бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего до... бесплатно рефераты

          Все это позволяет сделать следующий вывод: взаимоотношения в группе одаренных детей имеют свою специфику, особенности, которые во многом определяются высоким уровнем развития их умственных способностей.                

           Очень распространено мнение о том, что одаренные дети – это те, кто лучше всех учится. А как быть с теми, кто неважно учиться, но отличается необычайностью, непохожестью своего мышления? Это тоже одаренные, только в другой сфере, дети творческого склада ума. Другая одаренность – другая личность. Творческих детей отличает неспособность приспосабливаться к общепринятому. И это создает особые  трудности в их обучении и воспитании. Очень важно своевременно заметить, не упустить непривычных, непокладистых, неожиданных творческих детей.


1.2.4. Обучение и воспитание художественно одаренных детей.

            Обучение художественно одаренных детей строится на основании общих принципов обучения одаренных, рассмотренных в предыдущих параграфах. Художественная деятельность отличается некоторой специфичностью.

             В искусстве не может быть оценки «правильно – неправильно» - иначе не было бы огромного разнообразия художников, а был бы один-единственный, принятый за образец эталон. Более того, гениальными названы художники «далеко» уходящие от шаблонов, от реального видения мира: Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Иероним Босх. А как же быть с величайшим полотном Каземира Малевича «Черный квадрат», если оценивать его лишь с позиции натуралистического иллюзионизма – адекватного изображения чисто объективных отношений?

            Гениальность сокрыта не в форме, а в глубоком содержании рисунка, не «как» написано, а «ради чего». Именно поэтому первоочередная задача воспитания и развития художественно одаренных детей не овладение графическими навыками, а развитие творческой активности, нестандартного видения мира. Ведь именно креативность есть основа любого таланта.

В таких парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников как «Природа и художник» Т.А. Копцевой и «Живой мир образов»Р.Г. Казаковой, Л.М. Даниловой и др. выделены следующие направления работы:

1.            Развитие любознательности как основы познавательной активности. Развитие познавательных процессов.

«Как показывают современные исследования (С.М. Вайнерман), детское рисование на всех его этапах связано с чувственным познанием действительности, прежде всего со зрительными образами… Создавая изображение, ребенок опирается на имеющиеся у него представления о предметах, а не на непосредственное их восприятие.»(69 . 78)

2.            Обучение способам  изобразительной деятельности.

«Главным условием совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности стало использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции… раскрывает возможность использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, способствует развитию творческой активности, преодолению страха перед рисованием, перед тем, что ничего не получится – ведь никто не знает, что должно получится – «Это все я сам сделал!»… » (30. 48)

3.            Развитие творческого воображения.

«Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение» .Л.С. Выготский.(52. 84. )

4.            Развитие коммуникативности.

«Все увиденное и услышанное нужно непременно проговаривать вслух, т.е. словесно выражать свой замысел. Но необходимо не только словестно замысливать,но и кратко, образно резюмировать сюжет, попросту  назвать рисунок. Речь – первый союзник рисования. » Мухина В.С. (3 .79)

              На основе глубокого анализа содержания обучения и воспитания, отличительных возрастных особенностей дошкольников, специфики  личностного развития одаренных детей, нами были выделены следующие направления работы по развитию художественной одаренности:

·        Развитие креативности. Необходимо целенаправленное развитие творческой активности и нестандартного подхода к решению проблемы.

·        Формирование изобразительных умений и навыков, обучение различным способам и техникам изображения предметов и явлений.

·        Обогащение представлений об окружающем мире, развитие восприятия, образного мышления, внимания, памяти, воспитание «удивленности», чувства восхищения обыденными вещами.

·        Развитие эмпатии, воспитание доброжелательности, умения договариваться и уступать, преодоление эгоцентризма.

   Рассмотрим более подробно каждое из указанных направлений с раскрытием основных понятий.

               Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

        Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер.  Воображение – отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, оно смутно, схематично и стереотипно. Ведь в основе воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти, а дошкольников этих знаний недостаточно. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения, именно из-за отсутствия знаний о мире, ребенок может легко объединять несовместимое.

          Воображение малыша остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало его, увлекло и поразило. В 5 – 7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. 

             Савенков А.И. выделяет следующие  особенности развития воображения у детей 5-7 лет:

·        Воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию.

·        Оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование.

·        Ребенок осваивает приемы и средства создания образов. К основным могут быть отнесены следующие: агглютинация (соединение разнородных частей), аналогия (ассоциирование), преувеличение (преуменьшение), акцентирование (выделение главного), типизация.

·        Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.


            Овладение изобразительными действиями предполагает освоение детьми комплекса знаний, умений и навыков, в частности знание основных форм, особенностей строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете и между ними, знание способов их изображения и умение их применять в рисунке, аппликации.

          Комарова Т.С и Казакова Т.Г. выделяют следующие особенности изобразительной деятельности художественно одаренных дошкольников:

·        Расположение предметов в соответствии с задуманной композицией

·        Предварительное замысливание сюжета, предварительные наброски

·        Переход от схематического к реалистическому изображению

·        Функционализм. Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этом предмете.

·        Смешанные проекции в рисунке

·        Богатая тематика рисунков

·        Использование в работе большого количества материалов, техник

·        Практическая направленность продуктивной деятельности.



·        Стремление к экспериментированию с различными материалами

·        Специфичность цветовых решений


Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях, отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны. Мышление неразрывно связано с речью, т.к. в речи оформляется процесс рассуждения.

             Выготский Л.С. выделил особенности развития познавательных процессов:

·        Ребенок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

·        Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений.

·        Детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка.

·        Появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления.

·        Ребенок переходит от использования готовых связей и открытию более сложных

·        Возникают попытки объяснить явления и процессы.

·        Экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые взаимосвязи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы.

·        Оригинальность, гибкость, продуктивность мышления

·        Высокая концентрация внимания

·        Хорошая зрительная память.


Общение пронизывает все сферы деятельности, как взрослого человека, так и ребенка дошкольного возраста. Термин «общение» рассматривается многими науками, в том числе  педагогикой и психологией. Общение – есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. Особенностью общения детей 5-6 лет является то, что личностные контакты начинают преобладать. Но в то же время ребенок все еще «занят своими делами», т.е. разговор разрушается, если партнер не слушает, перебивает, вскакивает с места, тянется к предметам. Это особенно актуально для одаренных детей, т.к. каждый из них любознателен, имеет массу идей и собственный подход по любому вопросу. Следовательно, взрослому в этот возрастной период необходимо формировать умение слушать и слышать своего сверстника, сопереживать ему, не менее важным моментом является формирование умения договариваться в группе, подчиняться общим правилам ради достижения лучших результатов в поставленной цели. Для наиболее эффективного воздействия на ребенка, взрослый должен опираться на ведущую деятельность этого возраста – игру, частью и условием которой является общение.

Лисина М.И. (68. 24) выделяет следующие особенности общения одаренных дошкольников со сверстниками:

·        Яркая эмоциональная насыщенность

·        Нестандартность детских высказываний, отсутствие жестких правил и норм

·        Преобладание инициативных высказываний над ответными

·        Богато по своему назначению и функциям: управление действиями партнера и контроль его действий, навязывание собственных образцов, совместная игра, постоянное сравнение с собой.

·        Нонконформизм, эгоцентризм, не способность понять и принять мнения и чувства других.

·        Стремление к лидерству.


Важнейшей особенностью одаренных детей является то, что им не нужно репродуктивное обучение, готовые ответы, гораздо продуктивнее и интересней будет самостоятельное получение знаний. Главным будет являться не формирование личности с заранее заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития специфических личностных качеств ребенка. Исключительное значение в развитии ребенка, в том числе и одаренного, имеет окружающая его среда. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность что-то открывать, применять свою фантазию. Непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия. Петровский В.А. предложил следующие принципы построения предметно-развивающей среды:

  1. Принцип дистанции,  позиции при взаимодействии.

·        Установление контакта между детьми и взрослыми

·        Использование разновысокой мебели

·        Поиск комфортной дистанции взаимодействия индивидуально для каждого ребенка, а также в зависимости от ситуации

  1. Принцип активности.
    • Провоцирование возникновения и развития познавательных интересов, способностей ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств
    • Предоставление в полное распоряжение детей «стены творчества», на которой они могут создавать как индивидуальные картины, так и коллажи
    • Создание реальных условий для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности
    • Создание условий для того, чтобы ребенок мог сам менять цвето-световой дизайн, звуковой дизайн
  2. Принцип стабильности – динамичности.
    • Возможность изменения среды, наличие легко трансформируемых элементов. Возможность изменения фона, трансформации пространства за счет применения раздвижных, переносных перегородок, использование мягкого «строительного материала»
    • Стабильность проявляется в постоянном составе детей и взрослых, наличие семейных традиций в коллективе
  3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования
    • Возможность построения непересекающихся сфер активности детей, одновременное занятие разными видами деятельности, не мешая друг другу
    • Использование трансформирующихся перегородок, встроенных шкафов, откидных полок, разнофактурных настилов
    • Среда должна представлять единый комплекс – цветовой, звуковой, кинестетической модальностей.
  4. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
    • Недостаток стимулов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией импульсов дезориентирует его
    • Создание игрового пространства, «гостиной для взрослых и детей», где каждый может почувствовать себя гостем, личное пространство ребенка, уголок уединения
  5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
    • Размещение экспозиций, выставок в рекреациях, лестничных пролетах. Наличие в интерьере не только произведений искусства различных жанров, но и собственных рисунков детей
  6. Принцип открытости – закрытости.
    • Открытость Природе; открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях; открытость обществу; открытость  своему «Я», собственному внутреннему миру
  7. Принцип учета половых и возрастных различий детей
    • Необходимость обеспечения реальной общности ситуации эмоционального, волевого и когнитивного развития мальчиков и девочек
    • Возрастной подход заключается в специфической реализации сформированных выше принципов для каждого возраста индивидуально.

          Применительно к окружающей среде художественно одаренных детей можно добавить создание «уголка творчества», где имелись бы в наличии самые разнообразные материалы для занятий художественной деятельностью, развивающей творческую активность детей.

          Таким образом, обучение художественно одаренных дошкольников должно строится на четырех основных направлениях: развитие креативности, формирование изобразительных умений, обогащение представлениями о мире и развитие познавательных процессов, развитие эмпатии. Воспитание должно опираться на принципы наглядности, игровой подачи материала, индивидуального подхода к каждому.

        Одаренные дети, это дети, отличающиеся от сверстников. Значит, обучать и воспитывать их нужно с учетом их индивидуальных особенностей.  Изучением данной проблемы занималась Ковальчук Я.И. , ею определена сущность, разработана технология индивидуального подхода. Встает вопрос об использовании индивидуального подхода в  развитии высокого уровня способностей у одаренных детей, в особенности художественно одаренных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14