Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков
Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков
Министерство образования
педагогический
университет
Факультет психологии
Кафедра теоретической и
прикладной психологии
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА
По
теме «Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения
подростков»
Выполнила: студентка V
курса
гр. 511
Научный руководитель:
Челябинск
2003
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...3
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1.Проблема девиантного поведения
в современной литературе……….…..8
1.2.Особенности проявления
девиантного поведения подростков………….24
1.3.Основные направления и формы
предупреждения девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..32
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го
КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация
исследования…………………………………………………46
2.2. Методика проведения
исследования………………………………………48
2.3. Анализ полученных результатов
исследования…………………………..58
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
3.1. Цели, задачи, этапы
опытно-экспериментального исследования……….73
3.2. Методика работы по предупреждению
девиантного поведения………..76
3.3. Анализ результатов
опытно-экспериментального исследования………103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...117
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……..122
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
исследования. Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся
тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников имеющих
отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения
подростков – один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее
время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и
интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие
повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также
провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.
Это связано с
кризисом общества, глубокими социально-экономическими, политическими
переменами, переходом к рыночным отношениям, что резко обострило социальные
проблемы, увеличило обездоленность большого количества населения.
И все же в
настоящее время именно в подростковом возрасте наблюдается относительный пик
этих расстройств, определяемый психологическими особенностями подростка
(возникшее противоречие потребностью проявить самостоятельность и реальными
возможностями ее осуществления выступает в качестве своеобразного
конфликтообразующего фактора), поведением субъективной ценности нравственного
здоровья.
Трудности,
которые испытывают подростки, обусловлены в том числе и его
характерологическими особенностями. Заострение черт характера являются тем
фоном, на котором быстрыми темпами продолжают распространяться алкоголизация и
никотинизация подростков, увеличивается употребление наркотиков и токсических
веществ, все более широкое распространение получают отступления от
общечеловеческих норм нравственности.
На фоне
обострения криминогенной обстановки в России в целом по всем видам и
показателям растет молодежная преступность. При общем снижении возраста
преступников наиболее криминогенно активной является возрастная группа в 14-17
лет. Резко увеличилось число подростков, стоящих на учете в инспекции по делам
несовершеннолетних. Так только в Еткульском РОВД Челябинской области на учете
стоят 79 подростков, из них 4 привлечены в качестве обвиняемых, 14 осуждены
условно, с испытательным сроком за 2000 год на учет поставлено 54 человека, в
2001 году – 51. Службами РОВД в 2002 году выявлен 101 несовершеннолетний
правонарушитель.
Как мы видим, в
нашем обществе существует ряд причин для развития личности с девиантным
поведением. И одна из основных задач психолога – определение основных
направлений восстановления нормального процесса социализации подростка, т.е.
разработка основных профилактических мероприятий психолого-педагогического характера.
В литературе
девиантное поведение рассматривается вместе с психологическими особенностями
подросткового возраста. Сам по себе «переходный возраст» и его психологические
особенности (норма и отклонение) давно интересуют ученых – психологов.
В отечественной
психологии (М.А. Алеманский, Л.М. Зюбин, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия,
Д.И. Фельдштейн и др.) и криминологи (В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Р.
Ратиков, А.М. Яковлев и др.) убедительно показано, что девиантное поведение не
определяется «прирожденными механизмами», обуславливаясь причинами
социально-психологическими, в том числе характером микросреды и недостатками
воспитания.
Исследованию
предупреждений девиантного поведения посвящены труды С.А. Беличевой, А.С.
Белкина, В.П. Кащенко, Л.М. Семенюк и др.
Научной базой для
изучения проблем подросткового возраста являются фундаментальные работы
российских (Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др.) ученых.
Л.С. Выготский
подошел к проблеме критического возраста с токи зрения анализа новообразований
в создании подростка и социальной ситуации развития, отражающей в каждом
возрасте неповторимые отношения между ребенком и средой.
Однако, несмотря
на достаточно широкий круг исследований по проблеме девиантного поведения
подростков, аспекты организации психолого-педагогической деятельности по
предупреждению девиантного поведения подростков в школе недостаточно
разработаны. Все это помогло определить проблему исследования: предупреждение
причин формирования девиантного поведения подростков.
Тема нашего
исследования: «Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного
поведения подростков».
Цель
исследования: определить психолого-педагогические условия предупреждения
девиантного поведения подростков.
Объект
исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет
исследования: психолого-педагогические условия предупреждения девиантного
поведения подростков.
Гипотеза
исследования: предупреждение девиантного поведения подростков будет эффективным
при соблюдении психолого – педагогических условий.
Задачи
исследования:
1. Проанализировать сущность
обозначенной проблемы в психолого-педагогической науке и практике.
2. Выявить особенности
проявления девиантного поведения у подростков;
3. Определить
психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения
подростков.
4. Разработать программу
предупреждения девиантного поведения подростков и экспериментально проверить ее
эффективность.
Для реализации
цели и задач работы мы использовали методы теоретического и эмпирического
исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической,
социологической литературы, диагностические методы, статистическая обработка
данных, количественная и качественная обработка экспериментальных данных.
Методики
исследования:
-
патохарактерологический
диагностический опросник А.Е. Личко;
-
методика
диагностики склонности к отклоняющемуся поведению, разработанная Вологодским
центром;
-
методика
диагностики агрессивности Басса-Дарки.
Методологические
основы исследования: строятся на принципах системного подхода, личностного и
деятельностного подхода.
Исследовательская работа
осуществлялась в средних общеобразовательных школах № 27 Советского района и №
149 Ленинского района г. Челябинска.
Исследование проводилось в несколько
этапов.
Первый этап -
подготовительный, поисково-теоретический, в процессе которого осуществлялся выбор,
и теоретическое осмысление темы исследования изучалась и анализировалась
философская, психолого-педагогическая, социологическая, медицинская,
юридическая литература по проблеме; определились методологические основы,
понятийный аппарат исследования; велась подготовка к исследовательской работе,
определились цели и задачи эксперимента.
Второй этап -
опытно-экспериментальный. На данном этапе проведен эксперимент с целью проверки
и корректировки рабочей гипотезы. Проверялась эффективность модели
предупреждения девиантного поведения подростков, проводились контрольные срезы;
определялась необходимость и результативность выделенных
психолого-педагогических условий.
Третий этап - этап
осмысления, описания, обобщения и систематизации исследовательской работы и ее
результатов.
ГЛАВА
I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1.
Проблема
девиантного поведения в современной литературе
Девиантные формы нарушения поведения
или отклонения от общепринятых норм в подростковой среде обнаруживают за
последние десятилетия тенденцию стремительного увеличения и представляют собой
проекцию всех тех проблем, которые накопились в обществе, требуют своего
безотлагательного решения. При этом характер нарушений поведения у подростков
может быть самым разнообразным. Чаще всего они проявляются в противоположных
действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве и
алкоголизме, сексуальной распущенности, бродяжничестве, употреблении
наркотических и токсических веществ, суицидальных тенденциях.
В настоящее время
существует множество гипотез, концепций, которые стремятся дать философское,
психолого-педагогическое обоснование такому явлению как «девиантное» поведение.
Известны многочисленные концепции девиантного, отклоняющегося поведения – от
биогенетических до культурно-исторических.
Авторы
биогенетических концепций (начиная З. Фрейда до Э. Торднайка, К. Бюлера, Э.
Майера, А. Джексена и А. Маслоу), отводя ведущую роль в личностном развитии
человека его природно-биологическому началу, полагают, что все причины
антиобщественного поведения, отклонений в поведении, надо искать в биологии
человека, в особых генетических структурах преступности.
Большую роль в
развитии биолого-антропологического направления сыграла так называемая
антропологическая школа уголовного права, основателем которой был итальянский
психиатр Чезаре Ломброзо (1835-1909). Философской основой его теории явился
позитивизм, соединенный с социал-дарвинистскими идеями. Преступление, по
Ломброзо, - явление столь же естественное и необходимое, как рождение и смерть
человека, как зачатие и болезни, в частности психические. (В последствии
Ломброзо признал, что в той или иной степени преступность связана и с социальной
средой). Ч. Ломброзо и его последователю немецкому психиатру Эрнсту Кречмеру
принадлежит идея о связи между физическое конституцией человека, психическим
складом и типом поведения. Они делили по этим признакам людей на три типа
(эндоморф, мезоморф, эктоморф). При этом они утверждали, что атлетически
сложные люди (мезоморфы) могут быть склонны к тяжким насильственным
преступлениям. Ч. Ломброзо считал, что по антропометрическим величинам лица,
черепа фатально формируется преступный тип личности (70, С. 20).
Проводя антропологические замеры среди преступников,
содержащихся в тюрьме, Ч. Ломброзо пришел к выводу, что существует четыре типа
преступников: врожденные преступники; случайные преступники; преступники по
страсти; душевнобольные преступники.
В противовес
биологизаторской концепции автора другой – социологизаторской концепции (Д.
Ватсон и др.) полагают, что в поведении человека нет ничего врожденного, и
каждое его действие, поступок – это лишь продукт внешней стимуляции.
Абстрактно-социологический
подход к пониманию среды и натуралистический к природе человека отличают
социо-биологические концепции так называемой теории двух факторов, исходящей из
наличия двух сущностей человека – биологической и социальной. Утверждал, что
генетические программы руководят социальным поведением человека, авторы этого
подхода пытаются вести поиск улучшения человеческой природы путем селекции (53,
С. 36).
Среди
разнообразных теорий и концепций девиантного поведения важное место занимают
исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых является
З. Фрейд. В работах его последователей (А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, У. Шуту и
др.) генезис преступности, в частности, рассматривался наряду с другими формами
отклоняющегося поведения, такими, как неврозы, психастении, сексуальные
расстройства, различные формы социальной адаптации. По мнению представителей
психоаналитических концепций, лиц с отклоняющимся поведением отличают
повышенная тревожность, агрессивность, ригидность, комплекс неполноценности.
Особое внимание уделяется природе агрессивности, служащей якобы первопричиной
насильственных преступлений (34, С. 142).
Проблеме
агрессивности, тревожности, изучению природы и проявления этих свойств
посвящены работы А. Бандуры, А. Басса, Л. Берковца, С. Розенцвейга; эти
проблемы получили отражение и в работах отечественных ученых – С.Н. Еникопова,
Т.Н. Курбатова, а также в выполненном в нашей стране исследовании польского
психолога Э. Квятковской – Тохович.
Широкое развитие
в современных условиях получили концепции социальной дезорганизации (Т.
Шибутани и др.), которые объясняют отклоняющееся девиантное поведение
социальными изменениями, в результате которых прежние стандарты теряют свое
значение, из-за чего резорганизуется жизнь общества, когда они люди стараются
придерживаться старых норм и ценностей, другие же ориентируются на вновь
появляющиеся ценности и нормы.
В соответствии с
этим выделяются три этапа отклоняющегося поведения (12, С. 80):
1)
Конфорное
поведение – приспособление к требованиям эталонной (референтной группы),
отличающихся от приятых в обществе норм, взглядов. Для этого типа девиантного
поведения характерно, что приспособление к нормам эталонной группы сочетается с
сознанием норм и ценностей общества в целом.
2)
Импульсивное
поведение возникает под влиянием сильного возбуждения, вопреки свойственным
стандартам поведения и сопровождается временной утратой самоконтроля.
3)
«Компульсивное»
принудительное поведение. Рассматривается как особый вид принуждения, связанный
с плохой приспособленностью отдельных лиц, когда на некоторые события и факты
личность отвечает устойчивыми реакциями, и которые она не в состоянии изменить
(даже сознавая бессмысленность и опасность своего поведения). Это поведение
возникает под воздействием сильных оскорблений, либо наркотиков как защитная по
своей природе реакция.
Наряду с понятием
«девиантное поведение» в литературе встречаются следующие понятия
«патологическое», «аморальное» «асоциальное», «незаконное поведение». При этом
авторы не усматривают в приведенных понятиях большой разницы, другие – Ковалев
К.К., 1981 и др. вкладывают в них различный смысл. В связи с этим понятие
«девиантное поведение» то непомерно расширяется, охватывая все формы нарушений
поведения у здоровых и психически больных людей, то суживается досоциально-психологического,
характеризующего расстройства поведения только у здоровых лиц. Следовательно,
для изучения данной проблемы, прежде всего, необходимо уточнить терминологию и
содержание понятий, характеризующих нарушения поведения. Учитывая множественность
трактовок отклоняющегося поведения, уточним наше представление о них.
Понятие
девиантного или отклоняющегося от норм поведения сопряжено, прежде всего, с
понятием «норма», так как девиантное поведение приобретает определенный смысл
лишь тогда, когда в качестве основного исходного критерия для определения его
сущности используется понятие «социальная норма» (34, С. 5).
Границы
«нормального» поведения столь же относительны, как и границы здоровья или
«нормального» характера. Здесь уместны слова П.Д. Ганнушкина о том, что
«соединение двух таких терминов, как «личность» или «индивидуальность», с одной
стороны, и «норма» или «средняя величина» - с другой, - такого рода соединение
грешит внутренним противоречием; это есть соединение двух по существу совершенно
не согласных друг с другом терминов» (17, С. 4).
Норму определяют
как идеал, условное обозначение объективно существующего явления,
среднестатистический показатель, максимальный вариант, «равновесие» со средой,
функциональный оптимизм и т.д. Однако общепризнанного определения нормы на
сегодняшний день нет, что мало помогает определению девиантности. Вот некоторые
из них:
-
нормы
социальные (от лат. norma – руководящее начало,
правило, образец) – средства социальной регуляции поведения индивидов и групп
(77, С. 189);
-
нормы
социальные – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная
общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью
осуществления деятельности (поведения) установленного образца (типа) (33, С.
51);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|