бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего до... бесплатно рефераты

            Как было отмечено ранее, для развития художественной одаренности необходимо проведение не только специальных занятий, поэтому для этой конкретной группы детей мы определили несколько дополнительных направлений работы в соответствии с данными  в анализе констатирующего эксперимента рекомендациями.

1.            Специальные занятия индивидуальные или подгрупповые на совершенствование и закрепление умений изображать те или иные предметы в зависимости от индивидуальных рекомендаций.

2.                  Развитие словесного творчества, словарного запаса и умения отстаивать собственную точку зрения, аргументируя ее. Используя следующие задания: рассказы по картинке, сочинение сказок, коллективные игры «буриме», словесные  упражнения:

3.            В формировании аккуратности может помочь пособие «Учимся писать и рисовать. Для детей 6-7 лет. Сост. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2002.».

         Цель данного пособия : Развитие внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики, подготовка к овладению навыками письма.

         Последовательные задания:  

1.            Обвести узор по пунктирам

2.            Раскрасить рисунок

                  3.     Нарисовать по клеточкам такую же фигуру как на образце.

                  4.     Прописать элементы по пунктиру и самостоятельно

4. Снятие телесных зажимов, развитие эмпатии, сплоченности группы, усидчивости, формирование концентрации внимания. Решать данные задачи помогут игры – подвижные, сюжетно-ролевые, с правилами, дидактические. Примерные задания:

·        Угадать по выражению лица (картинки, другой ребенок, взрослый) настроение, предполагаемые фразы, причины.

·        Игры-инсценировки сказок, импровизации, драматизации.

·        Мимикой, пантомимикой показывать различные состояния погоды, воды; настроения людей; различных животных.

Программа расчитана на три месяца и  состоит из трех этапов: подготовительного, обучающего и творческого.

1.      Подготовительный этап.


Направления


Задачи


Содержание работы

 

Развитие творческой активности, воображения

Определение уровня творческой активности, продуктивности воображения, нестандартности мышления.

Занятия, игры преимущественно в совместной деятельности для определения особенностей детей. Закрепление ранее изученного, акцентирование внимания на необычных сторонах привычных вещей через наблюдения природы, рисование на основе шаблонных заготовок. Развитие наблюдательности, образной памяти, умения передавать образы через рисование.

 

Развитие изобразительных способностей

Определение уровня технических умений и навыков в художественной деятельности. Знакомство с новыми материалами, технологиями.

 

Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия)

Определение уровня развития восприятия, различных видов памяти(зрительной, механической), мышления (наглядного, образного, логического).

 

Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива

Определение сплоченности группы, взаимоотношений  детей друг с другом, со взрослыми, развитие эмоциональной сферы каждого ребенка и коллектива в целом.

       Разработано 5 занятий, которые представлены в приложении № 6.


2.      Обучающий этап.


Направления


Задачи


Содержание работы

 

Развитие творческой активности, воображения

Знакомство с новыми способами проявления воображения. Активное развитие фантазии.

Занятия, игры преимущественно в регламентированной деятельности. Знакомство детей с нетрадиционными техниками (граттаж, манкография, монотипия, обрыва, размыва, набрызгом, рисование по сырому, др.). развитие ассоциативного мышления, обогащение впечатлениями через образы природы. Формирование сплоченного коллектива и развитие эмпатии в подвижных и сюжетных играх.

 

Развитие изобразительных способностей

Обучение новым умениям, совершенствование ранее изученных .

 

Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия)

Обогащение новыми знаниями, совместное целенаправленное наблюдение в повседневной жизни, развитие познавательных процессов в различных видах деят –ти.

 

Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива

Совместные игры, выполнение коллективных заданий, проведение соревнований. Развитие эмоциональной сферы, создание благоприятного микроклимата в группе

           Разработано 10 занятий, которые представлены в приложении № 7.


3.      Творческий.

    

            Направления

 

Задачи


Содержание работы

 

Развитие творческой активности, воображения

Самостоятельное применение полученных знаний детьми, придумывание ими новых форм получения нестандартных решений.

Занятия, игры преимущественно в самостоятельной деятельности. Задания на творческое применение полученных умений и знаний через предложение темы или шаблона, самостоятельный выбор детьми средств и способов рисования, игр, умение договариваться между собой. Развитие продуктивности и скорости мышления через прием соревнований, умения отстаивать свою позицию.

 

Развитие изобразительных способностей

Закрепление полученных умений и навыков. Направленность на самостоятельный подбор и реализацию замысла из различных материалов.

 

Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия)

Направленность на самостоятельное добывание знаний, анализ полученной информации.

 

Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива

Самостоятельные игры

         Разработано 6 занятий, которые представлены в приложении № 8.


             Данная программа была апробирована на базе Еленинского ДОУ «Березка» с декабря 2003 г. по март 2004 г.; в эксперименте принимали участие 10 детей подготовительной группы.

 Конечно, для полной реализации поставленных задач необходимо более длительное время. Но и за три месяца видны значительные результаты, особенно в ходе реализации таких направлений, как развитие творческой активности, заинтересованности и обучение некоторым нетрадиционным техникам, развитие эмпатии. Для детей наиболее интересным оказалась возможность знакомства использования различных материалов в работе и возможность творить, самостоятельно применять полученные знания, умения и придумывать нечто свое, новое. Как наиболее удивившими следует назвать технику граттажа и монотипии; самыми понравившимися и наиболее удавшимися техника манкографии и работа с солью, наиболее сложными техника набрызга и размыва.

В ходе реализации программы был проведен небольшой опрос как педагогов, так и детей на выявление уровня заинтересованности нетрадиционными занятиями. Педагогам были предложены следующие вопросы и получены ответы:

  1. Какие из предложенных методов не используются вами в работе и почему?

От детей получены следующие данные:

  1. Какие занятия вам понравились больше всего и почему?

     

Не совсем удалось реализовать принципы доступности и учета развития детей и индивидуальных характеристик, возможно из-за довольно короткого промежутка времени проведения программы. Для реализации программы по осуществления индивидуального подхода, конечно, необходимы более близкие отношения с педагогом, такую программу должен проводить постоянный воспитатель, знающий все индивидуальные особенности детей группы. Хотя плюс работы исследователя, стороннего наблюдателя в том, что он освобожден он предвзятого отношения к детям, от некоторых предрассудков, что позволяет ему более объективно оценивать как работы ребенка, так и его личность в целом. 

Особенность дошкольника в том, что он стеснителен и несколько скован перед незнакомыми людьми. Возможно, этот фактор затрудненного общения и не позволил полностью раскрыть свой творческий потенциал некоторым детям, даже несмотря на старания нас как исследователей, и активную помощь постоянных педагогов группы.

Наиболее мощным средством воздействия на детей с целью обогащения их впечатлений явилась окружающая природа: красота зимнего пейзажа, безмолвие спящего леса, живое весеннее пробуждение … Расширение кругозора, развитие памяти, мышления, восприятия происходит эффективнее когда ребенок удивляется, обнаруживает новое в привычных вещах, когда ему радостно и дается простор для проявления собственной активности. Именно на самостоятельное, но подводимое педагогом, исследование, наблюдение, сенсорное обследование природных явлений и предметов, объектов окружающей действительности, рисование, передачу образов, отвечающих интересам и способностям каждого ребенка в отдельности,  и была сделана главная ставка в реализации программы.  Начало реализации ведущей цели программы - научить ребенка действовать сообразно своей натуре, а педагогу учитывать индивидуальные особенности малышей в любых видах деятельности, было положено, но для ее полного раскрытия необходимо дальнейшее ее  внедрение в широкую практику.


                 2.3 Содержание контрольного эксперимента.

  Контрольный эксперимент проводился в апреле 2004 года и дублировал методы сбора и анализа информации констатирующего эксперимента.

              Цель: выявить уровень развития художественных способностей и сравнить результатами констатирующего эксперимента.

               В ходе контрольного эксперимента были получены результаты, которые можно проследить в описании индивидуальных характеристик каждого ребенка, а также в сводной таблице результатов и лепестковой диаграмме.


Рыбаков Владимир (6 лет 5 месяцев).

Стал более послушен, дисциплинирован. Принимает активное участие в сюжетно-ролевых и подвижных коллективных играх, стал более самостоятелен в выборе ролей, средств их воплощения. Виден более творческий подход к решению проблем. Рисунки старается располагать теперь в едином сюжете, в перспективе, детализированные, реалистичные изображения, активнее использует яркие светлые тона и краски.


Валеев Роман (6 лет 4 месяца).

Стал более внимателен, вникает в суть задания, творчески его переосмысливает, но и умеет проводить прямые аналогии. К выполнению задания может относиться с разных позиций: самостоятелен, если это оговаривается и послушен, если того требует упражнение. Научился детализировать объект в соответствии с заданием: если нужно передать только существенное , то рисует только основное, если детали важны, то прорисовывает все тщательно, аккуратно. Активно пробует новые материалы, привносит даже собственные, если они требуются для воплощения его собственного замысла (макароны- спиральки в качестве аппликации водорослей аквариума).   

       

Сироткин Александр (6 лет 7 месяцев).

Стал более раскован эмоционально, отдает равное предпочтение как дидактическим индивидуальным играм, так и коллективным сюжетным и подвижным, хотя остается интеллектуальная направленность в процессе игры. Увеличилась продуктивность мышления, стало более развито ассоциативное мышление, более избирательно восприятие и память. Лучше стало изображение человека: реалистичное и пропорциональное.



        

Киселева Валерия (6 лет 9 месяцев).

Стала более раскована в своих эмоциях, суждениях. Активно проявляет фантазию, заинтересовалась нетрадиционными способами изображения, исследования предметов, получения ранее не существовавших форм, описания и называния своих работ, ролей, игр. Научилась рисовать технику, машины, т.е. того, что раньше считала «мужскими» темами. Стала более спокойно относиться к критике, своим ошибкам, тщательнее прорабатывает сюжет, способы исполнения, старается творчески подойти к заданию.

 

Стрелкова Александра (6 лет 6 месяцев).

Стала активнее включаться в коллективные игры, но занимает второстепенные, часто «непопулярные» роли. Память более избирательна, теперь  старается запоминать не  форму, а главное содержание, смысл. Рисунки остаются мелкими, композиция не на весь лист, а в какой-либо его части, распологает сюжет так, будто у нее слишком большой лист и она сама делает его меньше, выбирая для изображения только половину листа. Рисунки комментирует, хотя над словесным творчеством еще нужно поработать. Реалистичнее стали изображения, использует многоцветие.

 

Галанин Сергей (6 лет 5 месяцев).

Стал более дисциплинирован, аккуратен. Научился дослушивать задание до конца и критически его осмысливать. Более избирательным стало восприятие и память, активно развивает ассоциативное и образное мышление. Больше обращает внимания на второстепенные детали, если они служат для передачи сущности и колорита предмета или явления. С удовольствием включился в экспериментирование с различными материалами, старается комбинировать полученные знания, собственные материалы не использует.

                                      

Лучевникова Любовь (6 лет 8 месяцев).

Стала более независима от собственного настроения, окружающих обстоятельств, на задание реагирует более адекватно. Все еще впечатлительна, за счет чего активно расширяет кругозор, развивает творческое воображение, образное мышление и память. Обижается уже не так сильно, старается реально взглянуть на вещи, более критически относится к себе и своим ошибкам.

 

Гончаревич Настя (6 лет 6 месяцев).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


 © 2010 Все права защищены.