бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психосексуальное воспитание детей в условиях семьи и детского сада бесплатно рефераты

Если воспользоваться поэтической метафорой В.Г. Белинского, половое просвещение представляется зерном, которое либо взойдет на подготовленной почве, либо зачахнет на неудобренной и плохо вспаханной ниве, а то и просто даст уродливые всходы.

“Д.В. Колесов и Н.Б. Сильверова предлагают три положения, на которых, по их мнению, должна основываться система психосексуального воспитания”. [14, с. 58]

Первое: половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности, а значит, формирование в детях эталонов настоящего мужчины или женщины и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности.

Второе: половое влечение должно не подавляться, а, наоборот, поощряться, но именно в плане привития педагогически приемлемых способов его удовлетворения в межличностном общении с лицом противоположного пола.

Третье: необходимо предупреждать преждевременное осознание ребенком некоторых проявлений сексуального развития, что, однако, должно проявляться не в отказе от обсуждения с детьми этих вопросов, а в своевременном, но не чрезмерном их сексуальном просвещении.

“Первым краеугольным понятием системы полового воспитания Д.В. Колесов и Н.Б. Сильверова считают понятие о социальной сущности человека, усвоение, которое выступает одной из важнейших педагогических задач.

Вторым основным понятием является понятие о сущности половых различий  и значений половой принадлежности, предполагающее привитие ребенку осознанного понимания значения своего пола, уважения к противоположному полу и понимания его отличий от собственного”. [14, с. 59]

Исходя из вышесказанного, можно определить задачу психосексуального воспитания, которая решается в процессе полноценного развития личности, - это формирование общественно-полезных установок личности в различных аспектах взаимоотношений между представителями противоположных полов, которые обеспечивали бы сохранение личного здоровья, создание полноценной здоровой семьи и развитие способности учитывать половые особенности (физического и психологического) характера противоположного пола в процессе всех видов деятельности.

Однако правом любого человека остается выбирать для своих детей свои пути. В условиях нашей страны это имеет особое значение, так как дистанция между национальностями и региональными психосексуальными культурами очень велика и люди придают сохранению традиций в этой сфере жизни огромное значение. Это выдвигает целый комплекс проблем по разработке стратегии и тактики, путей и методов, организации и средств полового воспитания.

Так или иначе, но совершенно очевидно, что суть половой дифференциации в психологии развития личности заключается в становлении психологического пола ребенка, которое основано на половом самосознании и ценностных ориентациях, полоролевой позиции личности, реализуемой ею в общении и деятельности. В результате этого процесса “биологически данный пол в ходе социализации оказывается заданным, что приводит к осознанию субъектом собственной половой принадлежности, формированию половой идентичности и соответствующих данной культуре полоролевых ориентаций и образцов поведения”. [4, с. 215]

Половая дифференциация обретает психологический смысл для личности, лишь будучи включенной в ее деятельность, особенно в совместную деятельность с другими. Сущность деятельностного подхода к проблеме половой дифференциации в том и состоит, чтобы определить место и роль совместной деятельности в становлении психологического пола личности как в контексте онтогенетического развития индивида, так и в историко-культурном аспекте формирования и функционирования соответствующих норм и образцов полоролевого поведения. Это значит, что половая дифференциация, с одной стороны, отражает сам факт наличия определенных психологических признаков, связанных с половой принадлежностью, с другой, процесс приобретения этих признаков, формирование психологического пола личности в истории культуры (социогенезе) и индивидуальной истории человека (онтогенезе).

Разрабатываемая в биологии развития теория половой дифференциации предоставляет аргументы в пользу обнаруживаемых различий. “Согласно этой теории адаптация женских особей в онтогенезе, их “пригнанность” к существующим условиям и требованиям среды совершеннее, чем мужских, что обеспечивает женскому полу более высокую онтогенетическую пластичность, приспосабливаемость  по сравнению с мужским”. [4, с. 221]

На наш взгляд достаточно интересна точка зрения Веры Васильевны Абраменковой, которая считает, что “подлинной причиной обнаруженных различий является не половая принадлежность, взятая сама по себе, а те различия в социальном статусе и полоролевой позиции, которые заданы исторически сложившимися в культуре формами взаимоотношений у мужчин и у женщин, нашедшие свое отражение в поведении современных дошкольников. [4. с. 222]

В связи с этим корректнее было бы говорить не о прямом влиянии пола на проявление межличностных гуманных отношений в детской группе, а о влиянии исторически сложившегося способа общения и взаимоотношений индивидов в зависимости от их половой принадлежности.

Половозрастная стратификация общества на протяжении длительного периода истории человечества вызывала необходимость раздельного воспитания детей, которая была продиктована жесткой поляризацией общественных функций мужчины и женщины и строгой иерархией половых ролей, когда считалось, что мужчина должен занимать социально более значимую позицию, а позиция женщины – зависимая, подчиненная. Отсюда необходимо было готовить мальчика к будущей роли воина, вождя, жреца, а, следовательно, освободить его от любых женских влияний и в первую очередь ослабить его идентификацию с матерью. Это достигалось путем физического удаления мальчика от родительского дома: его передавали на воспитание в другие дома родственников или вождей племени, отдавали в учение. Это достигалось также с помощью социальных организаций: так называемые мужские дома, в которых мальчикам разного возраста надлежало ночевать под крышей особого жилища, где они выполняли некоторые виды совместных работ, общались, отдыхали.

Половая социализация девочки проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле матери и была направлена на приобретение ею определенных форм поведения и приобщение ее к будущей роли жены и связанных с этим обязанностей.

В целом сохраняется тенденция в традиционной половой социализации, согласно которой девочка должна быть предельно “феминной”, значит, заботливой, теплой в общении, зависимой; а мальчик – предельно “маскулинным”, значит, самостоятельным, доминантным, экспансивным. В большинстве современных культур в обыденном сознании эта полоролевая ориентация является главенствующей.

Но социальная ситуация развития ребенка в современных условиях такова, что жесткая полоролевая поляризация социальных функций мужчины и женщины разрушается, происходит ломка традиционных культурных стереотипов мужского и женского поведения. Сферы деятельности и общественное производство все меньше подчиняются делению на сугубо мужские и женские. В самом процессе социализации происходит увеличение доли общественных форм, институтов и средств массовой информации, которые нивелируют нормы и требования в соответствии с половой принадлежностью ребенка.

Половая дифференциация, как и другие “предпосылки развития личности, по самому существу своему безличны”, поэтому, накладываясь на особенности социализации и совместной деятельности детей, индивидные характеристики различным образом влияют на проявление отношений ребенка в группе своего пола.

Таким образом, можно сказать, что половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания, активной, социально-ориентированной помощью личности в ее психосексуальном развитии и формировании психосексуального здоровья. Оно направлено на формирование целостной личности, способной понимать психологические  и физиологические особенности своего и противоположного полов в связи с социальными и нравственными нормами и, благодаря этому, устанавливать, поддерживать и совершенствовать партнерские и социальные отношения, подготовиться к ответственному супружеству и родительству.

1.2. Психосексуальное развитие детей дошкольного возраста.

         Ребенок в момент рождения и даже еще до рождения – социальное существо. Его социальное развитие означает нарастание степени социальной зрелости. Необходимое условие такого развития – социальная среда.

         Впервые маленький ребенок в возрасте около месяца начинает реагировать на другого человека как на специфический объект, выделяя его среди прочих предметов. И первое проявление такой реакции – улыбка. Улыбка – специфический способ контакта с другим человеком, она может расцениваться и как признак его установления (улыбка в ответ). Еще более отчетливое, хотя и менее дифференцированное, выражение положительных эмоций – смех – наблюдается впервые в начале третьего месяца и также, как правило, это реакция на другого человека – на его взгляд, голос, прикосновение. Самостоятельная улыбка, не в ответ на улыбку взрослого, наблюдается отчетливо с четырех-пяти месяцев.

         В развитии контактов ребенка с внешним миром особенно важную роль играет зрение, что отмечал еще И.М. Сеченов.

         К двум-трем с половиной месяцам жизни у ребенка формируется взгляд, причем дело здесь не только в способности фиксировать орган зрения на каком-либо предмете, но и в том блеске и живом выражении глаз, которые отчетливо заметны. С этого времени в глазах ребенка отчетливо отражаются и разум, и сознание.

         В возрасте двух-трех месяцев ребенок реагирует на другого человека специфической положительной эмоциональной реакцией, названной Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой  комплексом оживления. [15. с. 8] Согласно наблюдениям психолога М.И. Лесиной комплекс оживления возникает на появление взрослого, на его улыбку, голос, поглаживание ребенка, причем характер такого воздействия определяет не только общую интенсивность комплекса, но также и выраженность отдельных его компонентов.

         Слух развивается несколько позже зрения. Уже с одного-полутора месяцев ребенок поворачивает голову на звук сбоку, на голос взрослого.

         Постепенно отношение ребенка к окружающим становится все более зрелым. Комплекс оживления уступает место дифференцированному отношению: с пяти-шести месяцев, а в некоторых случаях и раньше ребенок начинает отличать близких от посторонних людей, реагирует на них избирательно. В этом же возрасте он способен различать половую принадлежность взрослого человека, например, настороженно относится ко всем мужчинам и не проявляет никакой настороженности по отношению к женщинам или наоборот. Эта способность грудного ребенка свидетельствует о том, что он может анализировать довольно сложный комплекс признаков, это значит также, что половые особенности других людей не являются для него безразличными.

         У большинства детей эта способность отчетливо выражена с семи-восьми месяцев. Но при оценке половой принадлежности взрослых определенное значение имеет научение: мать, указывая на человека, говорит ребенку: “Это дядя” или “Это тетя”. Ребенок очень быстро решает задачу не только различения, но и задачу обобщения: для него все мужчины становятся “дядя”, а все женщины – “тетя”, а не только какие-то конкретные представители мужского или женского пола. Не случайно также, что слова “дядя” и “тетя” означают для ребенка не степень родства, а именно половую принадлежность.

         Важнейшее средство общения людей – речь – развивается в результате общения ребенка и взрослого и может расцениваться как результат этого общения. Для своевременного нормального развития речи ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого человека, иметь возможность подражать ему. В последующем ребенок становится способным воспроизводить звук, произносимый взрослым, не видя его мимики.

         Речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребенок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками. Слово-название предмета становится словом-понятием лишь после того, как на него выработается значительное количество двигательных условных связей.

         Отнесение большинства предметов к одной из двух основных групп,  соответствующих мужскому и женскому полу, - факт, который следует оценивать в плане не только развития речи, но и развития мышления.

         Естественно, что моделью этой двухэлементарности речи и мышления может быть именно разделение людей на два пола, поскольку общение людей мужского и женского пола – наиболее элементарное и вместе с тем наиболее фундаментальное явление человеческого общения, элементарная его единица.

         Дифференцирование отношения ребенка к окружающим выражается в том, что он начинает проявлять доверие или относиться с опасением к другим людям не просто по принципу свой-чужой, а избирательно: кто-то ему нравится, и он охотно идет на руки, кто-то – нет, и он бросается под защиту матери. Это наблюдается с шести-семи месяцев и нередко до 20 лет или немного позже.

         Ребенок постепенно овладевает системой знаков, выражающих то или иное отношение взрослых к различным явлениям среды, необходимых при общении между людьми и лежащих в основе их взаимопонимания. Отчетливо это овладение системой знаков начинается после полугода. при этом ребенок усваивает принятые в его окружении знаки, а его индивидуальность проявляется в выраженности отдельных знаков, частоте их употребления, особенностях сочетания; возможны также и отдельные индивидуальные знаки (жесты).

         Потребность в общении является первичной потребностью ребенка. В обедненной среде, при нехватке интеллектуально-эмоциональных стимулов развитие ребенка нарушено, и это нарушение принимает форму так называемого обеднения психики.

         Отсутствие разнообразных привычных предметов обстановки и личного пользования нарушает формирование системы ценностной ориентации, поскольку не имеющий ничего “своего” ребенок не постигает реальной ценности и пользы вещей, не приобретает опыта их использования и сохранения. Это ограничивает степень социальности человека, его социальной ценности.

         Для нормального развития ребенка необходимо не только постоянное воздействие взрослого, но также и наличие стабильной небольшой группы (в первую очередь полноценной семьи), где он занимает определенное место и хорошо ориентируется – учится у старших, опекает младших и т.д.

         “И самоощущение, а затем и самосознание, - по мнению И.М. Сеченова, - постепенно формируются на основе восприятия ребенком внешнего мира и впечатлений от собственного тела”. [15, с. 17]

         Важным и одним из наиболее ранних элементов этого самоощущения и самосознания является чувство собственной половой принадлежности, убеждение в принадлежности к мужскому или женскому полу. Это не просто чувство или знание, а именной убеждение, и формируется оно в первые два с половиной-три года жизни.

Ребенок воспринимает себя как члена определенной социальной группы, коллектива в соответствии с осознанием своей половой социальной роли, роли мальчика или девочки. Это осознание происходит вслед за формированием  чувства собственной половой принадлежности, убежденности в определенном ее характере. Сначала ребенок обособляется как личность, а затем все более осознанно начинает сравнивать себя с другими людьми. Одно из проявлений этого сравнения – то, что называют обычно половым любопытством: ребенок проявляет интерес к половым органам. Это вполне законный и естественный интерес, так как к этому возрасту ребенок уже достаточно хорошо изучил себя, научился сравнивать себя с другими, и здесь он обнаруживает, что если по большинству признаков люди сходны между собой – имеют голову, руки и ноги, глаза, уши, нос и т.д., то по некоторым признакам они различаются. Сначала ребенок убеждается в том, что между ним и некоторыми другими детьми есть в этом различие, а уже затем и в том, что по этим признакам все мальчики, любой из них, отличаются от всех девочек, от любой из них. Интерес к особенностям строения половых органов – закономерное проявление данного этапа социального развития нормального ребенка.

Для этапа социального развития, на котором ребенок осознает себя среди других людей, свое место в определенной социальной группе, в коллективе, характерно формирование оценок нравственного характера. В основе развития способности к этим оценкам лежит врожденная способность ребенка улавливать характер эмоций взрослого человека, а также воспринимать некоторые цвета, в первую очередь длинноволновой части спектра, и испытывать при этом радостное эмоциональное состояние.

Вопрос о формировании у ребенка способности к оценкам нравственного характера (начиная с оценки “хорошо” и “плохо”) важен для уяснения более общего вопроса о соотношении общечеловеческого (родового) и конкретно-исторического в человеке.

Воспитание возможно лишь благодаря наличию у ребенка изначальной способности к какому-то предпочтению, к альтернативно положительной или отрицательной реакции на то или иное воздействие. Именно эта способность ребенка и делает возможным восприятие или одобрения или неодобрения. Никто этому ребенка научить не может, это его родовое, внеисторическое свойство. А вот что именно или за что именно одобряет или порицает ребенка взрослый и что ложится в основу собственных нравственных оценок ребенка, это и есть конкретно-историческое.

В способности ребенка улавливать одобрительную и неодобрительную реакцию взрослого и испытывать аналогичное эмоциональное состояние находятся истоки волевого поведения – формирование у ребенка понятий “можно” и “нельзя”, выработка системы собственных оценок. Именно эта способность лежит в основе выработки внутреннего торможения, проявляющегося в способности сдерживать себя самому, а не только под влиянием внешнего давления. Эта способность активно начинает вырабатываться с второго полугодия жизни, главным образом в связи с реакцией взрослых на проявление манипулятивной деятельности ребенка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7