Психолого-педагогический анализ уроков
Психолого-педагогический анализ уроков
1. Дневник
учета рабочего времени
16.11.09
10.00 –
15.00 – Знакомство с руководителем практики (психологом) от МОУ СОШ №70
Конопелько Л.Е.. Ознакомление с перечнем предстоящей работы. Распределение по
классам. Получили задание администрации: провести анкетирование 8-10 классов по
теме «Уровень эмоционального состояния», обработать данные и предоставить
результаты анкетирования. Изучили расписание уроков своего класса.
17.11.09
9.00 –
15.00 – Планирование деятельности на день. Наблюдение за работой
педагога-психолога при проведении методики «Готовность к школе» (модифицирована
и составлена на основе «Экспресс-диагностики готовности к школе» Агафоновой) на
учениках первого класса. Наблюдение за учащимся во время проведения
исследования. Начала проводить задание администрации: провела анкетирование в
10 «А» классе.
18.11.09
9.00 –
15.00 – Провела анкетирование в 10 «Б», 10 «В» классах, по заданию
администрации. Беседа с классным руководителем 8 «А», к которому мы
прикреплены, по поводу проведения внеклассных мероприятий и различных
диагностик исследования класса.
19.11.09
9.00 – 13.00
– Проводила социометрические исследования в 8 «А» классе.
13.00 –
15.00 – Обработка результатов анкетирования по параллелям 10 и 7 классов.
Составление диаграмм и таблиц, оформление выводов.
20.11.09
9.00 –
13.00 – Обработка результатов социометрических исследований 8 «А» класса.
13.00 –
15.00 – Посещала занятие проводимое педагогом-психологом «Психологический
тренинг». Анализ занятия:
Игра
«Кораблекрушение» – 1 часть.
Участники –
учащиеся 8-х классов.
Цель –
научиться брать на себя ответственность за принятие решения; развитие
креативности; развитие социальной мобильности; достижение согласия и решения
конфликтов.
23.11.09
24.11.09
25.11.09
Карантин
26.11.09
27.11.09
30.11.09
11.35 –
12.15 – Посещала урок физики в 8 «А» классе учителя Накоскиной Валентины
Константиновны. Заполнение экспертных карт анализа урока и оформление выводов.
9.00 –
11.30 – Доработка профориентационного занятия и распределение времени для его
проведения.
12.20 –
13.00 – Проводила в 8 «А» классе тест на учебную мотивацию.
1.12.09
10.00 –
13.00 – Посещала занятие проводимое педагогом-психологом «Психологический
тренинг». Игра «Кораблекрушение» – 2 часть. Участники – учащиеся 8-х классов.
2.12.09
10.35 –
11.35 – Посещала урок русского языка в 8 «А» классе учителя Жуковец Любви Алексеевны.
9.00 –
12.00 – Разработка и подготовка слайдов для профориентационного занятия.
12.00 –
14.00 – Провела в 8 «А» классе методику Фидлера Ф. «Оценка психологической
атмосферы в коллективе».
3.12.09
9.00 –
13.00 – Провела профориентационное занятие в 10 «А» классе.
13.10 –
14.10 – Провела внеклассное мероприятие в 8 «А» классе на тему «Наш дружный
класс».
4.12.09
9.40 11.15 – Проводила индивидуальное исследование ученицы 8 «А» класса
Сайгиной Екатерины по методикам «Несуществующее животное», «Тип темперамента»
Айзенка», Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования
(Г.Н.Казанцевой), тест Мюнстерберга на восприятие, диагностика степени
удовлетворенности основных потребностей.
12.20 –
13.00 – Посещала урок английского языка в 8 «А» классе учителя Пановой Евгении
Игоревны.
15.00 –
16.00 – Посещала тренинг педагога-психолога «Мафия», проводимый с учениками 8
«А» класса.
7.12.09
9.40 –
10.20 – Посещала урок химии в 8 «А» классе.
11. 30 –
14.00 – Обрабатывала результаты по проведенным методикам в 8 «А» классе и
писала характеристику класса.
14.00 –
16.00 – Обрабатывала результаты по проведенным методикам ученицы 8 «А» класса
Сайгиной Екатерины и писала на неё характеристику.
2. Психолого-педагогический анализ трех уроков
2.1 Психолого-педагогический
анализ урока физики
Карта экспертной оценки эффективности урока (Квашко, 2001)
Цель: определение эффективности
урока на основе 30 критериев, структурированных по 5 блокам (дидактические
принципы, психология обучения, методы обучения, деятельность учителя,
деятельность учащихся) для выявления резервов личностной ориентации.
МОУ СОШ №__66___ Класс ___8 «А»____ Дата оценки ___30.11.2009___
Учебный предмет _Физика_______
Педагог _____Накоскина В.К._____
Эксперт _____Елина Е.В. _
Блок
|
Критерий
|
Параметры
|
Балл
|
Дидактические
принципы
|
Принцип
научности
|
Выдержана
логика урока, содержание учебного материала не содержит фактических ошибок,
не обходятся научные проблемы
|
2
|
Принцип
проблемности
|
Учитель
использует проблемное изложение материала, на уроке присутствует поиск
решения учебной задачи совместно с учителем или самими учащимися
|
2
|
Принцип
наглядности
|
При
обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала,
наблюдения учеников систематизированы, речь учителя информативна
|
2
|
Принцип
активности и сознательности
|
Всеми
участниками учебного процесса понимаются цели и задачи предстоящей работы,
хорошо налажено взаимообучение, учение опирается на логику мышления
|
2
|
Принцип
доступности
|
Используются
те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их
развитию
|
2
|
Принцип
систематичности и последовательности
|
Обучение
на уроке хорошо продумано учителем, обеспечивается преемственность обучения,
реализуется логика формирования теоретических знаний
|
2
|
Принцип
прочности
|
Содержание
образования соответствует применяемым методам обучения, осуществляется
переход по уровням усвоения знаний, применяются аналогии
|
2
|
Принцип
развития учебной деятельности
|
Применение
освоенной информации в качестве ориентировочной основы деятельности и перенос
ее в новые условия
|
2
|
Принцип
воспитания
|
Положительное
влияние качеств учителя, требования учителя не вызывают негативной реакции у
учеников, весь урок эффективно организована учебно-познавательная
деятельность учащихся
|
2
|
Средний
балл по блоку «Дидактические принципы»
|
2
|
Психология
обучения
|
Организация
внимания учащихся
|
На уроке
используются различные виды внимания, учитель умеет мобилизовать внимание
учащихся различными способами, умеет поддержать и развить внимание
|
2
|
Использование
различных видов памяти
|
На уроке
создаются условия для успешного запоминания и предупреждения забывания
изучаемого материала, используются ситуации, во время которых «включаются»
различные виды памяти
|
1
|
Развитие
мышления
|
Ставятся
учебные задачи, требующие доказательств, учитель добивается самоконтроля и
самоанализа ошибок от ученика
|
1
|
Доминантные
эмоции и чувства
|
Моральные,
интеллектуальные и эстетические эмоции и чувства носят позитивный характер
|
2
|
Средний
балл по блоку «Психология обучения»
|
1,5
|
Методы обучения
|
Объяснительно-иллюстративные
методы обучения
|
Применение
их при объяснении нового и объемного материала, сообщении обобщенных выводов
по теме разговора, предъявлении готового плана изложения нового материала
|
1
|
Репродуктивные
методы
|
Применяются
для воспроизведения знаний по образцу, для заполнения схем и таблиц, для
подтверждения правил, свойств, законов
|
1
|
Частично-поисковые
и исследовательские методы обучения
|
Применяются
для организации творческой деятельности учащихся, организации конкретных
наблюдений, решения нестандартных задач
|
2
|
Средний
балл по блоку «Методы обучения»
|
1,33
|
Деятельность
учителя
|
Готовность
учителя к уроку
|
Наличие
необходимых записей на доске, нужной наглядности и оборудования
|
2
|
Целевая
установка урока
|
Цели
сформулированы в соответствии с местом урока и особенностями класса на
доступном для понимания языке
|
2
|
Эстетика
учебного труда
|
Выполняются
валеологические требования к уроку
|
1
|
Индивидуальная
работа с учащимися
|
Обучение
организуется за счет особых методических приемов, позволяющих индивидуально
обучать всех
|
2
|
Мотивация
учебной деятельности учащихся
|
Осуществляется
на основе психологических механизмов «сдвига мотива на цель», за счет
оправданного применения похвалы и поощрений
|
2
|
Наличие и
эффективность различных видов обратной связи
|
Обратная
связь используется на протяжении всего урока
|
2
|
Рациональное
использование времени на уроке
|
Классическое
распределение времени на уроке, занятость учащихся учебно-познавательной
деятельностью в течение всего урока
|
2
|
Уровень
общения и взаимодействия учителя с учениками
|
Сотрудничество
и понимание друг друга, помощь и поддержка в отношениях с детьми
|
2
|
Средний
балл по блоку «Деятельность учителя»
|
1,88
|
Деятельность
учащихся
|
Готовность
учащихся к уроку
|
Организация
рабочего места, готовность отвечать на поставленные вопросы, умение учиться
проложенное время с оптимальной работоспособностью
|
1
|
Внешние
проявления умений и навыков на уроке
|
Грамотные
и полные ответы, демонстрация практических умений в предметной деятельности,
качество письменных ответов
|
2
|
Самостоятельная
учебная деятельность
|
Умение
самостоятельно выполнять предложенные учителем задания, Выполнение заданий
повышенной трудности по собственному желанию, перекладывание организаторских
функций учителя на себя
|
2
|
Самоконтроль
и самооценка
|
На уроке
появляется необходимость самим ученикам оценить деятельность товарища и
обосновать свое решение
|
1
|
Межличностное
взаимодействие
|
Характер
включения учащихся в совместную деятельность
|
2
|
Развитие
устной и письменной речи
|
Привлечение
к коррекции речи и формированию лексического запаса слов самих учащихся
|
2
|
Средний
балл по блоку «Деятельность учащихся»
|
1,67
|
Общий
средний балл
|
0,88
|
|
|
|
|
|
0,88 * 100% = 88%
Вывод:
После подсчета результатов психолого-педагогического анализа
оценки эффективности урока физики педагога Накоскиной Валентины Константиновны
можно сделать следующие выводы:
Педагог Накоскина В.К. в МОУ СОШ № 66 является классным руководителем
и учителем физики, поэтому на уроке она легко находит общий язык с детьми,
умеет мобилизировать внимание учащихся различными способами. В центре обучения находился сам обучающийся — его мотивы, цели,
его неповторимый психологический склад, т. Е. ученик как личность. В результате
чего урок физики является личностно-ориентированным (1,75 б) и имеет высокую
эффективность (88%). В начале урока она сообщила ученикам не только тему урока
(его содержание), но и цели, форму организации их деятельности. Во время урока
предоставляла ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности
и инициативы. Стимулировала учеников к выбору различных способов выполнения
заданий. Преобладающей формой общения с классом на уроке являлся диалог.
Карта экспертной оценки урока (Федоров, 1998)
Цель: определение эффективности
урока на основе 12 критериев для выявления резервов личностной ориентации.
Эффективность урока определяется с помощью выставления баллов (от
0 до 2) по каждому критерию экспертной карты.
Урок считается личностно-ориентированным, если его средний балл
превышает 1,5.
МОУ СОШ №__66___ Класс ___8 «А»____ Дата оценки ___30.11.2009___
Учебный предмет _Физика_______
Педагог _____Накоскина В.К._____
Эксперт _____Елина Е.В. _
Категория
|
Балл
|
Обоснованность
целей урока
|
2
|
Соответствие
целей урока и содержательной реализации урока
|
2
|
Осознание
учащимися целей урока
|
2
|
Степень
активности учащихся
|
2
|
Эффективность
использования времени урока
|
2
|
Эффективность
использования разных методов
|
2
|
Сочетание
индивидуального и группового обучения
|
2
|
Использование
наглядности
|
2
|
Организация
самостоятельной работы учащихся на уроке
|
2
|
Педагогический
такт
|
2
|
Степень
достижения целей
|
1
|
Взаимодействие
этапов урока
|
2
|
Средний
балл
|
1,75
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|