|
Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего до...
-
Дать
возможность освоить нетрадиционные способы выполнения задания – рисование на
мокрой бумаге, на смятом листе, отпечатками.
-
Учить
рисовать романтические рисунки (цветы, животных, человека).
- Расширять кругозор, обращая
внимание на форму, на детали.
Лучевникова Любовь (5 лет 7
месяцев).
Любовь – человек
настроения. Делает все красиво и нетрадиционно только тогда, когда этого хочет
сама. Насильно, уговорами заставить невозможно выполнить ни одно задание. Очень
впечатлительна и обидчива.
Оригинальные рисунки по
замыслу. Аккуратна, передает все детали. Цвет нетипичен, в основном яркие и
светлые тона. Может несколько раз перерисовывать до лучшего варианта. Рисунки
«говорящие», эпитеты, характерные черты подчеркивает цветом, позой, композицией
(например, рисунок на тему «Зайчишка-трусишка» - рисует желтого зайца, а сзади
стоит огромный черный медведь, темно, нависшие облака, тучи).
Рекомендации:
- Учить быть более независимой от
своего настроения, делать то, что нужно, а не только то, что хочется.
- Более спокойно реагировать на
замечания, критику.
- Обращать внимание на форму и
детали, более детализировать рисунки, цвета, если не говорящие, то
соответствующие действительности.
- Не уговаривать, но и не
заставлять, более жестко обозначать требования – это не просьба, а
необходимость.
- Уметь принимать свои ошибки, не
обижаться, а исправлять их.
Гончаревич Настя (5 лет 4
месяца).
Ребенок по натуре
спокойный, не лидер – но за большинством не пойдет. Широкие интересы, не
останавливается на достигнутом, постоянная жажда знаний, не поверхностное, а
углубленное изучение интересующей темы.
Техника изображения и
аккуратность исполнения слабоваты. Предметы не висят, лист заполнен полностью.
Старается в задании найти яркий отличительный признак и его изображать. Рисунки
динамичные, богатый сюжет. В картинках отражает собственное видение мира, свои
интересы, ассоциативное мышление (Нарисуй подарок – рисует цветы). К анализу,
критике относится нормально, но редко воспринимает и переделывает, не
учитывает ошибки на будущее.
Рекомендации:
- Обратить внимание на технику
изображения животных, растений, человека.
- Учить рисовать аккуратно, чтобы
линии были плавными, непрерывистыми, давать задание на рисование контуров
без отрыва карандаша от бумаги.
- Воспитывать усидчивость,
терпеливость, стремление делать все тщательно, продумывая каждую деталь,
не торопиться.
- Расширять кругозор, с обращением
внимания на детали предметов, силуэты, формы, различные вариации одного
явления или объекта.
- Необходимо детальное
объяснение, обсуждение замысла, помощь в ходе работы – «Можно сделать еще
и вот так…».
- Учить прислушиваться к
замечаниям и исправлять ошибки – «Разве эта машина доедет до места? Давай
подумаем и нарисуем настоящую…».
Шулаева
Каролина (5 лет 3 месяца).
Живой, подвижный ребенок. Старается
быть в центре внимания. Очень боится порицания, сказать или сделать что-то
неправильно, из-за чего не может раскрыться в полной мере. Воспринимает свою
ошибку как личную трагедию. Очень чувствительна и впечатлительна, но быстро
забывает и «отходит».
Рисунки чаще романтической
темы. Лист заполнен, предметы не висят, есть сюжет, композиция, перспектива.
Свое видение мира, все задания интерпретирует по-своему, стремится сделать не
так, как у других. Цвет «говорящий», оттенки преобладают светлые, яркие.
Предмет один (нет нескольких вариаций), но тщательно детализированный и
дополнен композицией, фон обязателен. Рисунки аккуратные, с передачей основных
деталей, мимики, жестов. Динамичные рисунки.
Рекомендации:
- Развивать словесное творчество
(рисунки оригинальные, но необычно их назвать затрудняется).
- Учить воспринимать свои ошибки и
исправлять их.
- Более спокойно относиться к
неудачам, давать возможность подумать еще и переделать, не говорить, что
неправильно, а подсказать (например, на необходимость ремонта машины).
- Повышать самооценку девочки,
убеждать ее в собственной правоте.
- Учить высказывать свое мнение,
пусть даже неправильное, отстаивать собственную точку зрения , доказывать
свою правоту ( «Я так думаю потому, что…).
- Необходимо дать только задание.
Меньше подсказывать, навязывать свое мнение.
Чусовитина Анна (5 лет 7
месяцев).
Тихая, редко бывает в
коллективе, чаще одиночные игры с игрушками, если с кем-то, то не больше двух –
трех детей. Долго и внимательно слушает задания, никогда ничего не спрашивает.
Замкнута и молчалива.
Рисунки шаблонные, рисует
«правильно». Расположены предметы по центру. Нет сюжета, есть лишь заданный
объект – аккуратно выполненный, детализированный, но без связи с окружающей средой,
отсутствие композиции, фона, сюжета. Рисует только то, что конкретно
прозвучало, без творческого осмысления. По замыслу - чаще то, что трудно
понять, сама никак не комментирует свои рисунки. Цвет типичен. Рисунки
однотипные, рисует то, что хорошо получается ( на тему «Домашние животные»
нарисовала 6 одинаковых зайцев).
Рекомендации:
- Воспитывать чувство
коллективизма, больше привлекать к общим играм, совместным творческим
делам и заданиям.
- Развивать творческое,
ассоциативное, дивергентное мышление.
- Повышать уровень
любознательности, учить устанавливать причинно-следственные связи.
Расширять кругозор, обращая внимание на отличительные признаки, основные
формы, включенность предмета в общую композицию.
- Обратить внимание на технику
изображения человека( пропорции, части тела), на контуры, форму листьев,
животных, на перспективу, чтобы предметы не висели, на
аккуратность( давать задание на обведение без отрыва контуров и их
закрашивание).
- Необходимо спокойное
развернутое объяснение, обсуждение замысла и возможные пути его
реализации.
Итак, обобщенные результаты
исследования приведены в сводной таблице результатов констатирующего
эксперимента (См. таблицу 1)
По результатам опросника
для родителей можно выделить троих детей, которые набрали от 20 до 23 баллов –
Каролина, Лера, Люба – что характеризует их как сообразительных творческих
детей. На следующей ступени дети, набравшие 15-19 баллов – Рома, Настя, Вова,
Александр, Аня – сообразительны и находчивы, когда чем-то заинтересованы. Далее
– Сергей, Александра – набравшие 9-14 баллов, которым по результатам многого не
хватает для творчества. Отличает этот тест то, что родители не всегда бывают
объективными, причем встречаются как завышение способностей, так и занижение. В
совокупности с тестом педагога методика становится более правдивой, но педагог
также не всегда объективен.
По результатам
анкетирования педагога, картина следующая: ближе всех к одаренным детям
Каролина, затем Любовь, и далее по убывающей – Лера, Александр, Роман, Настя и
др. Чем больше баллов набрал ребенок, тем выше его способности: одаренного
ребенка характеризует оценка в 5 баллов, в данном исследовании до такой высокой
планки не дотянулся никто, но оценка до 4 баллов представляет довольно высокий
уровень способностей. Еще раз следует оговориться, что эти оценки в некоторой
степени субъективны, и о подлинных результатах можно будет судить в
совокупности с результатами тестирования самих детей.
Тестирование детей включало
три методики, определяющие уровень развития творчества, изобразительных
способностей по четырем показателям: оригинальность –
оценивается по специальным таблицам
ухода от шаблонности; разработанность – детализация задания; беглость –
количество заполненных стандартных заданий; название – выражается в словесном
творчестве названия своего рисунка.
Наглядно результаты
всего исследования можно проследить в лепестковой диаграмме (См. рисунок 4).
Названия осей и границы показателей художественно одаренных детей можно
проследить в следующей таблице:
|
№
|
Название оси
|
Границы
|
I
|
Количество баллов по опроснику
родителей
|
20-23
|
II
|
Количество баллов по анкете
педагога
|
4,2-5,0
|
III
|
Количество баллов за оригинальность
|
51-60
|
IV
|
Количество баллов за беглость
|
30-35
|
V
|
Количество баллов за название
|
13-15
|
VI
|
Количество баллов за
разработанность
|
Не ограничено
|
От нулевой точки
откладываем шесть заданных лучей с максимумами, затем соединяем точки границы в
шестиугольник – закрашенная область есть показатели одаренного ребенка.
Отмечаем на каждой оси показатели ребенка, затем соединяем. Если фигура лежит в
закрашенной плоскости, то ребенок художественно одарен, чем ближе к максимуму,
тем выше способности малыша.
В целом можно
охарактеризовать уровень развития данной группы как хороший и достаточно
высокий. Для более эффективного развития в художественном направлении,
проследив некоторые общие тенденции, обобщая теоретические и практические
психолого-педагогические условия по осуществлению индивидуального подхода, для
детей данной группы можно дать следующие рекомендации:
·
Больше
уделять внимание технике изображения человека (пропорции, части тела), животных
(пропорции, размеры, части тела, отличительные признаки, цвет).
·
Расширять
кругозор детей, обращая внимание на детали, соотношение между частями,
окружающей средой в целом, учить переносить повседневный опыт в изображение.
·
Давать
задания по собственному творческому замыслу с последующей аргументацией выполненного
задания (активнее использовать анализ и самоанализ детских работ, учить детей
анализировать рисунки сверстников).
·
Давать
возможность использования нескольких вариантов видения мира и его изображения.
·
Использовать
в работе нетрадиционные материалы и техники (рисование на сырой, мятой бумаге,
рисование пальцами, ватой, колосками и др.).
·
Воспитывать
чувство коллективизма, эмпатию, давать задания на сплочение группы (совместные
игры – подвижные, дидактические, сюжетные; совместное выполнение творческих
работ – коллажей, картин, плакатов и др.).
2.2
Программа
индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного
возраста в изобразительной деятельности.
Частично-поисковый этап
эксперимента.
Цель: Осуществление индивидуального
подхода в работе с художественно одаренными
детьми
старшего дошкольного возраста.
Задачи:
·
Развитие
фантазии, инициативности, творческой активности.
·
Развитие
мышления, восприятия, расширения кругозора
·
Развивать
навыки коллективного общения. Развивать эмпатию, сплоченность группы. Умение
работать в группе, подчинять свои действия и желания общим правилам ради
достижения лучшего результата, умение договариваться.
·
Совершенствование
умений и навыков изображения предметов, передачи формы, строения,
пропорциональных отношений частей в целом, развивать чувство цвета, формы,
ритма, композиции.
·
Научить
использовать в работе различные средства, материалы, техники, а также подбирать
их согласно замысленному сюжету.
Принципы:
·
Систематичность
и последовательность
·
Доступность
·
Индивидуальный
подход к детям
·
Игровая
подача материала
·
Учет
уровня развития детей, индивидуальных характеристик
·
Развивающего
обучения
·
Наглядности
Условия:
·
Создание
развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную
художественную деятельность детей
·
Ознакомление
детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение
эмоционально-интеллектуального опыта.
·
Предоставление
максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к
решению проблемы.
·
Общение с
искусством.
·
Наличие
необходимых и разнообразных материалов (цветные карандаши, краски,
разнофактурная бумага и др.)
·
Сочетание
программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого
ребенка.
·
Использование
в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их
использования.
·
Бережное
отношение к процессу и результату деятельности ребенка.
Средства:
·
Произведения
искусства(картины, репродукции)
·
Художественное
слово
·
Природа
Направления:
·
Развитие
творческой активности
·
Развитие
технических умений в изобразительной деятельности
·
Развитие
познавательных процессов
·
Совершенствование
навыков коллективного общения
Этапы:
·
Подготовительный
·
Обучающе-тренинговый
·
Обучающее-творческий
Методы:
·
Наглядные
(наблюдение, рассматривание репродукций, объектов и явлений природы, образец)
·
Словесные
(беседа, чтение художественной литературы, объяснение)
·
Практические
(упражнение, обследование, игровые (дидактические, подвижные, словесные игры)
Приемы:
·
Вопросы,
совет, пояснение, напоминание
·
обыгрывание
Формы:
·
регламентированная
деятельность
·
совместная
деятельность
·
самостоятельная
деятельность детей
Программа состоит
из занятий, включающих в себя: словесные, дидактические, подвижные игры,
пантомимы, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и собственно
занятия по изобразительной деятельности. Общегрупповые занятия были
разработаны на основе пособий, которые указаны в сносках к занятиям, при
отсутствии таковых занятия авторские. Конспекты занятий, словесные игры и
упражнения, подборка художественного слова для занятий, наблюдений, бесед
представлены в приложении данной работы. При проведении занятий учитывались
рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку,
разработанные в ходе анализа констатирующего этапа эксперимента.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|
|