Работа педагога-психолога с трудными детьми
3.
Баркан
А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего
ребенка. – М., АСТ-ПРЕСС, 1999.
4.
Безруких
М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М., 1989.
5.
Буянов
М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.
6.
Бондаренко
А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского
сада). – М.: Просвещение, 1979.
7.
Воспитание
детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1979.
8.
Валлон А.
Психическое развитие ребенка. – М., 1967.
9.
Воспитание
трудного ребенка (под ред. Рожкова М.И., М., 2003г.)
10.
Вайзман
Н. Реабилитационная педагогика - М.:Просвещение, 1996.
11.
Возрастно-психологический
подход в консультировании детей и подростков»- М., 2002г., стр.399.
12.
Выготский
Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. –
1996. - №6.-С.34
13.
Гарбузов
В.И. Нервные дети- М., 1990г.
14.
Гонеев
А.Д., Лифенцева Н.И., Ялпаева Н.В., Основы коррекционной педагогики, М., 2002г.
15.
Гордон Л.
А., Клопов Э. В. Что это было? - М., 1989.
16.
Дети с
отклонениями поведения /под ред. В.С. Мухиной-М., стр.228
17.
Дьяченко
О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 1984.
18.
Жуковская
Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1984.
19.
Запорожец
А.В. Избранные психологические труды. Т.1. – М., 1986.
20.
Захаров
А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. - М.-Просвещение, 1993.
21.
Кащенко
В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и
подростков- М., 1992г., с. 160
22.
Коррекционная
педагогика в начальном образовании/ под ред. Кумариной Г.Ф.,М., 2002г,с. 250
23.
Кочетов
А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми - М.,1986, с. 160
24.
Кравцова
Е.Е. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении- Минск, 1990, с.43
25.
Краткий
психологический словарь / Под ред.А.В.Петровского, М.Я.Ярошевского. – М., 1985.
26.
Крушельницкая
А.В., Третьяковка Т.В. Детки с характером//Семья и школа-2000-№2 -стр. 11-13
27.
Леонтьев
А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
28.
Леонтьев
А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С.Выготского (критическое
исследование) // Вопросы психологии. – 1998. - №1.
29.
Менджерицкая
Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982.
30.
Михайленко
Н.Я., Поддъяков Н.Н. Проблемы дошкольной игры. Психолого-педагогический аспект.
– М.: Педагогика, 1987.
31.
Мухина
В.С. Детская психология. – М., 1985.
32.
Наш
проблемный подросток: понять и договориться/ под ред. Ретуш Л.А.- С-Пб., 2001г.
33.
Овчарова
Р.В. Практическая психология - М.,Т.Ц. «Сфера», 1996
34.
Панфилова
М.А. Игратерапия общения - М., 2000.
35.
Пиаже Ж.
Избранные психологические труды - М., 1969.
36.
Немов
Р.С. Психология. Т. 2. – М., 2000.
37.
Новоселова
С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей
// Дошкольное воспитание. – 1983. - №10.-С.54
38.
Общение
детей в детском саду и семье. / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Степкиной. – М.:
Педагогика, 1990.
39.
Педагогический
словарь. Издательство академии педагогических наук / Под ред. И.М.Кантора.- М.,
1960.
40.
Психологический
словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. – М.: Педагогика,
1983.
41.
Психология:
Словарь / Составитель Л.А.Карпенко, под общей ред. А.В.Петровского. – М.:
Политиздат, 1990.
42.
Подласый
И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике- М., 2002, с.227.
43.
Психокоррекционная
и развивающая работа с детьми/ под.ред.Кащенко В.П.- М.,1999, с.160.
44.
Развитие
социальных эмоций у детей дошкольного возраста /под ред. Запорожца А.В.,
Неверович Я.З.- М., 1986г.
45.
Раттерм
Н. Помощь трудным детям- М., 1987
46.
Решетникова
О.В. Понять – значит помочь//Школьный психолог- 2004г.- №36 –с.23
47.
Рычкова
Н.А.Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и
психопрафилактика- М., 2001
48.
Прихожан
А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная
динамика - Москва-Воронеж., 2000.
49.
Психокоррекционная
и развивающая работа с детьми./ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Academa, 1998.
50.
Российская
педагогическая энциклопедия. – М.: Научное издательство «Большая российская
энциклопедия», 1999.
51.
Рубинштейн
С.Л. Избранные психологические труды.
52.
Советский
энциклопедический словарь. –М., 1984.
53.
Спиваковская
А. Психотерапия: игра, детство, семья – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО –
Пресс, 2000.
54.
Степанов
В.Г. Психология трудных школьников М., 1996, с. 320.
55.
Славина
Л.С. Дети с аффективным поведением, М., 1998г.
56.
Фромм А.
Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, – Екатеринбург:
Изд-во АРД ЛТД.,1997.
57.
Шоттенлоэр
Г. Рисунок и образ в терапии.- С-Пб., 2001.
58.
Эльконин
Д.Б. Детская психология, - М., 1960.
59.
Эльконин
Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
60.
Эмоции,
страх, стресс. // Вопросы психологии -1989 -N 4-С-36
61.
Эмоциональное
здоровье Вашего ребенка (пер. с англ.- М., 1996г.)
62.
Эмоциональные
нарушения в детском возрасте и их коррекция /под ред. Лебединский В.В.,
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.И.- М., 1990г.
Приложение№1
ПРОТОКОЛ №1
Формирующего эксперимента от
20.09.2004г.
Ребенок: Урожаев Дима. 4 года 9
месяцев.
Цель: Помочь ребенку почувствовать
себя сильным, сделать неуязвимым.
Методика Е.Кравцовой «Как помочь
детям преодолеть трудности в поведении»
I этап.
1 стадия.
Создам доверительную обстановку:
выберу наиболее спокойное место в группе. Предлагаю ребенку поиграть:
«ты хочешь со мной поиграть?»
Дима: « Да»
Предлагаю Диме сюжет игры:
«Однажды два зайчика, один большой, а
другой маленький, отправились в лес. Вдруг на встречу им идет огромный злой
волк. Большой зайчик прижал уши и стал плакать. А маленький зайчик позвал на
помощь свою подругу добрую Фею. Она победила злого волка.»
Дима внимательно слушал эту историю,
ни о чем меня не спрашивал.
Через неделю я рассказала Диме еще
одну историю.
«Однажды два мальчика пошли на речку
купаться. Вдруг на встречу им вышел злой колдун. Один мальчик испугался, а
другой вел себя храбро. И вдруг мальчикам на помощь пришел богатырь, который
победил злого колдуна»
Я спросила у Димы.
«Какой мальчик тебе больше нравиться:
храбрый или трусливый?»
Дима ответил:
«Храбрый, а еще я хочу быть
богатырем».
Я думаю, что ценность этой стадии
заключается в том, что ребенок видит две стороны поведения, сравнивает себя с
одним из героев. Ребенок видит ситуацию со стороны и приобретает опыт. Затем я
спросила:
«Что ты будешь делать, когда станешь
богатырем?»
Дима: «Буду защищать людей.»
Увидев, что Дима начинает чувствовать
себя всемогущим, хочет защищать слабых, побеждать зло, я решила перейти на
вторую стадию.
На второй стадии субъектом
деятельности становиться ребенок. Предлагаю Диме самому найти выход из
ситуации:
«Давай придумаем историю. Я начну, а
ты продолжай: «Два зайчика попадают в беду…»
Дима не задумываясь ответил:
«Их съел злой волк, и зайцев больше
никто не видел».
Через неделю я предложила Диме еще
одну ситуацию:
«Жили-были два щенка. Они пошли
гулять. И встретили страшного, злого волка…»
Дима немного подумал и ответил: «Они
испугались и убежали, потому что волк хотел их съесть.»
Так как у историй трагическое
окончание, я продолжила работу на 2 стадии:
«Однажды Саша никак не мог заснуть.
Он долго лежал в кровати и о чем-то думал. И вдруг из-за шкафа послышался
шорох…»
Дима ответил: «Саша испугался, но
посмотрел кто там сидит. А это был его кот.»
Благодаря воспитателю, которая по
моей просьбе рассказывала Диме сказки, в которых добро побеждает зло
(«Золушка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Снежная королева»). Дима
постепенно начал придумывать истории с хорошим концом.
«На опушке леса жил маленький гномик.
Однажды он бродил по лесу, а было уже поздно. И тут он увидел лису…»
Дима: «Лисе было скучно. У нее не
было друзей. Они подружились и стали вместе играть.»
Так как Дима стал положительно решать
ситуации, я решила перейти на II этап.
ПРОТОКОЛ №2
Формирующего эксперимента от
15.11.2004г.
Ребенок: Урожаев Дима. 4 года 11
месяцев.
Цель: Помочь ребенку обрести
уверенность в себе, сформировать внутреннюю позицию.
Методика Е.Кравцовой «Как помочь
детям преодолеть трудности в поведении»
II этап.
1 стадия.
Обучаю ребенка режиссерской игре. Для
этого изготавливаю экспериментальный набор кубиков.
С помощью кубиков рассказываю Диме
смешные нелепицы:
«Подошел великан к светофору, взял
его в руки и стал светофором чистить зубы».
Эта история вызвала у ребенка
недоумение.
Через неделю я предложила Диме еще
одну нелепицу:
«Пришел великан на стадион.
Захотелось ему поиграть в футбол. Нашел великан лавочку и стал ею играть в
футбол.»
Теперь история вызвала у Димы интерес
и оживление. Дима сказал: «Этот великан смешной».
Через какой-то промежуток времени
Дима сам подошел ко мне и попросил, чтобы я рассказала ему смешную историю:
«Однажды, рано утром, великан вышел
на улицу, прогуляться. Проходя мимо забора великан вспомнил, что он еще не
расчесывался. Он взял забор, расчесал волосы, и поставил забор на место. А
затем пошел дальше.»
Эта история вызвала у Димы
эмоциональный подъем, радость.
Я решила перейти на 2 стадию.
На 2 стадии я продолжала обучать
Диму режиссерской игре.
Я начинаю рассказ, а Дима продолжает
его.
«Дима, давай придумаем рассказ. Я
начну, а ты продолжай:
«Саша сказал своей сестре, что в
тетради нарисовал машину. А что же было дальше?»
Дима: «Сестра поругала Сашу и
поставила его в угол».
Через неделю я предложила Диме еще
одну ситуацию:
«Брат и сестра остались одни дома.
Мальчик случайно толкнул чашку. Она упала и разбилась. Пришли домой родители.
И что было дальше?»
Дима: «Они наказали мальчика, его
потом простили.»
Благодаря педагогическим задачам,
удалось показать, что одна ситуация может разрешаться как отрицательно, так и
положительно. Это помогло мне добиться желаемого результата. И вот как Дима
разрешил очередную ситуацию:
«Таня сказала брату, что она нечаянно
наступила на его любимую машинку и она поломалась. Что было дальше ?»
Дима:»Брат не ругал Таню. Он сам
починил машинку.»
Дима научился положительно разрешать
ситуации, что позволило мне перейти на 3 стадию.
На 3 стадии я предложила Диме самому
придумать сюжет рассказа или небылицы. Для этого я предложила ребенку
разнообразные кубики.
«Дима расскажи мне какую-нибудь
историю, какую хочешь».
Дима сказал, что ему очень понравилась
история про великана, которую ему рассказывала я.
Дима рассказал мне о том, как великан
играл в футбол. При рассказе он использовал кубики. Через неделю Дима подошел
ко мне и сказал, что он придумал еще одну историю про великана. И вот. Что он
мне рассказал, используя кубики:
«Великан пошел купаться. Искупался и
захотел вытереться. Мимо бежала кошка. Он взял кошку, вытерся ею и пошел
гулять.»
Я перешла к работе на 4 стадию.
Предложила Диме ситуации, с помощью
которых он учится разрешать различные ситуации, учится выходить из своих
отрицательных ситуаций:
«Воспитатель принесла в группу очень
интересные игрушки, но их было мало и мальчику не досталось. Как ты думаешь,
как поступит мальчик?»
Дима ответил:
«Заберет у кого-нибудь.»
Благодаря беседам, которые с ребенком
проводил воспитатель, удалось приблизиться к желаемому результату:
«В день своего рождения белочка
испекла торт и позвала лесных жителей в гости. Но гостей пришло так много, что
зайчику не досталось торта. Как поступит зайчик?»
Дима: «Может с ним поделятся?»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|