Психолого-педагогические условия развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
Контрольная группа
Критерии развития креативности
Дети
Задания
|
Оригинальность
|
Быстрота
|
Гибкость
|
Вариатив-ность
|
Общ. балл
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1. Коля. А.
|
2
|
1
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
24
|
2. Настя. Б
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
32
|
3. Настя. Е.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
15
|
4. Лена. К.
|
2
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
2
|
24
|
5. Саша. К.
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
33
|
6. Витя. М.
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
1
|
2
|
3
|
2
|
2
|
27
|
7. Коля. М.
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
14
|
8. Маша. С.
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
26
|
9. Максим. У.
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
16
|
10Сережа. Ф.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
25
|
11. Вова. Л.
|
2
|
1
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
24
|
12. Олег. Т.
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
32
|
13. Таня. Б.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
15
|
14. Нина. К.
|
2
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
2
|
24
|
15. Павел. З.
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
33
|
16. Юля. Р.
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
1
|
2
|
3
|
2
|
2
|
27
|
17. Саша. Б.
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
14
|
18. Юра. Л.
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
26
|
19. Илья. Ш.
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
16
|
20. Галя. Д.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
25
|
Низкий уровень = 1 баллу = 12-19
баллам
Средний уровень = 2 баллам = 20-27
баллам
Высокий уровень = 3 баллам = 28-36
баллам
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
«Способность оригинально
обыграть игрушку»
(примеры протоколов)
1. Воспитатель (видя,
что Вика сидит одна, подходит к ней и достает из-за спины игрушку Лису Алису и
говорит:
- Вика, к
нам в гости пришла Лиса Алиса, ей очень скучно, она хочет с тобой поиграть.
Вика П. (с интересом смотрит на новую игрушку, оживляется): -
Пойдем, Алиса, я тебя покормлю. Сегодня я испекла очень вкусный пирог. Вот ты
его и попробуешь. (Кормит лису.) Ой, Алиса, а что у тебя с лапой? Ты,
наверное, ушиблась? Марк, давай ты будешь врачом и полечишь Алису?
Марк Г.: - Давай (одевает халат).
Вика П.: - Доктор, Лиса Алиса разбила лапу. Полечите ее.
Марк Г. (рассматривает лапу, делает вид, что мажет,
выписывает рецепт лекарства): - Не переживайте, до свадьбы заживет.
Вика П.: - Спасибо, доктор. До свидания. А сейчас, Алиса, я
уложу тебя спать. (Укладывает.) Спокойной ночи. (Уходит.)
2. Воспитатель: - Вадим, посмотри, какую я принесла игрушку.
Ее зовут Лиса Алиса. Поиграй с ней.
Вадим Б. (рассматривает игрушку не торопясь, берет на руки,
поглаживает, начинается ходить с ней по комнате. Затем подходит к столу, сажает
лису на стул, ставит тарелку на стол, делает вид, что кормит. Покормив,
укладывает спать. Уходит.)
3. Воспитатель: - К нам в гости сегодня пришла Лиса Алиса.
Рита, ей очень скучно, она хотела поиграть с тобой.
Рита К. (медленно подходит к игрушке, неторопливо
рассматривает ее, трогает уши, нос, хвост, берет на руки): - Ты будешь мой
дочкой. (Несет в игровой уголок.). Я пойду на работу, а ты сиди, играй в
комнате. Никуда не уходи. Я скоро приду. (Сажает лису на кровать и уходит.
Приходит через несколько минут с покупками.) Алиса, я пришла, принесла много
вкусненького. Иди скорее столу, будем ужинать. (Приносит игрушку, сажает за
стол.) Вот торт, вот пирожки. Это все я тебе принесла. Кушай. (кормит лису.)
О, уже очень поздно, тебе, наверное, пора домой. (Отдает игрушку воспитателю.)
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
«Придумай
сюжет по условию»
(примеры
протоколов)
8. Воспитатель: -
Саша, как ты будешь играть, если в твою семью придет Доктор Айболит?
Саша П.: - Если ко мне в гости придет Доктор Айболит, то
сначала я познакомлю его со своим медведем Мишей. Мы сядем к нему на спину (Это
очень большой медведь. Он больше меня.) и поедем кататься. Сначала Миша отвезет
нас ко мне в спальню, там мы поиграем в мои игрушки. Потом он нас повезет в
зал. Там мы с Доктором Айболитом посмотрим мультфильм «Ну, погоди!» и сказку
про Ивана Царевича. А когда мы устанем смотреть, то нас Миша отвезет в спальню,
и мы ляжем спать.
9. Воспитатель: - Настенька, расскажи мне, как ты будешь
играть, если в твою семью придет Доктор Айболит?
Настя С. (задумавшись): - Он будет меня лечить. У меня будет
болеть животик, а он мне его посмотрит, помнет, потом даст таблетку. Я ее съем
и выздоровею. Мама скажет ему «спасибо» и проводит до двери.
10. Воспитатель: - Артем, как ты будешь играть, если в твою
семью придет Доктор Айболит?
Артем С.: - Я буду шофером такси и буду возить Доктора
Айболита к больным. Он их будет лечить. Сначала он вылечит мою собаку. У меня
есть собака. Зовут ее Динга. У нее болит лапа. Вот, значит, Айболит вылечит ей
лапу, потому он полечит птичку. У нас на крыше живет птичка. У нее сломано
крыло, и она не летает. Я кормлю ее. Доктор Айболит вылечит птичку, и он снова
станет летать. А потом я отвезу его домой, потому что будет вечер и ему пора
будет спать.
7. Воспитатель: - Рита, представь себе, что в твою семью
пришел Доктор Айболит. Как ты с ним будешь играть?
Рита К. (задумавшись): В семью. Он будет папой, я мамой, а
Катя (кукла) – дочкой. Папа будет ходить на работу, он будет работать врачом и
лечить больных. Я буду готовить обед, а потом кормить его и Катю. А когда Катя
заболеет, мы приедем к нему на работу, и он полечит свою дочку. А потом
наступит ночь, и мы пойдем спать.
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Вопросы
|
Ответы воспитателей
|
1. Считаете ли вы игру важной для
психического и физического развития ребенка?
|
Да, конечно.
|
2. Каким методам в руководстве
играми детей вы отдаете предпочтение? (прямые, косвенные)
|
В основном косвенными, но иногда
используем и прямые.
|
3. Какие шаги вы предпринимаете для
развития сюжетно-ролевой игры?
|
Создаю предметную среду, иногда играю
сама, обогащаю игровые сюжеты.
|
4. Как вы думаете, следует ли
развивать творчество у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры?
|
Да.
|
5. Считаете ли вы важным развитие
творчества в игре?
|
Да.
|
6.Что способствует развитию
воображения у ребенка?
|
Окружающая ребенка обстановка,
отдельные виды деятельности, случаи из жизни, художественная литература,
мультфильмы, сказки…
|
7. Какие методы и приемы вы
используете в своей работе для развития творчества у детей?
|
Прямые, косвенные.
|
8. Как вы думаете, влияет ли игра
на развитие креативности у дошкольников?
|
Да, влияет.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|