бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего до... бесплатно рефераты

-         Дать возможность освоить нетрадиционные способы выполнения задания – рисование на мокрой бумаге, на смятом листе, отпечатками.

-         Учить рисовать романтические рисунки (цветы, животных, человека).

  • Расширять кругозор, обращая внимание на форму, на детали.

                                     

Лучевникова Любовь (5 лет 7 месяцев).

          Любовь – человек настроения. Делает все красиво и нетрадиционно только тогда, когда этого хочет сама. Насильно, уговорами заставить невозможно выполнить ни одно задание. Очень впечатлительна и обидчива.

         Оригинальные рисунки по замыслу. Аккуратна, передает все детали. Цвет нетипичен, в основном яркие и светлые тона. Может несколько раз перерисовывать до лучшего варианта. Рисунки «говорящие», эпитеты, характерные черты подчеркивает цветом, позой, композицией (например, рисунок на тему «Зайчишка-трусишка» - рисует желтого зайца, а сзади стоит огромный черный медведь, темно, нависшие облака, тучи).

 

 

 

Рекомендации:

  • Учить быть более независимой от своего настроения, делать то, что нужно, а не только то, что хочется.
  • Более спокойно реагировать на замечания, критику.
  • Обращать внимание на форму и детали, более детализировать рисунки, цвета, если не говорящие, то соответствующие действительности. 
  • Не уговаривать, но и не заставлять, более жестко обозначать требования – это не просьба, а необходимость.
  • Уметь принимать свои ошибки, не обижаться, а исправлять их.

 

Гончаревич Настя (5 лет 4 месяца).

          Ребенок по натуре спокойный, не лидер – но за большинством не пойдет. Широкие интересы, не останавливается на достигнутом, постоянная жажда знаний, не поверхностное, а углубленное изучение интересующей темы.

         Техника изображения и аккуратность исполнения слабоваты. Предметы не висят, лист заполнен полностью. Старается в задании найти яркий отличительный признак и его изображать. Рисунки динамичные, богатый сюжет. В картинках отражает собственное видение мира, свои интересы, ассоциативное мышление (Нарисуй подарок – рисует цветы). К анализу, критике относится нормально, но редко воспринимает и переделывает,  не учитывает ошибки на будущее.

Рекомендации:

  • Обратить внимание на технику изображения животных, растений, человека.
  • Учить рисовать аккуратно, чтобы линии были плавными, непрерывистыми, давать задание на рисование контуров без отрыва карандаша от бумаги.
  • Воспитывать усидчивость, терпеливость, стремление делать все тщательно, продумывая каждую деталь, не торопиться.
  • Расширять кругозор, с обращением внимания на детали предметов, силуэты, формы, различные вариации одного явления или объекта.
  • Необходимо детальное  объяснение, обсуждение замысла, помощь в ходе работы – «Можно сделать еще и вот так…».
  • Учить прислушиваться к замечаниям и исправлять ошибки – «Разве эта машина доедет до места? Давай подумаем и нарисуем настоящую…».

Шулаева Каролина (5 лет 3 месяца).

Живой, подвижный ребенок. Старается быть в центре внимания. Очень боится порицания, сказать или сделать что-то неправильно, из-за чего не может раскрыться в полной мере. Воспринимает свою ошибку как личную трагедию. Очень чувствительна и впечатлительна, но быстро забывает и «отходит».

        Рисунки чаще романтической темы. Лист заполнен, предметы не висят, есть сюжет, композиция, перспектива. Свое видение мира, все задания интерпретирует по-своему, стремится сделать не так, как у других. Цвет «говорящий», оттенки преобладают светлые, яркие. Предмет один (нет нескольких вариаций), но тщательно детализированный и дополнен композицией, фон обязателен. Рисунки аккуратные, с передачей основных деталей, мимики, жестов. Динамичные рисунки.

Рекомендации:

  • Развивать словесное творчество (рисунки оригинальные, но необычно их назвать затрудняется).
  • Учить воспринимать свои ошибки и исправлять их.
  • Более спокойно относиться к неудачам, давать возможность подумать еще и переделать, не говорить, что неправильно, а подсказать (например, на необходимость ремонта машины).
  • Повышать самооценку девочки, убеждать ее в собственной правоте.
  • Учить высказывать свое мнение, пусть даже неправильное, отстаивать собственную точку зрения , доказывать свою правоту ( «Я так думаю потому, что…).
  • Необходимо дать только задание. Меньше подсказывать, навязывать свое мнение.

Чусовитина Анна (5 лет 7 месяцев).

              Тихая, редко бывает в коллективе, чаще одиночные игры с игрушками, если с кем-то, то не больше двух – трех детей. Долго и внимательно слушает задания, никогда ничего не спрашивает. Замкнута и молчалива.

            Рисунки шаблонные, рисует «правильно». Расположены предметы по центру. Нет сюжета, есть лишь заданный объект – аккуратно выполненный, детализированный, но без связи с окружающей средой, отсутствие композиции, фона, сюжета. Рисует только то, что конкретно прозвучало, без творческого осмысления. По замыслу  - чаще то, что трудно понять, сама никак не комментирует свои рисунки. Цвет типичен. Рисунки однотипные, рисует то, что хорошо получается ( на тему «Домашние животные» нарисовала 6 одинаковых зайцев).

Рекомендации:

  • Воспитывать чувство коллективизма, больше привлекать к общим играм, совместным творческим делам и заданиям.
  • Развивать творческое, ассоциативное, дивергентное мышление.
  • Повышать уровень любознательности, учить устанавливать причинно-следственные связи. Расширять кругозор, обращая внимание на отличительные признаки, основные формы, включенность предмета в общую композицию.
  • Обратить внимание на технику изображения человека( пропорции, части тела), на контуры, форму листьев, животных, на перспективу, чтобы предметы не висели, на

      аккуратность( давать задание на обведение без отрыва контуров и их      

      закрашивание).

  • Необходимо спокойное развернутое  объяснение, обсуждение замысла и возможные пути его реализации.


         Итак, обобщенные результаты исследования приведены в сводной таблице результатов констатирующего эксперимента (См. таблицу 1)

           По результатам опросника для родителей можно выделить троих детей, которые набрали от 20 до 23 баллов – Каролина, Лера, Люба – что характеризует их как сообразительных творческих детей. На следующей ступени дети, набравшие 15-19 баллов – Рома, Настя, Вова, Александр, Аня – сообразительны и находчивы, когда чем-то заинтересованы. Далее – Сергей, Александра – набравшие 9-14 баллов, которым по результатам многого не хватает для творчества. Отличает этот тест то, что родители не всегда бывают объективными, причем встречаются как завышение способностей, так и занижение. В совокупности с тестом педагога методика становится более правдивой, но педагог также не всегда объективен.

              По результатам анкетирования педагога, картина следующая: ближе всех к одаренным детям Каролина, затем Любовь, и далее по убывающей – Лера, Александр, Роман, Настя и др. Чем больше баллов набрал ребенок, тем выше его способности: одаренного ребенка характеризует оценка в 5 баллов, в данном исследовании до такой высокой планки не дотянулся никто, но оценка до 4 баллов представляет довольно высокий уровень способностей. Еще раз следует оговориться, что эти оценки в некоторой степени субъективны, и о подлинных результатах можно будет судить в совокупности с результатами тестирования самих детей.

            Тестирование детей включало три методики, определяющие уровень развития творчества, изобразительных способностей по четырем показателям: оригинальность –

 оценивается по специальным таблицам ухода от шаблонности; разработанность – детализация задания; беглость – количество заполненных стандартных заданий; название – выражается в словесном творчестве названия своего рисунка.

             Наглядно результаты всего исследования можно проследить в лепестковой  диаграмме (См. рисунок 4). Названия осей и границы показателей художественно одаренных детей  можно проследить в следующей таблице:

Название оси

Границы

  I

Количество баллов по опроснику родителей

20-23

  II

Количество баллов по анкете педагога

4,2-5,0

  III

Количество баллов за оригинальность

51-60

  IV

Количество баллов за беглость

30-35

  V

Количество баллов за название

13-15

  VI

Количество баллов за разработанность

Не ограничено

   

              От нулевой точки откладываем шесть заданных лучей с максимумами, затем соединяем точки границы в шестиугольник – закрашенная область есть показатели одаренного ребенка. Отмечаем на каждой оси показатели ребенка, затем соединяем. Если фигура лежит в закрашенной плоскости, то ребенок художественно одарен, чем ближе  к максимуму, тем выше способности малыша.

             В целом можно охарактеризовать уровень развития данной группы как хороший и достаточно высокий. Для более эффективного развития в художественном направлении, проследив некоторые общие тенденции,  обобщая теоретические и практические психолого-педагогические условия по осуществлению индивидуального подхода, для детей данной группы можно дать следующие рекомендации:

·        Больше уделять внимание технике изображения человека (пропорции, части тела), животных (пропорции, размеры, части тела, отличительные признаки, цвет).

·        Расширять кругозор детей, обращая внимание на детали, соотношение между частями, окружающей средой в целом, учить переносить повседневный опыт в изображение.

·        Давать задания по собственному творческому замыслу с последующей аргументацией выполненного задания (активнее использовать анализ и самоанализ детских работ, учить детей анализировать рисунки сверстников).

·        Давать возможность использования нескольких вариантов видения мира и его изображения.

·        Использовать в работе нетрадиционные материалы и техники (рисование на сырой, мятой бумаге, рисование пальцами, ватой, колосками и др.).

·        Воспитывать чувство коллективизма, эмпатию, давать задания на сплочение группы (совместные игры – подвижные, дидактические, сюжетные; совместное выполнение творческих работ – коллажей, картин, плакатов и др.).


2.2              Программа индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

 Частично-поисковый этап эксперимента.

 

Цель: Осуществление индивидуального подхода в работе с художественно одаренными                              

            детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

·             Развитие  фантазии, инициативности, творческой активности.

·             Развитие мышления, восприятия, расширения кругозора

·         Развивать навыки коллективного общения. Развивать эмпатию, сплоченность группы. Умение работать в группе, подчинять свои действия и желания общим правилам ради достижения лучшего результата, умение договариваться.

·        Совершенствование умений и навыков изображения предметов, передачи формы, строения, пропорциональных отношений частей в целом, развивать чувство цвета, формы, ритма, композиции.

·        Научить использовать в работе различные средства, материалы, техники, а также подбирать их согласно замысленному сюжету.


Принципы:

·        Систематичность и последовательность

·        Доступность

·        Индивидуальный подход к детям

·        Игровая подача материала

·        Учет уровня развития детей, индивидуальных характеристик

·        Развивающего обучения

·         Наглядности 


Условия:

·        Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность детей

·        Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.

·        Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы.

·        Общение с искусством.

·        Наличие необходимых и разнообразных материалов (цветные карандаши, краски, разнофактурная бумага и др.)

·        Сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребенка.

·        Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования.

·        Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.


Средства:

·        Произведения искусства(картины, репродукции)

·        Художественное слово

·        Природа          


Направления:

·        Развитие творческой активности

·        Развитие  технических умений в изобразительной деятельности

·        Развитие познавательных процессов

·        Совершенствование навыков коллективного общения 


Этапы:

·        Подготовительный

·        Обучающе-тренинговый

·        Обучающее-творческий


Методы:

·        Наглядные (наблюдение, рассматривание репродукций, объектов и явлений природы, образец)

·        Словесные (беседа, чтение художественной литературы, объяснение)

·        Практические (упражнение, обследование, игровые (дидактические, подвижные, словесные игры)



Приемы:

·        Вопросы, совет, пояснение, напоминание

·        обыгрывание

Формы:

·        регламентированная деятельность

·        совместная деятельность

·        самостоятельная деятельность детей


Программа состоит из занятий, включающих в себя: словесные, дидактические, подвижные игры, пантомимы, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и собственно занятия по изобразительной деятельности. Общегрупповые занятия  были разработаны на основе пособий, которые указаны в сносках к занятиям, при отсутствии таковых занятия авторские. Конспекты занятий, словесные игры и упражнения, подборка художественного слова для занятий, наблюдений, бесед представлены в приложении данной работы.  При проведении занятий учитывались рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку, разработанные в ходе анализа констатирующего этапа эксперимента.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14