бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогические условия формирования социально–психологического типа личности подростка бесплатно рефераты

1.                 констатирующий этап «проведение диагностических исследований»;

2.                 формирующий эксперимент «проведение коррекционно-развивающей работы с детьми, у которых 1-я, 2-я и 3-я группа типологии личности»;

3.                 контрольный этап «проведение контрольного среза по тем же методикам с детьми, принимавшими участие в коррекционно-развивающей программе».

«Тест по определению социально-психологического типа личности», учащимся была изложена тема и цель исследования, дано описание и устная инструкция. Все участники эксперимента были открыты и проявили желание участвовать в эксперименте. В инструкции были подчеркнуты следующие моменты: каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух.

Участники эксперимента имели достаточно времени для обдумывания ответов. В комнате во время эксперимента не присутствовали посторонние. Ребятам была дана гарантия неразглашения.

Исследование «Коммуникативных или организаторских способностей» качеств личности проводилось в индивидуальной форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено достаточно времени для обдумывания.

Учащиеся экспериментальной группы проявили интерес к данной теме, задумались над вопросом «Почему я ставлю именно это качество на первое место?».

Тест изучение общения по методике Р.Кеттелла 16-и факторный опросник проходил в групповой форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено достаточно времени для обдумывания.

Обработка результатов коммуникативных качеств детской группы осуществляем следующим образом: бланках (см. приложение 2), мы фиксируем выборы детей. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым ребенком и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем.

Далее результаты экспериментов оформляем графически в виде диаграммы групповой дифференциации «см. приложение 1»

Потом, соединив результаты ответов детей, мы увидим характер связей, особенности групповых дифференцировок и взаимосвязей между ними.

Следующий этап работы – определение диагностических показателей коммуникативного исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:

а) социальный тип личности ребенка в системе социально-психологических типов личности подростка.

Тип личности ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из нескольких характерных типов личности:

1 группа – гармоничный тип;

2 группа – комформный тип, сензитивный тип, интровертивный тип, инфантильный тип

3 – группа доминирующий тип, тревожный тип.

1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько ребенок ощущает себя в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию и интерес в общении с ним. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный или холодный.

б) уровень взаимоотношений. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных «1 и 2» типологических категориях, определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным типом личности - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе коммуникативных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;

в) индекс конфликтности. Группу можно считать благополучной, если в ней нет типов личности склонных к конфликтам, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если конфликтная ситуация = 15-25%;

г) мотивация к общению: выясняет, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного уровня коммуникативных возможностей и типов личности, осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;

В результате проведенного исследования по методике «Кос» в группе детей подросткового возраста с целью изучения склонности к общению или одиночеству, мы определили следующие диагностические показатели:

В результате коммуникативные показатели каждого ребенка в экспериментальной группе:

2 человека (8%) имеют 1-ю группу коммуникативных и организаторских способностей (высокий уровень проявления «Кос»)

3 человека (12%) имеют 2-ю группу коммуникативных и организаторских способностей (высокий уровень проявления коммуникативных и средний организаторских способностей)

12 человек (40%) имеют 3-ю группу коммуникативных и организаторских способностей (средний уровень проявления «Кос»)

5 человек (22%) имеют 4-ю группу коммуникативных и организаторских способностей (уровень проявления «Кос» ниже среднего)

4 человек (18%) имеют 5-ю группу коммуникативных и организаторских способностей (уровень появления «Кос» занижен)

Исходя из полученных данных можно сделать вывод (смотри график 2.1.):

-                     в экспериментальной группе более 30% детей имеют не выраженные коммуникативные или организаторские способности, а 60% относятся к первой, второй и третей - статусным группам т.е. с высоко и средне выраженными способностями. Для сравнения возьмем только коммуникативные качества т.к. для дальнейшего исследования необходимы только эти качества.


 












                   1 группа    2 группа 3 группа          4 группа      5 группа

График 2.1 Социальные коммуникативные навыки, в системе межличностных взаимоотношении

Рассмотрев, статус коммуникативных навыков очевидно, что:

-                     в экспериментальной группе 8 % человек имеют первую категорию высокий уровень проявления общения;

-                     из графика также видно, что 12 % человек экспериментальной группы относятся к категории - общительные;

-                     к третьей статусной категории относятся 40%, в экспериментальной группе у детей со средним уровнем общения;

-                     к четвертой статусной категории относятся 22 % испытуемых с низким уровнем общения.

- в пятой статусной категории 18% испытуемые с заниженным уровнем общения.

Выводы по второй главе

 

1. Коммуникативные качества подростка напрямую связаны с его типом личности. Чем ниже его типологическое - статусное положение на графике, тем ниже его коммуникативные качества.

 2. В экспериментальной группе более 30% детей имеют слабовыраженные коммуникативные качества, а 60% относятся к первой и второй статусным группам;

3. Изучив полученные результаты по определению типа личности каждого члена группы можно сделать вывод, что в экспериментальной группе эмоциональный климат для каждого воспитанника не совсем благоприятный.

 4. Тип личности подростка это - его статусное положение в группе, однако изменения типа личности, при переходе из одной статусной группы в другую незначительны.

Глава 3. Психолого-педагогические условия социально-психологического типа личности подростка

 

3.1. Программа формирования социально-психологического типа личности подростка

 

Проведение констатирующего эксперимента позволяет нам определить основные особенности того или иного типа личности, а также статуса в коллективе, и выделить основные направления в работе с детьми. Поэтому, на втором этапе проводился формирующий эксперимент, целью которого было формирование условий для формирования личности подростка, повышение коммуникативных способностей, снижение конфликтных ситуаций в школьной жизни подростков, где они испытывают затруднения.

На втором этапе исследования проводился формирующий эксперимент, целью которого было моделирование процесса формирующего определенный социальный тип личности подростка. Программа состоит из 10 занятий, эксперимент проходил в специально созданных условиях. В экспериментальную группу входил 5 класс. В программе представлены еженедельные занятия - тренинги. Схема занятий:


1 .Введение в тему


Основные задачи этапа:

-         совершенствование у ребенка способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям;

-         помощь в развитии ролевых способностей;

-         помощь в развитии воли и коммуникативных навыков;

-         формирование качеств отношения психологической защиты по отношению к негативным ситуациям.

2.Развертывание темы

 

Задача – заинтересованность и включение детей в тему занятия, обеспечение возможности осмысления темы, содействие выходу на поверхность ранее не проявляемых чувств.

На этом этапе необходимо побуждать каждого ребенка к высказыванию своей точки зрения. Важно дать детям понять, что занятия психологией требует полной включенности в работу, а так же, что любой вопрос и любое мнение требует внимания и уважения, кроме того, неправильных ответов на этих занятиях быть не может.


3. Индивидуализация темы


Задача - значимость индивидуального опыта - это расширение границ самопознания.

Если в классе создана доверительная атмосфера, то дети начинают уходить от обсуждения общей темы и переходить к собственным, волнующим их проблемам: ссоре их с родителями, неудавшейся любви, потерянной дружбе, проблемам в школе и т.п. В этих случаях необходимо объяснять подросткам о правиле конфиденциальности: то, что обсуждается на занятиях, не должно выходить за пределы класса, об этом не следует никому рассказывать.


4. Завершение темы


Задача – помочь детям увидеть изменения в своем поведении при общении с окружающими его людьми и, по возможности, постараться их объяснить.

 Иногда на этом этапе требуется провести специальные упражнения на релаксацию, основанные, например, на чередовании сложной ситуации общения и приятной расслабляющей беседы. Сила «Я» предполагает активность личности, способность её к усилиям, к определённому напряжению, пробуждающему к действию, сопротивление трудностям не только в общении, но и выходу из конфликтных ситуаций. Конфликтная ситуация не приводит к душевному смятению, апатии, бездействию и растерянности, она заставляет его функционировать более интенсивно и за маленький промежуток времени прокручивать несколько вариантов решения проблемы, с большей самоотдачей, либо делать сознательный выбор в предлагаемых условиях, исключающие повторения созданных трудностей.

1. Первая группа типов личности не нуждающаяся в психологической коррекции. Они обладают гармоничным типом личности, который обладает высоким уровнем коммуникативных способностей и адаптированы к любой среде, так же обладают резервом для преодоления конфликтных ситуаций и творческим отношением к деятельности. Этот идеальный образ ребенка-творца, достаточно редкий в реальной жизни.

2. Вторая группа типов личности, нуждающаяся в неполной коррекции типологических качеств и особенностей: интровертивный, конформный, сензитивный и инфантильный типы личности. Большинство относительно «благополучных» детей имеющих эти типы личности, в целом адаптированы к социуму, но по результатам диагностических методик проявляются отдельные признаки конфликтности и замкнутости, которые проявляются по отношению к безнравственным ситуациям. Такие дети нуждаются в групповых занятиях, профилактически развивающих коммуникативные качества у таких детей. Это группа относительного риска, она довольно многочисленна и представляет средний уровень социально-психологического типа личности.

3. Третья группа типов личности. К нему относятся дети с доминирующим и тревожным типом личности. Эти дети либо не способны к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмом защиты, отдаления себя от травмирующих влияний среды. Так же дети, имеющие эти типы, склонны к конфликтным ситуациям, не способны идти на компромиссы, а в большинстве случаев провоцирующие его сами.

Выделенные уровни позволяют дифференцировать психологическую помощь учащимся. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу. Детям второго уровня необходима систематическая помощь психопрофилактического характера. Учащимся, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная работа. Конечно в идеале, желательно учитывать особенности таких групп и строить коррекционную работу с учетом вышесказанного.

Мы указали цель программы, разработаны задачи, план коррекционных занятий с темой, целью, инструкцией, анализом, комментарием для ведущего и полным описанием.

 Частные задачи программы следующие:

-         помочь детям осознать себя как личность и другого;

-         помочь детям ощутить связь с другими;

-          показать детям, что есть уважение и доверие;

-          помочь детям правильно обдумывать и анализировать свои поступки;

-          научить детей сочувствию и пониманию другого;

-          помочь детям преодолеть свои сомнения и страхи;

-          показать детям, как можно жить без насилия и лжи;

-          помочь детям развить в себе и другом, только сильные стороны своего характера;

-          развить в детях правильное, безобидное чувство юмора.

ПЛАН КОРРЕЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ


Темы занятий

Кол-во занятий

Кол-во упражнений

1

Знакомство

1

4

2

Я и Ты

1

4

3

Какие «Мы»

2

4

4

Что объединяет людей?

1

5

5

Мои трудности

2

6

6

Какой я в школе

1

17

7

Какой я с друзьями

1

15

8

Что такое вместе?

1

18


Все эти занятия можно сгруппировать в четыре основные темы:

1 .Мои ощущения

2. Я и Ты

3. Какой я в школе

4. Какой я с друзьями

Рассмотрим подробнее каждую из этих тем.

Каждое новое занятие начинается со знакомства или вводной части.


Тема 1. Знакомство

Цели занятия: знакомство участников друг с другом, концентрация внимания, снятие напряжения в незнакомой обстановке, внимание к партнеру.

Первое занятие начинается со знакомства детей с помещением, в котором им предстоит заниматься весь коррекционный курс. Дети могут походить, посмотреть все, что их заинтересовало.

Затем детям предлагается сесть в круг – «Теплый круг» для обсуждения увиденного.

Примерные вопросы:

- Что ты видишь?

- Что понравилось?

- Чем это помещение отличается от других?

- Что ты чувствуешь? Что слышишь?

Далее предлагается поиграть в игру «Путешествие на корабле».

Все ребята случайно попали на судно. Ведущий предлагает детям назвать себя любым именем, которое сохраняется за ним на всех занятиях и рассказах о себе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8