Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего до...
Все это позволяет
сделать следующий вывод: взаимоотношения в группе одаренных детей имеют свою
специфику, особенности, которые во многом определяются высоким уровнем развития
их умственных способностей.
Очень
распространено мнение о том, что одаренные дети – это те, кто лучше всех
учится. А как быть с теми, кто неважно учиться, но отличается необычайностью,
непохожестью своего мышления? Это тоже одаренные, только в другой сфере, дети
творческого склада ума. Другая одаренность – другая личность. Творческих детей
отличает неспособность приспосабливаться к общепринятому. И это создает особые
трудности в их обучении и воспитании. Очень важно своевременно заметить, не
упустить непривычных, непокладистых, неожиданных творческих детей.
1.2.4. Обучение и воспитание
художественно одаренных детей.
Обучение
художественно одаренных детей строится на основании общих принципов обучения
одаренных, рассмотренных в предыдущих параграфах. Художественная деятельность
отличается некоторой специфичностью.
В искусстве не
может быть оценки «правильно – неправильно» - иначе не было бы огромного
разнообразия художников, а был бы один-единственный, принятый за образец
эталон. Более того, гениальными названы художники «далеко» уходящие от
шаблонов, от реального видения мира: Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Иероним
Босх. А как же быть с величайшим полотном Каземира Малевича «Черный квадрат»,
если оценивать его лишь с позиции натуралистического иллюзионизма – адекватного
изображения чисто объективных отношений?
Гениальность
сокрыта не в форме, а в глубоком содержании рисунка, не «как» написано, а «ради
чего». Именно поэтому первоочередная задача воспитания и развития художественно
одаренных детей не овладение графическими навыками, а развитие творческой
активности, нестандартного видения мира. Ведь именно креативность есть основа
любого таланта.
В таких
парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников как
«Природа и художник» Т.А. Копцевой и «Живой мир образов»Р.Г. Казаковой, Л.М.
Даниловой и др. выделены следующие направления работы:
1.
Развитие
любознательности как основы познавательной активности. Развитие познавательных
процессов.
«Как показывают современные
исследования (С.М. Вайнерман), детское рисование на всех его этапах связано с
чувственным познанием действительности, прежде всего со зрительными образами…
Создавая изображение, ребенок опирается на имеющиеся у него представления о
предметах, а не на непосредственное их восприятие.»(69 . 78)
2.
Обучение
способам изобразительной деятельности.
«Главным условием
совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к
изобразительной деятельности, развития творческой активности стало
использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов. Опыт работы
свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками
позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции… раскрывает возможность
использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных
материалов, удивляет своей непредсказуемостью, способствует развитию творческой
активности, преодолению страха перед рисованием, перед тем, что ничего не
получится – ведь никто не знает, что должно получится – «Это все я сам
сделал!»… » (30. 48)
3.
Развитие
творческого воображения.
«Творческая деятельность воображения
находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта человека.
Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение»
.Л.С. Выготский.(52. 84. )
4.
Развитие
коммуникативности.
«Все увиденное и услышанное нужно
непременно проговаривать вслух, т.е. словесно выражать свой замысел. Но
необходимо не только словестно замысливать,но и кратко, образно резюмировать
сюжет, попросту назвать рисунок. Речь – первый союзник рисования. » Мухина
В.С. (3 .79)
На основе
глубокого анализа содержания обучения и воспитания, отличительных возрастных
особенностей дошкольников, специфики личностного развития одаренных детей,
нами были выделены следующие направления работы по развитию художественной
одаренности:
·
Развитие
креативности. Необходимо целенаправленное развитие творческой активности и
нестандартного подхода к решению проблемы.
·
Формирование
изобразительных умений и навыков, обучение различным способам и техникам
изображения предметов и явлений.
·
Обогащение
представлений об окружающем мире, развитие восприятия, образного мышления,
внимания, памяти, воспитание «удивленности», чувства восхищения обыденными
вещами.
·
Развитие
эмпатии, воспитание доброжелательности, умения договариваться и уступать,
преодоление эгоцентризма.
Рассмотрим более подробно
каждое из указанных направлений с раскрытием основных понятий.
Под воображением понимают психический познавательный процесс создания
новых образов путем переработки материалов восприятия и представления,
полученных в прошлом опыте.
Процессы
воображения имеют аналитико-синтетический характер. Воображение – отражение
действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение
дошкольника отличается от воображения взрослого, оно смутно, схематично и
стереотипно. Ведь в основе воображения лежит перекомбинирование материала,
хранящегося в памяти, а дошкольников этих знаний недостаточно. Отсутствие
такого знания – недостаток и достоинство детского воображения, именно из-за
отсутствия знаний о мире, ребенок может легко объединять несовместимое.
Воображение малыша остается
в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно
взволновало его, увлекло и поразило. В 5 – 7 лет внешняя опора подсказывает
замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые
средства.
Савенков А.И. выделяет
следующие особенности развития воображения у детей 5-7 лет:
·
Воображение
приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его
планирование и реализацию.
·
Оно
становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование.
·
Ребенок
осваивает приемы и средства создания образов. К основным могут быть отнесены
следующие: агглютинация (соединение разнородных частей), аналогия
(ассоциирование), преувеличение (преуменьшение), акцентирование (выделение
главного), типизация.
·
Воображение
переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для
создания образов.
Овладение изобразительными
действиями предполагает освоение детьми комплекса знаний, умений и навыков,
в частности знание основных форм, особенностей строения, цвета,
пропорциональных отношений в предмете и между ними, знание способов их
изображения и умение их применять в рисунке, аппликации.
Комарова Т.С и Казакова
Т.Г. выделяют следующие особенности изобразительной деятельности
художественно одаренных дошкольников:
·
Расположение
предметов в соответствии с задуманной композицией
·
Предварительное
замысливание сюжета, предварительные наброски
·
Переход
от схематического к реалистическому изображению
·
Функционализм.
Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этом
предмете.
·
Смешанные
проекции в рисунке
·
Богатая
тематика рисунков
·
Использование
в работе большого количества материалов, техник
·
Практическая
направленность продуктивной деятельности.
·
Стремление
к экспериментированию с различными материалами
·
Специфичность
цветовых решений
Мышление отражает предметы и явления
действительности в их существенных признаках, связях, отношениях. Оно опирается
на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть
явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии
не даны. Мышление неразрывно связано с речью, т.к. в речи оформляется процесс
рассуждения.
Выготский Л.С. выделил особенности
развития познавательных процессов:
·
Ребенок
решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.
·
Освоение
речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач,
возникает понимание причинности явлений.
·
Детские
вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о
проблемности мышления ребенка.
·
Появляется
иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические
действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает
планомерность мышления.
·
Ребенок
переходит от использования готовых связей и открытию более сложных
·
Возникают
попытки объяснить явления и процессы.
·
Экспериментирование
возникает как способ, помогающий понять скрытые взаимосвязи и отношения,
применить имеющиеся знания, пробовать свои силы.
·
Оригинальность,
гибкость, продуктивность мышления
·
Высокая
концентрация внимания
·
Хорошая
зрительная память.
Общение пронизывает все сферы
деятельности, как взрослого человека, так и ребенка дошкольного возраста.
Термин «общение» рассматривается многими науками, в том числе педагогикой и
психологией. Общение – есть процесс взаимодействия конкретных личностей,
определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и
воздействующих друг на друга. Особенностью общения детей 5-6 лет является то,
что личностные контакты начинают преобладать. Но в то же время ребенок все еще
«занят своими делами», т.е. разговор разрушается, если партнер не слушает,
перебивает, вскакивает с места, тянется к предметам. Это особенно актуально для
одаренных детей, т.к. каждый из них любознателен, имеет массу идей и
собственный подход по любому вопросу. Следовательно, взрослому в этот
возрастной период необходимо формировать умение слушать и слышать своего
сверстника, сопереживать ему, не менее важным моментом является формирование
умения договариваться в группе, подчиняться общим правилам ради достижения
лучших результатов в поставленной цели. Для наиболее эффективного воздействия
на ребенка, взрослый должен опираться на ведущую деятельность этого возраста –
игру, частью и условием которой является общение.
Лисина М.И. (68.
24) выделяет следующие особенности общения одаренных дошкольников со
сверстниками:
·
Яркая
эмоциональная насыщенность
·
Нестандартность
детских высказываний, отсутствие жестких правил и норм
·
Преобладание
инициативных высказываний над ответными
·
Богато по
своему назначению и функциям: управление действиями партнера и контроль его
действий, навязывание собственных образцов, совместная игра, постоянное
сравнение с собой.
·
Нонконформизм,
эгоцентризм, не способность понять и принять мнения и чувства других.
·
Стремление
к лидерству.
Важнейшей особенностью одаренных
детей является то, что им не нужно репродуктивное обучение, готовые ответы,
гораздо продуктивнее и интересней будет самостоятельное получение знаний.
Главным будет являться не формирование личности с заранее заданными свойствами,
а создание условий для полноценного проявления и развития специфических
личностных качеств ребенка. Исключительное значение в развитии ребенка, в том
числе и одаренного, имеет окружающая его среда. Нужно создавать сложное и
безопасное пространство, где может быть реализована склонность что-то
открывать, применять свою фантазию. Непременным условием построения развивающей
среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия.
Петровский В.А. предложил следующие принципы построения
предметно-развивающей среды:
- Принцип дистанции, позиции при
взаимодействии.
·
Установление
контакта между детьми и взрослыми
·
Использование
разновысокой мебели
·
Поиск
комфортной дистанции взаимодействия индивидуально для каждого ребенка, а также
в зависимости от ситуации
- Принцип активности.
- Провоцирование
возникновения и развития познавательных интересов, способностей ребенка,
его волевых качеств, эмоций и чувств
- Предоставление в полное
распоряжение детей «стены творчества», на которой они могут создавать как
индивидуальные картины, так и коллажи
- Создание реальных
условий для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности
- Создание условий для
того, чтобы ребенок мог сам менять цвето-световой дизайн, звуковой дизайн
- Принцип стабильности –
динамичности.
- Возможность изменения
среды, наличие легко трансформируемых элементов. Возможность изменения
фона, трансформации пространства за счет применения раздвижных,
переносных перегородок, использование мягкого «строительного материала»
- Стабильность
проявляется в постоянном составе детей и взрослых, наличие семейных
традиций в коллективе
- Принцип комплексирования и
гибкого зонирования
- Возможность построения
непересекающихся сфер активности детей, одновременное занятие разными
видами деятельности, не мешая друг другу
- Использование
трансформирующихся перегородок, встроенных шкафов, откидных полок,
разнофактурных настилов
- Среда должна
представлять единый комплекс – цветовой, звуковой, кинестетической
модальностей.
- Принцип эмоциогенности среды,
индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка
и взрослого.
- Недостаток стимулов
обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная
среда с хаотической организацией импульсов дезориентирует его
- Создание игрового
пространства, «гостиной для взрослых и детей», где каждый может
почувствовать себя гостем, личное пространство ребенка, уголок уединения
- Принцип сочетания привычных и
неординарных элементов в эстетической организации среды
- Размещение экспозиций,
выставок в рекреациях, лестничных пролетах. Наличие в интерьере не только
произведений искусства различных жанров, но и собственных рисунков детей
- Принцип открытости – закрытости.
- Открытость Природе;
открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях; открытость обществу;
открытость своему «Я», собственному внутреннему миру
- Принцип учета половых и
возрастных различий детей
- Необходимость
обеспечения реальной общности ситуации эмоционального, волевого и
когнитивного развития мальчиков и девочек
- Возрастной подход заключается
в специфической реализации сформированных выше принципов для каждого
возраста индивидуально.
Применительно к окружающей
среде художественно одаренных детей можно добавить создание «уголка
творчества», где имелись бы в наличии самые разнообразные материалы для занятий
художественной деятельностью, развивающей творческую активность детей.
Таким образом, обучение
художественно одаренных дошкольников должно строится на четырех основных
направлениях: развитие креативности, формирование изобразительных умений,
обогащение представлениями о мире и развитие познавательных процессов, развитие
эмпатии. Воспитание должно опираться на принципы наглядности, игровой подачи
материала, индивидуального подхода к каждому.
Одаренные дети, это дети,
отличающиеся от сверстников. Значит, обучать и воспитывать их нужно с учетом их
индивидуальных особенностей. Изучением данной проблемы занималась Ковальчук
Я.И. , ею определена сущность, разработана технология индивидуального подхода.
Встает вопрос об использовании индивидуального подхода в развитии высокого
уровня способностей у одаренных детей, в особенности художественно одаренных.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|
|