Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего до...
На практике, к
сожалению, педагоги замечают чаще всего тех детей, которые обращают на себя
внимание своими успехами, или же тех, которые плохо справляются с выполнением
заданий. Остальные же дети остаются, как правило, в стороне.
Индивидуальный
подход к дошкольникам оказывает положительное влияние на формирование личности
каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение
проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его
характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких
организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в
общей педагогической работе со всеми детьми.
1.3.3.
Индивидуальный подход к одаренным детям.
Одаренные дети
представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой
требуется индивидуализированное обучение. Необходимо уделять больше внимания
развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы,
критического мышления, социальной ответственности и качеств бескорыстного
лидерства.
Личность
многогранна, ее становление определяется множеством факторов, как внешних, так
и внутренних. Все в своем развитии проходят некоторую последовательность
постепенно усложняющихся этапов, но каждый со своей скоростью. Одаренные дети
отличаются от обычных детей, но ведь они и между собой отличаются. Одаренность
не однородная характеристика, как не двух одинаковых детей, так нет и двух
одинаковых талантов. Само определение таланта уже противоречит
унифицированности, ведь это создание чего-то нового, ранее никогда не
существовавшего. Каждый одаренный ребенок уникален по-своему. Поэтому
конкретный учебный план должен учитывать как особенности одаренных детей в
целом, так и индивидуальность каждого маленького гения в отдельности. Они,
возможно даже более, чем их обычные сверстники, нуждаются в индивидуальном
подходе.
Система
свободных, не организуемых жестко занятий, представляется наиболее подходящей
для обучения одаренных дошкольников. Она дает каждому ребенку возможность
заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально
выбранном направлении. Таким требованиям наиболее отвечает коллективная форма
организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса.
Это вполне оправдано, так как одаренные дети могут оказаться умнее своего
учителя, и поэтому жесткая регламентация учебного материала, назидательный тон,
конформистские решения здесь не приемлемы.
Технология
индивидуального подхода к одаренным детям мало, чем отличается от обычной
(Ковальчук Я.И.):
1.
Определить
уровень развития ребенка, его качества, способности, личностные особенности.
2.
Очертить
долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.
3.
Определить
время, которое должен затратить ребенок на освоение учебного материала, умений
и навыков.
4.
Определить
способы оценки успехов ребенка.
Художественная одаренность
представляет наиболее широкие возможности для проявления индивидуального
подхода. Развивать творчество можно самыми разнообразными путями, и каждый
ребенок сам выбирает наиболее подходящий способ самовыражения. Если все-таки
есть необходимость дать задание определенной темы, не стоит навязывать малышу
технику, средства, цветовое решение – в этом и будет проявляться
индивидуальность творческой личности.
Сложность
технологии индивидуального подхода к одаренным детям осложняется тем обстоятельством,
что к ним не применимы определенные возрастные особенности, ведь каждый из них
неповторим и находится на своей «возрастной» ступени, соответствующей уровню
его развития. Но зато к ним применимы некоторые общие особенности, присущие
одаренным детям:
·
Сверхчувствительность
к проблемам. Маленького гения отличает то, что он может нарисовать и шаблонный
рисунок. Главное не что он рисует, а для чего. Поэтому можно просто поставить
перед детьми проблему, а ее решение каждый найдет сам, можно лишь подсказать
что-то. Но к этому следует подходить осторожно, опираясь на психологические
особенности малыша, кому-то мешает вмешательство в творческий процесс.
·
Тесно
связанная с первой, еще одна особенность художественно одаренных детей –
«говорящий цвет», цветовое решение выражает эмоциональную атмосферу. Нужно
тонко разбираться в этом, чтобы лучше понять внутренний мир ребенка.
·
Продуктивность.
Следует обсудить все возможные решения, ведь чем больше идей, тем больше
возможность выбрать наиболее оригинальные.
·
Способность
к оценке. Необходимо после выполнения задания обсудить работы, т.к. это
важный этап в анализе проделанной деятельности. Следует с осторожностью
подходить к оценке, одаренные дети помимо высоких способностей обладают еще и
такими качествами, как лидерство, соревновательность, повышенная ранимость.
Нужно максимально учитывать сочетание этих характеристик в каждом маленьком
гении.
Главное в обучении одаренных
детей это все-таки педагог. Только личности может воспитать личность, а если последняя
уже таковой является, каким же должен быть учитель малолетних гениев? Какие
качества должны быть ему присущи?
·
Главная
составляющая личности педагога – творчество, способность к нестандартным
решениям, свободному варьированию форм, методов, способов обучения; для чего
необходимо их совершенное знание.
·
Профессиональная
компетентность. Все знать невозможно, но нужно к этому стремиться, нужно знать,
где найти ответ на интересующий вопрос. Облегчает задачу то, что одаренным
детям не нужно репродуктивное обучение, готовые ответы, необходимо
заинтересовать их в поиске истины.
·
Чуткость,
чувствительность к переживаниям и потребностям других, что имеет особое
значение для одаренных детей, которые весьма ранимы и чувствительны.
·
Способность
к индивидуализации обучения. Педагог должен уметь различать индивидуальные
черты в способностях своих воспитанников и, соответственно им, видоизменять
процесс обучения. Учитывать особенности каждого ребенка, ориентируясь на
возможности группы в целом. Мобильно трансформировать потребности группы и
каждого в цели, методы, формы учебного процесса.
По большому счету, педагог
для одаренных должен быть весьма неординарной личностью, и если не одаренным,
то с довольно высоким уровнем развития способностей.
Как видно,
индивидуальный подход к одаренным детям необходимая составляющая их обучения.
Они не такие как все, но и в одной группе они не однородны, у каждого свой
уникальный набор способностей и уровень их развития, свой темп усвоения, свои
склонности и интересы, но они более ранимы и чувствительны, поэтому для них
особенно важен индивидуальный подход.
Наиболее подходящая для обучения одаренных дошкольников - коллективная форма
организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса.
Система свободных, не организуемых жестко занятий дает каждому ребенку
возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в
индивидуально выбранном направлении. Важную роль в персонифицированном обучении
играет педагог, обладающий творчеством, профессиональной компетентностью,
ориентированный на индивидуализированную модель взаимодействия с детьми.
1.4.4. Индивидуальный подход
к художественно одаренным детям.
К художественно
одаренным детям применимы все вышеперечисленные принципы сущности и технологии
индивидуального подхода, но исходя именно из специфики изобразительной
одаренности.
Результаты
многочисленных исследований подтверждают, что художественное развитие всех
детей без исключения нуждается в руководстве и требует индивидуального подхода
к ним. Для развития творческих способностей детей важно, чтобы у них было
достаточно представлений об окружающем, чтобы они могли отобрать наиболее
интересные темы и осуществить свой замысел в рисунке. Развитие творческих
способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных
особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку
возможность активно, самостоятельно проявить и испытать радость творческого
труда.
Художественно
одаренные дети отличаются от других детей творческим видением мира, у них
непонятный для обывателя взгляд на явления, правила, вещи, они всегда
нонконформисты – стремятся выделятся из толпы. Многие художественно одаренные
личности немного «оторваны» от реальности, они живут в своем мире. Именно
поэтому педагогу нужно с пониманием относиться к высказываниям и ответам таких
детей, не сдерживать инициативу, не смеяться и не ругать за предложение
отличного от собственного. Нужно помнить, что одаренный ребенок – не только
чувствительный и легко ранимый, но и обладающий высоким интеллектом,
оригинальностью мышления, нестандартным подходом к решению проблем, а значит стоит
задуматься о том, чей же ответ верен, и существует ли он – единственно
правильный?
Вступая
в контакт с детьми, не следует организовывать с ними общение «по вертикали» сверху вниз. Одаренные дети
стремятся отстаивать собственную самостоятельность и значимость во
взаимоотношениях. Нужно стремиться ощущать психологическую атмосферу в группе:
-
уметь наблюдать за детьми;
-
воспринимать выражение глаз ребят, их мимику
и т.д.;
-
обращать внимание на поведение и на
настроение;
-
быть гибким и оперативным в своих реакциях на
поведение в
группе;
-
учиться видеть себя со стороны глазами детей;
-
стремиться поставить себя на место ребенка;
-
честно признавать свои ошибки;
-
чаще контактировать с детьми в свободное
время;
-
уметь слушать детей;
-
быть инициативным;
-
быть щедрым на одобрение, похвалу, поощрение;
-
понимать и уважать ребенка;
-
уметь анализировать ошибки своих сверстников
и свои;
-
обращать внимание на взаимоотношения детей в
коллективе;
Чтобы обеспечить
чувство психологической и социальной защищенности, доверие ребенка к миру,
радость его существования, формирование положительных начал личности и
индивидуальности ребенка, необходимо продумать не только приемы и методы
педагогического воздействия взрослого на детей, а всю систему
социально-психологического взаимодействия педагога и ребенка, где в центре
внимания будет дошкольник, его интересы и склонности.
Занятия по
изобразительной деятельности представляют широкие возможности для изучения
особенностей детей. Реальным результатом занятий являются детские работы,
которые при внимательном качественном анализе способны рассказать о многих
проявлениях индивидуальности ребенка. У одних детей сюжет рисунка сложный и
интересный, что свидетельствует о широте их интересов и о высоком уровне
развития наблюдательности. Другие же выбирают простой сюжет и простые средства
изображения. Анализ рисунков помогает выявить и такие особенности детей, когда
сочетаются смелость замысла и примитивность в его решении. Работы, выполненные
по собственному замыслу, раскрывают их интересы и склонности.
Специфика
занятий продуктивными видами деятельности благоприятствует осуществлению
индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не
только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности,
настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием
для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития
личности.
Исходя из анализа
литературы, можно выделить следующие психолого-педагогические условия
индивидуального подхода к художественно-одаренным детям:
·
Органическое
сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с воспитанием и
формированием сплоченного и жизнерадостного коллектива. Зная особенности
коллектива в целом и всех его членов в отдельности, педагог может правильно
направлять деятельность и поведение каждого ребенка, воспитать у него умение
подчинить свои личные интересы общим.
·
Опора на
положительные моменты в характере и свойствах личности ребенка. Это должно
сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью; педагогу необходимо в
своем обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним; недопустимо
в присутствии ребенка пренебрежительно о нем отзываться, называть его отсталым,
неразвитым. Индивидуальный подход требует от воспитателя любви к детям,
большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка.
·
Единство
требований к малышу, как работников детского учреждения, так и родителей.
Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.
1.4 Выводы.
Мнения об одаренности
как явлении разделяются меж двух полюсов: как проявление заложенных природой
предпосылок и как развитие высокого уровня способностей в течение жизни под
воздействием образовательных факторов. Обобщая оба подхода, можно предположить,
что одаренность – есть совокупность задатков, определяющих пределы
развития, подверженная влияниям окружающей среды, а также изменяющаяся под
воздействием воспитания и обучения.
Модели одаренности
тесно связаны с определением, так Дж. Рензулли выделяет в структуре только
способности, а Ф. Монкс взаимосвязь природных предпосылок со средой развития.
Говоря о детской
одаренности необходимо иметь в виду сложный сплав генетических особенностей и
влияний внешней среды. Наследственность создает лишь пределы для развития
способностей, но пределы широки и неисчерпаемы, а реализация способностей
зависит от образовательных факторов. Факторы среды обладают весом соизмеримым с
фактором наследственности, могут полностью компенсировать, или наоборот,
нивелировать действие последнего.
Одаренность,
как многогранное явление, имеет широкий спектр характеристик и основ для
выделения отдельных подвидов. Богоявленская Д.Б. выделяет пять критериев
классификации: форма проявления, степень сформированности, широта проявлений,
особенности возрастного развития, вид деятельности; каждый из которых выделяет
тот или иной вид одаренности в соответствующем ракурсе. Все они тесно
взаимосвязаны и переплетаются между собой.
Годы детства
характеризуются необычайной динамичностью развития, причем как физического, так
и умственного. В детские годы умственное развитие совершается почти наполовину.
Именно поэтому в детском возрасте так сложно отделить одаренность от
нормального, присущего всем детям, необычайно высокого темпа роста умственных
сил и различных способностей. «Мы все к двадцатилетнему возрасту были бы
великими химиками, математиками, художниками, если бы детское жгучее
любопытство ко всему окружающему не ослабевало бы в нас по мере накопления
первоначальных, необходимейших для нашего существования знаний» (К.И.
Чуковский).
Художественные
способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие
предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще:
ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко
может объединять несовместимое. Но для изобразительной одаренности, больше чем
для других, присуща «возрастная талантливость».
Сторонники биологизаторского подхода считают, что одаренность – весьма редкое
явление, и выявление такого ребенка подобно поиску крупиц золота; сторонники же
социологизаторского подхода считают, что одаренным является каждый нормальный
ребенок, и нужно только вовремя заметить его способности и развить их. В
настоящее время используются две основные формы диагностики одаренности. Первая
группа методик – это разовые исследования. Вторая группа методик основана на
долговременных наблюдениях за детьми.
Можно выделить три группы способов организации обучения одаренных детей:
раздельное, совместно-раздельное и совместное обучение, несколько подходов к
модернизации обучения – ускорение, интенсификация, обогащение, три формы
организации обучения - групповая, коллективная и индивидуальная. Педагогу
необходимо найти оптимальную форму работы, варьируя все возможные способы,
ориентируясь на возможности группы в целом, а также на интересы каждого
ребенка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|