бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогические условия развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры бесплатно рефераты

2.Науке до сих пор доподлинно не известно, что такое задатки на анатомо-физиологическом уровне. Однако жизнь и практика работы с людьми позволяют, постоянно и внимательно наблюдая за ними, обнаруживать задатки по внешним, психологическим признакам. Это, в частности, можно сделать, наблюдая за тем, как ребенок ведет себя и решает разного рода задачи в раннем детстве.

3.Особенно ярко задатки ребенка проявляются в ранние, дошкольные годы его жизни, в частности в возрасте от одного года до четырех-пяти лет. Их можно обнаружить, наблюдая, чем данный ребенок существенно и в положительную сторону отличается от других детей.

4.К возрасту примерно около четырех лет практически почти все имеющиеся у ребенка с рождения задатки, так или иначе, проявляют себя. Поэтому, заботясь о развитии задатков ребенка, об их как можно более скором превращении в способности, необходимо активно приступать к развитию способностей при самых первых проявлениях задатков.

5. Многие способности человека можно развивать и при отсутствии у него явно выраженных задатков. Однако в этом случае придется приложить гораздо больше усилий для развития способностей, и они, наверное, не достигнут в своем развитии достаточно высокого уровня.

Обучение и воспитание вносят не меньший вклад в разви­тие способностей, чем имеющиеся задатки. Сами задатки без обучения и воспитания никогда не превращаются в высоко­развитые способности человека.

5.Чем старше человек, тем труднее развивать его способности даже в том случае, если у него имеются явно выраженные задатки.

Психологическое консультирование как самих педагогов-воспитателей, так и родителей старших дошкольников, направлено на оказание эффективной помощи в целях формирования и развития креативности детей старшего дошкольного возраста, и, прежде всего с разъяснением возможностей сюжетно-ролевой игры для развития креативности.

Воспитателям и родителям следует понимать, что креативнось, это - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативнось выделена в особый тип среди интеллектуальных способностей человека.

Среди основных свойств креативности можно выделить следующие:

1.   Гибкость мышления, то есть переход от одного класса явлений к другому, подчас далекому по содержанию.

2.   Свобода от шаблона, выражающаяся в поиске новых подходов к решению творческих задач.

3.   Широта, определяющая возможность привлечения знаний из различных областей.

4.   Критичность, характеризующаяся способностью, верно оценивать эффективность собственной деятельности.

5.   Глубина, определяемая степенью проникновения мышления в сущность явлений.

6.   Открытость — доступность мышления к различного рода привходящим идеям и суждениям.

7.   Антиципация, или мышление с предвосхищением.

8.   Независимость мышления, определяемая способностью самостоятельно и оригинально сформулировать и решить творческие задачи, не поддаваясь стороннему влиянию, и умением отстаивать свои творческие позиции.

9.   Изобретательность, конструктивность.  

Вместе с тем, нужно понимать, что вопрос о креативности как самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным. Несмотря на значительное число исследований посвященных данной вопросу, надежные способы измерения креативности и развития не найдены.

В дипломной работе для решения задачи по развитию креативности у старших дошкольников был разработан соответствующий алгоритм с привлечением для решения стоящей задачи такого средства как сюжетно-ролевая игра.

Алгоритм представляет психодиагностическую и развивающую систему по оценке, развитию креативности у детей старшего дошкольного возраста, контролю успешности примененных развивающих приемов. Алгоритм включает в себя 3 блока: набор диагностирующих методик, второй блок - развивающий (использование сюжетно-ролевой игры в качестве основного развивающего приема). Третий блок: блок оценки полученных результатов и эффективности применения сюжетно-ролевой игры как основного средства развития креативности у детей старшего дошкольного возраста. Применение третьего блока позволяет корректировать процесс и содержание сюжетно-ролевой игры, методические приемы по использованию сюжетно-ролевой игры как основного средства развития креативности. Этот блок выступает своеобразным средством самоконтроля для педагога-воспитателя в оценке эффективности проводимых развивающих методик.

Таким образом, в дипломной работе, помимо обобщения и анализа психолого-педагогической литературы, решения поставленных  задач, была решена и прикладная задача: создан соответствующий алгоритм, который имеет ярко выраженную консультирующую направленность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При выполнении дипломной работы, как научного исследования на основе применения совокупных методов исследования (изучение, анализа педагогической, психологической и специальной литературы, опыта работы психологических служб по изучению психолого-педагогических условий развития креативности у старших дошкольников  в процессе сюжетно-ролевой игры, анализа практики деятельности отдельных психологов по определению психолого-педагогических условий развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры, проведения психологического эксперимента) решены поставленные задачи:

6.      Определена сущность креативности в психолого-педагогической литературе;

7.      Проанализирован опыт по эффективному развитию креативности у дошкольников;

8.      Выявлено значение сюжетно-ролевой игры в развитии креативности дошкольников;

9.      Диагностирован уровень развития творческого мышления в процессе сюжетно-ролевой игры;

10.  Проведен психологический эксперимент по выявлению эффективных психолого-педагогических условий, необходимых для развития креативности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре;

Задачи решалась путем создания в процессе практической работы с детьми положительной мотивации. В ходе игровой деятельности устанавливались доброжелательные отношения между психологом и детьми, заинтересовывали их за счет привлечения игровых приемов, внесения элементов новизны, необычности в традиционные формы организации игровой деятельности, разъяснения практической значимости выполняемой работы. Наряду с названными психологическими условиями, способствующими развитию креативности использовалось также словесное и наглядное поощрение.

Задача по разработке конкретных средств и методов, способствующих развитию креативности у старших дошкольников решена с применением следующих методик:

Для развития креативности у младших школьников в изобразительной деятельности использовались различные методики, упражнения, беседы и др. Среди них, такие как методика Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А., Л.Ю. Субботиной на развитие воображения; методика Мухиной В.С. Использование в работе с детьми занятий, объединяющих и обогащающих арсенал познавательных, оценивающих, исполнительских средств и средств формирования задачи приводит к значимым улучшениям в развитии креативности детей по сравнению с уровнем, зафиксированным на констатирующем этапе. Упражнения на развитие и обсуждение деталей и смысла игровой деятельности в сюжетно-ролевой игре с обсуждением - способствует организации активности ребенка, формированию механизмов его самостоятельной деятельности, механизмов самоуправления, активизации творческого потенциала.

В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза дипломной работы и решены поставленные задачи.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в разработке рекомендаций для работы психолога:

4.                 Результаты исследования могут использоваться для создания оптимальных психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста;

5.                 Разработаны и представлены психолого-педагогические приёмы, стимулирующие и развивающие креативность у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

6.                 Создан алгоритм по психологическому консультированию воспитателей и родителей по успешному развитию креативности у старших дошкольников.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.:Пед-ка, 2002.-336 с., ил.

2.     Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1999. - т.16. -  №5. - С.49-58.

3.     Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998.

4.     Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.// Дошкольное воспитание. – 2005. - №5.

5.     Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред.Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 2002. - 128 с., ил.

6.     Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,2001.

7.     Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1998.

8.     Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1998. - С.432-433.

9.     Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 2001.

10. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М.,2003.

11. Жуковская Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх // Дошкольное воспитание. – 2001. - №10.

12. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1996. - 320 с., ил.

13. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры.// Дошкольное воспитание. – 1995. - №10.

14. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №10.

15. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003.-192с., ил.

16. Косенко Н. Т. Формирование творческой активности в игре.// Дошк. восп.-  1999. - №12.

17. Крупская Н. К. Пед. соч. – М., 1989. -  т. 6. - С.54-55.

18. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок – дошкольник: к диагностике творческих способностей // Дошк. воспитание. – 1995. - №9.

19. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. - М., 2002.

20. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. - М., 1996. - №3.

21. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2001.

22. Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд.-М.,2005. - С. 234-235.

23. Макаренко А. С. Игра. соч. - М., 1987. - т.IV. - С. 376.

24. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. - С.18-23.

25. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1998.

26. Одаренные дети: пер. с англ./общ. ред. Бурменской и Слуцкого. - М., 1999.

27. Основы психодиагностики./Под. ред. А. Г. Шмелева. – Ростов на Дону, 1999.

28. Панов В. И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности.// Прикладная психология. – 1998. - №3. - С.33-48.

29. Педагогический словарь в 2-х томах. Том первый. - М.,2006.

30. Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. – Исследователь игры детей  дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание. - 2004. - №12.

31. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1998.

32. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. /Под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко. - М., 2005.

33. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 1996.

34. Психологический словарь,/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научн. –исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. – М.: Педагогика, 1993. – 448 с., ил.

35. Пчелкина В. Книга – источник детского творчества. //Дошк. восп. – 2001. -  №6.

36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. – М, 1999.

37. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) /Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. –М.: Просвещение, 2004. – 112 с.

38. Савенков Л. И. Детская одаренность в познавательной сфере.//Дошк. восп. -  1998. - №5-6.

39. Сухомлинский В. А. Избр. Пед. соч. – М., 1999. - Т. I. - С.104.

40. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. – М., 1999.

41. Усова А. П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими //Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. - Л., 1997. - Т. 56.

42. Флерина Е. А, Эстетическое воспитание дошкольника. – М.,2001. - С.140.

43. Хазратова Н. В. Проблема измерения  креативности детей 3-5-летнего возраста. //Индивидуальность и способности. - М. 2004. - С.93-114, Приложения (с.114-117).

44. Художественное творчество и ребенок./Под. ред. Н. А. Ветлугиной.-М.,1992.

45. Чернов А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. – Ростов на Дону, 2002.

46. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка – дошкольника // Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. - М., 1999.

47. Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. – 1996. - №5.

48. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры./ В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. – М.,1996.

49. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры./ В сб. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М., 1999.

50. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1998.










































ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Экспериментальная группа

1. Артем. А.                  5 лет  7 месяцев

2. Вадим. Б.                  5 лет  2 месяца

3. Марк. Г.                     5 лет 9 месяцев

4. Саша. Г.                    6 лет 1 месяц

5. Рита. К.                     5 лет  3 месяца

6. Саша. П.                    5 лет  8 месяца

7. Вика. П.                    5 лет  5 месяцев

8. Настя. С.                   6 лет  2 месяца

9. Артем. С.                  5 лет  4 месяца

10.Саша.Ф.                    5 лет 11 месяцев

11.Дима. К                     5 лет 7 месяцев

12.Серёжа. Т.                 5 лет          2 месяца

13.Лена. И.                     5 лет          9 месяцев

14.Даша. К.                    5 лет 3 месяца

15.Надя. К.                     5 лет         8 месяца

16.Света. П.                   5 лет 10 месяцев

17.Вова. К.                     5 лет          5 месяцев

18.Саша. Щ.                   5 лет 4 месяца

19.Андрей. П.                6 лет 1 месяц

20.Игорь. Н.                   5 лет         8 месяцев


Контрольная группа

1. Коля. А.                    5 лет  3 месяца

2. Настя. Б.                   6 лет 4 месяца

3. Настя. Е.                   5 лет  9 месяцев

4. Лена. К.                    6 лет  7 месяцев

5. Саша. К.                    5 лет  11 месяцев

6. Витя. М.                    6 лет  1 месяц

7. Коля. Р.                    5 лет  4 месяца

8. Маша. С.                   5 лет  5 месяцев

9. Максим. У.               5 лет  10 месяцев

10.Сережа. Ф.               5 лет  3 месяца

11.Вова. Л.                     5 лет          8 месяцев

12.Олег. Т.                     5 лет 3 месяца

13. Таня. Б.                    5 лет 5 месяцев

14. Нина. К.                   6 лет 3 месяцев

15. Павел. З.                  5 лет 9 месяцев

16. Юля. Р.                    5 лет 5 месяцев

17.Саша. Б.                    5 лет 11 месяцев

18. Юра. Л.                    5 лет 4 месяца

19. Илья. Ш.                  6 лет 2 месяц

20. Галя. Д.                    5 лет 2 месяца

ПРИЛОЖЕНИЕ №2


ПРОТОКОЛ №1


«Школа»


Вика П.: - Давайте играть в школу. Я буду учительница.

Настя С.: - А я – ученица.

Рита К.: - Можно я тоже буду играть? Я буду ученицей.

Вика П.: - Ладно. Сейчас будем учиться. Садитесь за парты. У нас урок математики.

Настя С.: - А я не хочу урок математики. Пусть будет чтения!

Вика П.: Я учитель и я лучше знаю, какой должен быть урок. Сейчас мы будем решать примеры. (Задумывается.) Сколько будет 3+1?

Настя. (поднимая руку): - Четыре.

Вика П.: - А сколько будет 8-2?

Рита К.: - Я знаю, я знаю, можно я! Шесть!

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10