Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков
В результате
проведенной работы мы добились следующих результатов: склонность к агрессии и
насилию у подростков в экспериментальной группе существенно снизилась, в то
время как в контрольной группе наблюдается даже некоторый рост к агрессии и
насилию; подростки в экспериментальной группе стали более дружными, меньше
стало возникать конфликтных ситуаций. В экспериментальной группе показатель по
данной шкале снизился (с85% до 50%) на 35% по сравнению с первичной
диагностикой.
В
экспериментальной группе наблюдается снижение уровня агрессивности (с50% до
30%) на 20% по сравнению с первичной диагностикой. При этом группа подростков
со среднем уровнем агрессивности выросла на 25% (с 15% до 50%) еще и за счет
уменьшения количества подростков с низкой агрессивностью на 5% (с 35% до 30%).
Акцентуации
характера являются устойчивой особенностью индивида, и это подтвердилось в
нашем исследовании.
В итоговой
диагностике в экспериментальной и контрольной группах типы акцентуаций
характера выявились те же, что и в первичной диагностике.
По шкале Ю.В.
Попова – Н.Я. Иванова было определено, что диагностируемые подростки в
экспериментальной группе не стали входить в группу риска, а в контрольной
группе подростки остались в группе риска социальной дезадаптации.
Достоверность полученных
результатов подтверждены методами статического анализа.
Результаты
опытно-экспериментальной работы подтверждают выдвинутую гипотезу и
свидетельствуют что реализованные в эксперименте психолого-педагогические
условия повышают эффективность работы по предупреждению девиантного поведения
подростков.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Актуальные проблемы девиантного поведения:
борьба с социальными болезнями. – М.: Просвещение, 1995. – 124 с.
2.
Амманскин М.А. Воспитательная работа с
подростками. – М.: Наука, 1979. – 85 с.
3.
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования
личности. – М.: Мысль, 1986. – 158 с.
4.
Бадмаев С.А. Психологическая коррекция
отклоняющегося поведения школьников. – 4-е изд. – М.: Изд-во Магистр, 1999. –
96 с.
5.
Базелюк В.В. Диагностическая и коррекционная
работа с детьми школьного возраста, социально и педагогически запущенными:
Метод. рекомендации / Ред. Н.Н. Тулькибаева, Челяб. гос. пед. ун-т. –
Челябинск: Факел, 1997. – 27 с.
6.
Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный
подросток: Практич. руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. – М.:
Просвещение, 1991. – 224 с.
7.
Бегалиев К. Рядом с тобой подросток:
Предупреждение правонарушений несовершеннолетних – наше общее дело. – Алма-Ата:
Казахстан, 1989. – 190 с.
8.
Белкин А.С. Внимание – ребенок! : причины,
диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. – Свердловск:
Изд-во СПИ, 1981. – 170 с.
9.
Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. –
Свердловск: Изд-во СПИ, 1993. – 138 с.
10.
Белкин А.С. Поступки можно предупредить. –
Свердловкс: Средне-Урал. кн. изд-во, 1997. – 83 с.
11.
Беличева С.А. Основы перевнтивной психологии. –
М.: РИЦК Социальное здоровье России, 1994. – 221 с.
12.
Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция
поведения. – М.: Наука, 1987. – 309 с.
13.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в
детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 347 с.
14.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи:
Записки детского педиатра. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
15.
Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным
поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
16.
Гаврилова Т.П. Личностные трудности и проблемы
подростков. // Психологическая наука и образование. – 1997. - № 3. – С.
104-109.
17.
Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.:
Медицина, 1990. – 176 с.
18.
Гилинский Я.И. Девиантное поведение подростков:
состояние, проблемы, перспективы // Бюллетень защиты прав ребенка. – СПб.:
Питер, 1994. – С. 7-12.
19.
Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения
как специальная социологическая теория // Социс. – 1991. - № 4. – С. 76-80.
20.
Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося
поведения. – Свердловск: Изд-во СПИ, 1987. – 210 с.
21.
Девиантное поведение детей и подростков:
проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Просвещение, 1996. –
147 с.
22.
Дети с отклонениями в поведении / Под ред. И.А.
Невского. – М.: Наука, 1987. – 182 с.
23.
Диагностика и коррекция социальной дезадаптации
подростков. – М.: Социальное здоровье России, 1999. – 183 с.
24.
Димов В.Д. Проблемы девиантного поведения российской
молодежи // Вестник московского университета. Серия 18. Социология и
политология, 1997. - № 3. – С. 45-55.
25.
Драгунова Т.В. Психические особенности
подростков // Возрастная и педагогическая психология. – 1979. - № 1. – С.
305-317.
26.
Забродин Н.И. Как предупредить отклонения в
поведении детей. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
27.
Зюбин Л.И. Индивидуальный подход к учащимся в
трудных случаях учебно-воспитательной работы. – М.: Высш. Школа, 1974. – 152 с.
28.
Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с
трудными учащимися. – М.: Высш. Школа, 1982. – 191 с.
29.
Иовчук И.М., Северный А.А. Депрессии у детей и
подростков. – М.: Школа – Пресс, 1999. – 80 с.
30.
Казаков Л. Профилактика наркомании и
токсикомании // Воспитание школьников. – 1989. - № 4. – С. 24-30.
31.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция:
исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Академия, 1999. –
301 с.
32.
Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция
девиантного поведения подростков. – Кемерово: Логос, 1996. – 112 с.
33.
Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. –
2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 1997. – 140 с.
34.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения.
// Вопросы психологии. – 1998. - № 5. – С. 141-145.
35.
Ковалев А.Г. Психологические основы исправления
правонарушения. – М.: Юрид. Литература, 1968. – 136 с.
36.
Ковалева А.Г. Психология личности. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1969. – 391 с.
37.
Ковалева А.И. Социология личности: норма и
отклонение. – М.: Просвещение, 1996. – 120 с.
38.
Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у
школьников. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1984. – 176 с.
39.
Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для
учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
40.
Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для
учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
41.
Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у
подростка. – Минск: Беларусь, 1988. – 204 с.
42.
Костяшкин Э.Г. Индивидуальная работа в школе с
трудными подростками. – М.: Просвещение, 1989. – 205 с.
43.
Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. – М.:
Наука, 1982. – 120 с.
44.
Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными
детьми. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.
45.
Краковский А.П. О подростках (содержание
возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего
подростка). – М.: Педагогика, 1970. – 272 с.
46.
Краковский А.П. Трудный возраст. – М.:
Просвещение, 1986. – 160 с.
47.
Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.
Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
48.
Краткий словарь социального педагога / Сост.
Р.С. Димухаметова, Р.А. Литвак. – Кустанай: КНИСП и П, 1998. – 72 с.
49.
Краткий словарь по социологии / Под общ. ред.
Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М.: Политиздат, 1989. – 479 с.
50.
Кряквин В.Я. Организационно-педагогические
основы социально-психологической адаптации подростков (из опыта работы
муниципального комплекса образования и воспитания подростков г. Магнитогорска):
Монография: Изд-во Факел ЧГПУ, 1997. – 235 с.
51.
Кузнецов В.И. Психолого-педагогические условия
формирования учащихся. – М.: Просвещение, 1990. – 200 с.
52.
Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки
психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и
преподавателей. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 192 с.
53.
Ландова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая
теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 1993. - № 4. –
С. 35-42.
54.
Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев:
изд-во Логос, 1981. – 439 с.
55.
Личко А.Е. Патахарактерологический диагностический
опросник для подростков и опыт его практического использования. – М.: НИИПП им.
Бехтерова, 1976. – 96 с.
56.
Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у
подростков. – М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с.
57.
Максимова Н.Ю. О склонностях подростков к
аддиктивному поведению // Психологический журнал. – Том 17. – 1996. - № 3. – С.
149-153.
58.
Макшанцев Н.В. Отклонения в поведении подростков
// Социология. – 1991. - № 4. – С. 64-66.
59.
Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический
коллектив. – М.: Просвещение, 1984. – 96 с.
60.
Наш проблемный подросток. – СПб.: Союз, 1998. –
144 с.
61.
Невский И.А. Предупреждение и преодоление
педагогической запущенности школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 212 с.
62.
Невский И.А. Трудный успех. – М.: Педагогика,
1981. – 155 с.
63.
Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или
зло? // Социс. – 1998. - № 9. – С. 100-109.
64.
Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося
(девиантного) поведения // Психологический журнал. – Том 8. – 1997. - № 4. – С.
92-102.
65.
Поливанова К.Н. Психологическое содержание
подросткового возраста // Вопросы психологии. – 1996. - № 1. – С. 20-23.
66.
Почивалова Ж.Г. Подготовка будущего учителя к
взаимодействию со школьниками с девиантным поведением в условиях
образовательного процесса. – Дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2000. – 165
с.
67.
Профилактика и преодоление отклонений от норм
поведения у подростков / Сост. Е.Д. Дедков, Е.Г. Диденкус. – Челябинск: изд-во
«Речь», 1985. – 34 с.
68.
Психологический тренинг с подростками / Л.Ф.
Анн. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.
69.
Пятунин В.А. Психолого-педагогические
особенности девиантного поведения: Учеб. пособие. Ч.I.
Основные формы девиантного поведения. – Магнитогорск: МГПИ, 1999. – 110 с.
70.
Пятунин В.А. Психолого-педагогические
особенности девиантного поведения: Учеб. пособие. Ч.II.
Факторы формирования девиантного поведения. – Магнитогорск: МГПИ, 1999. – 142
с.
71.
Раттер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ. Е.
Алексеевой, С. Нуровой. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 432 с.
72.
Реан А.А. Практическая психодиагностика
личности: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. – 224 с.
73.
Реан А.А. Характерологические особенности подростков
– деликвентов. // Вопросы психологии. – 1991. - № 4. – С. 139-144.
74.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст:
проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994. – 320 с.
75.
Рожков А.Ю. Молодой человек 20-х гг.: протест и
девиантное поведение. // Социс. – 1998. - № 9. – С. 106-114.
76.
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.
Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
77.
Социальные отклонения / Под ред. В.Н.
Кудрявцева. – М.: Юридич. лит., 1989. – 213 с.
78.
Социологический справочник / Под ред. В.И.
Воловича. – Киев, 1990. – 120 с.
79.
Степанов В.Г. Психология трудных школьников.
Учеб. пособие для учителей и родителей. – 2-е из., стереотип. – М.:
Издательский центр «Академия», 1998. – 320 с.
80.
Стурова М.П., Силенков В.И. Девиантное поведение
несовершеннолетних как педагогическая проблема. // Педагогика. – 1999. - № 7. –
С. 38-41.
81.
Трудный подросток / Под ред. В.А. Тапенко. –
Киев: Рад. Школа, 1985. – 175 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|