отказов);
заменяли ударение (нарушение
акцентуации). Примеры: "крылов", "зубков";
осуществляли лексическую
замену. Примеры: "половина туловища" вместо "хвоста" (с
добавлением дополнительного уточняющего слова), "носа" вместо "хобота";
"лица" вместо "хобота";
использовали словотворчество. Примеры: "держалки",
вместо "ручки".
Полученные
данные представлены в Таблице 11,17 (см. Приложение 3).
У
9 детей контрольной группы данная функция находится на среднем уровне, у
1 ребёнка - на высоком уровне. Дети в среднем набрали 0,6 балла, что
соответствует среднему уровню. Испытуемые этой группы допускали аналогичные
ошибки, но значительно реже. Отказов от ответа было значительно меньше (9
отказов). Полученные данные представлены в Таблице 12, 16 (см. Приложение 3).
В третьем задании этого
раздела, при исследовании потребления беспредложных падежных
конструкций существительных в дательном падеже единственного числа стало известно, что у 2
детей из экспериментальной группы данная функция находится на среднем
уровне, у 4- на низком уровне, 4 - на очень низком уровне. Дети в среднем
набрали 0,4 балла, что соответствует низкому уровню и при этом допускали
следующие ошибки:
заменяли
словоизменение словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных
суффиксов, при этом использовали иное окончание. Примеры: "ёжику", "лошадке";
форму одного падежа
заменяли формой другого падежа. Примеры: "белкам" вместо "белке",
"козам" вместо "козе";
заменяли продуктивным
окончанием – ов, всех других типов окончаний. Примеры: "крышков";
заменяли форму единственного
числа на форму множественного числа. Примеры: "козам", "белкам",
"коням", "животным";
отказывались от ответа, говорили, что "не знают" (10
отказов);
заменяли ударение (нарушение
акцентуации). Примеры: "коням", "зверям";
осуществляли лексическую замену. Примеры: "животным"
вместо "белке", "нечем носить" вместо "ручки".
Полученные
данные представлены в Таблице 11, 17 (см. Приложение 3).
У
1 ребёнка из контрольной группы данная функция находится на высоком
уровне, у 8 детей - на среднем уровне, у 1 ребёнка - на низком уровне. Дети в
среднем набрали 0,6 балла, что соответствует среднему уровню. Испытуемые этой
группы допускали аналогичные ошибки, но значительно реже. Отказов от ответа
было значительно меньше (5 отказов). Полученные данные представлены в Таблице
12, 16 (см. Приложение 3).
В четвёртом задании
этого раздела, при исследовании потребления беспредложных падежных конструкций существительных в творительном
падеже единственного числа стало известно, что
у 1 ребёнка из экспериментальной группы данная
функция находится на среднем уровне, у 3- на низком уровне, 6 - на очень низком
уровне. Дети в среднем набрали 0,3 балла, что соответствует очень низкому
уровню и при этом допускали следующие ошибки:
заменяли
словоизменение словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных
суффиксов, Примеры: "полотенчеком";
осуществляли лексическую
замену. Примеры: "молотом" вместо "молотком", "топором"
вместо "пилой", "ковшом" вместо "ведром", "замком"
вместо "ключом", "салфеткой" вместо "полотенцем";
заменяли форму единственного
числа на форму множественного числа. Примеры: "ложками" вместо "ложкой",
"вёдрами" вместо "ведром";
отказывались от ответа, говорили, что "не знают" (20
отказов);
заменяли ударение (нарушение
акцентуации). Примеры: "замков" вместо "замков",
"ведрами";
·
использовали
словотворчество. Примеры: "черпаком".
Полученные
данные представлены в Таблице 11, 17 (см. Приложение 3).
У
1 ребёнка из контрольной группы данная функция находится на высоком
уровне, у 7 детей - на среднем уровне, у 2 ребёнка - на низком уровне. Дети в
среднем набрали 0,6 балла, что соответствует среднему уровню. Испытуемые этой
группы допускали аналогичные ошибки, но значительно реже. Отказов от ответа
было значительно меньше (6 отказов). Полученные данные представлены в Таблице
12, 16 (см. Приложение 3).
Качественно-количественный анализ правильных ответов при
исследовании беспредложных падежных конструкций существительных в разных
падежах у дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием представлен нами в
Таблице 3 и Диаграмме 2.
Таблица 3
Качественно-количественный анализ правильных ответов при
исследовании беспредложных падежных конструкций существительных в разных
падежах у дошкольников (уровень успешности %)
Типы ошибок
|
Кол - во
правильных ответов
|
|
ЭГ
|
КГ
|
Форма одного падежа заменяется формой
другого падежа.
|
97 %
|
97,5 %
|
Неправильное употребление
лексического значения слова
|
96,25 %
|
97 %
|
Замена словоизменения
словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов:
|
|
|
- к-
|
96,3 %
|
99,6 %
|
-чк-
|
100 %
|
96 %
|
-ик
|
99,6 %
|
98,8 %
|
-иц-
|
99,6 %
|
100 %
|
Использование более
продуктивной формы мужского рода творительного падежа, с окончанием - ом.
|
95,4 %
|
98,3 %
|
Замена продуктивным
окончанием – ов, всех других типов окончаний.
|
94,6 %
|
96,7 %
|
Устранение наращения,
игнорируя j
|
98,75 %
|
99,2 %
|
Отказ от ответа
|
78,3 %
|
90,4 %
|
Замена ударения (нарушение
акцентуации)
|
94,6 %
|
98 %
|
Словотворчество
|
96,6 %
|
97,5 %
|
Средний показатель
|
59,8%
|
88,2%
|
Диаграмма
2
Качественно-количественный анализ правильных ответов при
исследовании беспредложных падежных конструкций существительных в разных
падежах у дошкольников (уровень успешности %)
Количественный анализ правильных ответов при исследовании
беспредложных падежных конструкций существительных в разных падежах у
дошкольников представлен нами в сравнительной Таблице 4.
Таблица 4
Сравнительный количественный анализ правильных ответов при
исследования беспредложных падежных конструкций существительных в разных
падежах у дошкольников (в %)
№
|
Падежи
|
ЭГ
|
КГ
|
|
|
Кол-во правильных ответов
%
|
2.1.
|
Винительный падеж
|
63%
|
83,3 %
|
2.2.
|
Родительный падеж
|
37%
|
75 %
|
2.3.
|
Дательный падеж
|
67%
|
80 %
|
2.4.
|
Творительный падеж
|
55%
|
71,7 %
|
|
Средний показатель
|
59,8%
|
88,2%
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|