Психолого-педагогические условия формирования социально–психологического типа личности подростка
Следующее упражнение –
«Хлопки» - дети повторяют хлопки друг за другом (1, 2, 3).
Упражнение «Рисование
корабля». Каждый ребенок рисует себя на корабле, который они сами нарисовали.
После этого детям предлагается обсудить в кругу сегодняшнее занятие. Дети
говорят по желанию.
Далее следует «Прощание»:
дети делятся впечатлениями, после чего берутся за руки и все вместе говорят «До
свидания».
Тема 2. Я и Ты
Цели занятия: эмоциональное
сближение детей, развитие навыков присоединения в общении. Развитие воображения.
Снятие напряжения, «телесных зажимов».
1.мотивировать детей к
самопознанию и познанию других людей через общение;
2.ознакомить детей с понятием
«коммуникативность» - общение;
качества как положительные,
так и отрицательные;
4.учить детей, по
возможности, находить положительные качества во всех людях.
Далее с детьми проводится
беседа на тему «Разные настроения».
Примерные вопросы:
- Какие мы бываем?
- Давайте посмотрим, кто
сегодня грустный, веселый, сердитый, испуганный?
- А как вы это заметили?
Далее предлагаете игру
«Угадай настроение». Выводите одного человека за дверь, а с остальными
выбираете того, кто будет показывать любое настроение, а тот, кто выходил,
должен узнать человека показывающего свое настроение.
На таких занятиях мы помогаем
детям понять себя и понять другого. Примером задания является «Посмотри, чем мы
похожи», «Сказка про дружбу». Повышаем чувство уважения к другим. Примерами
таких упражнений может служить упражнение «Какого цвета твои глаза».
Через непосредственную деятельность
каждого ребенка развивается рефлексия, он осознает свой образ «Я», осознает
свои достоинства и достоинства других людей, осознает свои недостатки и
понимает, что все люди имеют недостатки. Он анализирует, сравнивает, побуждает
интерес к себе, своему характеру, телу, тем самым осознает свой образ «Я»,
стремится к самореализации.
Тема 3. Какие «Мы»
Цель: продолжение занятия
1.помочь детям осознать
особенности позиции ученика;
2.предоставить учащимся
возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя;
3.помочь детям принять
учителя таким, какой он есть;
4.помочь ребенку осознать
трудности учебы, найти внутренние ресурсы, которые помогут справиться с
проблемами.
Эти занятия направлены на
изменение у ребенка установки на преодоление школьных трудностей, на
необходимость личных усилий для достижения успеха.
Для решения задач данного
этапа в программу включены упражнения: «Что делает ученик?», «Невидимый
человек», «Лень», «Лучший друг».
Для решения другой задачи, а,
именно принятие учителя, в программу включены упражнения «Что я чувствую в
школе»,
а также работа со сказкой «О
девочке и строгой учительнице». На этом этапе мы помогаем детям освобождаться
от иррациональных убеждений. Происходит избавление от категоричного мышления.
Тем самым создаем позитивное отношение, как к школе, так и учителю.
Тема 4: Что объединяет людей?
Цель: поддержка в реализации
индивидуальных замыслов, совершенствование навыков межличностной коммуникации,
развитие эмпатии, снятие телесных зажимов.
1.помочь детям осознать качество
настоящего друга;
2. подвести учащихся к
осознанию собственного умения дружить;
3.дать детям представление о
понятии «сотрудничество»;
4.помочь детям осознать, как
важно сотрудничать друг с другом.
Подростковый возраст является
оптимальным для исправления негативных последствий домашнего воспитания как первичной
ступени социализации.
Уметь сотрудничать является
важнейшим показателем социализации. Недостаточная сформированность этого умения
затрудняет адаптированность в социальной сфере. Для решения задач данного этапа
в программу включены упражнения «Нужно ли уметь дружить?», «Сегодня обрадовался
встрече с ...», «Спасибо тебе за ...», «Сладкая проблема» «Корзина грецких
орехов» ― это своеобразное упражнение в развитии способности видеть,
выделять и описывать проблему, так как осмысление ― начало решения этой
проблемы.
Приведем упражнения,
используемого для стимулирования активности в сотрудничестве. «Я умею
договариваться». Группа разделяется на две-три части по пять-шесть человек в
каждой. Подгруппы получают задание инсценировать сюжеты, которые написаны на
карточках и раздаются ведущим. Даётся 8-10 минут. Нужно распределить роли,
согласовать действия, придумать окончание. Побеждает та подгруппа, которая
действует более слаженно.
Сюжеты такие:
Петя подговорил Павлика
убежать во время прогулки за территорию школы. Нина узнала об этом и рассказала
учительнице. Саша услышал это и рассказал Пете с Павликом. Что было дальше?
Данный этап работы формирует
у детей осознание надобности сотрудничества, создаются условия для формирования
новых, более эффективных коммуникативных навыков (конформный тип личности).
Реализовывая модель процесса
формирования социального типа личности подростка мы решали задачу по сохранению
и формированию условий типов личности и эффективных коммуникативных навыков
общения. Но процесс формирования невозможен без коммуникативных начальных
навыков, создания специальной системы отношений, складывающихся между
учениками. Поэтому при непосредственном взаимодействии в учебном процессе и на
занятиях применялись вышеупомянутые психолого - педагогические принципы.
Как отмечает С.В.Кривцова,
моделируя своё отношение в соответствии с пятью указанными принципами, мы
научим своих учеников устанавливать отношения с ровесниками и другими людьми по
тем же принципам.
Представление о своих
высоких способностях - вот то, что обеспечивает мотивацию общения в гораздо
большей степени, чем истинный уровень этих способностей. Так считают многие
психологи, например: такие как М.В.Минияров, Р.Кеттелл и другие.
3.2. Анализ результатов после проведения коррекционной
программы
Во второй главе нашей работы
мы определили особенности самооценки и статусное положение подростков в классе.
Реализованная на практике
модель процесса формирования адекватности самооценки позволит выявить
определённые результаты, которые требуют экспериментального подтверждения.
Поэтому на третьем этапе проводилось контрольное исследование, целью которого
было следующее:
1. оценить результаты
формирующего эксперимента по статусному положению в группе;
2. выявить особенности
развития самооценки и уровня притязаний после проведения формирующего
эксперимента.
Для решения поставленных
задач воспользуемся следующими методами и методиками:
1)Тест по определению
социально-психологического типа личности;
2)Тест диагностики
организаторских и коммуникативных способностей «КОс»;
3)16 - факторный опросник
Раймонда Кеттелла;
4) методы математической
статистики, Т-критерии Вилкоксона.
В теоретической части нашего
исследования отмечалось, что неадекватная самооценка обусловлена главным
образом сферой межличностных отношений. Поэтому одной из целей коррекционной
работы было формирование конструктивных навыков общения со сверстниками, что
ведёт к более гуманным отношениям в социальной среде и, соответственно, к
формированию адекватной самооценки.
Констатирующий эксперимент
проводился в 2007 -2008 годах на базе МОУ СОШ №18 г. Челябинска в 5-м классе
без специализированных уклонов на детях в количестве 26 человек.
На первом этапе проводилась
методика «Тест по определению социально психологического типа личности» с целью
определить изменения в социально-психологическом типе личности подростков.
В результате категории типов личности
каждого ребенка в экспериментальной группе:
Гармоничный тип личности – 2 человека;
Интровертивный тип личности – 5
человек;
Конформный тип личности – 3 человека;
Сензитивный тип личности –5 человек;
Инфантильный тип личности – 5
человек;
Доминирующий тип личности – 3
человека;
Тревожный тип личности – 3 человека.
Исходя из полученных данных,
можно сделать вывод (смотри график 3.1.):
- в экспериментальной группе из 8%
детей имеют гармонично-развитый тип личности и относятся к 1-й группе, более
54% детей то же имеют благоприятный социально психологический тип личности и
относятся ко 2-й группе, 38% относятся к 3-третьей группе;
На втором этапе проводилось
повторное тестирование по методике «Тест по определению
социально-психологического типа личности» с целью определения типа личности
подростка и его изменения.
Результаты проведения представленной
методики в группе детей подросткового возраста выглядят следующим образом:
в экспериментальной группе (график
3.2.) из общего количества детей:
Гармоничный тип личности –2 человека;
Интровертивный тип личности – 3
человека;
Конформный тип личности – 3 человека;
Сензитивный тип личности – 7 человек;
Инфантильный тип личности – 7
человек;
Доминирующий тип личности – 2
человека;
Тревожный тип личности – 2 человека.
Результаты вторичного проведения
методики, «Тест по определению социального типа личности подростка», имеем
следующие результаты: к 1-й группе типологии личности подростка относится 8%
детей имеющих гармонично-развитый тип личности, ко 2-й группе относится 62%
детей имеющих благоприятный тип личности, к 3-й группе относится 30% детей
склонные к конфликтному общению.
Также следует отметить, что после коррекционно-развивающей
программы уровень притязаний уменьшился у ряда подростков, что ведёт к более
правильному и, следовательно, к бесконфликтному общению.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5
группа
График 3.2. Исследование
коммуникативных качеств личности до и после коррекционно-развивающей программы
и дифференцирование их на группы.
На третьем этапе мы проводили опрос
подростков с помощью методики «КОс» для проверки изменения коммуникативных
навыков.
Результаты проведения представленной
методики в группе детей подросткового возраста выглядят следующим образом:
Результаты до коррекционной работы:
8 % имеет 1-ю группу коммуникативных
качеств личности;
12 % имеет 2-ю группу коммуникативных
качеств личности;
40 % имеет 3-ю группу коммуникативных
качеств личности;
22 % имеет 4-ю группу коммуникативных
качеств личности;
18 % имеет 5-ю группу коммуникативных
качеств личности.
Результаты после проведения
коррекционной работы, в той же группе испытуемых:
12 % имеют 1-ю группу коммуникативных качеств
личности;
14 % имеют 2-ю группу коммуникативных качеств
личности;
46 % имеют 3-ю группу коммуникативных
качеств личности;
16 % имеют 4-ю группу коммуникативных
качеств личности;
12 % имеют 5-ю группу коммуникативных
качеств личности.
На четвёртом этапе мы
применяли методы математической статистики для интерпретации результатов и для
наглядного подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы. Для этого
мы воспользуемся Т-критерием Вилкоксона, так как он подходит нам по нескольким
причинам:
1)наша выборка состоит из 26
человек;
2)выборка одна, а замеров –
два;
3)данный критерий позволяет
определить направленность и выраженность изменений.
Для наглядности
продемонстрируем применение этого критерия на методике «КОС». Расчёты мы
поместили в приложения (Приложение 1), а результат предоставляется вашему
вниманию.
Т эмпирическое равно сорока и
находится в зоне значимости:
Т эмп. = 40
Ответ: Н0 отвергается.
Принимается Н1.
По имеющимся положительным
результатам можно с уверенностью утверждать, что реализация модели процесса
формирования социально-психологического типа личности подростка является
эффективной.
Выводы по 3-й главе
1. Реализация модели процесса
формирования социального типа личности показали свою эффективность, так как при
сравнении контрольного и экспериментального срезов можно констатировать, что
группы типологии личности подростков стали более высокими;
2.Коммуникативные навыки
стали соответствовать определенным типам личности также увеличились на порядок;
ТЕСТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ
(В.М.Минияров)
Условия заполнения теста
1.
Из
противоположных по значению личност ных качеств необходимо выбрать одно.
2.
Если не
удается соблюсти первое условие, то в случае 50% проявления обоих качеств
следует отметить отрицательное.
3.
Если
положительное качество проявляется в большей степени, но присутствует и отрицательное,
то можно отметить оба качества.
4.
Если
личностные качества не наблюдаются, то можно не отмечать.
|