Работа педагога-психолога с трудными детьми
По вопросам группировки или
классификации психопатий есть различные точки зрения. Одни авторы группируют
психопатии по отдельным клиническим симптомам, другие—по общим структурным
конституциональным особенностям, а третьи—по типам развития.
Руководителю школы и педагогам важно
знать не столько классификацию психопатий, сколько особенности структуры личности
психопатического ребенка, своеобразие его поведения, закономерности его
развития и причины, обусловливающие возникновение детских психопатий.
У такого ребенка прежде
всего выступает недостаточная способность правильно оценить свои поступки,
действия, свою деятельность и преобладание примитивных влечений (повышенное
стремление к еде, несколько обнаженная сексуальность). Своеобразно развивается
у этих детей эмоциональная сфера. Так, при сохранности элементарных
эмоциональных проявлений (чувства радости и страха, привязанность к родным), у
них не развиваются сложные эмоциональные образования, т. е. не вырабатывается
дифференцированного, глубокого отношения к окружающим; поэтому их эмоции
нестойки и поверхностны. Кроме того, у этой группы психопатов не возникает
глубоких переживаний; поэтому у них нет проявлений самолюбия, обидчивости,
ранимости. Недоразвитие воли у детей-психопатов органического круга сказывается
в том, что они не умеют регулировать своего поведения, т. е. оказываются не в
состоянии согласовывать свою деятельность с предъявляемыми к ним требованиями.
Особенности развития у этих
психопатичных детей проявляются с самого раннего детства и характеризуются
двигательным беспокойством, немотивированной крикливостью и плохим сном. В
дошкольном возрасте у них появляется драчливость, неумение ладить и играть с
детьми, неуступчивость. К концу дошкольного возраста начинают проявляться
повышенные примитивные влечения, упрямство и склонность к аффективным
вспышкам. Развитие интеллекта, речи и моторики обычно протекает нормально.
Если не принимается мер к преодолению
имеющихся у таких дошкольников особенностей, они, как правило, оказываются неподготовленными
к школьному обучению и недостатки их характера и поведения выступают в школе с
первых же дней. Такие дети не умеют подчиняться школьным требованиям, не
выполняют учебных заданий, вступают в столкновения с товарищами, не слушаются
педагога, нарушают дисциплину, иногда убегают из школы и даже из дому. При
неблагоприятных условиях они могут оказаться под влиянием правонарушителей,
которые пользуются неустойчивостью, некритичностью этих детей, а главное, их
повышенными влечениями к удовольствиям, еде и т. д.
Клинико-педагогическая картина психопатии
этих детей складывается из таких симптомов, как неустойчивость в деятельности
и поведении, раздражительность, импульсивность, склонность к аффективным
вспышкам, иногда с агрессивной тенденцией, сниженная работоспособность,
слабость волевых компонентов, эмоциональное недоразвитие, некритичность,
недоучет ситуации и повышенные примитивные влечения.
В развитии личности этой группы
психопатических детей имеются некоторые определенные закономерности. Ряд
симптомов, возникающих на ранних этапах развития, непосредственно связан с
общесоматической и неврологической недостаточностью. Это общее беспокойство,
крикливость, плохой сон. В дошкольном возрасте выступают некоторые
дополнительные симптомы. В это время становятся более заметными повышенные
влечения. Но один из главных симптомов, свидетельствующих уже о патологии
поведения,— неумение ребенка ладить с коллективом детей, включаться в игру.
Это очень важно отметить, так как игра оказывает огромное влияние именно на
развитие личности ребенка-дошкольника. Игра способствует развитию волевых механизмов
поведения, обогащает эмоциональный опыт, развивает сознание, приучает
подчиняться определенным правилам. Выпадение ребенка-психопата из игровой
деятельности в дошкольном возрасте ведет к еще более резкому недоразвитию его
характера и личности, что особенно остро скажется при переходе в школу.
При органической психопатии у детей к
началу школьного возраста уже отчетливо выступает нарушение нормального хода
развития личности. У них не возникает внутреннего отношения к ситуации, они ее не
учитывают. Поэтому нет правильных дистантных отношений к взрослым, в частности
к педагогу; они не могут занять правильной позиции в детском коллективе,
недостаточно осознают свои поступки и действия.
Эмоции у таких детей поверхностны,
поэтому они не дружат с товарищами, у них нет длительных привязанностей, они не
переживают своих неудач, не обижаются на насмешки. Сохраняются в этом возрасте
такие черты, как раздражительность, возбудимость, импульсивность, но они уже
не являются ведущими, видоизменяются, выступают в виде желания делать только то,
что хочется, а не то, что требуется; нередко это приводит к столкновениям с
окружающими, к побегам из школы, из дому. Отсутствие критического отношения к
своим поступкам, недопонимание ситуации, повышенная внушаемость и желание
удовлетворить свои примитивные влечения иногда являются причинами
антисоциального поведения таких детей. Интеллект у детей с органической
психопатией не нарушен; мышление, память, зрительные и пространственные
восприятия, речь достаточно развиты. Но продуктивность в обучении у них часто
бывает недостаточно высокой, поскольку они приступают к выполнению задания без
предварительного обдумывания, не сосредоточены на нем, не удерживают в памяти
отдельные элементы задания, не умеют преодолевать препятствий.
Все эти компоненты, т. е. сохранность
интеллекта при нарушении интеллектуальной деятельности, сохранность элементарных
эмоциональных образований при недоразвитии более сложных форм
эмоционально-волевой сферы, и определяют своеобразие структуры дефекта в
развитии ребенка с органической психопатией, где все особенности его поведения
вытекают из нарушения ядра его личности. Степень выраженности дефекта бывает
различной, но структура его остается всегда единой.
В работе с такими детьми необходимо
обратить особое внимание на то. чтобы правильно организовать процесс
первоначального обучения. Хотя детей не затрудняет усвоение чтения, письма в
счета, они плохо вовлекаются в деятельность, не доводят начатой работы до
конца, выполняют ее небрежно, неряшливо. Следовательно, главное при обучении
детей с органической психопатией—настойчиво приучать их к тщательному
выполнению заданий, вначале облегченных и лишь постепенно усложняемых.
Очень важно предупредить возможность
появления пробелов в знаниях, так как педагогическая запущенность крайне затруднит
дальнейшую работу с такими детьми. Большое значение имеет воспитание у них
интеллектуальных интересов. Это повышает эффективность учебной работы и
способствует торможению имеющихся примитивных влечений.
Воспитательные мероприятия в
отношении этой группы детей-психопатов должны включать такие виды работы,
которые были бы направлены на выработку умения анализировать и правильно
оценивать свои поступки. Учитывая, что эти дети недостаточно владеют своим
поведением, проявляют неустойчивость, внушаемость и легко попадают под
отрицательное влияние, педагогу необходимо постоянно ставить их в условия
строго организованного режима и не выпускать из поля зрения. В работе с
детьми-психопатами органического круга очень важно сохранять спокойный, ровный
тон, так как они возбудимы, могут легко раздражаться и доходить до аффективной
вспышки по самому ничтожному поводу. При этом педагогу нужно помнить, что в
период аффекта лучше переключить ребенка на какую-нибудь деятельность, чем
уговаривать, а тем более наказывать его, так как последнее может только усилить
возбуждение.
Большое воспитательное значение в
работе с такими детьми имеют все виды труда. Привлечение к труду детей с этой
формой психопатии имеет исключительное значение, так как на занятиях по труду
легче организовать деятельность детей, выработать у них умение подчиняться
инструкции, доводить начатое дело до конца, работать в коллективе. Труд
снижает общую возбудимость детей-психопатов и отвлекает их от примитивных
влечений.
В работе с психопатическими детьми
педагогу очень большую помощь должны оказывать родители. Тогда может быть обеспечен
единый подход к ребенку.
Кроме того, важен контакт с
врачом-психоневрологом для использования в случае надобности необходимых
лечебных мероприятий.
1.3.
Причины появления аффективных детей
Как известно, аффективная
возбудимость в большей мере тесно связано с вегетативно-эндокринными
изменениями. Однако у психически здорового ребенка, воспитывающегося в благоприятных
условиях окружения, аффективная возбудимость не приводит к нарушениям
социальной адаптации.
Г. Е. Сухарева [1959] относит синдром
повышенной аффективной возбудимости к числу наиболее частых патологических
состояний. По данным В. В. Ковалева [1976], этот синдром в раннем детском
возрасте встречается в 18% случаев, в дошкольном и младшем школьном—в 13%, а в
пубертатном—в 38%. [7,96]
Отмечается связь аффективной
возбудимости с синдромом «гиперактивности». М. А. Тааль и другие подтверждают
наиболее частую церебрально-органическую природу аффективной возбудимости у
детей результатами экспериментального исследования их познавательной
деятельности, регистрирующими недостаточность внимания, памяти,
зрительно-двигательной координации, абстрактного мышления[10,87].
Синдром аффективной возбудимости у
детей, страдающих олигофренией, описан в числе основных клинических вариантов
нарушения поведения в этом возрасте [Лебединская К. С., Малинаускене В. А.,
Альбрехт Э. Я., 1977]. Аффективная возбудимость при психопатиях и акцентуациях
характера рассматривается как одно из наиболее типичных проявлений этих аномалий
развития. [Личко А. Е., 1973; Ковалев В. В., 1979]. Отмечают частоту синдрома
аффективной возбудимости, формирующейся и под влиянием неблагоприятных условий
среды: дефектов воспитания, разрушения внутрисемейных связей, слабости
привязанностей, неправильного заполнения досуга, контактов с асоциальными
группами [Трифонов О. А., 1973; Кулаков В. С., 1977; Аксентьев С. Б., 1978; и
др.]. В этом психогенном формировании аффективной возбудимости большая роль
принадлежит фиксации повторных реакций активного протеста либо имитации [Ковалев
В. В., 1976], а также индивидуальной предрасположенности. С. Б. Аксентьев
указывает, что в семьях детей с патологическим формированием личности 54,6%,
воспитывающихся в тех же неблагоприятных условиях, не обнаруживают признаков
дезадаптации. Поэтому он полагает, что склонность к патологическому
формированию личности в неблагоприятных средовых условиях в определенной мере
обусловлена неспособностью к преодолению трудной ситуации из-за неполноценности
нервной системы различного происхождения. Аналогичного мнения о роли
биологической почвы в психической декомпенсации под влиянием средовых факторов
придерживаются и другие исследователи [Трифонов О. А., 1973; Лебединская К. С.
и др., 1978, 1980, 1982, 1984; Ковалев В. В., 1979].
Основным критерием отнесения ребенка
к группе аффективно возбудимых служит преобладание в его психическом состоянии
раздражительности, взрывчатости, склонности к агрессивным разрядам, повышенной
конфликтности, постоянной готовности к ссорам и дракам, нередкой
неуправляемости поведения в состоянии аффективных вспышек. Обусловленные
повышенной аффективной возбудимостью, грубые нарушения дисциплины. Взыскания,
ограничения и запреты, исходящие от воспитателей и педагогов, вызывали у этих
детей еще более резкое агрессивное противодействие. Таким образом,
формировался ситуационный порочный круг, усиливающий дезадаптацию этих
детей[16,197].
Так здесь можно выделить 2 подгруппы,
отличающиеся по степени массивности и в определенной мере по характеру
нарушений поведения.
К I подгруппе были отнесены дети,
аффективная возбудимость которых могла быть расценена как непатологическая.
Она характеризовалась негрубой выраженностью расстройств поведения,
отсутствием немотивированных колебаний настроения и невротических. наслоений,
«мягкостью» сомато-вегетативного компонента аффективных реакций, а также
способностью к компенсации поведения в благоприятных условиях.
Как показало клиническое
исследование, у 9 из этих ребят аффективная возбудимость проявлялась в виде
легко возникающих вспышек агрессии, сопровождающихся речедвигательным
возбуждением, негрубыми вегетативными расстройством.
Агрессия, как правило, была
направлена на взрослых, чаще на родителей реже на учителей, сверстников.
Следует отметить, что у 5 из этих 9
были выявлены и неблагоприятные условия в семье: безнадзорность, алкоголизм,
нередко асоциальные формы поведения родителей. Особенно значимыми для таких
детей являлись элементы деспотичности в семейном воспитании: требования
беспрекословного подчинения, излишние запреты, наказания, замечания в форме
приказа. Неправильное отношение со стороны взрослых, легкость провокации
конфликтов приводили к возникновению реакций активного протеста, оппозиции,
имитации.
Ко II подгруппе были отнесены дети, у
которых характер аффективной возбудимости и расстройств поведения в целом был
расценен как патологический.
В поведении детей этой II подгруппы
аффективная возбудимость носила значительно более выраженный и
труднокорригируемый характер.
Ее проявления обнаруживали половые
различия. Так, для мальчиков была характерна склонность к аффективным разрядам
с агрессией большой силы, нередко доходящей до приступов ярости. Обращение к
ним с требованием, замечанием немедленно вызывало импульсивную реакцию с
агрессией, во время которой он терял контроль над собой, мог вступить в драку с
более сильным, даже взрослым, бросить в обидчика тяжелый предмет.
Аффективные вспышки сопровождались
выраженной вегетативно-сосудистой реакцией (резким покраснением кожи,
гипергидрозом), заканчивались нередко головной болью, иногда повышением
температуры..
Наблюдались и немотивированные
колебания настроения, приближающиеся к дисфориям со злобностью, угрюмостью,
придирчивостью. В эти периоды они становились особенно чувствительными к
различным психотравмирующим факторам, легко вовлекались в конфликты.
У девочек значительное место занимали
истероидные явления: демонстративность аффективных вспышек, стремление
привлечь к себе внимание чрезмерной выразительностью и бурностью эмоциональных
реакций, гротескностью поведения со склонностью к конфликтам, инсценировкам,
оговорам; лживость, повышенная самовнушаемость.
В структуре аффективной возбудимости
компонент истероидных расстройств имел двоякий оттенок. У одних девочек он
более отчетливо сопровождался признаками органической недостаточности нервной
системы (инертность аффекта, его астеническое завершение, сопровождение головной
болью, тошнотой, иногда рвотой), у других эти аффективные разряды были более
тесно спаяны с психопатическими особенностями характера: умением учитывать
ситуацию, использовать аффективный разряд как способ нажима на окружающих,
позволяющий добиться удовлетворения своих желаний и требований, большей
частью—свободного образа жизни с времяпрепровождением в компании более старших
подростков.
Вегетативно-сосудистая дистония
выражалась в резких колебаниях артериального давления.
Итак, и в первом, и во втором случае
бесспорная роль принадлежит и социальному фактору: неблагоприятным условиям
воспитания, не стимулирующим интеллектуальное развитие ребенка и способствующим
реализации аффективной возбудимости.. С неблагополучием воспитания тесно связан
и такой фактор, как педагогическая запущенность, степень которой, однако,
обусловливается и биологической причиной — тяжестью органической
неполноценности нервной системы, реализующейся как в особенностях познавательной
сферы, так и в деятельности и поведении в целом.
Патологический уровень расстройств
поведения у аффективно-возбудимых детей с точки зрения психологической
характеризуется в большинстве случаев искаженным характером протекания чаще
позитивной или реже негативной фазы пубертата. В негативной фазе у этих
подростков обнаруживаются падение школьных интересов, нарушения
взаимоотношений со взрослыми (вследствие нежелания выполнять социальные
требования, предъявляемые им) и сверстниками (в связи с повышенной
раздражительностью, драчливостью, стремлением к лидерству, нередко с позиций
силы, путем подавления окружающих). В этих случаях происходит «выпадение» не
только из сферы учебной деятельности, основной на данном возрастном этапе, но
и из сферы общения с социально положительным окружением[26,76].
В позитивной фазе обнаруживается
некоторая стабилизация, сглаживание проявлений аффективной возбудимости. На
этом фоне «вызревают» интересы с негативной направленностью, меняется
мотивационная структура—существенное место начинает занимать примитивно-материальная
направленность, стабилизируются неадекватные самооценка и притязания, формируется
скептически-пренебрежительное отношение к социально приемлемым нормам и
правилам поведения, закрепляются неадекватные способы достижения желаемой цели
(обман, физическое воздействие, угроза и т. п.).
Представленное наблюдение
достаточно демонстративно для характеристики «трудного» ребенка с преобладанием
явлений аффективной возбудимости.
Центральное проявление его
дезадаптации—аффективные разряды, направленные на сверстников и взрослых.
Тенденция к лидерству, очевидно, находится в определенной связи с установкой
на разрешение конфликтов с позиций силы. Обращает на себя внимание
недлительность этих аффективных вспышек, определенное критическое отношение к
ним в спокойном состоянии. Явления повышенной аффективной возбудимости легко
провоцируются конфликтами в школе, особенно в ситуациях учебной
несостоятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|
|