|
Психосексуальное воспитание детей в условиях семьи и детского сада
Психосексуальное воспитание детей в условиях семьи и детского сада
Министерство образования Российской Федерации
Томский Государственный Педагогический Университет
Факультет начальных классов (дошкольное отделение)
Квалификационная работа
Психосексуальное воспитание детей
в условиях семьи и детского сада
Выполнила:
Н.В. Глебова, группа 683
Руководитель:
Г.Б. Черевач
старший преподаватель
кафедры психологии
и педагогики дошкольного
и начального образования ФНК
Томск-2002
Оглавление
|
|
Введение……………………………………………………………
|
стр. 3
|
1.
|
Проблемы психосексуального воспитания детей
дошкольного возраста……………………………………………………………..
|
стр. 9
|
1.1.
|
Основные направления психосексуального
воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………..
|
стр. 9
|
1.2.
|
Психосексуальное развитие детей дошкольного
возраста……...
|
стр. 14
|
1.3.
|
Полоролевое воспитание детей дошкольного
возраста…………
|
стр. 26
|
1.4.
|
Роль родителей в половой идентификации ребенка…………….
|
стр. 30
|
2.
|
Материалы методологии и методы исследования
психосексуального развития и полоролевого воспитания дошкольников…
|
стр. 40
|
2.1.
|
Методика и методы
экспериментально-психологических исследований…………………………………………………………
|
стр. 40
|
2.2.
|
Результаты исследований…………………………………………
|
стр. 43
|
|
Выводы.
|
стр. 46
|
|
Словарь терминов.
|
стр. 47
|
|
Литература.
|
стр. 48
|
|
Приложение.
|
|
Введение.
Восточная легенда рассказывает, что Создатель сотворил человека единым,
но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки. Одна стала мужчиной, а
другая – женщиной. С тех пор они, такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы
обрести полноту существования…
Тема
мужского и женского стара как мир. К ней обращались философы, поэты и врачи.
Проблемы психосексуального воспитания относились к числу, во-первых, наиболее
запутанных, а во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей
школьной педагогики.
Согласно одной из самых авторитетных западных концепций отличия между
мужчиной и женщиной предопределены врожденными, инстинктивными программами. Для
секстипичного мужского поведения характерны творческая активность,
решительность, рассудочность, стремление к соревнованию и достижению
поставленных целей. Для женского – пассивность, нерешительность, зависимое
поведение, отсутствие логического мышления, а также большая, чем у мужчин,
эмоциональность и социальная уравновешенность. Основоположник этой
психологической школы, Зигмунд Фрейд, полагал, что личность тогда развивается
гармонично, когда следует этим моделям. Он очень тонко и точно чувствовал и
ставил основные сексологические проблемы. Его работы опровергли однозначное сведение
сексуальности к функционированию половых органов, выявили связь индивидуального
полового поведения с культурными нормами, помогли понять социальные и психологические
предпосылки некоторых сексуальных нарушений, сексуальных символов и запретов.
Чрезвычайно важным было осмысление роли и значения сексуальности в жизни человека.
Зигмунд Фрейд говорил, что “…сексуальность непостижима вне личности, как и
личность непостижима вне сексуальных переживаний”.[13, с. 21]
Следующий крупный шаг в развитии сексологии был сделан американским
исследователем А. Кинзи. В конце 30-х годов он начал массовое социологическое исследование,
направленное на изучение фактов сексуального поведения человека, а не
искажаемых многими обстоятельствами мнений о нем. Первыми, кто рискнул взяться
за объективное изучение психосексуального мира человека, были врачи, имевшие
дело с патологией, а поэтому вроде бы и не вторгавшиеся в мир переживаний
обычного здорового человека.
В числе родоначальников сексологии были венский психиатр Р.
Крафт-Эбинг, швейцарский психиатр, невропатолог, энтомолог А. Фрель, немецкий
дерматолог и венеролог И. Блох и другие. Их работы внесли большой вклад в
развитие сексологии. [13, с. 19]
Однако социальные изменения, произошедшие в обществе за последние сто
лет, разрушение традиционных стереотипов женского поведения, выход женщины на
деловую арену, ее, ставшее вдруг явным, соперничество с мужчинами в науке,
бизнесе, в искусстве заставили многих ученых усомниться в привычных, казавшихся
неопровержимыми, представлениях о характере мужского и женского начала. Эти
взгляды подверглись резкой критике со стороны сторонников “новой психологии”,
утверждающих, что традиционные модели мужественности и женственности не
являются идеальными моделями современного мужчины и современной женщины.
После длительного периода, прошедшего под знаком “бесполой психологии”
в изучении детства, в России около десяти лет назад наступило время обращения к
проблемам половой дифференциации (Абраменкова, 1987; Исаев, Каган, 1986;
Коломинский, Мелтсас, 1985; Кон, 1981; Репина, 1987). Интерес к ним оказался
обусловлен не только тем, что категория пола – сложнейшая психологическая,
историко-культурная, социальная и клиническая проблема, но, прежде всего тем,
что современные требования воспитания и индивидуального подхода к формированию
личности не могут быть выполнены без учета психологической специфики пола
ребенка.
Уже в девяностых годах на первый план выдвигается проблема сексуального
образования детей и молодежи. Очень часто одни родители считают, что половое
воспитание – важное и нужное дело, а поэтому, чем раньше оно начнется, тем
лучше; другие видят в нем проявление падения нравов, от которого не приходиться
ждать ничего хорошего, и чем позже оно начнется, таем лучше. Есть и такие, кто
признает его важность и необходимость, но не знает, как к нему подступиться и
поэтому решают: пусть лучше этим занимаются педагоги, воспитатели, и информация
об этом идет из газет и журналов, радио и телевидения. Большинство же родителей
просто не замечают, что такая проблема существует, они уверены, что развитие
ребенка, будь то мальчик или девочка, происходит само собой и не требует
никакого участия взрослых.
“Мы сами прекрасно выросли без этого, - восклицают они, - вырастут и
дети!” Несомненно, они вырастут, но только как, кто поможет им справиться со
всеми трудностями, которые они встретят в своей жизни. Смогут ли дети нормально
и полноценно развиваться как личности, если будут несведущи в элементарных
вопросах психосексуального воспитания. Эти и многие другие вопросы встают перед
нами, именно на них и предстоит попытка ответить.
“Ведь родители растят не ребенка вообще, а мальчика или девочку с
присущими им психологическими различиями в мировосприятии, отношении к
окружающему, усвоении навыков и умений, развитии познавательной сферы,
эмоциональности. Знание половых различий, проявляющихся с самого раннего
возраста, поможет взрослым подобрать такие воспитательные воздействия, которые
способствовали бы формированию психологического пола ребенка с присущими этому
полу формами поведения”. [27, с. 55]
Как известно, первичной социальной группой, в которой происходит
процесс половой социализации, являются родители, братья и сестры, ближайшие
родственники – семья. С помощью механизма идентификации со значимыми другими, в
особенности с матерью и отцом, формируется психологический пол ребенка
посредством овладения им нормами и стереотипами поведения в соответствии с
половой принадлежностью. Механизм идентификации для выработки собственной
полоролевой позиции срабатывает не только в отношении окружающих ребенка
взрослых и детей, но и в отношении культурных носителей половой дифференциации,
например, литературных и киногероев, сказочных персонажей.
От того, насколько ребенок будет знаком с проблемой полового
воспитания, зависит его воспитание как личности, как будущего родителя.
“Алеша четырех лет часто говорил родителям, что хочет братика. Отцу он
рассказывал, что он будет вместе с ним делать, во что играть и т.д. Отец
поддерживал и поощрял фантазирование сына, думал, что они помогут старшему
полюбить малыша. Однажды отец сказал сыну, что они с матерью выполнили его
просьбу, и скоро в семье будет малыш. Когда новорожденного привезли, Алеша
подбежал к нему, пытался разговорить его, хотел взять на руки. Малыш начал
плакать, и старший брат тут же был отогнан прочь. Стоя в стороне, он угрюмо
сказал матери: “Я просил братика, а ты кого мне привезла?”
В последующие дни Алеша пытался помочь матери присмотреть за
новорожденным, однако мать побоялась подпустить его к малышу, опасаясь, чтобы
тот нечаянно чего-нибудь не сделал. Она говорила первенцу: “Видишь, какой он
еще маленький, слабенький и ничего не умеет. Лучше теперь не подходи к малышу.
Вот он вырастет, и тогда ты с ним сможешь играть в разные игры!” Мальчик со
временем стал меньше требовать общения с малышом, однако мать заметила, что в
результате изменился характер Алеши. Прежде покладистый, нежный и послушный
ребенок после рождения брата стал упрямым, противоречил родителям, часто
грубил”.
Нередко бывают и такие ситуации. У отца периодические запои. Стасик, 6
лет:
-
Моя мама очень хорошая и очень скучная. А мой папа
очень интересный и очень плохой.
-
А что в нем… интересного?
-
Он большой, сильный, он умеет… (перечисление). Он
знает… (перечисление).
-
И ты, наверное, хочешь быть хорошим, как мама, и
интересным, как папа?
-
Нет. Я хочу быть невидимкой. Хочу быть никаким.
Как ни печально, но таких примеров великое множество, ведь дети
интенсивно переживают всю гамму человеческих эмоций. Понять своих детей можно,
только с уважением и объективно относясь к их переживаниям. осмысление себя в
семье хотя и не полностью осознается ребенком, но оно определяет его реакции на
происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и
будущих отношений с людьми. Атмосфера в семье во многом отражается на
правильном психосексуальном воспитании ребенка.
Проблема
воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть
специфику педагогической работы с детьми дошкольного возраста, по значимости и
актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов. Поиск истоков духовности
человека, представляющей сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к
культурно-историческому прошлому, закрепленному в традициях разных народов,
ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола. Проблема
дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связана с
гуманизацией педагогического процесса, так как задает перспективы дальнейшего
участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в
обществе и семье.
Цель
исследования: рассмотреть и изучить способы и приемы
полового просвещения и психосексуального воспитания.
Объект
исследования: дошкольный возраст и проявление
мужественности и женственности в поведении детей, как факт развития личности.
Предмет
исследования: акт психосексуального воспитания и
просвещения детей.
Гипотеза
исследования. Половое воспитание представляет собой
целостную систему планируемых мер формирования личности мужчины (мальчика) и
женщины (девочки); предполагается, что раннее обращение к воспитанию пола в
семье способствует осознанному развитию мужественности и женственности.
Задачи
исследования:
1.
Выявить состояние проблемы в
психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме психосексуального
воспитания ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи.
2.
Изучить психолого-педагогическую литературу по данной
теме.
3.
Проанализировать и объяснить полученные результаты,
разработать практические рекомендации для родителей и воспитателей.
Теоретическая
значимость исследования.
В
квалификационной работе систематизированы новейшие исследования по проблеме
психосексуального воспитания детей дошкольного возраста.
Практическая
значимость исследования.
Результаты
исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы родителями и
воспитателями для развития психосексуальной сферы детей дошкольного возраста.
Научная
новизна:
1.
Систематизирован теоретический материал по проблеме
психосексуального воспитания детей дошкольного возраста.
2.
Разработан цикл занятий по проблеме появления
человека на свет и знакомству с элементарным строением человеческого организма.
Квалификационная
работа состоит из двух глав, пяти параграфов, страниц, приложений, цикла
занятий, рекомендаций для взрослых. Работа была выполнена на базе ясли-сада №
89.
Глава 1. Проблемы психосексуального воспитания
детей дошкольного возраста.
Научить
человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был
счастливым, можно.
А.С. Макаренко
|
|
1.1. Основные направления психосексуального воспитания детей
дошкольного возраста.
Содержание полового воспитания
составляет все то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и
мужчины, способных осознавать и переживать свои физиологические и
психологические особенности в соответствии с существующими в обществе
социальными и нравственными нормами и, благодаря этому, устанавливать оптимальные
отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни. Половое
воспитание – это система планируемых, обеспеченных средствами, методами и
исполнителями мер формирования личности мужчины (мальчика) и женщины (девочки).
Успешность полового воспитания определяется не только действиями отдельных
воспитателей, но и согласованностью усилий широкого круга педагогов,
психологов, а также непосредственно и родителей.
Для начала необходимо затронуть
сущность полового воспитания – вопрос, который, благодаря работам ученых Д.В.
Колесова и Н.Б. Сильверовой, приобрел если и не теоретическую законченность, то
уж во всяком случае, так недостающую ему ранее стройность. По мнению этих
авторов, половое воспитание представляет собой процесс, направленный на
выработку черт личности и установок, определяющих полезное для общества
отношение к человеку противоположного пола. Суть его заключается в реальной
неотождествленности психосексуального воспитания и полового просвещения,
которые, к сожалению, порой рассматриваются и учителями и родителями едва ли не
синонимами. Это приводит к тому, что взрослые, конспективно изложив в ходе
вынужденных, а то и просто навязанных юности педагогических монологов некую
сумму сведений из попавшейся в руки брошюры соответствующей серии, считают свою
задачу выполненной.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|