Работа педагога-психолога с трудными детьми
Дети не растут, как бурьян в поле.
Какой характер, какие привычки и наклонности заложены в детстве, с тем и пойдет
человек по жизни. В основе коррекционного воспитания формирование привычки к
правильному поведению, т. е. такой привычки, когда ребенок уже не может
поступить иначе, когда правильное поведение становится его потребностью.
Наиболее очевидной является
характеристика отклоняющегося поведения по уровням и содержанию. Нарушения —
от слабых, почти незаметных, не выходящих из нормы, до сильных, граничащих с
серьезными нарушениями — легко различает каждый учитель. По степени социальной
опасности, а также в зависимости от возрастных особенностей детей девиантное
поведение подразделяется на следующие уровни
Непослушание — наиболее
распространенная в дошкольном и младшем возрасте форма сопротивления
требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам
общественного поведения. Может выступать в форме шалости, озорства, проступка.
Шалость — краткий, эпизодический
отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива,
изобретательность. Особенностью шалости являются ее положительный тон,
переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение
к окружающим.
Озорство тоже представляет собой
эпизод в поведении ребенка. И в нем проявляются выдумка, инициатива, активность.
Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные
правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или
старшим. Цель озорства — досадить, отомстить или получить выгоду для себя.
Проступок — это уже социально опасное
явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и
заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно,
есть все основания говорить о складывающихся у него негативных чертах
характера. Чаше всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением
ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить
поведением.
Детский негативизм (от лат. —
отрицаю) проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка
влиянию на него окружающих людей. Бывает активным и пассивным. Пассивный — это
один из видов упрямства, выражающийся в отказе от выполнения требуемого
действия. Активный — когда ребенок совершает действия, противоположные тем,
которые от него ожидаются.
По длительности проявления негативизм
бывает устойчивым и эпизодическим. Первый длится долго, а второй проявляется
лишь временами.
Основные причины возникновения
детского негативизма:
• перевозбуждение нервной системы;
• переутомление;
• протест против нечуткого,
несправедливого отношения;
• капризы избалованного ребенка.
Основной способ коррекции — это
разумная требовательность. При запущенности применяются специальные методы.
Упрямство — поведение ребенка,
близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения, выражающаяся в
необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям
и указаниям учителей и родителей. Это вид упорного непослушания, для которого
нет видимых, четких мотивов. Упрямство проявляется также и в желании
продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным,
что оно бессмысленно и не приносит пользы.
Опасность упрямства в том, что оно
порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной
системы:
неврозам, раздражительности,
склонности к скандалам, легкой возбудимости. И если такие проявления переходят
в хроническое состояние, то в воспитании возникают существенные проблемы.
Капризы — особенность поведения
ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в
необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям
взрослых, в стремлении настоять на своем. Внешне проявляются в недовольстве,
раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении. Могут быть
эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения. Причины
возникновения: неокрепшая нервная система, преобладание возбуждения над
торможением.
Капризы возникают в результате
переутомления, перевозбуждения, сильных впечатлений. Иногда они
обусловливаются усталостью или недомоганием. Но преимущественно капризы — это
следствия неосознанной и неокрепшей воли («А я хочу», «А вот буду»).
Главная причина возникновения
капризов — неправильное воспитание. Неразумная любовь, захваливание, обожание,
отсутствие требовательности, беспрекословное выполнение любых прихотей ребенка
не развивают его волю, а наоборот, ослабляют ее, делают ребенка нервным и
легко возбудимым.
Главным направлением педагогической
деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях следует
считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без
раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование
развития творческих сил и инициативы. Коррекция состоит в разумных
ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой
атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания,
включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с
мнением и интересами других людей. Нельзя угрожать, ломать силой;
противопоказано грубое подавление. Но вредны и упрашивания.
Основные методы и приемы коррекции:
• укрепление нервной системы;.
• отвлечение ребенка от того, что
стало причиной каприза;
• спокойное игнорирование проявлений
капризности:
• воздержание от прямых действий и
наказаний:
• применение метода естественных
последствий когда ребенку предоставляется возможность пережить последствия
своей капризности (остался голодным, не взяли на прогулку и т. д.);
• спокойная требовательность;
• отсутствие раздражительности;
• тактичное внушение;
• подсказывание правильных действий;
• доведение требований до конца;
• поддержка.
Своеволие возникает как результат
развивающейся самосостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его
стремление самоутвердиться и неумение избрать для этого адекватные средства,
Распространенной ошибкой учителей и
родителей в преодолении детского своеволия является чрезмерность,
неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют
своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают
в самом зародыше волю ребенка, способность к инициативным, самостоятельным
действиям.
Грубость, дерзость, неуважительное
отношение ко взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком,
подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание.
Нередко причинами грубости выступают несдержанность, слабоволие, неумение
ребенка владеть собой.
Недисциплинированность особенно
характерна для мальчиков. Она может быть двух видов: злостной и незлостной. К
незлостным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, шалость. Более
опасными являются злостные нарушения дисциплины. Они уже, как правило, не
ситуативны и имеют повторяющийся характер.
Правонарушения. В условиях социальной
и педагогической запущенности возможен переход детей и подростков на уровень
преступного поведения. Они способны совершать значительные противоправные
действия, нарушения и даже преступления — хулиганство, воровство,
жульничество, мошенничество, бандитские налеты, грабежи. Особенно тяжелыми и
жестокими становятся преступления в составе группы. Перешагнув границы дозволенного,
потерявшие контроль над собой, малолетние преступники становятся особенно
дерзкими. Для профилактики правонарушений и борьбы с ними используются
специальные методы. С ними вы сможете ознакомиться, посетив детскую комнату
милиции в своем районе.
Разумеется, поведение ребенка может в
большей или меньшей степени отклоняться от нормального. Незначительные отклонения
есть у всех детей. В различные периоды жизни у детей появляется или исчезает
стремление к отклоняющемуся поведению. Специалисты говорят даже о наличии
сензитив-ных, т. е. наиболее благоприятных для возникновения отклоняющегося
поведения, периодов. Если это так, то педагог профессионально должен научиться
распознавать, насколько проявляющиеся отклонения опасны для каждого ученика.
Пройдут ли детские шалости бесследно с возрастом или оставят метку на всю
жизнь? Не разовьется ли невинная шалость сначала в негативизм, потом в грубость
и дерзость, а закончится правонарушением?
С детьми не приходилось бы «воевать»
и воспитание их не представляло бы никаких трудностей, если бы влечения, желания,
направление мыслей и чувств детей всегда совпадали с устремлениями их
воспитателей.
1.1. Аффективные дети
Аффекты (от лат.— сильные
эмоции) — это бурно протекающие эмоциональные переживания. Незначительные
дополнительные толчки требуются ребенку, чтобы его и без того возбужденное
состояние достигло крайней степени, стало аффективным. В таком состоянии
человек плохо контролирует или совсем не контролирует свое поведение. В
состоянии сильных аффектов совершаются деструктивные и противоправные
действия. Детей, демонстрирующих склонность к аффективному поведению, называют
аффективными, иногда истерическими или истероидными.
Аффективные формы поведения вызывают
также
• неудачи в учении,
• конфликты с в группе, со всем
коллективом,
• внутренний конфликт между уровнем
притязаний (основанный на преувеличенной самооценке) и тем уровнем, на котором
ученик фактически пребывает в классе,
• склонность к аффективным формам отношений
и разрешения конфликтов.
Чаще всего у детей возникают
тягостные переживания из-за того, что их якобы не признают, ущемляют,
недооценивают, к ним несправедливо относятся, придираются. В подобных случаях
у них нередко возникают устойчивые аффективные состояния, на этой основе
формируются отрицательные формы поведения. Школьник переживает постоянную
обиду, становится упрямым, грубым, озлобленным, отказывается подчиняться требованиям
учителей, противопоставляет себя коллективу. Обычно в каждом классе имеется
несколько детей с более или менее выраженным аффективным поведением.
Аффективные (аффектные) дети самые трудные для коррекции, так как моментально
вспыхивают от малейших не нравящихся им раздражителей и фактически лишают
учителей возможности работать с ними. Учитель пытается скорее прекратить
начавшуюся истерику и впредь всячески старается не трогать такого ребенка. Дети
понимают это, и некоторые из них начинают злоупотреблять своей склонностью к
истерическому поведению, рассматривают его как способ быстрого достижения своих
целей. Дети с сильно развитым аффективным поведением не могут обучаться в обычных
классах.
Главный способ преодоления
аффективного поведения — индивидуальный подход. Индивидуальный подход
предполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что
имеется в личности каждого, даже самого трудного, ученика, в частности, на его
интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе,
животным), на его здоровые нравственные тенденции, на доброжелательное
отношение к товарищам, даже на его чувство юмора. Развивая имеющиеся
положительные черты, ориентируя на их укрепление поведение школьника, поощряя
положительные поступки, учитель может рассчитывать на успех.
Индивидуальный подход в отношении
трудного, запущенного да еще склонному к аффективному поведению школьника предполагает
предварительную разработку плана индивидуальной коррекции после основательного
изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка.
План может включать такие действия:
• оказывать ученику практическую
помощь для ликвидации пробелов в знаниях;
• избегать таких оценок и
характеристик, которые могут углубить неверие ученика в свои силы;
• предоставлять ученику возможность
пережить радость успеха;
• временно не спрашивать его по тому
материалу, где он заведомо еще не успел ликвидировать пробелы;
поощрять его малейшие успехи в
учении;
• периодически предлагать ему
индивидуальные задания, которые подбираются с учетом его способностей;
• побудить родителей не оказывать
давление на ученика и не требовать нереальных поступков с его стороны;
• побудить детей проявлять большую
чуткость и внимательность к своему товарищу;
• тактично вовлечь ученика в
общественную жизнь класса;
• учитывая, что ученик относится к
слабому типу нервной системы, считаться с его особенностями: затрудненным образованием
новых форм поведения, медленной перестройкой сложившихся стереотипов
поведения, возможностью срывов и т. д.
1.2.
Психологическая характеристика детей с аффективным поведением
« Аффективное поведение – это
упрямство, драчливость, вспышки гнева, ярость. Это формы поведения, которые
возникают у детей неудовлетворенных взаимоотношениями, сложившимися у них со
сверстниками или взрослыми в ходе ряда причин, таких как:
- длительное пребывание в детском
саду.
- наметившийся кризис семьи.
- избыток родительского раздражения
Аффективный ребенок агрессивен,
конфликтен, драчлив, отчаянный спорщик. Его плач изводит родителей. Однако
такой ребенок и высокочувствителен, точно улавливает настроение взрослого. Он
робок, но и бесстрашен – может вступить в конфликт, в драку с более сильными
детьми и даже с детьми, старшими по возрасту, не думая о последствиях для себя.
Он раним и обидчив, но сам не обостряет ситуацию, в которой может быть обижен;
он застенчив и назойлив; не переносит шума и шумен сам; истощаем. Но жаден до
информации и засыпает у телевизора от усталости, чуть ли не поддерживая веки,
чтобы не закрылись глаза. Он «вредный», но и бесхитростный. Он боязлив,
недоверчив, ему присущ страх нового, неизвестного, но он и крайне
неосмотрителен, неосторожен, часто попадает в беду». Вот каким нам
предоставляет аффектика врач- психотерапевт В.И. Гарбузов. [4,73].
А вот как характеризует психолог Е.Е.
Кравцова в книге «Как помочь детям в преодолении трудностей в поведении» детей
– аффектиков.
Отрицательные аффективные переживания
вызывают соответствующие формы поведения – это упрямство, заторможенность,
негативизм, неустойчивость эмоционального поведения. « Это не психическое
заболевание, это отклонение в психическом развитии»[12,83]
Детям с отрицательными аффективными
переживаниями характерно такое поведение, они:
- теряются, плачут, бояться
страшного;
- не могут переключить внимание с
одной ситуации на другую;
- не могут включиться в коллективную
игру, занятие;
- плачут при расставании с
родителями;
- в конкретной ситуации не знают как
поступить;
- часто плачут, падают на пол, бьют
ногами и руками;
- зависят от конкретной ситуации
(вошел и не вышел из ситуации);
- низкий уровень произвольного
поведения;
- безынициативность и внешняя
послушность взрослому;
- ребенок может принять поставленную
перед ним задачу, но не может решить ее.
Причиной АФФЕКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ЯВЛЯЮТСЯ ЗАЧАСТУЮ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЮТСЯ либо
патологической наследственностью, либо неблагоприятными воздействиями на
ребенка внешних факторов во внутриутробном (эмбриональном) периоде или на самых
ранних этапах его жизни. По вопросу о наследственной психопатии существуют
разные точки зрения. Одни считают, что психопатия наследуется как патология
характера. Другие рассматривают психопатию как зачаточные или неразвившиеся
формы психических заболеваний. Большинство авторов отмечают, что
психопатические личности встречаются чаще в семьях, где в наследственности
имели место психические заболевания.
Трудности в поведении и характере
детей-психопатов могут быть обусловлены как биологическими, так и социальными
причинами. Но при этом биологические данные, в том числе и наследственные,
должны учитываться лишь как исходные моменты, не предопределяющие всех свойств
и особенностей характера, который сформируется у ребенка в будущем. Тяжесть,
или степень, психопатического состояния у ребенка будет во многом зависеть от
того, в каких условиях протекает его развитие. При правильном педагогическом
подходе и благоприятных социальных условиях характерологические особенности
ребенка могут настолько скомпенсироваться, что он может стать полноценным
членом общества. Если же развитие психопатического ребенка протекает в
неблагоприятных условиях, могут возникнуть значительные патологические
нарушения в характере и поведении.
Значение социальных условий в
компенсации психопатических состояний детей определяется тем, что психопатия —
это не болезнь, а своеобразное аномальное течение детского развития. Психопатия
характеризуется неравномерным (дисгармоничным) развитием отдельных психических
функций и систем. Так, наряду с полноценным умственным развитием у
детей-психопатов наблюдаются недоразвитие и своеобразные изменения в эмоционально-волевой
сфере. Одни дети чрезмерно чувствительны, обидчивы, ранимы, болезненно
привязаны к кому-нибудь из своих близких (чаще к матери) при равнодушном
отношении к остальным членам семьи. Другие дети, наоборот, эмоционально холодны,
не имеют привязанностей, замкнуты, несколько эгоистичны. В некоторых случаях в
чертах характера детей-психопатов выступает эгоцентризм, переоценка своих
возможностей, подчеркнутое самоутверждение, что нередко приводит к конфликтам
с окружающими.
У детей-психопатов часто отмечается
повышенная возбудимость, а в некоторых случаях склонность к аффективным вспышкам;
характерным является также недоразвитие воли, в силу чего наблюдается
неустойчивое настроение, повышенная внушаемость. Их поведение носит
импульсивный характер. У этих детей снижена работоспособность, они недостаточно
внимательны, не умеют сосредоточиться, преодолевать трудности при выполнении
школьных заданий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|