Психолого-педагогические условия формирования социально–психологического типа личности подростка
б) учителю важно создавать
ситуации, ограничивающие возможность для учащегося проявлять свой авторитет свою
власть над сверстниками, а также и над родителями. Для этого, выдвигая таких
учащихся на роль официального лидера, следует постоянно обращать внимание на
этическую сторону взаимоотношений.
5. В сфере отношения к себе:
а) педагогу или воспитателю –
необходимо в научении своего подопечного относиться ко всему, что с ним
происходит вдумчиво, с анализом, т.е. прежде, чем реагировать на слова и
поступки близких, одноклассников, спросить себя: «А как бы поступил на моем
месте мудрый человек?» Нужно научить принимать решения и действовать лишь после
нескольких минут такого спокойного созерцательного размышления;
б) в отдельных случаях
педагог может создавать ситуации, в которых так или иначе ущемляются, права и
интересы самого ребенка. Это, конечно, может вызвать бурю возмущения или
породить конфликтные взаимоотношения, тем не менее при тактичном сознательном
управлении этим процессом, ученик может извлечь урок анализа собственных
действий по отношению к другим.
6. В сфере отношения к
критике:
а) следуем также помнить, что
учитель не должен Ступать в конфликтные отношений с подобного типа учащимися,
даже если они провоцируют столкновение, ёкая показать свое превосходство.
Необходимо ограничиться замечаниями, переводя конфликт на юмористическую
основу, где не должно быть высмеивания или' унижения ученика. В противном
случае учитель может бытъ поставлен в унизительное положение, из которого будет
трудно выйти, не привлекая родителей Или диктора;
6) учителю нельзя устраивать
публичные расправы ад учащимися доминирующего социально-педагогического типа
личности ни на педсовете, ни на собрании, не просто в классе, В таких случаях
эти ученики могут себя вести вызывающе, нагло, цинично, демонстрируя свою
зависимость, несгибаемость, вовлекая в конфликт все, новых и людей (родителей,
администрацию, своих товарищей). Результатом таких педагогических воздействия
может быть злоба, обида и по - возможности вымещение ее на виновных в
сложившейся ситуации. Более эффективное, воздействие имеет беседы. Один на один
или в отдельных случаях можно ставить этих учащихся ситуацию, когда его дела
будут; подвергаться критике, При этом критика должна носить конструктивный
характер а самое главное в мягкой форме, чтобы не ущемлять достоинства и
самолюбия учащегося;
7. В сфере отношения к
волевым проявлениям:
а) учителю важно время от
времени создавать ситуации, в которых доминирующий социально - психологичекий
тип вынужден был бы подчиняться воле других людей особенно не являющихся
авторитетными для него. В отдельных случаях это будет вызывать конфликтную
ситуацию, поэтому от педагога требуется разумное управление действиями обоих
учащихся;
6) достаточно эффективной
мерой в упражнений во-первых проявлений ученика может служить ситуация
вынужденного одиночества, т.е. направленной изоляции, го от свободного и
разнообразного общения;
в) особенно полезно ставить
этих учащихся в ситуацию, которой им самим приходится отказываться от чего-то
интересного, нового, престижного в пользу других людей.
Сензитивный тип личности
1. В сфере отношения к людям:
а) учащихся этого типа, если
они хорошо учатся, следует привлекать к оказанию помощи отстающим, что они
делают с удовольствием, приобретая при этом авторитет среди одноклассников;
б) в отдельных ситуациях
правдивые и искренние высказывания таких детей или же попытка с их стороны
найти справедливое разрешение конфликтной ситуации может вызвать недовольство
не только их сверстников, но и учите лей. В таких случаях педагогу необходимо
защищать их наиболее агрессивных членов ученического коллектива;
в) зная, что учащиеся такого
типа умеют открыто отстаивать нравственные принципы, педагогу следует
поддерживать их непримиримое отношение к безнравственным поступкам.
2. В сфере отношения к
деятельности:
а) учащиеся этого типа имеют
многообразные интересы и нуждаются в том, чтобы учитель направлял их усилием на
тот род деятельности, в котором они могут достигнуть максимальных успехов. Раннее
самоопределение сферы профессиональной деятельности позволяет им достигать
вершин мастерства уже в период юношества. Для них полезны психотехнические
упражнения типа «Конец ― делу венец», «Планирование»
б) для учащихся сензитивного
типа важно уметь открыто соперничать в тех областях, где они достигли успехов.
Педагогу следует учить их отстаивать свои интересы и приоритет в творческой
деятельности;
в) при большой разбросанности
интересов такие дети часто бывают неаккуратными, имеют привычку разбрасывать
книги и вещи, не могут сосредоточиться на чем-то, одном. Для устранения этого
недостатка педагог может порекомендовать психотехническое упражнение «Полный
порядок». Содержание его заключается в том, чтобы ученик начал наводить
элементарный порядок, у себя на столе, определил каждому предмету конкретное место
и дальнейшем постарался бы класть его именно туда. «Навести порядок в мыслях»
можно с помощью дневник или еженедельника
3. В сфере отношения к своим
возможностям:
а) для повышения уверенности
в себе и своих возможностях педагогу желательно порекомендовать учащимся такого
типа психотехническое упражнение «Полный покой души». Смысловое содержание
этого упражнения в том, чтобы, когда ученик не уверен в себе или чего-то
боится, пусть вспомнит приятное событие и те ощущения, которые он испытывал.
Настройте его на состояние «полного покоя души», и пусть он постарается
находиться в этом состоянии как можно дольше. Если у него это получилось, хотя
бы один раз, пусть запомнит это состояние, чтобы в следующий раз, когда начнет
испытывать робость, неуверенность в себе, вспомнит изведанное ощущение и войдет
в него снова. В этих же целях, т.е. формирования уверенности учащихся в себе и
правильной оценки своих возможностей, можно использовать психотехническое
упражнение «Киногерой»;
б) учителю необходимо
включить учащихся сензитивного социально-психологического типа в активную жизнь
класса и школы в качестве официальных лидеров, так как неформальными они уже
являются, хотя внешне это может ни в чем не выражаться.
4. В сфере отношений в
коллективе:
а) учитель должен помнить
что, учащиеся этого типа создают общественное мнение коллективе, а
следовательно, их нужно привлекать к разрешению споров внутри класса или даже
конфликтных отношений между учителем и учеником. Дети сензитивного
социально-психологического типа умело находят компромиссы в решении спорных
вопросов, чему способствует их авторитет в средних классах;
б) педагогам и воспитателям
все-таки следует обдумать и возможно изменит свое мнение и отношение к
сензитивному типу учащихся, т. к. непринятие их как заступников за других
учащихся, как правдолюбцев, ― лишает учителя возможности создать здоровые
коллективные отношения. Без права на собственное суждение, без культивирования,
ученической солидарности нельзя создать, коллектив учащихся, объединенный единством
целей.
5. В сфере отношения к себе:
а) в силу заниженной
самооценки сензитивным социально-психологическим типом, педагогу необходимо
позаботиться о повышении статуса ребенка в классе, чтобы у него не развилось
чувства собственной неполноценности;
б) педагогу важно создавать,
ситуации самоутверждения в тех сферах деятельности, где ученики могут наиболее
полно и естественно проявить себя, показать истинные свои возможности.
в) педагогу необходимо
постоянно создавать ситуации в школе, поддерживающие убеждённость ученика в
том, что он действительно нужен другим, не допускать случаев его отчуждения от
коллектива.
г) можно изредка ставить этих
учащихся в ситуацию несправедливого обвинения в дурном поступке, чтобы вызвать
стремлении к самозащите и этим самым научить их защищать себя, а не только
других.
6. В сфере отношения к
критике:
а) педагогу следует помнить,
что учащиеся этого типа очень обидчивы и чутки к несправедливости. Поэтому в
отдельных случаях, под своим контролем, педагогу следует ставить таких учащихся
в ситуацию критики, насмешек над ними или их поведением. Разрешение таких
конфликтных ситуаций дает возможность ученику приобрести, защитную реакцию,
позволяющую ему быть более гибким и менее ранимым к несправедливым ударам
судьбы;
б) немаловажную роль в
отношениях учителя и детей сензитивного типа может сыграть ситуация, когда
педагог усилит контроль за деятельностью ученика, проявит недоверие. Это, с
одной стороны, может способствовать формированию уверенности в своих силах, а с
другой ― повысит устойчивость и снизит тревожность ожидания критической
оценки;
в) детей подобного типа
нельзя наказывать публично, снижая их статус в группе, лишая себя справедливого
союзника и создавая автоматически сильную оппозицию авторитету учителя. Таким
ученикам следует просто делать замечания, в которых не должно быть оттенков
язвительности, высмеивания, или раздражения. С этими детьми достаточно
проведения собеседования; заключения договора. Только в крайних случаях можно
вызвать родителей для принятия совместных решений.
7. В сфере отношения к
волевым проявлениям:
а) педагогу не следует
злоупотреблять терпеливостью учащихся сензитивного социально-психологического
типа, возлагать на них ответственность за поддержание в классе порядка или постоянного
выполнения общественных поручений;
б) педагогу необходимо
обучать этих: детей (на примерax
литературных героев) умению бороться и отстаивать свои убеждения и взгляды, т.
к. они носят неординарный характер и могут опережать время и налги обыденные,
ложившиеся стереотипные представления;
в) педагогу следует
поддерживать те новые традиции в области нравственных отношений, которые очень
часто вводят учащиеся сензитивного социально - психологического типа в
коллектив.
Инфантильный тип личности
1. В сфере отношения к людям:
а) детей этого типа педагог
должен вводить в коллектив сам, знакомить со сверстниками, подчеркивая их
положительные качества, объясняя, что застенчивость и смущение - явление
временное и скоро пройдет. Желательно на первое время прикреплять опекуна из
детей с сензитивным социально-психологическим типом;
б) учителю, следует обратить
особое внимание на то, сак учащиеся такого типа относятся к своим родителям и
близким; Нужно показать ребенку, что его родители являются не средством
удовлетворения его материальных вопросов, но прежде всего, играют в обществе
социально значимую роль;
в) помня, что дети такого
типа ведомы, педагогу необходимо быть внимательным к тому, с какими детьми они
заводят дружбу, по возможности, регулировать складывающиеся товарищеские отношения,
т. к. от этого зависит, насколько активно они, будут осваивать общечеловеческие
нравственные ценности.
2. В сфере отношения к
деятельности:
а) учитель с первого дня
прихода в школу детей инфантильного типа, должен брать их на особый контроль и
не выпускать из поля зрения, не позволяя учащемуся отключаться от работы,
заниматься своими делами;
б) если обнаруживается, что
дети хорошо выполняют домашние задания, но не в состоянии выполнить
самостоятельную работу в классе, то можно по согласованию с родителями провести
недельный или двухнедельный эксперимент.
4. В сфере отношений в
коллективе:
а) в отдельных случаях, когда
учащиеся инфантильного типа проявляют безнравственное поведение по отношению к
своим близким, товарищам или в целом к классу, можно создавать ситуацию
временного отказа от общения с ним, но не на длительный период времени;
б) педагогу необходимо давать
им общественные получения, которые бы поднимали престиж ребенка в глазах
одноклассников. Такие поручения для начала нужно давать, чтобы он выполнял их с
кем-то из своих товарищей, а затем один;
в) влияние коллектива на
инфантильный тип личности чрезвычайно велико и поэтому учителю необходимо
использовать его для формирования нравственной культуры учащегося в период
обучения его в школе, т.к. это один из самых сложных моментов становления их
личности.
5. В сфере отношения к себе:
а) педагогу необходимо всю
свою работу с учащимися построить на преодолении нерешительности, чувства
неполноценности, закомплексованности и прежде всего ложной застенчивости;
б) при общении с этими
учащимися нужно постоянно обращаться к его чувству ответственности,
поддерживать любые положительные начинания. Особо опасно высмеивать или
подавлять инициативу учащихся инфантильного типа, т.к. это может привести к непредсказуемым
последствиям.
в) педагогу желательно
постоянно, подбадривать учащихся этого типа, давать ему возможность вспомнить и
рассказать о тех ситуациях, в которых он смог проявить себя достаточно
решительным и смелым человеком. Следует поощрять его готовность самостоятельно
принимать. решение и в дальнейшем действовать в соответствии с ним. Этим
учащимся, можно было бы порекомендовать психотехнические упражнения «Риск
― дело благородное», «Решительность», «Внутренний голос»
6. В сфере отношения к
критике:
а) особо осторожно и
корректно следует учителю обращаться с учащимися подобного типа подростковом
возрасте, т.к. то, что раньше вызывало только обиду, может привести в этом
периоде к самоубийству. Это связано с тем, что ученик хочет повысить свой
статус в группе не имея возможности. Чувство беспомощности, вступающее в
противоречие с желанием, «сжигает» человека. Поэтому поступки учеником зависит
коллективное мнение о нем и положительное отношение.
5. В сфере отношения к себе:
а) особенно полезно для
учащихся этого типа поставить их в позицию, в которой они вынуждены хотя бы на
мгновение взглянуть на себя как на неповторимое, отличное от всех, как на
носителя человеческих свойств и качеств личности.
б) из двух чувств, которые
характерны для тревожного типа личности — подавленности и стремления доказать
себя, — все-таки следует выбирать второе и на основе ею создавать ситуации,
стимулирующие самовыражение и самоутверждение личности школьника.
6. В сфере отношении к
критике:
а) детям этого типа не следует
читать, длинных нотаций по поводу их поступков, разбираться в том, кто прав, а
кто виноват. Желательно делать строгое замечание с требованием прекращения
действий. Не следует обсуждать публично в классе их поступки, вызывая
общественное порицание, формировать групповое мнение не терпимости по отношению
к таким учащимся. Это бессмысленно, т. к. им безразлично мнение других,
наоборот, еще больше развивает циничное отношение к общественному мнению;
б) учитель должен предельно
корректно обращаться с этими детьми, подбадривать их неуверенные ответы, не
спрашивать в момент, когда они вертятся или мешают другим, превращая оценку в
инструмент управления поведением. Следует помнить, что это личности,
раздавленные семьей, поэтому их поведение чаще всего неадекватно реальной
обстановке. Они желают, показать себя, но не умеют, в результате чего,
образуются уродливые варианты самовыражения;
в) этих детей следует брать
за руку, гладить по голове, нежно обнимать за плечи, особенно в тот момент,
когда назревает конфликт и ученик ждет силового воздействия, а учитель
напротив, высказывает вдруг стремление к взаимопониманию.
7. В сфере отношения к
волевым проявлениям:
а) коррекцию слабоволия с
учащимися тревожного типа желательно начинать с физического воспитания, с так называемых
естественных движений (бег, коньки, лыжи, плавание, гребля, кислородные
экскурсии и т. п.), подвижных игр. Эти виды физических упражнений оказывают
одновременно оздоровительный эффект и способствуют укреплению волевых
проявлений. Физическое воспитание должно осуществляться живо, забавно, весело и
интересно, а самое главное, не носить насильственный характер, упреждающий все
действия ребенка, превращаясь в средство дисциплинарного наказания;
б) педагогу важно в
последующем для развития волевых проявлений у учащихся тревожного
социально-психологического типа включить их в разнообразную трудовую
деятельность с постепенным присоединением умственной работы. С учетом
неустойчивости волевых проявлений ребенка их деятельность должна носить
постепенно нарастающий характер по мере того, как учащийся будет увлекаться
деятельностью;
в) в учащихся этого типа важно
вселять уверенность, что он может понять, сделать любое дело, если проявит волевые
усилия. Поэтому необходимо научить учащегося приводить в исполнение свои
желания. Для этого нужно давать задания различной трудности. Эти задания в
течение длительного времени должны быть доступными учащемуся и усложняться по
мере развития его волевых проявлений.
Интровертивный
тип личности
1. В сфере отношения к людям:
а) по возможности учителю
можно было бы ставить учащихся этого типа в ситуации, в которых нужно
устанавливать неформальные контакты, с окружающими, Для начала это могли бы
быть близкие им люди, а в Дальнейшем и малознакомые. Это необходимо делать для
того, чтобы учащийся; преодолел робость в общении, как со своими сверстниками,
так и окружающими его людьми;
б) через различные поручения
можно попробовать создать ситуации вынужденного активного общения с большим количеством
людей. Первоначально это будет их сильно утомлять, но постепенно они будут
привыкать к непринужденному общению.
2. В сфере отношения к
деятельности:
а) помня о высокой
исполнительности и ответственности учащихся этого типа, педагогу можно
пробовать их детей инфантильного типа можно публично обсуждать в классе только
до старшего подросткового возраста, затем необходимо только индивидуальное
собеседование.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|