Психолого-педагогические условия развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
2.Науке до сих пор доподлинно не
известно, что такое задатки на анатомо-физиологическом уровне. Однако жизнь и
практика работы с людьми позволяют, постоянно и внимательно наблюдая за ними,
обнаруживать задатки по внешним, психологическим признакам. Это, в частности,
можно сделать, наблюдая за тем, как ребенок ведет себя и решает разного рода
задачи в раннем детстве.
3.Особенно ярко задатки ребенка
проявляются в ранние, дошкольные годы его жизни, в частности в возрасте от
одного года до четырех-пяти лет. Их можно обнаружить, наблюдая, чем данный
ребенок существенно и в положительную сторону отличается от других детей.
4.К возрасту примерно около четырех лет
практически почти все имеющиеся у ребенка с рождения задатки, так или иначе,
проявляют себя. Поэтому, заботясь о развитии задатков ребенка, об их как можно
более скором превращении в способности, необходимо активно приступать к
развитию способностей при самых первых проявлениях задатков.
5. Многие
способности человека можно развивать и при отсутствии у него явно выраженных
задатков. Однако в этом случае придется приложить гораздо больше усилий для
развития способностей, и они, наверное, не достигнут в своем развитии
достаточно высокого уровня.
Обучение
и воспитание вносят не меньший вклад в развитие способностей, чем имеющиеся
задатки. Сами задатки без обучения и воспитания никогда не превращаются в
высокоразвитые способности человека.
5.Чем старше человек, тем труднее
развивать его способности даже в том случае, если у него имеются явно
выраженные задатки.
Психологическое консультирование как самих
педагогов-воспитателей, так и родителей старших дошкольников, направлено на
оказание эффективной помощи в целях формирования и развития креативности детей
старшего дошкольного возраста, и, прежде всего с разъяснением возможностей
сюжетно-ролевой игры для развития креативности.
Воспитателям и родителям следует понимать, что креативнось, это -
способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем
мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативнось выделена в особый тип
среди интеллектуальных способностей человека.
Среди основных свойств креативности можно выделить следующие:
1.
Гибкость
мышления, то есть переход от одного класса явлений к другому, подчас далекому
по содержанию.
2.
Свобода
от шаблона, выражающаяся в поиске новых подходов к решению творческих задач.
3.
Широта, определяющая
возможность привлечения знаний из различных областей.
4.
Критичность,
характеризующаяся способностью, верно оценивать эффективность собственной
деятельности.
5.
Глубина,
определяемая степенью проникновения мышления в сущность явлений.
6.
Открытость
— доступность мышления к различного рода привходящим идеям и суждениям.
7.
Антиципация,
или мышление с предвосхищением.
8.
Независимость
мышления, определяемая способностью самостоятельно и оригинально сформулировать
и решить творческие задачи, не поддаваясь стороннему влиянию, и умением
отстаивать свои творческие позиции.
9.
Изобретательность,
конструктивность.
Вместе с тем, нужно понимать, что вопрос о креативности как
самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным.
Несмотря на значительное число исследований посвященных данной вопросу,
надежные способы измерения креативности и развития не найдены.
В дипломной работе для решения задачи по развитию креативности у
старших дошкольников был разработан соответствующий алгоритм с привлечением для
решения стоящей задачи такого средства как сюжетно-ролевая игра.
Алгоритм представляет психодиагностическую и развивающую систему по
оценке, развитию креативности у детей старшего дошкольного возраста, контролю
успешности примененных развивающих приемов. Алгоритм включает в себя 3 блока:
набор диагностирующих методик, второй блок - развивающий (использование
сюжетно-ролевой игры в качестве основного развивающего приема). Третий блок:
блок оценки полученных результатов и эффективности применения сюжетно-ролевой
игры как основного средства развития креативности у детей старшего дошкольного
возраста. Применение третьего блока позволяет корректировать процесс и
содержание сюжетно-ролевой игры, методические приемы по использованию
сюжетно-ролевой игры как основного средства развития креативности. Этот блок
выступает своеобразным средством самоконтроля для педагога-воспитателя в оценке
эффективности проводимых развивающих методик.
Таким образом, в дипломной работе, помимо обобщения и анализа
психолого-педагогической литературы, решения поставленных задач, была решена и
прикладная задача: создан соответствующий алгоритм, который имеет ярко
выраженную консультирующую направленность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выполнении дипломной работы, как научного исследования на основе
применения совокупных методов исследования (изучение, анализа педагогической,
психологической и специальной литературы, опыта работы психологических служб по
изучению психолого-педагогических условий развития креативности у старших
дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры, анализа практики деятельности
отдельных психологов по определению психолого-педагогических условий развития
креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой
игры, проведения психологического эксперимента) решены поставленные задачи:
6. Определена сущность креативности в
психолого-педагогической литературе;
7. Проанализирован опыт по эффективному развитию
креативности у дошкольников;
8. Выявлено значение сюжетно-ролевой игры в
развитии креативности дошкольников;
9. Диагностирован уровень
развития творческого мышления в процессе сюжетно-ролевой игры;
10. Проведен психологический эксперимент по выявлению
эффективных психолого-педагогических условий, необходимых для развития
креативности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре;
Задачи решалась путем создания в процессе практической работы с детьми
положительной мотивации. В ходе игровой деятельности устанавливались
доброжелательные отношения между психологом и детьми, заинтересовывали их за счет
привлечения игровых приемов, внесения элементов новизны, необычности в
традиционные формы организации игровой деятельности, разъяснения практической
значимости выполняемой работы. Наряду с названными психологическими условиями,
способствующими развитию креативности использовалось также словесное и
наглядное поощрение.
Задача по разработке конкретных средств и методов, способствующих
развитию креативности у старших дошкольников решена с применением следующих
методик:
Для развития креативности у младших школьников в изобразительной
деятельности использовались различные методики, упражнения, беседы и др. Среди
них, такие как методика Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А., Л.Ю. Субботиной на
развитие воображения; методика Мухиной В.С. Использование в работе с детьми
занятий, объединяющих и обогащающих арсенал познавательных, оценивающих,
исполнительских средств и средств формирования задачи приводит к значимым
улучшениям в развитии креативности детей по сравнению с уровнем,
зафиксированным на констатирующем этапе. Упражнения на развитие и обсуждение
деталей и смысла игровой деятельности в сюжетно-ролевой игре с обсуждением -
способствует организации активности ребенка, формированию механизмов его
самостоятельной деятельности, механизмов самоуправления, активизации творческого
потенциала.
В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза дипломной
работы и решены поставленные задачи.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в разработке
рекомендаций для работы психолога:
4.
Результаты
исследования могут использоваться для создания оптимальных
психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие креативности у детей
старшего дошкольного возраста;
5.
Разработаны
и представлены психолого-педагогические приёмы, стимулирующие и развивающие
креативность у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой
игры.
6.
Создан
алгоритм по психологическому консультированию воспитателей и родителей по
успешному развитию креативности у старших дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2;
пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.:Пед-ка, 2002.-336
с., ил.
2.
Богоявленская Д. Б. О предмете исследования
творческих способностей // Психол. Журнал.- 1999. - т.16. - №5. - С.49-58.
3.
Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П.
Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998.
4.
Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного
творчества детей.// Дошкольное воспитание. – 2005. - №5.
5.
Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя
дет.сада / Под ред.Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 2002. - 128 с., ил.
6.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском
возрасте. Изд. 2-е, М.,2001.
7.
Выготский Л. С. Избранные психологические
исследования. – М., 1998.
8.
Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном
возрасте. - М., 1998. - С.432-433.
9.
Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое
развитие дошкольников. - М., 2001.
10.
Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. -
М.,2003.
11.
Жуковская Р. И. Развитие интересов детей в
творческих играх // Дошкольное воспитание. – 2001. - №10.
12.
Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В
2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. - М.:
Педагогика, 1996. - 320 с., ил.
13.
Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы
детской игры.// Дошкольное воспитание. – 1995. - №10.
14.
Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. //
Дошкольное воспитание. – 2005. - №10.
15.
Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество
(конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей
детского сада. – М.: Просвещение, 2003.-192с., ил.
16.
Косенко Н. Т. Формирование творческой активности в
игре.// Дошк. восп.- 1999. - №12.
17.
Крупская Н. К. Пед. соч. – М., 1989. - т. 6. -
С.54-55.
18.
Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок – дошкольник:
к диагностике творческих способностей // Дошк. воспитание. – 1995. - №9.
19.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е.
- М., 2002.
20.
Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной
игры.// Психологическая наука и образование. - М., 1996. - №3.
21.
Люблинская А. А. Детская психология. Учебное
пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2001.
22.
Люблинская А. А. Очерки психологического развития
ребенка. 2-е изд.-М.,2005. - С. 234-235.
23.
Макаренко А. С. Игра. соч. - М., 1987. - т.IV. - С. 376.
24.
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых
с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. - С.18-23.
25.
Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие
игры. - М., 1998.
26.
Одаренные дети: пер. с англ./общ. ред. Бурменской и
Слуцкого. - М., 1999.
27.
Основы психодиагностики./Под. ред. А. Г. Шмелева. –
Ростов на Дону, 1999.
28.
Панов В. И. Некоторые теоретические и практические
проблемы одаренности.// Прикладная психология. – 1998. - №3. - С.33-48.
29.
Педагогический словарь в 2-х томах. Том первый. -
М.,2006.
30.
Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. – Исследователь
игры детей дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание. - 2004. - №12.
31.
Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика.
- М.: Педагогика, 1998.
32.
Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический
аспект. /Под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко. - М., 2005.
33.
Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред.
А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 1996.
34.
Психологический словарь,/Под ред. В. В. Давыдова,
А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научн. –исслед. Ин-т общей и
педагогической психологии. – М.: Педагогика, 1993. – 448 с., ил.
35.
Пчелкина В. Книга – источник детского творчества.
//Дошк. восп. – 2001. - №6.
36.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е.
– М, 1999.
37.
Руководство играми детей в дошкольных учреждениях:
(из опыта работы) /Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А.
Васильевой. –М.: Просвещение, 2004. – 112 с.
38.
Савенков Л. И. Детская одаренность в познавательной
сфере.//Дошк. восп. - 1998. - №5-6.
39.
Сухомлинский В. А. Избр. Пед. соч. – М., 1999. - Т.
I. - С.104.
40.
Урунтаева Г. А. Диагностика психологических
особенностей дошкольника: Практикум. – М., 1999.
41.
Усова А. П. К вопросу о характеристике творческих
игр детей и правилах руководства ими //Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. - Л.,
1997. - Т. 56.
42.
Флерина Е. А, Эстетическое воспитание дошкольника.
– М.,2001. - С.140.
43.
Хазратова Н. В. Проблема измерения креативности
детей 3-5-летнего возраста. //Индивидуальность и способности. - М. 2004. -
С.93-114, Приложения (с.114-117).
44.
Художественное творчество и ребенок./Под. ред. Н.
А. Ветлугиной.-М.,1992.
45.
Чернов А. В. Роль творческой игры в развитии
моральных отношений у детей. – Ростов на Дону, 2002.
46.
Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка
– дошкольника // Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. -
М., 1999.
47.
Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и
развитии детей. // Дошкольное воспитание. – 1996. - №5.
48.
Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской
игры./ В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. – М.,1996.
49.
Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной
игры./ В сб. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М., 1999.
50.
Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Экспериментальная группа
1. Артем. А. 5
лет 7 месяцев
2. Вадим. Б. 5
лет 2 месяца
3. Марк. Г.
5 лет 9 месяцев
4. Саша. Г. 6
лет 1 месяц
5. Рита.
К. 5 лет 3 месяца
6. Саша.
П. 5 лет 8 месяца
7. Вика.
П. 5 лет 5 месяцев
8. Настя. С. 6
лет 2 месяца
9. Артем.
С. 5 лет 4 месяца
10.Саша.Ф. 5
лет 11 месяцев
11.Дима.
К 5 лет 7 месяцев
12.Серёжа.
Т. 5 лет 2 месяца
13.Лена.
И. 5 лет 9 месяцев
14.Даша.
К. 5 лет 3 месяца
15.Надя.
К. 5 лет 8 месяца
16.Света.
П. 5 лет 10 месяцев
17.Вова.
К. 5 лет 5 месяцев
18.Саша.
Щ. 5 лет 4 месяца
19.Андрей.
П. 6 лет 1 месяц
20.Игорь. Н.
5 лет 8 месяцев
Контрольная группа
1. Коля. А. 5
лет 3 месяца
2. Настя. Б. 6
лет 4 месяца
3. Настя. Е. 5
лет 9 месяцев
4. Лена.
К. 6 лет 7 месяцев
5. Саша. К. 5
лет 11 месяцев
6. Витя. М. 6
лет 1 месяц
7. Коля. Р. 5
лет 4 месяца
8. Маша. С.
5 лет 5 месяцев
9. Максим. У. 5
лет 10 месяцев
10.Сережа. Ф. 5
лет 3 месяца
11.Вова.
Л. 5 лет 8 месяцев
12.Олег.
Т. 5 лет 3 месяца
13. Таня.
Б. 5 лет 5 месяцев
14. Нина.
К. 6 лет 3 месяцев
15. Павел.
З. 5 лет 9 месяцев
16. Юля.
Р. 5 лет 5 месяцев
17.Саша.
Б. 5 лет 11 месяцев
18. Юра.
Л. 5 лет 4 месяца
19. Илья.
Ш. 6 лет 2 месяц
20. Галя.
Д. 5 лет 2 месяца
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ПРОТОКОЛ №1
«Школа»
Вика П.: - Давайте играть в школу. Я буду учительница.
Настя С.: - А я – ученица.
Рита К.: - Можно я тоже буду играть? Я буду ученицей.
Вика П.: - Ладно. Сейчас будем учиться. Садитесь за парты. У нас урок
математики.
Настя С.: - А я не хочу урок математики. Пусть будет чтения!
Вика П.: Я учитель и я лучше знаю, какой должен быть урок. Сейчас мы
будем решать примеры. (Задумывается.) Сколько будет 3+1?
Настя. (поднимая руку): - Четыре.
Вика П.: - А сколько будет 8-2?
Рита К.: - Я знаю, я знаю, можно я! Шесть!
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|