Работа педагога-психолога с трудными детьми
Данные педагогических характеристик и
психологического исследования указывают на значительную педагогическую
запущенность, недостаточную сформированность общих знаний и представлений,
отставание в речевом развитии, выраженное отрицательное отношение к учебе,
установку на физический труд, работу, «самостоятельный» образ жизни, не
подкрепленный, однако, достаточной психической зрелостью.
В генезе явлений аффективной
возбудимости играет роль ряд факторов как социального, так и биологического
происхождения, находящихся между собой в тесной связи. К социальным факторам
относятся отрицательное отношение к школе, связанное с ощущением своей
несостоятельности, а также неблагоприятные условия воспитания—среда, в которой
обычны агрессия, конфликты, пьянство.
В генезе аффективной возбудимости
определенное место принадлежит и легкой органической недостаточности нервной
системы (данные неврологического исследования, нарушения работоспособности по
«органическому» типу: инертность, склонность к утомляемости и т. д.). Обращает
на себя внимание накопление лиц с интеллектуальной недостаточностью в семье,
алкоголизм и явная психическая неполноценность матери.
Несмотря на эти признаки органической
недостаточности ЦНС, уровень аффективной возбудимости следует квалифицировать
как непатологический. Аффективные вспышки проявляются лишь в провоцирующих
ситуациях, не дезорганизуют поведения РЕБЕНКА в целом: сохраняется
определенная критика своего поведения; в серьезных ситуациях есть достаточная
способность руководить собой. Относительно сохранен и стержень личности:
имеются трудовые установки, критика своих интеллектуальных возможностей. В посильной
трудовой деятельности под руководством взрослых ребенок оказывается в
достаточной мере продуктивным и заинтересованным[21,175].
Глава 2. Коррекционно-педагогическая
работа с трудными детьми
2.1. Коррекционное обучение и
воспитание детей с психопатическими формами поведения
Если в дошкольном возрасте не
принимать мер коррекционно-воспитательного воздействия к преодолению
недостатков в поведении, о которых мы говорили, то такие дети, как правило,
оказываются неподготовленными к школьному обучению. Они не умеют подчиняться
школьным требованиям, не выполняют учебных заданий, вступают в конфликты с
товарищами и педагогом, нарушают дисциплину, иногда убегают из школы и из
дома. При неблагоприятных условиях они могут оказаться под влиянием
правонарушителей.
Несмотря на то, что интеллект у детей
с органической психопатией не нарушен, продуктивность в обучении у них часто
бывает недостаточно высокой, поскольку они приступают к выполнению задания без
предварительного обдумывания, не сосредоточены на нем, не удерживают в памяти
отдельные элементы задания, не умеют преодолевать препятствий.
Все эти компоненты, т. е. сохранность
интеллекта при нарушении интеллектуальной деятельности; сохранность
элементарных эмоциональных образований при недоразвитии более сложных форм
эмоционально-волевой сферы и определяют своеобразие структуры дефекта в
развитии ребенка с органической психопатией, где все особенности его поведения
вытекают из нарушения ядра его личности. Степень выраженности дефекта бывает
различной, но его структура всегда остается единой.
В коррекционно-педагогической работе
с такими детьми необходимо обратить особое внимание на правильную организацию
процесса первоначального обучения. Этих детей не затрудняет усвоение чтения,
письма и счета, но они плохо вовлекаются в деятельность, не доводят начатой
работы до конца, выполняют ее небрежно, неряшливо. Следовательно, самое
главное при обучении детей с органической психопатией — настойчиво приучать их
к тщательному выполнению заданий. Сначала можно давать детям облегченные
задания, а потом задания нужно постепенно усложнять.
В ходе коррекционно-педагогической
работы очень важно предупредить возможность появления пробелов в знаниях, так
как педагогическая запущенность существенно затруднит дальнейшую работу с
такими детьми- Коррекционно-воспитательные мероприятия с детьми данной группы
должны включать такие виды работы, которые были бы направлены на выработку
умения анализировать и правильно оценивать свои поступки. Учитывая, что эти
дети недостаточно владеют своим поведением, проявляют неустойчивость, внушаемы
и легко попадают под негативное влияние, педагогу необходимо постоянно
ставить их в условия строго организованного режима и не выпускать из поля
зрения. В работе с такими детьми очень важно сохранять спокойный, ровный тон,
так как они легко возбудимы, часто раздражаются и доходят до аффективной
вспышки по самому незначительному поводу. При этом педагогу необходимо
помнить, что в период аффекта лучше переключить ребенка на какую - либо другую
деятельность, чем уговаривать, а тем более наказывать его, так как наказание
может только усилить возбуждение.
В ходе коррекционно-педагогической
работы с психопатическими детьми педагогу очень важно поддерживать тесную
связь с родителями школьников, чтобы обеспечить единый подход к их обучению и
воспитанию. Кроме того, родители могут оказать существенную помощь педагогу в
его работе.
Важен также контакт с
врачом-психоневрологом для использования в случае необходимости лечебных мероприятий.
Исследователи также выделяют группу
детей с так называемой конституциональной психопатией. Этиологическим фактором
этой психопатии является патологическая наследственность. Так, в семьях, где
имеются случаи эпилепсии, встречаются психопатические личности с эпилептоидными
чертами характера. Основные особенности данной группы — вязкость и
тугоподвижность эмоциональных проявлений. Для эпилептоидов характерны
застревания на переживаниях, угрюмость, подозрительность, недовольство, склонность
к резким аффективным вспышкам, мстительность, злобность, скупость и жадность.
Конечно, эти симптомы не всегда встречаются сразу у одного лица, и степень
выраженности этих проявлений может быть различной. У людей с эпилептоидной
психопатией есть много положительных черт: хорошая работоспособность,
тщательность в выполнении заданий, целенаправленность, умение сосредоточиться
на работе и преодолевать трудности.
Развитие детей с эпилептоидной
психопатией имеет свои закономерности. Уже в раннем детстве у них появляется
повышенная раздражительность, причем она бывает длительной и плохо
переключаема. В дошкольном возрасте у таких детей нарастает аффективное напряжение,
выражающееся в «застревании» на своих переживаниях, действиях. В школьном возрасте
из сочетания этих особенностей формируется ряд вторичных характерологических
черт, как положительных, так и отрицательных. С одной стороны, эти дети
целенаправленны в своей деятельности, аккуратны и педантичны при выполнении
заданий, продуктивны в работе, активны. С другой стороны, они злопамятны,
мстительны, скупы, склонны к аффективным вспышкам. В переходном возрасте к
этому добавляется неустойчивое настроение, замкнутость, подозрительность,
недоверчивость к окружающим.
Патологические черты характера у этих
детей формируются постепенно и возникают лишь на определенных этапах развития.
Своевременное коррекционно-педагогическое воздействие может значительно
смягчить особенности характера детей с эпилептоидной психопатией. И чем раньше
будет начата коррекционно-воспитательная работа, тем большего эффекта можно
добиться. Главным в этой коррекционно-воспитательной работе должно быть
стремление преодолеть имеющуюся у этих детей склонность к «застреванию» на
своих переживаниях. Для этого нужно включать их в различные виды деятельности
и оказывать необходимую помощь в процессе ее выполнения. При проявлении
упрямства, негативизма, озлобленности педагогу не следует авторитарно
воздействовать на ребенка. Лучше всего переключить его на какую-либо деятельность,
с которой он хорошо справляется. Поскольку у таких детей наблюдается некоторая
замедленность мышления, целесообразно в процессе дополнительных занятий
предварительно пройти с ребенком учебный материал. Их следует привлекать к
общественно полезной кружковой работе. Особенно благоприятно на воспитание
этих детей действует труд, поэтому очень важно включать их в различные виды
трудовой деятельности. При аффективном возбуждении, которое может проявиться в
неблагоприятных условиях, ребенка лучше всего изолировать, то есть поместить в
спокойную обстановку, и дать по предписанию врача необходимые лечебные
средства, снижающие возбуждение.
Недоверчивость и раздражительность,
повышенная обидчивость этих детей часто приводят к появлению враждебного отношения
не только к товарищам, но и к педагогу. Поэтому очень важно установить хороший
контакт с ребенком, убедить его в том, что педагог старается ему помочь.
Индивидуальный подход к этим детям с учетом особенностей их характера обычно
дает положительные результаты.
Для детей с истерической психопатией
наиболее характерен эгоцентризм. Они склонны к хвастовству и приукрашиванию
своих качеств, стремятся выставить свою личность на первый план. Эти качества
обычно сочетаются с повышенной внушаемостью, нестойкостью эмоциональных
проявлений, неустойчивостью настроения. Уже в дошкольном возрасте дети с
истерическими чертами конфликтуют со сверстниками, капризничают, они
раздражительны, не всегда послушны, склонны к истерическим реакциям — бросаются
на пол, плачут, стучат ногами, всячески стараясь настоять на своем. В школьном
возрасте к проявлениям эгоцентризма у этих детей присоединяется неусидчивость
в работе, неумение доводить начатое дело до конца.
Коррекционно-воспитательную работу с
детьми, имеющими истерические черты характера, нужно начинать с того момента,
когда эти черты будут замечены. Нередко истерические черты характера у ребенка
формируются в семье, где родители часто не только не противодействуют
проявлениям эгоцентризма у ребенка, а наоборот уступают ему во всем, потакают
его капризам. Такой подход очень вреден для этих детей.
Для истеричных детей очень полезно
пребывание в детском коллективе, поскольку в ходе игры со сверстниками им
приходится подавлять свои эгоистические тенденции.
Коррекционно-воспитательную работу
необходимо строить с учетом их полноценного интеллекта и положительных качеств
личности этих детей. В первую очередь необходимо выявить его склонности и
способности, поддерживать их и на этой основе строить работу по перевоспитанию
личности ребенка. Необходимо помочь такому ребенку, опираясь на его
положительные черты, занять определенное положение в детском коллективе,
сформировать положительное отношение к нему со стороны товарищей.
Для того, чтобы помочь детям с трудностями в поведении
нужно соблюдать единство требований в работе и общении с детьми как в детском
саду, так и дома, так как в семье ребенок проводит большую часть времени.
Основные требования к родителям выдвигает психолог В.И.
Гарбузов такие:
- не изнеживать ребенка;
- не воевать с ребенком;
- не капитулировать перед ребенком.
Родителям следует создать в семье
условия для спокойствия и сдержанности ребенка. Желательно родителям поучиться
видеть себя, свое поведение как бы со стороны. Детям можно разрешить смотреть
по телевизору только детские мультфильмы, не более 30 минут в день.
Воспитатель не должен оставлять без своего внимания детей с
признаками аффектизма. Воспитатель должен проверить свои подозрения.
2.2.
Коррекция аффективного поведения детей
В каждом детском саду
встречаются так называемые аффективные дети, склонные к частым, острым и
разрушительным эмоциональным реакциям. Отрицательные аффективные переживания
вызывают соответствующие формы поведения: повышенную обидчивость, упрямство,
негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональную неустойчивость. Из
состояния аффекта ребенка не могут вывести ни просьбы, ни порицания, ни
наказания взрослых. Такое нарушение эмоционального развития и соответствующие
трудности в поведении детей в большей части являются лишь отклонениями от
нормального психического развития, а не психическими заболеваниями. Такие дети
нуждаются в своевременной педагогической коррекции, и наилучшие результаты
удается получить, если психопрофилактика и психотерапевтические мероприятия
проводятся в дошкольном возрасте.
Выявить детей, имеющих в своем
поведении выраженные аффективные реакции, можно с помощью методики «Как бы ты
поступил?», которая содержит наиболее часто встречающиеся ситуации, вызывающие
аффект. Внешними проявлениями аффективности детей являются следующие признаки:
— в определенной ситуации теряются,
замыкаются, плачут;
— боятся засыпать, перед сном
напряженно ждут старшего;
— не могут переключить свое внимание,
находятся под влиянием данной ситуации;
— не могут включиться в коллективную
игру, занятие;
— боятся животных всех подряд или
одного;
— скучают по дому, тревожатся, плачут
при расставании с близкими;
— проявляют скрытость из-за боязни
попасть в определенную ситуацию;
— не могут выбрать что-либо, хотят
взять все;
— предлагают нечто несуразное;
— в конкретной ситуации не знают, как
поступить;
— сверхпослушны, в определенной
ситуации сначала пугаются, а потом действуют в зависимости от реакции и
поведения взрослых;
— часто плачут, падают на пол, стучат
об пол кулаками, могут впадать в состояние кратковременной истеричности;
— боятся, но, затаив дыхание, смотрят
И слушают «скромно», после этого проявляют «повышенную боязливость».
Для изучения детей эти ситуации можно
обозначить на картинках, которые сопровождаются рассказом взрослого и
обрываются на определенной ситуации. Затем ребенку задается вопрос: «Как бы ты
в этом случае поступил?» При этом учитывается, что ребенок может ответить «как
полагается». Поэтому оцениваются ответы не сами по себе, а лишь в
сопоставлении с ответами педагогов и родителей.
Характерные черты аффективных детей:
— зависимость от конкретной ситуации,
замыкание в ней;
— рефлекторное перенесение страха на
другие безопасные ситуации;
— низкий уровень произвольности
поведения;
— четкое разделение познавательной и
чувствительной сфер;
— пассивность, внешняя послушность.
Анализ аффективного поведения
дошкольников показывает: причина аффекта заключается в том, что ребенок
однозначно воспринимает заданную ему ситуацию и не обладает способами ее
переосмысления. Он не может выйти из ситуации и управлять ею. Источником
появления аффекта в поведении служит ориентация ребенка на наличную картину,
уход от однозначных, альтернативных смысловых трактовок, игнорирование
возможного осмысления ситуации в целом. Появление этих возможностей связано с
развитым воображением у ребенка.
Методика коррекции аффективного
поведения разработана Е.Е. Кравцовой, А.А. Нурахоновой, В.В. Степановой
[8,199]. Основным средством помощи детям с трудностями в поведении является
игра. В современной психолого-педагогической литературе описывают четыре вида
игры: сюжетно-ролевая, игра с правилами,- образно-ролевая (кого-то, что-то
изображает, не развивая сюжета), режиссерская, в которой ребенок одновременно
является автором сюжета. В коррекции используются игры третьего и четвертого
вида. Коррекционная работа с детьми предполагает три стадии.
Стадия 1 — сюжетно-ролевая
игра
На этой стадии нужно помочь
ребенку удерживать позицию режиссера с помощью образа-роли. По своим
личностным особенностям дети с аффективным поведением не в состоянии исполнять
роль режиссера. Их зажатость и безынициативность, низкий уровень осмысления
игры и сюжета приводят к тому, что дети сползают на простое манипулирование
предметами. Поэтому, вводя в игру образ-роль, нужно с самого начала задавать
ребенку определенную позицию, с помощью которой он управлял бы разными предметами
и игрушками. На этом этапе важно научить детей придумыванию сюжета. В игре
ребенок берет на себя не просто роль, а роль-образ сильного, веселого,
храброго, хитрого, который поможет ребенку чувствовать себя уверенно. Это может
быть и волшебник, и царь, и герой-рыцарь, и т.п. С помощью роли-образа ребенок
становится как бы над ситуацией и через предметный материал управляет ею. В
этих организованных играх нет сопряженных ролей и ролевых отношений. В данном
случае основная функция роли-образа — преодоление личностного послушания
ребенка. Проигрывание ролей способствует тому, что ребенок начинает себя
чувствовать субъектом деятельности и тем самым обретает способность овладевать
ситуацией. Игровая деятельность объединяет реальную действительность ребенка и
его воображение. Задача игровой деятельности заключается в создании условий,
при которых выполнение роли будет восприниматься как естественное выражение
его «Я», что позволит снять многие аффективные реакции.
I этап. Взрослый обучает ребенка
владению образом-ролью, предлагает сюжет игры. В игре ребенок становится
всемогущ, учится управлять ситуацией, защищать слабых, побеждать злых. Для
этого ребенку можно предложить, к примеру, такую ситуацию: два героя
сталкиваются с препятствиями, попадают в беду. Один из них теряется, плачет,
не знает, что делать. Другой ищет выход. Ему на помощь приходит кто-то всемогущий,
который с помощью волшебной палочки, ума, силы, хитрости помогает выйти из
трудного положения. При этом надо иметь в виду, что два разных по характеру
героя символизируют противоположные позиции. Этот момент позволяет наглядно
демонстрировать ребенку разные способы поведения и оценивать свое поведение
посредством нахождения у себя схожих черт. Во-вторых, роль-образ всемогущего
дает ребенку реальную возможность взглянуть на ситуацию не изнутри, а снаружи,
и из точки «вовне» найти выход из нее. В процессе этой игры ребенок может не
справиться с ситуацией: будет просить прекратить игру, очень скудно
использовать игровые действия, бояться, отказываться от решения задачи или
ждать от взрослого указаний, советов. Тогда исполнение роли-образа может попеременно
переходить от ребенка к взрослому и наоборот. '
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|
|