Психосексуальное воспитание детей в условиях семьи и детского сада
Если воспользоваться поэтической
метафорой В.Г. Белинского, половое просвещение представляется зерном, которое
либо взойдет на подготовленной почве, либо зачахнет на неудобренной и плохо
вспаханной ниве, а то и просто даст уродливые всходы.
“Д.В. Колесов и Н.Б. Сильверова
предлагают три положения, на которых, по их мнению, должна основываться система
психосексуального воспитания”. [14, с. 58]
Первое: половая принадлежность
является важнейшим стержнем формирования личности, а значит, формирование в
детях эталонов настоящего мужчины или женщины и потребности следовать этим
эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для
нормальной и эффективной социализации личности.
Второе: половое влечение должно
не подавляться, а, наоборот, поощряться, но именно в плане привития
педагогически приемлемых способов его удовлетворения в межличностном общении с
лицом противоположного пола.
Третье: необходимо предупреждать
преждевременное осознание ребенком некоторых проявлений сексуального развития,
что, однако, должно проявляться не в отказе от обсуждения с детьми этих
вопросов, а в своевременном, но не чрезмерном их сексуальном просвещении.
“Первым краеугольным понятием
системы полового воспитания Д.В. Колесов и Н.Б. Сильверова считают понятие о
социальной сущности человека, усвоение, которое выступает одной из важнейших
педагогических задач.
Вторым основным понятием
является понятие о сущности половых различий и значений половой принадлежности,
предполагающее привитие ребенку осознанного понимания значения своего пола,
уважения к противоположному полу и понимания его отличий от собственного”. [14,
с. 59]
Исходя из вышесказанного,
можно определить задачу психосексуального воспитания, которая решается в
процессе полноценного развития личности, - это формирование
общественно-полезных установок личности в различных аспектах взаимоотношений
между представителями противоположных полов, которые обеспечивали бы сохранение
личного здоровья, создание полноценной здоровой семьи и развитие способности
учитывать половые особенности (физического и психологического) характера
противоположного пола в процессе всех видов деятельности.
Однако правом любого человека
остается выбирать для своих детей свои пути. В условиях нашей страны это имеет
особое значение, так как дистанция между национальностями и региональными
психосексуальными культурами очень велика и люди придают сохранению традиций в
этой сфере жизни огромное значение. Это выдвигает целый комплекс проблем по
разработке стратегии и тактики, путей и методов, организации и средств полового
воспитания.
Так или иначе, но совершенно
очевидно, что суть половой дифференциации в психологии развития личности
заключается в становлении психологического пола ребенка, которое основано на
половом самосознании и ценностных ориентациях, полоролевой позиции личности,
реализуемой ею в общении и деятельности. В результате этого процесса
“биологически данный пол в ходе социализации оказывается заданным, что приводит
к осознанию субъектом собственной половой принадлежности, формированию половой
идентичности и соответствующих данной культуре полоролевых ориентаций и
образцов поведения”. [4, с. 215]
Половая дифференциация обретает
психологический смысл для личности, лишь будучи включенной в ее деятельность,
особенно в совместную деятельность с другими. Сущность деятельностного подхода
к проблеме половой дифференциации в том и состоит, чтобы определить место и
роль совместной деятельности в становлении психологического пола личности как в
контексте онтогенетического развития индивида, так и в историко-культурном
аспекте формирования и функционирования соответствующих норм и образцов
полоролевого поведения. Это значит, что половая дифференциация, с одной
стороны, отражает сам факт наличия определенных психологических признаков,
связанных с половой принадлежностью, с другой, процесс приобретения этих
признаков, формирование психологического пола личности в истории культуры
(социогенезе) и индивидуальной истории человека (онтогенезе).
Разрабатываемая в биологии
развития теория половой дифференциации предоставляет аргументы в пользу
обнаруживаемых различий. “Согласно этой теории адаптация женских особей в
онтогенезе, их “пригнанность” к существующим условиям и требованиям среды
совершеннее, чем мужских, что обеспечивает женскому полу более высокую онтогенетическую
пластичность, приспосабливаемость по сравнению с мужским”. [4, с. 221]
На наш взгляд достаточно
интересна точка зрения Веры Васильевны Абраменковой, которая считает, что “подлинной
причиной обнаруженных различий является не половая принадлежность, взятая сама
по себе, а те различия в социальном статусе и полоролевой позиции, которые
заданы исторически сложившимися в культуре формами взаимоотношений у мужчин и у
женщин, нашедшие свое отражение в поведении современных дошкольников. [4. с.
222]
В связи с этим корректнее было
бы говорить не о прямом влиянии пола на проявление межличностных гуманных
отношений в детской группе, а о влиянии исторически сложившегося способа
общения и взаимоотношений индивидов в зависимости от их половой принадлежности.
Половозрастная стратификация
общества на протяжении длительного периода истории человечества вызывала
необходимость раздельного воспитания детей, которая была продиктована жесткой
поляризацией общественных функций мужчины и женщины и строгой иерархией половых
ролей, когда считалось, что мужчина должен занимать социально более значимую
позицию, а позиция женщины – зависимая, подчиненная. Отсюда необходимо было
готовить мальчика к будущей роли воина, вождя, жреца, а, следовательно, освободить
его от любых женских влияний и в первую очередь ослабить его идентификацию с
матерью. Это достигалось путем физического удаления мальчика от родительского
дома: его передавали на воспитание в другие дома родственников или вождей
племени, отдавали в учение. Это достигалось также с помощью социальных
организаций: так называемые мужские дома, в которых мальчикам разного возраста
надлежало ночевать под крышей особого жилища, где они выполняли некоторые виды
совместных работ, общались, отдыхали.
Половая социализация девочки
проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле матери и была
направлена на приобретение ею определенных форм поведения и приобщение ее к
будущей роли жены и связанных с этим обязанностей.
В целом сохраняется тенденция в
традиционной половой социализации, согласно которой девочка должна быть
предельно “феминной”, значит, заботливой, теплой в общении, зависимой; а
мальчик – предельно “маскулинным”, значит, самостоятельным, доминантным,
экспансивным. В большинстве современных культур в обыденном сознании эта полоролевая
ориентация является главенствующей.
Но социальная ситуация развития
ребенка в современных условиях такова, что жесткая полоролевая поляризация
социальных функций мужчины и женщины разрушается, происходит ломка традиционных
культурных стереотипов мужского и женского поведения. Сферы деятельности и
общественное производство все меньше подчиняются делению на сугубо мужские и
женские. В самом процессе социализации происходит увеличение доли общественных
форм, институтов и средств массовой информации, которые нивелируют нормы и
требования в соответствии с половой принадлежностью ребенка.
Половая дифференциация, как и
другие “предпосылки развития личности, по самому существу своему безличны”,
поэтому, накладываясь на особенности социализации и совместной деятельности
детей, индивидные характеристики различным образом влияют на проявление
отношений ребенка в группе своего пола.
Таким образом, можно сказать,
что половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания,
активной, социально-ориентированной помощью личности в ее психосексуальном
развитии и формировании психосексуального здоровья. Оно направлено на
формирование целостной личности, способной понимать психологические и
физиологические особенности своего и противоположного полов в связи с
социальными и нравственными нормами и, благодаря этому, устанавливать,
поддерживать и совершенствовать партнерские и социальные отношения,
подготовиться к ответственному супружеству и родительству.
1.2. Психосексуальное развитие детей
дошкольного возраста.
Ребенок
в момент рождения и даже еще до рождения – социальное существо. Его социальное
развитие означает нарастание степени социальной зрелости. Необходимое условие
такого развития – социальная среда.
Впервые маленький ребенок в возрасте около
месяца начинает реагировать на другого человека как на специфический объект,
выделяя его среди прочих предметов. И первое проявление такой реакции – улыбка.
Улыбка – специфический способ контакта с другим человеком, она может
расцениваться и как признак его установления (улыбка в ответ). Еще более
отчетливое, хотя и менее дифференцированное, выражение положительных эмоций –
смех – наблюдается впервые в начале третьего месяца и также, как правило, это
реакция на другого человека – на его взгляд, голос, прикосновение.
Самостоятельная улыбка, не в ответ на улыбку взрослого, наблюдается отчетливо с
четырех-пяти месяцев.
В развитии контактов ребенка с внешним миром
особенно важную роль играет зрение, что отмечал еще И.М. Сеченов.
К двум-трем с половиной месяцам жизни у
ребенка формируется взгляд, причем дело здесь не только в способности
фиксировать орган зрения на каком-либо предмете, но и в том блеске и живом выражении
глаз, которые отчетливо заметны. С этого времени в глазах ребенка отчетливо
отражаются и разум, и сознание.
В возрасте двух-трех месяцев ребенок
реагирует на другого человека специфической положительной эмоциональной
реакцией, названной Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой комплексом оживления. [15.
с. 8] Согласно наблюдениям психолога М.И. Лесиной комплекс
оживления возникает на появление взрослого, на его улыбку, голос, поглаживание
ребенка, причем характер такого воздействия определяет не только общую
интенсивность комплекса, но также и выраженность отдельных его компонентов.
Слух развивается несколько позже зрения. Уже
с одного-полутора месяцев ребенок поворачивает голову на звук сбоку, на голос
взрослого.
Постепенно отношение ребенка к окружающим становится
все более зрелым. Комплекс оживления уступает место дифференцированному
отношению: с пяти-шести месяцев, а в некоторых случаях и раньше ребенок
начинает отличать близких от посторонних людей, реагирует на них избирательно.
В этом же возрасте он способен различать половую принадлежность взрослого
человека, например, настороженно относится ко всем мужчинам и не проявляет
никакой настороженности по отношению к женщинам или наоборот. Эта способность
грудного ребенка свидетельствует о том, что он может анализировать довольно
сложный комплекс признаков, это значит также, что половые особенности других
людей не являются для него безразличными.
У большинства детей эта способность отчетливо
выражена с семи-восьми месяцев. Но при оценке половой принадлежности взрослых
определенное значение имеет научение: мать, указывая на человека, говорит
ребенку: “Это дядя” или “Это тетя”. Ребенок очень быстро решает задачу не
только различения, но и задачу обобщения: для него все мужчины становятся
“дядя”, а все женщины – “тетя”, а не только какие-то конкретные представители
мужского или женского пола. Не случайно также, что слова “дядя” и “тетя”
означают для ребенка не степень родства, а именно половую принадлежность.
Важнейшее средство общения людей – речь –
развивается в результате общения ребенка и взрослого и может расцениваться как
результат этого общения. Для своевременного нормального развития речи ребенок
должен хорошо видеть лицо взрослого человека, иметь возможность подражать ему.
В последующем ребенок становится способным воспроизводить звук, произносимый
взрослым, не видя его мимики.
Речь ребенка непосредственно связана с его
деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребенок
начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками. Слово-название
предмета становится словом-понятием лишь после того, как на него выработается
значительное количество двигательных условных связей.
Отнесение большинства предметов к одной из
двух основных групп, соответствующих мужскому и женскому полу, - факт, который
следует оценивать в плане не только развития речи, но и развития мышления.
Естественно, что моделью этой
двухэлементарности речи и мышления может быть именно разделение людей на два
пола, поскольку общение людей мужского и женского пола – наиболее элементарное
и вместе с тем наиболее фундаментальное явление человеческого общения,
элементарная его единица.
Дифференцирование отношения ребенка к
окружающим выражается в том, что он начинает проявлять доверие или относиться с
опасением к другим людям не просто по принципу свой-чужой, а избирательно:
кто-то ему нравится, и он охотно идет на руки, кто-то – нет, и он бросается под
защиту матери. Это наблюдается с шести-семи месяцев и нередко до 20 лет или
немного позже.
Ребенок постепенно овладевает системой
знаков, выражающих то или иное отношение взрослых к различным явлениям среды,
необходимых при общении между людьми и лежащих в основе их взаимопонимания.
Отчетливо это овладение системой знаков начинается после полугода. при этом
ребенок усваивает принятые в его окружении знаки, а его индивидуальность
проявляется в выраженности отдельных знаков, частоте их употребления,
особенностях сочетания; возможны также и отдельные индивидуальные знаки (жесты).
Потребность в общении является первичной
потребностью ребенка. В обедненной среде, при нехватке
интеллектуально-эмоциональных стимулов развитие ребенка нарушено, и это
нарушение принимает форму так называемого обеднения психики.
Отсутствие разнообразных привычных предметов
обстановки и личного пользования нарушает формирование системы ценностной
ориентации, поскольку не имеющий ничего “своего” ребенок не постигает реальной
ценности и пользы вещей, не приобретает опыта их использования и сохранения.
Это ограничивает степень социальности человека, его социальной ценности.
Для нормального развития ребенка необходимо
не только постоянное воздействие взрослого, но также и наличие стабильной
небольшой группы (в первую очередь полноценной семьи), где он занимает
определенное место и хорошо ориентируется – учится у старших, опекает младших и
т.д.
“И самоощущение, а затем и самосознание, - по
мнению И.М. Сеченова, - постепенно формируются на основе восприятия ребенком
внешнего мира и впечатлений от собственного тела”. [15, с.
17]
Важным и одним из наиболее ранних элементов
этого самоощущения и самосознания является чувство собственной половой
принадлежности, убеждение в принадлежности к мужскому или женскому полу. Это не
просто чувство или знание, а именной убеждение, и формируется оно в первые два
с половиной-три года жизни.
Ребенок воспринимает себя как
члена определенной социальной группы, коллектива в соответствии с осознанием
своей половой социальной роли, роли мальчика или девочки. Это осознание
происходит вслед за формированием чувства собственной половой принадлежности,
убежденности в определенном ее характере. Сначала ребенок обособляется как
личность, а затем все более осознанно начинает сравнивать себя с другими
людьми. Одно из проявлений этого сравнения – то, что называют обычно половым
любопытством: ребенок проявляет интерес к половым органам. Это вполне законный
и естественный интерес, так как к этому возрасту ребенок уже достаточно хорошо
изучил себя, научился сравнивать себя с другими, и здесь он обнаруживает, что
если по большинству признаков люди сходны между собой – имеют голову, руки и
ноги, глаза, уши, нос и т.д., то по некоторым признакам они различаются.
Сначала ребенок убеждается в том, что между ним и некоторыми другими детьми
есть в этом различие, а уже затем и в том, что по этим признакам все мальчики,
любой из них, отличаются от всех девочек, от любой из них. Интерес к
особенностям строения половых органов – закономерное проявление данного этапа социального
развития нормального ребенка.
Для этапа социального развития,
на котором ребенок осознает себя среди других людей, свое место в определенной
социальной группе, в коллективе, характерно формирование оценок нравственного
характера. В основе развития способности к этим оценкам лежит врожденная
способность ребенка улавливать характер эмоций взрослого человека, а также
воспринимать некоторые цвета, в первую очередь длинноволновой части спектра, и
испытывать при этом радостное эмоциональное состояние.
Вопрос о формировании у ребенка
способности к оценкам нравственного характера (начиная с оценки “хорошо” и
“плохо”) важен для уяснения более общего вопроса о соотношении
общечеловеческого (родового) и конкретно-исторического в человеке.
Воспитание возможно лишь
благодаря наличию у ребенка изначальной способности к какому-то предпочтению, к
альтернативно положительной или отрицательной реакции на то или иное
воздействие. Именно эта способность ребенка и делает возможным восприятие или
одобрения или неодобрения. Никто этому ребенка научить не может, это его родовое,
внеисторическое свойство. А вот что именно или за что именно одобряет или порицает
ребенка взрослый и что ложится в основу собственных нравственных оценок ребенка,
это и есть конкретно-историческое.
В способности ребенка улавливать
одобрительную и неодобрительную реакцию взрослого и испытывать аналогичное
эмоциональное состояние находятся истоки волевого поведения – формирование у
ребенка понятий “можно” и “нельзя”, выработка системы собственных оценок.
Именно эта способность лежит в основе выработки внутреннего торможения, проявляющегося
в способности сдерживать себя самому, а не только под влиянием внешнего
давления. Эта способность активно начинает вырабатываться с второго полугодия
жизни, главным образом в связи с реакцией взрослых на проявление манипулятивной
деятельности ребенка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|