бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Работа педагога-психолога с трудными детьми бесплатно рефераты

• 4 балла — отказывается смотреть, убегает, хнычет, дрожит.

• 5 баллов — хватается, цепляется за близкого, замирает, волнуется, плачет, визжит.

Гнев

• 1 балл — спокоен, отворачивается, хмурит брови, смотрит угрюмо.

• 2 балла — морщится, надувает губы, становится более активным, корчит рожи, возбужден, сдерживает слезы, отворачивается.

• 3 балла — убегает, хнычет, протя­гивает руки, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки.

• 4 балла — все отвергает, плачет, пронзительно кричит, дрожит, убега­ет, дерется, колотит руками.

• 5 баллов — орет,визжит, кидается чем-либо, набрасывается.

Радость

• 1 балл — расслаблен, слегка улыба­ется.

• 2 балла — напевает, глаза сияют, «щебечет»  бормочет.

• 3 балла — обнимается, активно играет, широко улыбается.

• 4 балла — размахивает руками, скачет / прыгает, хвастается.

 5 баллов — смеется , хохочет, дурачится, восторженно кричит.

Предложенные ситуации и шкалы оценок носят рекомендательный харак­тер. Они могут быть дополнены или изменены вами самостоятельно в соот­ветствии с возрастными особенностями детей. Так, эти шкалы более адекват­ны для детей трехлетнего возраста, чем для детей четырех — пяти лет. Попробуйте сами составить карты эмоционального   состояния   детей вашей группы, используя в качестве основы предложенные выше ситуации наблюдения и шкалы оценок пове­денческих реакций. Продумайте, в каких ситуациях вам удобнее наблю­дать ребенка, в каких наиболее ярко проявляются его эмоциональные ре­акции.

На психологическом тренинге вос­питателей детских садов самими воспитателями была предложена схема, включающая наблюдение за ребенком или группой детей в режимные моменты, в процессе организованной деятельности (учебной, спортивной, игровой) и свободной игры. Во всех перечисленных обстоя­тельствах имеют место как индивиду­альная деятельность, так и взаимодей­ствие с окружающими, взрослыми и сверстниками.  Кроме того, такое деление в наибольшей степени соот­ветствует распорядку дня детского сада и не предполагает создания каких-то специальных эксперимен­тальных ситуаций. Наблюдение в эти моменты жизни ребенка в саду может включать описанные выше конкретные ситуации.  Например, в режимный момент — уход матери. В индивиду­альной игре — поломка игрушки. В совместной игре — нападение сверс­тника, его плач и т. п. В то же время не стоит искусственно создавать ре­бенку неприятную ситуацию, чтобы посмотреть, как он на нее отреагиру­ет. Например, используя предложен­ную американскими психологами си­туацию попадания в незнакомую комнату, воспитатель приводил детей в кладовку и наблюдал за их реак­цией. Результаты такого исследования могут быть плачевны. Ребенок спосо­бен настолько сильно испугаться, что впоследствии придется преодолевать этот страх. Кроме того, он может засомневаться в привязанности к нему воспитателя, в своей защищен­ности, что снизит его уверенность в себе и вызовет негативное эмоцио­нальное состояние.

Поскольку основным методом педа­гогической оценки эмоционального со­стояния ребенка является наблюдение его индивидуальных внешних проявле­ний, воспитателю необходимо разрабо­тать схему фиксации результатов. Эта схема может разрабатываться каждым воспитателем самостоятельно, так как результаты наблюдений будут анали­зироваться только им. Можно исполь­зовать оценки в баллах, как было предложено выше, а также применять цвета или любые другие знакомые обозначения.   Проявление   эмоций очень индивидуально: в одних и тех же обстоятельствах один ребенок разозлится, а другой застесняется или испугается.   Поэтому  внимательно  нужно следить, как именно конкретный ребенок реагирует на ту или иную ситуацию, и именно его реакции положите в основу оценки его эмоци­онального состояния. Можно предло­жить следующую схему трехбалльной оценки:

 • 1 балл — равнодушен, внешние проявления эмоции отсут­ствуют или выражены незначительно.

 • 2 балла — эмоциональные проявле­ния выражены средне (мимикой, позой, словами и т. п.).

• 3 балла — эмоции выражены сильно (мимикой, речью, двигательной активностью).

С помощью такой обобщенной шкалы вы можете оценивать проявления как эмоционального неблагополучия, так и эмоционального комфорта (радости).

Чтобы было легче отнести поведен­ческие реакции к определенной эмо­ции, предлагаем набор признаков, характерных для тревожного, импуль­сивного или аффективного поведения.

Вы фиксируете проявления тревож­ности в повседневном общении с ребенком, в его взаимодействии со сверстниками и взрослыми, близкими и посторонними. Вы наблюдаете, как ребенок выполняет учебные упражне­ния, включается в обучение, следите за его игровой активностью. При наличии эмоционального неблагополу­чия тревожное  поведение  ребенка характеризуется повышенной возбуди­мостью, напряженностью, скованнос­тью; страхом перед всем новым, незнакомым, непривычным; неуверен­ностью в себе, заниженной самооцен­кой; ожиданием неприятностей, не­удач, неодобрения старших; исполни­тельностью, развитым чувством ответ­ственности; безынициативностью, пас­сивностью, робостью; склонностью по­мнить скорее плохое, чем хорошее.

Если признаков тревожного поведе­ния нет вообще или их мало, хорошо это или плохо? Такой ребенок обычно слишком беззаботен, требует от взрос­лых неусыпного контроля. Он не учится на собственных ошибках, мо­ментально забывает о предостереже­ниях, падениях, ожогах, травмах и неудачах. Он безогляден и безудер­жен, самоуверен и бесцеремонен.

Ребенок с повышенной тревожностью, наоборот, чрезмерно робок и застен­чив, часто пугается.

Что такое импульсивность? Это особенность поведения человека, ко­торая заключается в склонности дейст­вовать по первому побуждению. Им­пульсивное поведение характерно для человека, который никогда не обду­мывает свои поступки, не сдерживает эмоций, не контролирует поведение с учетом интересов окружающих. Имульсивность свойственна дошкольни­кам в силу присущей им слабости контроля за своим поведением. При­знаками импульсивного поведения яв­ляются: неумение ждать, нетерпели­вость; легко возникающие и быстро проходящие обиды; вспыльчивость, не­сдержанность, раздражительность; лег­кая переключаемость внимания, отвлекаемость; беззаботность, легкомыслие, безответственность; нелюбовь к одно­образной, скрупулезной работе; жажда новых впечатлений, перемен.

Встречаются ли дети совершенно неимпульсивные,  умеющие  ждать,

сдержанные,   сосредоточенные? Ответ, вероятно, будет отрицательный. Выра­женность импульсивного поведения может быть очень разной. Одни чрезмерно импульсивны в новой об­становке; другие склонны к такому

поведению при выполнении однооб­разной работы; третьи становятся несдержанными  и  нетерпеливыми, когда заболевают. Понаблюдайте за воспитанниками, особенно за группой детей, поведение которых характери­зуется признаками импульсивности. Попробуйте определить условия, ко­торые вызывают быструю и непосред­ственную реакцию ребенка.

Таким образом, используя перечис­ленные выше признаки поведения в случае появления эмоционального не­благополучия ребенка, можно состав­лять индивидуальные и сводные карты эмоциональных состояний детей в груп­пе. Как уже было сказано, карты раз­рабатываются самим воспитателем.

По такой схеме можно ежеднев­но фиксировать проявления каждого из описанных выше эмоциональных состояний, характерных для поведе­ния ребенка в различные моменты его жизни в детском саду. Рекомендуется делать к таблице примечание, где будут расшифровываться самые зна­чительные случаи. К режимным мо­ментам можно отнести ситуации при­хода-ухода, сна, одевания, принятия пищи и т. п. Организованная деятель­ность включает в себя как всякого рода занятия, так и праздники, экскурсии, соревнования. По собст­венному усмотрению вы можете под­готовить схему каждого из трех основных разделов, разбив их на более конкретные ситуации, а затем фиксировать и анализировать поведе­ние ребенка в каждом блоке отдельно. Сюжетно - ролевая игра является веду­щей деятельностью для ребенка-до­школьника, поэтому много информа­ции можно получить, наблюдая за игрой детей в группе. Однако не все дети вовлекаются в сюжетно-ролевую игру, они могут играть индивидуально или с воспитателем. В связи с этим фиксация их эмоционального состоя­ния в процессе такой игры также необходима. Может быть, ребенок вынужден играть сам, потому что его не берут в совместную игру, и он испытывает из-за этого эмоциональ­ный дискомфорт. Бывают случаи, когда воспитателю необходимо занять ребенка, самому поиграть с ним, чтобы улучшить ему настроение. Дру­гой ребенок, наоборот, предпочитает играть в одиночестве. Если он споко­ен и доволен, не стоит насильно привлекать его к совместным играм или относить к категории «изгоев». Такое состояние говорит о том, что у него все хорошо. Как и любому человеку, ему хочется побыть одному. Помните о том, что дети в детском саду вынуждены находиться в одной и той же компании. Старайтесь наблю­дать за каждым ребенком регулярно в течение довольно длительного времени. Это поможет вам установить, каким именно образом каждый ребенок реа­гирует на ту или иную ситуацию. Кроме того, вам станет ясно, какая область жизнедеятельности в детском саду вызывает у него эмоциональный дискомфорт. Такая информация по­зволит вам помочь каждому ребенку индивидуально, облегчить ему жизнь именно там, где это требуется.

По такому же типу можно составить и схему наблюдений за эмоциональ­ным состоянием группы детского сада. Поскольку вы уже выявите тип реагирования каждого ребенка на травмирующую ситуацию, можно в групповую схему заносить обобщен­ные оценки положительных и отрица­тельных эмоций. Это могут быть оценки степени проявлений радости (Р), гнева (Г) и страха (С) (табл. 1).






Таблица 1. Схема наблюдения и оценки эмоциональных состояний группы детей


Фамилия


Деятельность в режимные моменты


Организованная деятельность


Неорганизованная деятельность (свободная игра)




Индивидуаль­ное поведение


Поведение в общении


Индивидуаль­ное поведение


Поведение в общении


Индивидуаль­ная


Совместная


 

1. 2.


Р Г С


Р Г С


Р Г С


Р Г С


Р Г С


Р Г С



Как установить причины эмоционального неблагополучия детей?

На следующем этапе педагогической оценки эмоционального состояния ребенка-дошкольника надо установить причины эмоционального неблагопо­лучия, определить объект или ситуа­цию, вызвавшую травмирующие пере­живания.

В рассказах о «неблагополучных», «проблемных» детях воспитатели в большинстве случаев в качестве таких причин называют неблагоприятную

обстановку в семье. Действительно, семья играет значительную роль в развитии ребенка. Однако хочется напомнить, что ребенок находится в детском саду больше половины време­ни, в которое он активен. В связи с этим воспитателям прежде всего необ­ходимо выявлять причины эмоцио­нального дискомфорта, возникающие у ребенка во время его пребывания в детском саду. Пользуясь предложенными выше схемами наблюдения и фиксации эмоционального состояния ребенка, можно не только оценить это состояние и определить его сте­пень, но и понять причины, вызвавшие те или иные эмоции. Например, вы отмечаете, что в режимный момент в разделе, характеризующем индивиду­альное поведение, у ребенка устойчи­вые внешние проявления страха. В этом случае вы обращаете внимание на те ситуации, которые его вызыва­ют. Может быть, Петя не умеет сам завязывать шнурки и испытывает страх перед возможной неудачей, а у Васи не получается самостоятельно есть? Наблюдая за поведением Кати в процессе общения, вы заметили, что она старается привлечь ваше внима­ние то новым платьем, то новой прической. Вы были заняты и всего пару раз не обратили на это внима­ния — в результате девочка обиде­лась, стала робкой и замкнутой. Индивидуальная схема поможет вам сориентироваться, когда именно вы совершили промах. Ориентируясь на групповую схему, вы можете опреде­лить, в какие моменты и какие ваши воспитательные или образовательные действия вызывают у детей состояние дискомфорта, а какие доставляют им удовольствие. Например, вы видите, что в организованной деятельности у детей в большинстве случаев средние проявления гнева или страха, в совместной игре — преобладает ра­дость. Значит, вам больше удается просто общаться и играть с детьми. Обратите внимание на ваши действия и стиль общения на занятиях. Более тщательный анализ своей деятельнос­ти в этой сфере проводите по индивидуальным схемам, где указаны числа. Таким образом легко восстано­вить в памяти травмирующее событие для каждого ребенка, установить его повторяемость. Если вы видите, что одна и та же ситуация на занятиях вызывает негативные эмоции у мно­гих детей, вам следует проанализиро­вать и пересмотреть свои действия.

Несмотря на то, что вы не в состоянии устранить негативные при­чины, влияющие на эмоциональное благополучие ребенка в семье, инфор­мация о ней даст вам возможность помочь ребенку преодолеть многие отрицательные эмоции. Целесообраз­но провести анкетный опрос родите­лей или других близких ребенку людей. Семья с ее своеобразным, только ей присущим психологическим климатом (общим эмоциональным на­строением его членов) оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка. Для уточнения своих наблюдений, помимо предло­женных выше схем наблюдения, его родителям хорошо задать вопросы, характеризующие сон, аппетит и эмо­циональное состояние (настроение) их ребенка.

Как было показано, эмоциональное благополучие дошкольника и в целом развитие его личности в большой степени определяется его отношениями со сверстниками, оценками со стороны товарищей. Многое меняется. Дружес­кие связи возникают и угасают. Дети ссорятся и мирятся. Один и тот же ребенок в начале года может быть «звездой, предпочитаемым», а через несколько месяцев утратить свой авторитет, и наоборот. Поэтому изу­чать взаимоотношения детей в группе следует постоянно, а фиксировать результаты раз в 1—2 месяца, чтобы иметь возможность вовремя вмешать­ся, помочь отвергаемым детям, найти путь повышения статуса детей изоли­рованных.

Как изучать взаимоотношения дошкольниов? Можно в течение какого-то определенного времени (например, во время свободной игры или прогул­ки) отмечать, сколько раз и кто именно обращался к ребенку, положе­ние которого в группе вы изучаете, и сколько раз он сам проявлял инициа­тиву в установлении контактов. Задавайте ребенку вопросы о том, с кем он дружит, с кем бы хотел дружить, нравятся ли ему дети в группе, кто не нравится и почему. Нужно  постараться выяснить, хочется ли ребенку вообще посещать детский сад. Необходимо посмотреть, как он будет реагировать на ваши вопросы, фиксируйте интонацию, за­минки, нежелание отвечать, несовпа­дения в ответах. Например, ребенок может среди своих друзей назвать того, кто его другом реально не является. Это говорит о том, что ребенок выдает желаемое за действи­тельное и его, возможно, беспокоит отсутствие дружеского расположения конкретного сверстника. Отсюда не­далеко и до появления отрицательных эмоций.

Чтобы получить более непосредст­венные ответы, облегчить дошкольни­ку задачу оценки взаимоотношений. Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко предлагают проводить беседу в игро­вой форме[6,95], используя кукол-марио­неток, сказочных персонажей, героев мультфильмов. В такой игре ребенку, использующему роль кого-то из игру­шечных  участников  эксперимента, предлагают вообразить своего героя в детском саду. Пусть этот персонаж ответит: с кем бы он хотел сидеть за одним столом? С кем ему приятнее всего играть в саду и дома? Кому бы он дал поиграть свою любимую игрушку? Сопоставьте результаты, по­лученные в беседе и в игровой ситуации. Есть ли различия? Как вы думаете почему?

Вы уже убедились, что отвечать на прямые вопросы типа «Кто тебе нра­вится?» ребенку трудно, поэтому пред­лагаем провести исследование взаимо­отношений, используя классический метод социометрии в удобной для дошкольников форме [19,73]. Можно  Организовать игру «Секрет». Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собст­венному выбору подарить предложен­ные ему три открытки трем детям группы. Подготовьте список детей группы и поставьте против каждой фамилии порядковый номер. Для каж­дого участника понадобится один кон­верт. Игру проводят двое взрослых, не работающих в группе (воспитатель дру­гой группы, методист или заведую­щий). Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети нашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не узнал, все будут дарить друг другу красивые кар­тинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить детям, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают три открытки и говорят: «Ты можешь по­дарить их тем детям, которым захо­чешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем детям, которые сейчас болеют». Для удобства можно использовать кон­верты с именами каждого ребенка группы. После того как ребенок сделал выбор, он выходит из группы, чтобы не встречаться с другими детьми до окончания эксперимента. Когда пос­ледний ребенок выйдет из группы, быстро посмотрите конверты и нане­сите в специально заготовленную таб­лицу с фамилиями цифры, стоящие на картинках. Например, Аня получила картинки с номерами 11, 8, 5. Вы ставите эти цифры против ее фамилии в таблице, чтобы знать, кто именно симпатизирует этой девочке. (Внима­ние: если какие-то конверты оказались пустыми, вы отметьте это в своей таблице, но тут же положите в них лишние картинки, чтобы не заставлять детей переживать отрицательные эмо­ции.) Затем все дети приглашаются в группу. Им предлагается сосчитать, у кого сколько картинок. Тот, кто на­брал больше всех, становится победи­телем. Для детей игра окончена, для вас — еще нет. Впереди — обработка материала. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «изолированных», «приня­тых». Дети, получившие 6—7 «подар­ков», попадают в «предпочитаемые»; 3—5 — это «принятые»; 1—2 — «непри­нятые»; не получившие ничего — «изо­лированные».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11