Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего до...
Стала более раскрепощенной,
эмоциональной, менее эгоистичной, с пониманием относится к чужим идеям, но
может все еще поправлять и корректировать в соответствии со своими интересами
предложения сверстников и даже педагога. Может самостоятельно внутренне
продумывать сюжет, тщательно прорабатывая, но склонна к срисовыванию, а не
рисованию по представлению. Более критично стала относиться к себе и своей
работе, прислушивается к советам, учитывает поправки на будущее.
Шулаева
Каролина (6 лет 4 месяца).
Творческая личность. При
целенаправленной развивающей работе в дальнейшем может добиться высоких
результатов в области искусства. Стала более адекватно относиться к себе,
несколько повысился уровень самооценки. Может, хотя еще и робко, высказывать
свое собственное мнение, сказать, почему она так думает, но настаивать на своем
вопреки другим еще не отваживается из-за особенностей семейного воспитания.
Необходима планомерная работа не только с Каролиной, но и с ее родителями.
Видны хорошие перспективы, но развитие возможно только во взаимосвязи с
семьей, школой, кружками творчества.
Чусовитина Анна (6 лет 9
месяцев).
Также довольно таки трудно
раскрепоститься, больше остается молчаливой. Эмоциональна только в кругу самых
близких подруг (1-2), в коллективном показе своих способностей замыкается в
себе, также трудно расшевелить. Но в одиночестве, когда никто не мешает, дает
простор своей фантазии – в рисунках, в индивидуальных заданиях, занятиях.
Научилась связывать предмет с общей композицией, хотя заполненность листа
частичная, рисует лишь основу, без детализации рисунка, сюжета.
Результаты контрольного эксперимента
можно проследить в таблице, в которой представлены количественные измерения в
баллах за все проведенные диагностические методики.
Наглядно же представить динамику
развития детей поможет лепестковая диаграмма, построенная по аналогии с
диаграммой констатирующего эксперимента.
Анализ данных
позволяет с уверенностью утверждать, что реализация предложенной программы индивидуального
подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста прошла
успешно. Как видно, динамика развития детей существенна: уменьшился разрыв в
уровне развития детей данной группы, при этом каждый ребенок остался
индивидуальностью, с присущими только ему интересами, склонностями,
способностями, характерными чертами. Многие дети (Каролина, Люба, Рома, Лера,
Настя, Сережа и Саша Сироткин) повысили свои показатели по большинству
критериев: расширение кругозора, развитие всех познавательных процессов,
формирование эмпатии, чувств коллективного сотворчества, эмоциональной
отзывчивости и раскрепощенности, совершенствование изобразительных умений. С
Вовой, Сашей Стрелковой и Аней требуется дальнейшая углубленная,
целенаправленная развивающая работа , хотя именно на их примере виден
колоссальный отрыв от прежних показателей , но из-за слабости начального уровня
кажется, что результаты несколько низки, а при анализе динамики развития
прослеживается существенный рывок вперед.
Таким образом, сравнивая
результаты констатирующего эксперимента с результатами контрольного, можно
сделать вывод о грамотной разработке и компетентной реализации развивающей
программы , что доказала ее эффективность в повышении уровня развития детей через
использование персонифицированного подхода к художественно одаренным детям
старшего дошкольного возраста.
Заключение
В результате
анализа психолого-педагогической литературы и педагогического эксперимента
можно сформулировать следующие положения:
1. Данные проблемы: детской одаренности и индивидуального подхода,
являясь довольно актуальными в современных условиях в соответствии с новой
парадигмой образования и социальным заказом, противоречивы и недостаточно
изучены, что требует более пристального внимания и более глубокой проработки, а
также внедрение в широкую практику.
2. Реализация разработанной программы по осуществлению индивидуального
подхода к художественно одаренным детям и сравнение результатов констатирующего
и контрольного экспериментов доказали эффективность развивающей работы и
принципа персонифицированного обучения.
3. Для успешного развития детей в данном направлении мы рекомендуем
педагогам-практикам придерживаться следующих психолого-педагогических условий:
·
Обновить
и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них
предметами и стимулами с целью развития их любознательности, создать условия
для проявления творческой активности и развития изобразительных действий.
·
Широко
использовать в работе нетрадиционные материалы и техники (рисование на смятой,
мокрой, различных видах бумаги, рисование пальцами, ватой, колосками и др.)
·
Создать в
группе благоприятную атмосферу. Предоставить детям возможность активно
задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный
пример творческого подхода к решению проблем. Давать
возможность
использования нескольких вариантов видения мира и его изображения.
·
Не
сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать
действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или
научиться делать) самостоятельно. Давать задания по собственному творческому
замыслу.
·
Доброжелательно
относиться к детям, учить детей эмпатии. Воспитывать чувство коллективизма,
давать задания на сплочение группы.
Список использованной
литературы:
1.
Белова Е.
Потенциальные возможности наших детей. // Дошкольное воспитание. 1994. № 6. С.
6.
2.
Белова М.
Одаренные люди в детстве. // Дошкольное воспитание. 1996. № 9. С. 109.
3.
Берсенева
Л. Третьякова Н. Научите детей рисовать. // Дошкольное воспитание. № 2. 2004.
с. 70.
4.
Богданова
Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.:
Роспедагенство, 1994. с. 62.
5.
Борисова
Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании.
// Дошкольное воспитание. 2002. № 2. с. 2.
6.
Брыкина
Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами. – М.: Педагогическое
общество России, 1998.
7.
Вавилов
Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. / Художники Е.П. Масленникова,
В.Н. Куров. – Ярославль: Академия Холдинг, 2000.
8.
Варкки Н.
Калинина Р. Ребенок в мире творчества. // Дошкольное воспитание. № 6. 2003. с.
57.
9.
Венгер
Л., Дьяченко О. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие
способностей.// Дошкольное воспитание.- № 9-10. –1992.
10. Венгер Л. Педагогика
способностей. – М.,1973.
11. Веселова Л. Кольское
Заполярье в рисунках детей. // Дошкольное воспитание. № 2. 2004. с. 78.
12. Воскресенская В. Создаем
развивающую среду сами. // Дошкольное воспитание. № 1. 2004. с. 77.
13. Выготский Л.С. Воображение и
творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ,1997.
14. Гильбух Ю.З. Внимание:
одаренные дети.- М., 1991.
15. Горелова Г. Степанова В. И
вырастет талант… // Народное образование. 1996 г. № 8. С. 20.
16. Григорьева Г.Г.
Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Издательский центр
«Академия»,1998.
17. Гуревич К. Лабиринты
развития таланта. // Искусство в школе. 1993. № 1.
18. Давыдова М.А. Агапова И.А.
Праздник в школе: Сценарии, конкурсы, викторины: Для учащихся 1-5 классов. –
2-е изд., испр. – М.: Рольф, 2000.
19. Детство: Программа развития и
воспитания детей в детском саду./ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и
др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, перераб.
– СПб.: Детство –пресс,2000.
20. Дитмар К.В. Хочу узнать и
нарисовать тебя, мир!: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993.
21. Доровской А.И. Сто советов по
развитию одаренных детей: родителям, воспитателям учителям. – М.: Роспедагенство,
1997.
22. Дошкольникам о русской
культуре и искусстве. Ч. 1: Метод. указания для студентов факультета
дошкольного воспитания и практических работников детского сада. / Магнитогорск.
пед. ин-т; Сост. А.А. Мирошкина. Магнитогорск, 1993.
23. Дранков В. О природе
художественного таланта. // Искусство в школе. 1992. №1.
24. Дубинин Н П. И др.
Генетика, поведение, ответственность. – М.: Полит. лит-ра, 1989.
25. Дьяченко О.М. Возможности
образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками. // Дошкольное
воспитание. 1995. № 3.
26. Егорова Н.В. Приглашение к
творчеству. Коллаж: Авторская прграмма художественно-творческого развития
дошкольников / Библиотека программы «Детство». – СПб.: Изд-во «Детство пресс»,
1999.
27. Еремеева В.Д., Хризман Т.П.
Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям,
родителям, школьным психологам.- М.: Линка-пресс., 1998.
28. Зак А.З. Развитие
интеллектуальных способностей у детей 6 – 7 лет: Ч 3: Задания ля
самостоятельной работы детей. М.: Новая школа,1996.
29. Изучение воображения и
мышления дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации к
лабораторным занятиям по курсу «Детская психология» / МГПИ. Сост. А Е
Вохмянина, Т Н Джумагулова и др. Магнитогорск,1992.
30. Ильина А. Рисование
нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. № 2. 2004. с. 48.
31. Интеллект, творчество,
личность // Творчество в искусстве – искусство творчества. – М., 2000.
32. Казакова Т.Г. Изобразительная
деятельность дошкольников: пособие для воспитателя детского сада. – М.:
Просвещение,1980.
33. Квач Н.В. Развитие образного
мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет: пособие для педагогов
дошкольных учреждений / Н.В. Квач; Науч. ред. Безруких М.Н. М.: ВЛАДОС, 2001.
34. Ковальчук Я. И.
Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского
сада. – М.: Просвещение, 1981.
35. Комарова Т.С. Савенков А.И.
Коллективное творчество детей. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое
агенство, 1998.
36. Курочкина Н.А. Знакомство с
натюрмортом / Библиотека программы «Детство». – СПб.: Изд-во «Детство пресс»,
1999.
37. Ландау Э. Одаренность требует
мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка: Пер. с нем. / Э.
Ландау. М.: Академия,2002.
38. Лейтес Н.С. Одаренность –
величина переменная.// Первое сентября. – 1993.- 8 мая. – с. 2.
39. Лепская Н.А. Диагностика
художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков». – М.:
Научно-практический центр непрерывного художественного образования, 1995.
40. Мананникова Ю. А. Психолого –
педагогические условия развития чувства композиции у детей 6 г.ж. средствами
живописи (пейзаж) и рисования. Квалификационная работа. Науч. рук. Лопатина
Е.Г. МаГУ. – Магнитогорск, 2003.
41. Матюшкин А.М. Загадки
одаренности. – М., 1993. / б-ка журнала «Вопросы психологии»/ с. 40-49.
42. Мейлах Б.С. Процесс
творчества и художественного восприятия. – М., 1985.
43. Мусийчук М.В. Практикум по
развитию креативности личности: Метод. указания / МГПИ. – Магнитогорск: МГПИ,1994.
44. Мясищев В.Н. Проблема
способностей в Советской психологии и ее ближайшие задачи // Психология
отношений. – М; Воронеж, 1995.
45. Немов Р.С. Психология. –М.:
Просвещение, 1990.
46. Никитин П.Л. Ступеньки
творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.
47. Общая психология: Учебное
пособие для студентов пед. Ин-тов./под ред. А.В. Петровского. – М.:
Просвещение, 1986.
48. Одаренность к искусству:
предпосылки творчества.// Психология одаренных детей и подростков: Учебное
пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. – М., 2000.
49. Одаренные дети / под ред.
Бурменской Г.В. и Слуцкого В.Н. – М., 1991.
50. Пидкасистый П.И. Чудновский
В.Э. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся: Программа.
– М.: Педагогическое общество России,1999.
51. Писаренко Д. Пришла весна,
проснулись гении… // Аргументы и факты. 2002. Апрель. № 15. С 21.
52. Пищикова Н. Мир искусства
дарит мысли, дарит чувства. // дошкольное воспитание. № 2. 2004. с. 67.
53. План – программа
педагогического процесса в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.
/ Сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб.:
Детство – Пресс, 2000.
54. Прохорова Л.Н. Путешествие по
Фанталии. Практический материал по развитию творческой активности дошкольников
/ Библиотека программы «Детство». – СПб.: Изд-во «Детство пресс», 1999.
55. Психологический словарь / под
ред. А.В.Петровского, Н.Г.Ярошевского. – М.: Политическая литература,1990.
56. Психология дошкольника. Хрестоматия
/ Сост. Г А Урунтаева. – 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр
«Академия», 1998.
57. Психология одаренности детей
и подростков: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед учеб. заведений./ Ю Д
Бабаева, Н С Лейтес, Т М Марютина и др.; Под ред. Н С Лейтеса. – 2-е изд. ,
перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
58. Рабочая книга школьного
психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В.
Дубровиной. – М.: Просвещение,1991.
59. Рогаткина Т. Изоэкология. //
Дошкольное воспитание. № 7. 2003. с. 63.
60. Рогаткина Т. Красоту природы
поможет возродить граттаж. // Дошкольное воспитание. 2002. № 8. с. 48.
61. Рогаткина Т. Пусть одуванчик
рисует себя сам. // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. с. 62.
62. Рогаткина Т. Шишкой, маком,
колосочком мы рисуем на листочке. // Дошкольное воспитание. 2000. № 10. с. 17.
63. Савенков А.И. Детская
одаренность и проблема содержания дошкольного образования. // Дошкольное
воспитание. 1999. № 12. С. 2.
64. Савенков А И. Детская
одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество
России, 1999.
65. Савенков А И Одаренные дети в
детском саду и школе. Учебное пособие для студентов высших педагогических
учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия» 2000.
66. Смиюн Ю.С.
Психолого-педагогические условия организации общения детей шестого года жизни в
повседневной деятельности . Науч. рук. Бабунова Т.М. МаГУ. – Магнитогорск,
2004.
67. Современные образовательные
программы для дошкольных учреждений: учебное пособие для студ. пед. вузов и
колледжей / Под ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
68. Соловьева И.В.
Художественно-творческая деятельность как фактор развития одаренности:
автореферат диссертации / Науч. Рук.: Толстых А.В., Фомина Н.Н.; МаГУ,
Магнитогорск, 2000.
69. Соломенникова О. О
парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников. //
Дошкольное воспитание. № 2. 2004. с. 9.
70. Страунинг А. Методы
активизации творческого мышления.// Дошкольное воспитание. - № 4.- 1997г.
71. Теплов Б М. Избранные труды:
В 2-х т. Т. 1.- м.: Педагогика, 1985.
72. Урунтаева Г А. Дошкольная
психология: Учебное пособие для студ. сред. пед учеб. заведений. – 4-е изд.,
стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
73. Учебно-методическое пособие
по спецкурсу «Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми» для
студентов стационара и ОЗО МГПИ / МГПИ; сост. Пручкина Н. .М. – Магнитогорск,
1998.
74. Факторы одаренности: методики
диагностики одаренности / МГПИ; Сост. Т.М. Витик, В.И. Малков. – Магнитогорск,
1996.
75. Харламов И.Ф. Педагогика:
Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – Минск, 1998.
76. Художественное творчество и
ребенок./ Под ред. Ветлугиной. – М., 1972.
77. Художественно-творческое развитие
детей дошкольного возраста. Челябинск,1996.
78. Хуторской А В Развитие
одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
79. Чего на свете не бывает?:
Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет.: Книга для воспитателей детского
сада и родителей./ Е.Л. Агаева, В.В. Брофман, А.И. Булычева и др.; Под ред.
О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1993.
80. Чистякова Г.Д. Творческая
одаренность в развитии познавательных структур. // Вопросы психологии. – 1991.
- №6. – с. 103.
81. Что такое гениальность.//
Популярная психология. Хрестоматия. М., 1990. С. 319.
82. Швайко Г.С. Занятия по
изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа,
конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2002.
83. Шестакова А.В. Росток:
учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного
возраста. – Челябинск, 1996.
84. Юрчук В В. Современный
словарь по психологии.- Мн.: «Современное слово», 1998.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|