Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков
В
экспериментальной группе 35% учащихся имеют высокий уровень выраженности
эпилептоидного типа, а у 15% имеют средний уровень. Гипертивный тип у 25%
учащихся имеет высокий уровень развития. Неустойчивый тип у 10% учащихся
находится на высоком уровне развития, а у 15% подростков эпилептоидно-неустойчивый
тип находится на высоком уровне развития.
По шкале Ю.В.
Попова – Н.Я. Иванова было определено, что диагностируемые подростки входят в
группу риска социальной дезадаптации.
Полученные
результаты по диагностике склонности отклоняющемуся поведению представлены на
рис. 2.
1.
Шкала
установки на социально – желательные ответы.
2.
Шкала
склонности к преодолению норм и правил.
3.
Шкала
склонности к аддитивному поведению.
4.
Шкала
склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
5.
Шкала
склонности к агрессии и насилию.
6.
Шкала
волевого контроля эмоциональных реакций.
7.
Шкала
склонности к деликвентному поведению.
Рис. 2.
Результаты диагностики склонности отклоняющегося поведения экспериментальной и
контрольной групп
По рис. 2 видно,
что 40% испытуемых показали высокие показатели по 1 шкале. Это свидетельствует
о том, что подростки не соответствуют социальным установкам. По 2 шкале
склонности к нарушению норм и правил у 25% учащихся могут идти в разрез
социальным нормам и правилам. В 3 шкале склонности к аддитивному поведению 15%
испытуемых предрасположены к употреблению наркотических веществ. 30% испытуемых
по 4 шкале склонны к риску и причинения себе вреда. В 5 шкале 75% испытуемых
склонны к агрессии и насилию во взаимодействии с другими людьми. По 6 шкале
волевого контроля эмоциональных реакций 55% подростков не способны
контролировать свои эмоциональные реакции. 25% учащихся по 7 шкале склонны
совершить противоправное (деликвентное) поведение.
По 8 шкале лица
женского пола показали низкие показатели, что свидетельствует о принятие
женской социальной роли.
Данный рис. 2
показывает, что по 1 шкале 30% учащихся не соответствуют социально желательным
установкам. 35% испытуемых по 2 шкале могут нарушать нормы и правила. 20%
учащихся 3 шкалы предрасположены к употреблению наркотических веществ. По 4
шкале 35% подростков склонны к риску и причинения себе вреда. Шкала 5
проявилась у 85% испытуемых, что говорит о склонности к агрессии и насилию по
взаимодействию с окружающими людьми. 60% учащихся по 6 шкале не способны
контролировать свои эмоциональные реакции. Шкала 7 проявилась у 35% испытуемых,
которая свидетельствует о склонности к деликвентному поведению.
По 8 шкале лица
женского пола высоких показателей не показали, что свидетельствует о принятии
женской социальной роли.
Таблица 1.
Сопоставление полученных результатов
контрольной и экспериментальной групп по склонности отклоняющегося поведения
(в процентах к количеству учащихся в
группе)
|
Шкалы
Группы
|
Шкала
1
|
Шкала
2
|
Шкала
3
|
Шкала
4
|
Шкала
5
|
Шкала
6
|
Шкала
7
|
Контрольная
|
40
|
25
|
15
|
30
|
75
|
55
|
25
|
Экспериментальная
|
30
|
35
|
20
|
35
|
85
|
60
|
35
|
По
данной таблице можно увидеть какому виду девиантного поведения исследуемые
подростки предрасположены. Большинство наших испытуемых склонны к агрессии и
насилию.
В
ходе диагностики по методике Басса-Дарки было установлено, что в контрольной
группе детей с низким уровнем агрессивности – 30%, со средним – 20%, а высокий
уровень агрессивности имеют 50%. В экспериментальной группе эти показатели
составили 35%, 15% и 50% соответственно. Таким образом, мы видим, что 50% детей
в обоих классах имеют высокий уровень агрессивности, около трети детей (30% и
35% соответственно) – низкий. Детей со средним уровнем агрессивности меньше
всего (20% и 15% соответственно). Причем, если процент детей с высокой
агрессивностью в обеих группах одинаков, то детей с низкой агрессивностью в
контрольном классе на 5% больше, чем в экспериментальном, а детей со средним
уровнем агрессивности, соответственно на 5% меньше, чем в экспериментальном.
Наглядно эти данные отображены на диаграмме рис. 3.
Рис.
3. Соотношение уровня агрессивности в контрольной и экспериментальной группах
по результатам первичной диагностики
В
процессе анализа данных диагностики по Бассу-Дарки были подсчитаны средние
значения по отдельным видам агрессивности внутри групп с низкой, средней и
высокой агрессивностью.
Рассмотрим
полученные данные по контрольной группе (см. рис. 4).
Анализируя
средние значения в группе с низкой агрессивностью, можно отметить следующие факты:
по сравнению со средним значением общей агрессивности (20%), среднее значение
уровня физической агрессии ниже на 5% (15%), косвенной агрессии – ниже на 5%
(25%). То же среднее значение, что и уровень общей агрессии, имеют такие
показатели, как негативизм, подозрительность, вербальная агрессия и
раздражение. Зато среднее значение по такому показателю как обида, превышает,
значение общей агрессии на 5%.
Чувство
вины у этой группы низкое, приближающееся к среднему (30%).
Анализируя
средние значения в группе со средней агрессивностью, можно отметить следующие
факты. По сравнению со средним значением общей агрессивности (60%), среднее
значение уровня физической агрессии ниже на 10% (50%), уровень раздражения –
ниже на 10% (50%), вербальной агрессии на 10% (50%). То же вреднее значение,
что и уровень общей агрессии, имеют такие показатели, как косвенная агрессия и
подозрительность. Зато средние значения по таким показателям как негативизм и
обида, превышают, значение общей агрессии на 5% соответственно (65% и 65%).
Чувство
вины у этой группы среднее, приближающееся к высокому (60%).
Анализируя
средние значения в группе с высокой агрессивностью, можно отметить следующие
факты. По сравнению со средним значением общей агрессивности (80%), среднее
значение уровня физической агрессии ниже на 10% (80%), уровень раздражения –
ниже на 5% (75%). Средние значения по таким показателям как косвенная агрессия
и подозрительность, превышают, значение общей агрессии на 5% (по 85%). То же
среднее значение, что и уровень общей агрессии, имеют такие показатели, как
негативизм, обида и вербальная агрессия.
Чувство
вины у этой группы среднее (50%). Следует отметить, что этот показатель даже
ниже, чем в группе со средним уровнем агрессивности. Это, по всей вероятности,
связано с тем, что дети не воспринимают свое поведение как агрессивное и
социально неодобряемое, а просто следуют наработанным стереотипам поведения.
Рис.
4. Сравнение средних значений различных видов агрессивности в контрольной
группе учащихся по результатам первичной диагностики по Бассу-Дарки внутри
подгрупп с различным уровнем агрессивности
Теперь
рассмотрим аналогичные данные, полученные в экспериментальной группе (см. рис.
5).
Анализируя
средние значения в группе с низкой агрессивностью, можно отметить следующие
факты. По сравнению со средним значением общей агрессивности (25%), среднее
значение уровня физической агрессии ниже на 5% (20%), а подозрительности – ниже
на 10% (15%). Средние значения выше на 5% (по 30%) по показателям: косвенная
агрессия, негативизм и обида. То же среднее значение, что и уровень общей
агрессии, имеют такие показатели, как вербальная агрессия и раздражение.
Чувство
вины у этой группы среднее, приближающееся к низкому (35%).
Анализируя
средние значения в группе со средней агрессивностью, можно отметить следующие
факты. По сравнению со средним значением общей агрессивности (50%), среднее
значение уровня физической агрессии, раздражения и вербальной агрессии, ниже на
5% (45%), косвенной агрессии – на 10% (40%). То же среднее значение, что и
уровень общей агрессии, имеет показатель уровня подозрительности. Зато средние
значения по негативизму и обиде выше на 10% (60%).
Чувство
вины у этой группы среднее, приближающееся к высокому (60%).
Анализируя
средние значения в группе с высокой агрессивностью, можно отметить следующие
факты. По сравнению со средним значением общей агрессивности (80%), среднее
значение уровня физической агрессии и негативизма ниже на 5% (по 75%), уровень
раздражения, обиды и вербальной агрессии – ниже на 10% (по 70%). Средние
значения по таким показателям как косвенная агрессия и подозрительность,
превышают, значение общей агрессии на 5% соответственно (85% и 85%).
Чувство
вины у этой группы среднее (50%). Следует отметить, что этот показатель почти
такой же, как в группе со средним уровнем агрессивности. Это по всей
вероятности, связано с тем, что дети не воспринимают свое поведение как
агрессивное и социально неодобряемое, а просто следуют наработанным стереотипам
поведения.
Рис.
5. Сравнение средних значений различных видов агрессивности в экспериментальной
группе учащихся по результатам первичной диагностики по Бассу-Дарки внутри
подгрупп с различным уровнем агрессивности
Чтобы
доказать существующую связь между выявленными типами акцентуациями характера и
предрасположенностью агрессии и насилию у подростков нами проводится
корреляционный анализ этих переменных. В нашем исследовании получается, что
одна переменная измеряется в шкале наименований, другая – в шкале интервалов
переводящиеся в баллы. И в этом случае мы обращаемся к использованию точечному бисериальному
коэффициенту корреляции, формула которого следующая:
где
rpb
– точечный бисериальный коэффициент корреляции;
у1
– среднее по у, имеющих единицы по х;
у0
– среднее по у, имеющих нули по х;
n1
– число субъектов, имеющих единицу по х;
n0
– число субъектов, имеющих нуль по х;
n
= n1
+ n0;
∂у
– стандартное отклонение всех у.
Статистическая
значимость точечно-бисериального коэффициента корреляции определяется от 0,5 до
0,9 и от – 0,7 до – 1 взаимосвязь ярко выраженная, а в остальных случаях
взаимосвязь не прослеживается.
По
точечному бисериальному коэффициенту нами были получены следующие значения:
·
эпилептоидный тип акцентуации характера и
склонность к агрессии и насилию rpb = 0,6;
·
гипертивный тип акцентуации характера и
склонность к агрессии и насилию rpb = -
0,8;
·
эпилептоидно-неустойчивый тип и склонность к
агрессии и насилию rpb = -0,7;
·
неустойчивый тип акцентуации характера и
склонность к агрессии и насилию rpb = -
0,2.
Из
полученных значений коэффициента корреляции видно, что у эпилептоидного,
гипертивного и эпилептоидно-неустойчивого типов акцентуации характера
прослеживается взаимосвязь с выявленной девиацией.
Следовательно,
типы акцентуаций характера влияют на возникновение девиации в поведении у
подростков.
ВЫВОДЫ
ПО II ГЛАВЕ
Исследование
проводилось на базе двух школ г. Челябинска. Всего было обследовано 40
подростков в возрасте 13-14 лет.
Для
диагностики девиантного поведения были отобраны следующие методики: патохарактерологический
опросник А.Е. Личко позволяющий определить тип акцентуаций характера, методика
диагностики склонности отклоняющегося поведения, разработанная Вологодским
центром, использована нами для выявления предрасположенности к тем или иным
девиациям в поведении подростков и методика Басса-Дарки, которая определяет
степень агрессивности.
При
помощи методики диагностики склонности отклоняющегося поведения было выявлено,
что исследуемые подростки в контрольной группе и в экспериментальной склонны к
агрессии и насилию, показатели по этой шкале составляют 75% и 85%. При
использовании методики Басса-Дарки был выявлен повышенный уровень агрессивности
у подростков, что подтверждает выявленную предрасположенность к девиации.
При
помощи точечного бисериального коэффициента корреляции была доказана связь
между выявленными типами акцентуации характера и предрасположенностью к
агрессии и насилию у испытуемых. Следовательно, типы акцентуаций характера
являются предпосылками возникновения данной девиации у подростков.
ГЛАВА
III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
3.1.
Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования
Анализ
психолого-педагогической литературы показывает, что на организацию
опытно-экспериментальной работы оказывает влияние система принципов, которая
отражает общие требования к организации и проведению эксперимента. В своем
исследовании мы опирались на следующие принципы:
-
принцип системного подхода, ориентирующий
исследование на раскрытие целостности объекта, выделение его внутренних связей
и отношений;
-
принцип личностного подхода, предполагающий
отношение к подростку как личности, как самосознательному субъекту собственного
развития, как к субъекту воспитательного взаимодействия;
-
принцип деятельностного подхода, который связан
с фундаментальным научным положением о том, что развитие личности происходит
только в деятельности. Деятельностный подход позволяет раскрыть цели, средства,
а также результат психолого-педагогической профилактики девиантности,
взаимодействия, взаимообусловленность всех участников этого процесса.
Данными
принципами мы руководствовались при моделировании процесса предупреждения
девиантности подростков.
Этапы
проведения предупреждения девиантного поведения у подростков:
Первый
этап.
Информационно-просветительская
работа для родителей подростков с девиантным поведением. Ее целью является
предупреждение возможных нарушений в семейном воспитании, повышения
коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками.
С
этой целью родителей знакомим с теми формами семейного воспитания, которые
могут приводить к негативным отклонениям в поведении подростков. В процессе
работы решаются следующие задачи:
-
формирование готовности обсуждать с детьми все
спорные и конфликтные ситуации;
-
повышение уровня коммуникативной компетентности
родителей в отношении с подростками;
-
просвещение родителей в отношении стилей
семейного воспитания.
Форма
работы - лекции.
Второй
этап.
Информационно-просветительская
работа с педагогами работающими с подростками.
Целью
этой работы является информирование об индивидуально-психологических
особенностях личности подростка с девиантным поведением, и повышения уровня
эффективности приемов педагогического воздействия с этими детьми. В процессе
работы решаются следующие задачи:
-
узнать каждого подростка, его
индивидуально-психологические особенности и условия формирования;
-
при выборе приемов учебно-воспитательного
воздействия на подростков учитывать их индивидуальные особенности;
-
информирование о стиле общения в педагогическом
процессе.
Форма работы –
лекции.
Третий
этап.
Представляет
собой психологический тренинг. Его целью является развитие навыков
взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и
принятие других. В процессе тренинга решаются следующие задачи:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|