Психолого-педагогические условия развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
Вика П.: Чтобы ответить, надо поднять руку.
Рита К. (поднимает руку и отвечает): 8-2=6.
Вика П.: - Молодец. Теперь будем решать задачу.
Настя С.: - А я хочу читать.
Вика П.: Хорошо, у нас звонок (звонит в колокольчик). Урок математики
закончен. Следующий урок – чтение. А сейчас перемена. (Затем звонит в
колокольчик.) Звонок на урок, звонок на урок!
Настя С.: Теперь я буду учительницей.
Рита К. (перебивая): - Нет, я!
Настя С.: Давай сначала я, а потом ты.
Вика П.: Раз так, то я с вами не играю. Играйте вдвоем.
Настя С.: Ну и я не буду. Пойдем лучше играть в куклы.
ПРОТОКОЛ №2
«Семья»
Рита К.: - Давайте играть в семью. Я буду
мамой. А ты (показывает на Вику) будешь моя дочка. Согласна?
Вика П.: - Да.
Саша Ф.: - А
я буду папой.
Марк Г.: -
Ладно я тоже буду папой?
Рита К.: -
Нет, ты будешь сыночком. Два папы не бывает.
Марк Г.: -
Ну, хорошо, я буду сыночком. Мам, пойдем в магазин за игрушкой.
Рита К.: - У
меня нет денег. Я пошла готовить обед.
Саша Ф.: - Я
пойду на работу (делает вид, что одевается). Где мои ключи от машины?
Рита К.: -
Посмотри на столе.
Вика П.: -
Пап, я нашла твои ключи. Возьми меня с собой на работу.
Саша Ф.: -
Нет, там надо работать. (Берет ключи и уходит.)
Рита К.:
Дочка, или в спальню, играй в куклы, не мешайся под ногами.
Марк Г.:- Я
тогда пойду на улицу играть в ребятами.
Рита К.: -
Подожди, надо поесть. (Накрывает на стол.) Ешь суп!
Марк Г.: -
Не буду, я такой не люблю.
Рита К.: -
Тогда не пойдешь гулять.
Вика П.
(выходит): - Мам, я хочу есть.
Рита К.
(ставит на стол еще одну тарелку): - Ешь.
Вика П.
(делает вид, что ест): - Вкусно!
Марк Г.: Ну,
если вкусно, то я немного съем (берет ложку и делает вид, что ест).
Рита К.: -
Ну, что, поели?
Дети: - Да.
Вита К. –
Тогда вместе идите гулять, а я буду мыть посуду и подожду вашего папу.
Саша Ф.: -
Давайте, как будто я уде пришел домой.
Рита К.: -
Давай, или садись на диван и читай газету.
Воспитатель:
Дети, собираем игрушки и подходим ко мне.
ПРОТОКОЛ №3
«Дом»
Саша П.: - Давайте играть в дом (спрашивает у воспитателя, можно ли взять
конструктор для постройки дома).
Вадим Б.: - Я буду с тобой строить дом. А потом буду работать строителем.
Если сломается что-нибудь, говорите мне.
Вика П.: - В доме должны быть мама и папа. Ты (указывает на Настю) будешь
моей сестрой. (Берет куклы). Это наши дочки.
Настя С.: - Я не буду сестрой. Я буду сторожить дом, я охранник (взяла
пистолет и стоит в входа в дом).
Саша П. И Вадим Б.: - Дом готов. Заходите все, будем все в этом доме
жить. (Зашли все дети – 5 человек.)
Вика П.: - Все живут в своей квартире. (Отделяет стульчиком квартиры).
Садитесь и занимайтесь своими делами.
Саша П.: - Я работаю шофером, если что-то на работу пойдет, заходите ко
мне, я вас подожду.
Вадим Б. (задумчиво): - Я строитель.
Вика П.: - Я ухожу в зоопарк с детьми (выходит, Настя ее пропускает и
дает пропуск-листик).
Настя С.: - Это пропуск. Будете проходить в дом по нему.
Саша П.: - Я уезжаю на работу, буду возить грузы.
Артем А.: - Я с тобой буду их возить. Возьмем эту машину (показывает на
самую большую) и погрузим кирпичи.
Настя С.: - Я библиотекарь (берет книги и раздает всем). Завтра
принесите.
Вадим Б. (продолжает подстраиваться дом).
Саша П. И Артем А. (крича всем): - Теперь будет ночь. Все в дом.
Настя С.: - Да пора спать.
Все заходят в дом по квартирам и имитируют сон.
Воспитатель: - Ну, вот и поспали, теперь занятие.
ПРОТОКОЛ №4
«Больница»
Воспитатель: - Дети, поиграйте в больницу.
Артем С.: Я буду врачом (одевает халат, садится за стол). А кто будет
медсестрой? Рит, будешь?
Рита К.: - Буду (тоже одевает халат). Я буду принимать больных.
Артем С.: - Медсестра, вызывайте больных.
Рита К.: - Входите, больной.
Заходит Саша Г., придерживая руку, и говорит: - Я сломал руку. Помогите,
доктор.
Артем С.: - Садитесь, пожалуйста. Давайте посмотрим, что у вас
(осматривает руку, нажимая на нее, говорит: «Где больно, скажите».)
Саша Г.: - Ой, больно.
Артем С.: - Да у вас не перелом, а вывих.
Саша Г.: - Нет, перелом.
Артем С.: - Я лучше знаю. У вас вывих.
Рита К.: - Да, больной. Не спорьте. У вас вывих.
Артем С.: - Медсестра, держите больного за плечи. (Берет руку и дергает
ее.)
Саша Г.: - Ой, больно! Вы что? У меня не по-настоящему вывих!
Артем С.: - Терпите, больной. Медсестра выпишет таблетки, и вы будете их
пить. А сейчас забинтую руку (бинтует руку). Походите с перевязкой недельку, а
потом придете.
Рита К. (подает листок Саше): - Вот рецепт, по нему получите таблетки.
Артем С.: - Идите, больной.
Саша Г. выходит.
Рита К.: - Теперь я доктор (садится за стол).
Артем С. (снимает халат): - Я не хочу быть медсестрой. Играй одна.
(Уходит).
ПРОТОКОЛ №5
«Строители»
Артем А.: - Ребята, давайте поиграем в строителей. Будем строить
бензоколонку.
Саша Ф.: - Давай. Артем, ты будешь строитель, а я беде на «КамАЗе» возить
кирпичи.
Настя С.: - А можно я буду играть с вами? Я буду работать в столовой и
готовить вам обед.
Артем А.: - Ладно. Испеки нам пирог.
Настя С. (подходит к газовой плите и ставит в духовку форму).
Вика П. (подходит к телефону, берет трубку и набираем какой-то номер): –
Строители, идите обедать.
(Заходят Артем А, Саша Ф. и Марк Г.)
Настя С.: - Ребята, обед готов, идите мыть руки и садитесь за стол.
Поев, ребята сказали «спасибо» и занялись своей работой.
Марк Г. (прилетел на вертолете): - Я тоже буду возить вам кирпичи. А вы
мне за это построите гараж.
Артем А.: - Мы не строим для вертолетов гаражи. Мы строим для машин. Если
хочешь себе гараж, то приезжай на машине.
Марк Г.: - Хорошо, приеду. Вот привезу еще кирпичей. Ой, за мной папа
пришел! До свидания! (Уходит.)
Саша Ф.: - И за мной мама пришла. Завтра доиграем. (Убегает.)
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Экспериментальная
группа
Критерии развития креативности
Дети
Задания
|
Оригинальность
|
Быстрота
|
Гибкость
|
Вариатив-ность
|
Общ. балл
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1. Артем. А.
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
21
|
2. Вадим. Б.
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
13
|
3. Марк. Г.
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
24
|
4. Саша. Г
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
14
|
5. Рита. К.
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
23
|
6. Саша. П.
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
26
|
7. Вика. П.
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
28
|
8. Настя. Н.
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
25
|
9. Артем. С.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
26
|
10.Саша. Ф.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
3
|
34
|
11. Дима. К
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
21
|
12. Серёжа. Т.
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
13
|
13. Лена. И.
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
24
|
14. Даша. К
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
14
|
15. Надя. К.
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
23
|
16. Света. П.
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
26
|
17. Вова. К.
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
28
|
18. Саша. Щ.
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
25
|
19. Андрей. П.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
26
|
20. Игорь. Н.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
3
|
34
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|