Психолого-педагогический анализ уроков
3.
научить детей чувствовать настроение другого человека.
Форма:
игровой тренинг
Материалы: два
волейбольных мяча, два чемодана
Время проведения: 1
час
Правила
группы:
1.
активность;
2. «не
перебивать»;
3. принцип
«Я» высказывания.
Вводная
часть
Упражнение
1 «Приветствие»
Цель:
подготовить учащихся к взаимодействию.
Ведущий:
«Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем у вас необычное внеклассное
мероприятие в виде игрового тренинга. Сейчас мы сядем в один круг, и каждый
должен будет поприветствовать друг друга и рассказать немного о своем
настроении на данный момент.
Основная
часть
Упражнение
2 «Коленочки»(5-7 минут)
Цель: научить
детей чувствовать друг друга и быть внимательными.
Все
играющие должны сидеть в одном кругу вплотную друг к другу.
Ведущий:
«Левая рука каждого играющего лежит на правой коленке левого соседа, а правая –
на левой коленке правого соседа. Задача – по очереди рук хлопать по коленкам. В
процессе игры нужно быстро хлопать ладонью по колену, не нарушая
последовательности в руках. Если кто-то хлопнул не в свою очередь или далее
просто поднял руку, то его «ошибшаяся» рука выбывает из игры (убирается за спину)».
Все играют
в игру минут 5. После завершения игры ведущий благодарит всех.
Упражнение 3 «Сосиска –
кетчуп – кока-колла»(5 минут)
Цель:
улучшение коллективных взаимоотношений.
Весь отряд
становится друг за другом паровозиком. Обязательно в таком порядке: мальчик-девочка-мальчик-девочка.
Начало и конец «поезда» соединяются. Таким образом, получается круг. Каждый
держится руками за пояс впереди стоящего участника.
Ведущий:
«Сейчас я буду вам говорить слова, а вы будите делать определенные движения:
«Сосиска» –
все делают шаг правой ногой; «Кетчуп» – все делают шаг левой ногой; «Кока-кола»
– все делаю вращательное движение тазом в правую сторону. Поэтом эта комбинация
слов повторяется несколько раз».
Далее
ведущий просит всех сделать один шаг в круг, таким образом, круг становится
меньше. Далее все повторяется сначала. После того, как круг станет очень
плотный, и каждый игрок будет держать за талию не того, кто перед ним, а через
одного, ведущий просит присесть всех на коленки того, кто стоит сзади. Далее опять
повторяются все те же волшебные слова: «Сосиска-кетчуп-кока-кола».
Упражнение
4 «Таможня» (Крестьянникова Ю.)(15 минут)
Цель:
повысить уровень доверия в коллективе.
Ведущий:
«Сейчас мы с вами немного поиграем в игру «Таможня». Нам нужно выбрать из всего
класса двух «контрабандистов», а все остальные будут «таможенники».
«Таможенники» останутся в комнате а «контрабандисты» выйдут за дверь. Задача
«таможенников» состоит в следующем: необходимо так организовать беседу с
«контрабандистами», чтобы выяснить, кто из них провозит «запрещенный товар». В
качестве такого «товара» могут выступать, например «наркотики» разумеется, это
все нереальные вещи, а игровые символы. Так, «багажом» могут быть две книги, с
которыми «контрабандисты» подходят к вам и ведут беседу, а «наркотиками» –
вложенный в одну из книг лист чистой бумаги. «Таможенники» не имеют право брать
эту книгу в руки и листать. Вы должны решить свою задачу, опираясь на свою
наблюдательность, интуицию и знание психологии общения и поведения».
Пока
«таможенники» рассаживаются и готовятся к принятию «контрабандистов», те за
дверью комнаты придумывают легенду: из какой страны они приехали, с какой
целью, на какой период запланирован их визит и т.п. Главная задача
«контрабандистов» состоит в том, чтобы в ходе разговора не вызвать подозрения
«таможенников» и рассказать такую легенду, которая поможет отвлечь внимание
«таможенников» и помешать принятию ими правильного решения.
Беседа
длится до тех пор, пока «таможенники» не решат, у кого из «контрабандистов»
спрятан «запрещенный товар». После того, как ответ высказан, «контрабандисты»
признаются.
Упражнение 5 «Атомы – молекулы» (Крестьянникова Ю.)(7 минут)
Цель: повысить уровень взаимодействия в
коллективе.
Участники
собираются вокруг ведущего.
Ведущий:
«Сейчас представьте себе, что вы все «атомы». И по моему сигналу вы должны
хаотично двигаться по классу, изображая «броуновское движение». По моей команде
«Молекулы по три!» все должны быстро разбиться на группы по три человека в
каждой. «Атомы», не успевшие стать частью «молекул», выходят из игры, и игра
продолжается до тех пор, пока не останется два-три игрока».
Упражнение
6 «Гусеница»(10 минут)
Цель:
поднятие уровня сотрудничества и взаимопонимания.
Ведущий:
«Ребята, давайте построимся в две колонны. Игроки, которые стоят впереди каждой
команды, должны взять в руки мяч и по моему сигналу впереди стоящие должны не
поворачиваясь назад передать над головой мяч стоящим сзади, а в свою очередь те
передают мяч дальше, и так далее до конца колонны. Последние игроки в колоннах,
получив мяч, бегут и становятся первыми и передают мяч стоящему сзади. Когда
очередь вновь дойдет до первого, он должен передать мяч ведущему. В итоге
выигрывает та команда, которая раньше закончит эстафету»
Ребята
играют в эстафету.
Заключительная
часть
Упражнение 7 «Зум» (Крестьянникова Ю.)(5 минут)
Цель:
создать из отдельных членов группы «единый организм»
Участники
сидят в кругу.
Ведущий
говорит: «Давайте представим, что сейчас мы попали на трассу, где с огромной
скоростью проносятся машины. А едем мы так: я резко поворачиваю голову к
правому соседу и передаю ему звук «зум», он передает его своему правому соседу
и т.д. Если кто-то хочет притормозить или остановиться, то он немного
отклоняется назад и издает звук тормозов, а «зум» передается в обратном
направлении».
После
окончания игры ребятам предлагается подвести итоги пройденного мероприятия.
Вопросы для
обсуждения:
1.
Как вы думаете, на что было направлено наше внеклассное
мероприятие?
2.
Что помогло и что мешало вам при выполнении различных упражнений?
3.
Какой была ваша тактика и как она сформировалась?
4.
Поднялось ли у вас настроение после пройденного мероприятия?
5.
Заметили ли вы какие-либо изменения во взаимоотношениях в вашем
классе?
Самоанализ
Сегодня был
трудный день, потому что нам не предоставили просторный кабинет, в котором
можно было бы нормально провести внеклассное мероприятие в форме игрового
тренинга. Поэтому нам с классом пришлось ютиться в маленьком кабинете у
психолога. Но, несмотря на такую трудность, мы ловко вышли из ситуации, сделав
небольшую перестановку мебели в этом кабинете. Хоть было немного тесновато, но
как говорится «в тесноте, да не в обиде». Во время проведения первого
упражнения, мы узнали, что практически весь класс был уставшим после уроков, но
всем было очень интересно, что за внеклассное мероприятие мы им приготовили.
В момент
проведения мной упражнения «коленочки», у класса появился азарт и стремление в
победе в этой игре. Но, в конце концов, победила дружба, так как практически
никто не ошибся.
Во время
проведения второго упражнения «сосиска – кетчуп – кока-кола», от участия в игре
отказались три девочки, так как они испытывали дискомфорт от того, что в их
личное пространство кто-то вторгался. Но я это предусмотрела заранее и поэтому
к этому отнеслась с пониманием. Эта игра очень понравилась детям и при
подведении итогов мероприятия они сказали, что: «мы очень мало времени играли в
эту игру, хотелось бы больше»
Для
проведения следующей игры «гусеница», я разделила класс на две команды, чтобы
создать небольшую атмосферу соревнования. Но в самом начале я столкнулась с
недопониманием правил игры. Несмотря ни на что, игра прошла весело, хоть и одна
команда проиграла, но все же никто не расстроился.
В
заключение всего мероприятия, после проведения всех подвижных игр мы подвели
итоги пройденного мероприятия. Нам было очень приятно услышать от детей то, что
им безумно понравилось играть. Они зарядились положительными эмоциями, и даже
тот, кто хотел спать и устал за весь день от занятий, взбодрился. Многие ребята
заметили то, что весь класс стал как, будто единым целым, и они стали более
дружными и сплоченными после этого мероприятия. После всех обсуждений, дети
поблагодарили нас бурными аплодисментами.
6. Отчет по
заданию администрации
Нам было
предложено провести социальный опрос в 8-11-х классах на тему «Классный
руководитель глазами воспитанников».
Цель –
выявить отношение школьников к учителю.
Ход
проведения:
Учащимся
каждого класса были розданы бланки анкеты, в которых они должны были отметить
выбранный вариант ответа (См. Приложение 12). На ответы давалось 5-7 минут.
Затем данные анкеты были обработаны следующим образом: По каждой параллели
отдельно было подсчитано количество выборов вариантов ответа по каждому вопросу
(См. Приложение 13). Проанализировав полученные данные можно сделать следующий
вывод:
По
параллелям 8-9 классов видно, что ученики каждое утро идут в школу в основном с
обычным настроением, а многие с радостью. В параллелях 9-10-х классов также преобладает
обычное настроение, но вот у 9-х классов на втором месте стоит вариант ответа
«скорее бы это все закончилось», так как это связано с напряженной работой и
усталостью. А в 10-х классах на втором месте стоит ответ «с предчувствием
неприятностей», так как это связано с новой сложной программой обучения, к
которой они не были готовы. По всем параллелям гимназии 8-10-х классов можно
сказать, что неприятности у ребят бывают редко. А если и бывают, то они в
основном происходят по разным причинам, или же от учителей. Это связано с тем,
что учитель обычно воспринимается как контролер за успеваемостью и дисциплиной,
что видно из ответов на пятый вопрос. Но также учитель является помощником в
трудных обстоятельствах и поэтому конфликтов с классным руководителем не
бывает, что прослеживается во всех параллелях 8-10-х классов.
Для всех
учеников гимназии основным методом воспитания является одобрение, так как это
самый популярный ответ среди учащихся. На втором месте находится ответ
«хвалить», только в 8-х классах на втором месте стоит вариант ответа «делать
замечания». Во всех 8-10-х классах, как и во всех школах, часто проводятся
классные часы. В большинстве своем в их организации и проведении участвуют сами
школьники. На классных часах наиболее обсуждаемыми вопросами являются
успеваемость и дисциплина, а также общечеловеческие ценности. Но в основном
классные часы не запоминаются, так как учащиеся затрудняются назвать наиболее
понравившийся им классный час, но в 8 классе на второе место ребята поставили
классные часы, на которых проводились психологические тесты и игры.
В
большинстве случаев всем классом ребята ничего не посещают. Но на втором месте
по популярности стоят ответы «кинотеатр», «лагерь» и «турбазы». Во всех классах
мнения классного руководителя являются интересным и важным для ученика, так как
учащиеся уважают и принимают мнения своих учителей. Во всех параллелях 8-10-х
классов родители встречаются с классным руководителем на родительском собрании,
это говорит о том, что родители заинтересованы в успехах развития своих детей,
а также проявляют активность во взаимодействии со школой и классным
руководителем.
Профориентационное
занятие
Я выбираю
профессию педагога-психолога
Цели: пробудить или активизировать интерес учащихся старших классов к
профессии педагога-психолога.
Класс: 10 «А» Время: 1,5 ч.
Методические
средства: презентация
Вводный
этап. Знакомство с классом.
Вводное
слово: «Вы, наверное, уже знаете, как сложен и многообразен мир профессий. Он
постоянно изменяется: уходят в прошлое старые профессии, появляются новые.
Чтобы не потеряться в этом сложном и многообразном мире, необходимо иметь
знания о нем. Они помогут вам сделать более осознанный выбор профессии.
Существует
поговорка: «Человек счастлив, когда утром он с радостью идет на работу, а
вечером с радостью возвращается домой». Очевидно, что работа в жизни человека
занимает очень важное место. Именно поэтому необходимо правильно выбрать свою
будущую профессию. Все профессии можно разделить на несколько видов:
человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный
образ, человек-человек. Сегодня мы подробнее остановимся на профессии,
относящейся к типу человек-человек – это профессия педагог-психолог».
Основной
этап.
Ознакомление
учащихся с особенностями профессии педагога-психолога.
«Профессия
педагога-психолога привлекательна разнообразием возникающих задач, безусловной
социальной значимостью (оказывается реальная помощь реальным людям),
возможностью постоянно открывать для себя что-то новое, совершенствоваться, она
насыщена впечатлениями.
Должность
психолога-педагога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет
назад, но сейчас это уже обычное явление. В некоторых школах созданы
психологические службы, где работают несколько психологов. Целью работы
является улучшение учебного процесса. Работа строится не только в целом с целью
оптимизации учебного процесса, но и с учетом конкретных трудностей, возникающих
в процессе обучения, взаимоотношений в триаде “ученик – родитель – учитель”.
Проводятся индивидуальные и групповые занятия со школьниками (повышение
мотивации к учебной деятельности, налаживание межличностных отношений).
Как
бы вы представили психолога метафорически?
На
ваш взгляд, какими качествами должен обладать педагог-психолог?
Качества
необходимые педагогу-психологу: конгруэнтность, толерантность, эмпатия,
открытость собственному опыту, «надситуативная активность», гуманность,
гибкость и вариативность мышления, умение слушать и слышать другого.
Как
вы думаете какие функции выполняет педагог-психолог?
В
функции школьного психолога входит:
·
психологическая
диагностика;
·
коррекционная
работа;
·
консультирование
родителей и учителей;
·
психологическое
просвещение;
·
участие
в педсоветах и родительских собраниях;
·
участие
в наборе первоклассников;
·
психологическая
профилактика.
Согласно
«Общей характеристике специальности Педагогика и психология» основными видами
деятельности педагога-психолога являются коррекционно-развивающая,
преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая,
воспитательная, культурно-просветительская и управленческая.
Таким
образом, профессия школьного психолога на сегодняшний день является нужной,
востребованной, интересной, но сложной. Сейчас мы хотим представить вам
презентацию нашего института – Института психологии, педагогики, социального
управления».
Презентация:
(1 слайд)
Институт психологии, педагогики, социального управления.
(2 слайд)
Образование в России – одно из важнейших национальных достояний, приумножение
которого должно обеспечить полноценное развитие общества. Системе образования
необходимы разные специалисты: педагоги-психологи (психологи образования),
логопеды, специалисты в области начального образования, преподаватели музыки и
изобразительного искусства и другие.
(3 слайд)
Если ты хочешь:
•
Получить настоящее высшее образование
•
Стать профессионалом своего дела
•
Получить возможность работать по своей специальности
•
Узнать все о профессии педагога-психолога
•
Проявить свои таланты и возможности в студенческих научных олимпиадах,
дебюте первокурсника, в интеллектуальном шоу, в конкурсе «Студенческая весна»,
в создании обычаев и традиций своего факультета (института)
•
Почувствовать себя настоящим студентом!
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|