|
Психосексуальное воспитание детей в условиях семьи и детского сада
Понимание девочками чувства
женственности, также как мальчиками – мужественности есть, но недостаточно
осознанно. Внимание этому аспекту уделяется мало, и в повседневной жизни
знания не применяются. Приложение № 2.
3.
Составление рассказов.
Цель: понимание девочками маскулинных
черт мальчиков, уточнение о мужественности мальчиков. Понимание мальчиками
фемининных черт девочек, уточнение о понятии женственности.
Анализируя составленные детьми
рассказы, можно сказать, что дети с неподдельным интересом и удовольствием
участвовали в их составлении. Девочки использовали сложные предложения,
детально поясняя то, о чем говорили, были очень эмоциональны. Мальчики
отличались простотой изложения. Но общая для девочек и мальчиков трудность
состояла в недостаточности словарного запаса, особенно для выражения чувств.
Рассказ без наводящих вопросов
составить было затруднительно, но тем не менее, тонкой нитью чувствуется
понимание детьми и интерес к противоположному полу. Есть осознание и значимость
того, что мальчики - настоящие мужчины, которые берут на себя сложные поручения
и обязанности, проявляя, таким образом, лучшие мужские качества – силу,
выносливость, умение преодолевать трудности, а девочки заботятся о создании красоты,
учатся быть терпеливыми и нежными. Приложение № 3.
4. Анкета
для родителей.
Цель: выявить, насколько
значима и актуальна для родителей проблема психосексуального воспитания и
полоролевого развития ребенка в семье. Уточнить просвещенность родителей по
данной проблеме.
По результатам анкетных данных
было выявлено, что число опрошенных родителей, занимающихся воспитанием ребенка
в семье, составляет:
Ø 56 % - мама и папа;
Ø 44 % - только мама.
Данные о большей привязанности
ребенка составляют:
Ø 60 % - к матери;
Ø 7 % - к отцу;
Ø 33 % - к обоим.
Родители, которые уделяют
внимание психосексуальному воспитанию и утверждают значимость этой проблемы, по
результатам исследований составляют 71 %.
На многочисленные почему, как,
откуда, какая должна быть девочка, какой должен быть мальчик, способны
беседовать с детьми 93 % из числа опрошенных. К тому же 26 % родителей могут и
читают литературу детям, касающуюся вопросов психосексуального воспитания, а 74
% считают, что литературу читать не нужно.
По итоговым результатам
рассказ родителями о факте рождения ребенка в интерпретированной для него форме
составляет 78 %. Нашлись и такие, которые повествуют в научно-публицистической
форме, число таких родителей составляет 22 %.
Из 100 % всех опрошенных число
тех, для которых пол ребенка при рождении не имел значения. по данным анкетирования
составляет 22 %. Хотели мальчика, а родилась девочка – 11 %. Хотели мальчика, и
родился мальчик – 41 %. Хотели девочку, и родилась девочка – 26 %.
Таким образом, подводя итог,
можно сказать, что проблема психосексуального воспитания и полоролевого развития
ребенка в семье достаточно актуальна для родителей (93 %), и большой процент
родителей способны и имеют желание передать свои знания детям. Приложение № 4.
5. Анкета
для воспитателей.
Цель: выявить, какая работа
ведется воспитателями по восприятию ребенком себя, как представителя
определенного пола. Актуальна ли проблема психосексуального воспитания в
дошкольном учреждении.
По данным анкетирования
выявлено, что проблема психосексуального воспитания в условиях дошкольного
учреждения актуальна на 100 %, так как оно способствует формированию
мужественности у мальчиков и женственности у девочек.
Результаты показали, что
воспитателями ведется работа по данному направлению: на занятиях
познавательного цикла, в беседах, играх, показах, чтении художественной литературы,
задаваемых ситуациях и даже на личном примере. При возникающих трудностях в
поведении детей воспитателями тактично и умело использованы попытки выхода из
кризисной ситуации, найдены хорошие способы и приемы для их предотвращения.
Воспитателями отмечен факт,
что чем раньше обращаться к вопросам половой принадлежности, тем уверенней
чувствуют себя дети и не допускают каких-либо возможных ошибок. Приложение № 5.
6. Цикл
занятий.
Из проведенного цикла
занимательных занятий следует сделать вывод, что такие занятия необходимы
детям, интересны; они направлены на формирование чувства мужественности и
женственности, развитие своего “Я”, умение действовать самостоятельно, проявлять
смекалку, воображение и творчество.
Идея, с которой были проведены
занятия – это полученные знания использовать в жизни, постигать новое,
интересное и непонятное не только в сфере психосексуального воспитания, но
везде и повсюду. Приложение № 6.
Выводы.
На основании полученных
результатов исследования были сделаны выводы:
1. Нашим исследованием подтверждено
предположение о том, что раннее обращение к воспитанию пола в семье
способствует осознанному развитию мужественности и женственности. Результаты
полученных данных доказывают это, 93 % родителей уделяют внимание психосексуальной
сфере развития ребенка.
2. Роль родителей является важнейшим условием в
половой идентификации ребенка, 80 % детей воспитывается в полной семье.
3. Проведенное нами исследование подтвердило
положение о том, что игра является важнейшим фактором полоролевого воспитания
детей.
4. Полученные результаты имеют свою
практическую значимость. Воспитание с учетом половых различий и создание
условий для их развития в детских садах и дома поможет родителям и воспитателям
способствовать наиболее полноценному психическому развитию детей.
Таким образом, полученные
данные помогают не только решить теоретические вопросы, связанные с проблемой
полоролевого воспитания дошкольников, но и осуществлять целенаправленную
работу с детьми и по просвещению родителей.
В заключение хотим дать
рекомендации. Приложение № 7.
Словарь терминов.
|
Интимность
|
глубокая личная значимость, сокровенность.
|
Маскулинность
|
совокупность признаков, отличающих мужчину
от женщины.
|
Образ “Я”
|
восприятие себя, представление о себе.
|
Пол
|
комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих
и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину,
мальчика или девочку.
|
Половая идентичность
|
переживание своей соотнесенности с характеристиками
пола.
|
Половая роль
|
модель социального поведения, комплекс
ожиданий, стереотипов, требований, адресуемых обществом людям мужского и женского
пола.
|
Половая социализация
|
процесс вхождения человека в систему культурных
норм поведения и взаимоотношений мужчин и женщин.
|
Половое воспитание
|
система планируемых, обеспеченных средствами,
методами и исполнителями мер формирования личности мужчины (мальчика) и
женщины (девочки).
|
Фемининность
|
совокупность признаков, отличающих женщину
от мужчины.
|
Литература.
1.
Аглаи А. Все-все-все на
твой вопрос “Где я был, когда меня не было?”.
2.
Аудариня А., Путниньш М.
Откуда берутся дети?
3.
Арканцева Т.,
Заводилкина О. Нарисуй человечка // Обруч № 6, 1998, с.12-14.
4.
Абраменкова В.В.
Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской
субкультуре. – М:Московский психолого-социальный институт; Воронеж:
Издательство НПО “МОДЭК”, 2000.
5.
Безруких М.М. Я и другие
Я, или правила поведения для всех. – М: Политиздат, 1991.
6.
Борман Р., Шилле Г.
Родителям о половом воспитании: о подготовке подростков к браку и формированию
семьи; перевод с немецкого В.П. Милютина. – М: Педагогика, 1979.
7.
Ваш ребенок (авторы:
И.И. Гребешкова, Н.А. Ананьева, С.Г. Прибакин и др. /под редакцией И.И.
Гребешевой). – М: Медицина, 1990.
8.
Дорно И.В. Современный
брак: проблемы и гармония. – М: Педагогика, 1990.
9.
Дружинин В.Н. Психология
семьи. – М: “КСП”, 1996.
10. Захарова Л.Н. Дитя в очереди за лаской. – М:
Политиздат, 1991. (Библиотечка семейного чтения).
11. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена
пола у детей. – Л: Медицина, 1979.
12. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей:
медико-психологические аспекты. - Л: Медицина, 1988.
13. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М:
Педагогика. 1991.
14. Ковалев С.В. Психология современной семьи:
информационно-методические материалы к курсу “Этика и психология семейной
жизни”; Книга для учителя. – М: Просвещение, 1998. (Психологическая наука –
школе).
15. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. – М:
Педагогика, 1986. (Педагогика - родителям).
16. Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье. – М:
Советский спорт, 1990.
17. Календарь для родителей. – М: издательство
“Педагогика-пресс”, 1993.
18. Леви В. Нестандартный ребенок. – С-П: Питер, 1993.
19. Леонидова Б. “К моему не пристанет!” //Дошкольное
воспитание № 3, 1997, с. 97-100.
20. Откуда я взялся? Издание для детей и юношества.
Ред.: Боровой Е.В. малой предприятие МЭТЭК Белорусского экологического союза,
1991.
21. Рылеева Е.В. Вместе веселее! Игры и рабочие
материалы к оригинальной авторской программе развития самосознания в речевой
активности дошкольников “Открой себя”. – М: Линка ПРЕСС, 2000.
22. Репина Т. Мальчики и девочки: две половинки?// Обруч
№ 6, 1998, с. 3-6.
23. Соловей П.С. Ты, я и все, все, все… - М: Политиздат,
1990.
24. Семья: (Книга для чтения) сост. Андреева И.С.,
Гулыга А.В., 1990.
25. Стрелова М. Раздельное воспитание: за и против. //
Дошкольное воспитание № 4, 2000, с.37-41.
26. Сигимова М.Н. Кто я? Какой я? Методическое пособие
для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.–Новосибирск: НИПК
и ПРО, 1995.
27. Титаренко Т.М. Такие разные дети. – К: Рад. шк.,
1989.
28. Тархова А.П. мальчик, мужчина, отец. – М: Знание,
1992.
29. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? – М:
издательство “Прогресс”, 1980.
30. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: перевод
с английского. – М: Педагогика, 1993.
31. Фурутан А.А. Отцы, матери, дети: Практические советы
родителям: перевод с английского/Предисловие К.Г. Митрофанова. – М: Прогресс,
1992.
32. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М:
Педагогика, 1989.
33. Хиглинг М. Как беседовать с реюенком о сексе. – С-П:
Питер Ком, 1998. (Серия “Вы и ваш ребенок”).
34. Ханхасаева И.Н. Растет дочка, растет сын. – М:
Педагогика, 1991.
35. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок? (Дети и
семейный конфликт) Л. Анзорг: Книга для учителя: перевод с немецкого. – М:
Просвещение, 1987.
36. Школа начальников. Раздельное воспитание: за и
против.// Обруч № 6, 1998, с. 6-8.
37. Энциклопедия сексуальной жизни для детей: перевод с
францезского Т. Большаковой, Е. Нартовой, иллюстрации Ф. Доре, М. Лорана. – М:
Дом, 1994.
38. Юдин Г. Главное чудо света. – М, 1992.
Приложение № 2.
Беседа с детьми.
Цель: формирование
представления детей о своей половой принадлежности, признаках сходства с
родителями. Понимание и осознание ребенком чувства женственности (у девочек), а
у мальчиков – мужественности.
Кто такой человек? Кто
мальчик, девочка? Чем, по-вашему, мальчик отличается от девочки? Важно ли
выглядеть внешне привлекательным? На кого бы вы хотели быть похожими, на
красивую маму или красивого папу? Почему? Когда вы вырастете, то кем станете:
юношей или девушкой, дядей или тетей, мужчиной или женщиной, мамой или папой?
У мальчиков и девочек, мужчин
и женщин есть много общего. Назовите, что у мальчиков и девочек есть
одинаковое? (Глаза, нос, уши, руки, ноги и т.д.) Но есть ли у человека органы,
по которым сразу можно определить, кто ты – мальчик или девочка? (Эти органы
находятся ниже нашего пупочка и называются половыми органами, потому что по ним
определяют пол человека: мужской или женский).
С какой девочкой вам хотелось
бы дружить: с грубой, драчливой, крикливой или доброй, нежной, внимательной?
девочки заботятся о создании красоты, уюта. О девочках и женщинах говорят, что
они женственные. Ухаживают за малышами, животными, учатся быть заботливыми,
внимательными.
Как вы думаете, что значит
быть мужественным мальчиком, мужчиной? Мужественность – это уважительное
отношение к девочке, как к будущей маме, это смелость, умение отвечать за свои
поступки, защищать слабых. Мальчики берут на себя сложные, трудные, не всегда
интересные, но необходимые обязанности и поручения.
Чтение стихотворения К.
Тангкрыхулиева “Совсем как папа”.
Приложение № 3.
Составление рассказов.
Цель: понимание девочками
маскулинных черт мальчиков, уточнение о мужественности мальчиков. Понимание
мальчиками фемининных черт девочек, уточнение о понятии женственности.
Рассказ о мальчиках.
Мальчики – это мужчины. У них
короткие волосы, нет платьев, а есть костюм и брюки. У них нет каблуков, и они
не носят красивых сережек, длинных косичек и бантиков. Когда у нас праздник,
мальчики надевают пиджак с галстуком или бабочкой. В отличие от девочек
мальчики не носят юбочек, они голенькие совсем другие, чем мы. Всегда играют в
мальчишеские игры, в машинки, конструкторы, модельки. Нам не нравится, когда
мальчики дерутся между собой и могут обидеть девочку.
Вообще мальчики относятся к
девочкам хорошо. Они живут дружно. Когда их просят, помогают маме и папе (машину
ремонтировать, игрушки). Было бы хорошо, если бы мальчиков не было в группе.
Нет, нехорошо! (начался спор) “Просто ты, Настя, влюбилась в Никиту, вот и
все!”
Мы считаем, что девочки
послушнее мальчиков, потому что мальчики всегда бесятся. Они любят слушать
тяжелый металл. Мальчики очень красивые. Они должны защищать девочек, уступать
место и никому не отдавать девочек.
Рассказ о девочках.
У девочек длинные волосы, есть
сережки. Они ходят в платьях. Девочки красят губы и ресницы. У них туфли с
каблуком. Девчонки любят играть в куклы, рисовать. Всегда рисуют кукол,
принцесс и собачек, а мальчишки рисуют мотоциклы, танки, самолеты, покемонов,
домик, огород. Девчонки в своем кукольном уголке играют в мамочек. Качают кукол,
кормят их и играют как будто они – воспитательница наша. А мы, мальчишки, любим
играть в ракетки, футбол, бьемся в каратэ и строим самолеты. Мальчики относятся
к девчонкам вежливо, ласково, поцелуют, ведь девчонки неженки. У них глаза
красивые, в отличие от нас у них … другая. Девчонки послушнее мальчиков, они
готовят, ухаживают, нянечками становятся. Мальчики работают, им же надо деньги
зарабатывать. Они должны быть как папа. Вообще мальчики помогают маме, а
девчонке - папе. (Многие мальчики очень хотели бы быть похожими на маму, вот
несколько вариантов ответов: “потому что на папу не хочу, он пьет, курит,
порошок не приносит”; “потому что мама добрая, они любит меня”; “мама мне все
разрешает”).
Наши девчонки часто плачут,
они плаксы, когда их кто-нибудь обидит. Все девочки красивые.
После составления рассказа
детям было предложено написать красивые слова той девочке, которая нравится.
Приложение № 6.
Секретные совещания
настоящих мужчин.
Занятие №
1. Мальчики – будущие мужчины.
Цель: способствовать пониманию
ребенком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать
уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера.
Ход занятия:
1. Пальчиковый игротренинг
“Солдаты”.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|