бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологические условия коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у детей с психомотор... бесплатно рефераты

На этапе 4 наибольшее внимание уделяется возможности произвольной регуляции собственно высших психических функций ребенка. Он представ­ляет собой сочетание двигательных заданий и произвольного владения, в первую очередь, собственной речевой активностью. Здесь уместно использование различных вариантов «вербальных» игр, наряду с групповыми двигательными, когда ребенку приходится «ждать своей очереди», ограничивая тем самым (то есть, организуя произвольность) не только моторную, но и речевую активность.

Этап 5 заключается в системе постепенно усложняющихся игр по правилам, в том числе и заданий, имеющих своей целью развитие пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками. В целях реализации этого этапа можно использовать отдельные задания и упражнения, предложенные А.В. Семенович (2002).Следует только помнить, что последовательность используемых заданий и упражнений должно соответствовать заявляемым принципам: законам развития движений и последовательности формирования уровней произвольности психической активности.

Работа по данной программе предусматривает в основном групповую форму, где количество детей определяется в первую очередь психологическим диагнозом, выраженностью проблем и возрастом детей. В случаях грубой несформированности пространственного восприятия программа может быть использована в индивидуальной форме при же­лательном подключении ребенка к работе в малой группе на 4-м или 5-м этапе. Следует отметить, что каждое конкретное занятие не может, естественно, состоять только из каких либо отрабатываемых движений: подобная орга­низация занятий с ребенком фактически невозможна. Структура каждого занятия скорее представляет собой сочетание физических упражнений и методов психолого-педагогической коррекции психических функций у детей с психомоторными нарушениями.

На контрольном этапе психологического эксперимента, выполнена повторная диагностика уровня развития пространственного восприятия в контрольной и экспериментальной группах, по ранее примененным психологическим методикам. На основании полученных результатов исследования выполнен сравнительный анализ с данными первого этапа психологического исследования, что позволяет выявить динамику развития процессов пространственного восприятия у детей с ДЦП и эффективность примененного алгоритма коррекционного воздействия.

При повторном выполнении заданий на контрольном этапе, по методикам направленным на исследование уровня развития функций зрительно-пространственного восприятия, восприятия пространственных направлений и схемы тела и процессов контроля организационно-пространственной деятельности, детьми контрольной и экспериментальной группы. Были получены результаты, на основании которых составлялся расширенный нейропсихологический профиль, для оценки динамики развития функций пространственного анализа и синтеза у детей с ДЦП входе психологического эксперимента. Графическое изображение полученных данных  представлено в диаграммах №4; №5.


Диаграмма №4. Факторная недостаточность психических функций у детей экспериментальной группы.*

* (контрольный этап)

Недостаточность или нарушения психических функций в экспериментальной группе составили:

5 % -  нарушения зрительного восприятия;

10% - нарушения кинестетического гнозиса;

12% - нарушения стереогноза;

9 % -  нарушения слухомоторной координации;

24% - нарушения кинестетического праксиса;

47% - нарушения конструктивной деятельности;

27% - нарушения зрительно-пространственной организации движений;

43% - нарушения восприятия пространственных направлений и схемы тела


Диаграмма №5. Факторная недостаточность психических функций у детей контрольной группы.*

* (контрольный этап)

Недостаточность или нарушение психических функций в контрольной группе составили:

5% -   нарушения зрительного восприятия;

9% -   нарушения кинестетического гнозиса;

16% - нарушения стереогноза;

34% - нарушения слухомоторной координации;

40% - нарушения кинестетического праксиса;

56% - нарушения конструктивной деятельности;

62% - нарушения зрительно-пространственной организации движений;

70% - нарушения восприятия пространственных направлений и схемы тела


Сравнительный анализ результатов представленных в диаграммах показал, что уровень выраженности нарушений психических функций по последним показателям в контрольной группе значительно выше, чем у детей из экспериментальной группы. Количественный анализ результатов исследования в контрольной и экспериментальной группах позволило выявить статистически значимые различия (Таблица 4). Развитие функций пространственного восприятия у детей экспериментальной группы значительно выше, чем в контрольной группе. Статистически не значимыми являются различия по первым трем симптомокомплексам, в связи с особенностями физиологического характера. Для оценки статистической достоверности различий между средними показателями использовался χ2 -критерий.


Таблица №4. Показатели факторной недостаточности психических функций у детей экспериментальной и контрольной групп


Психические

функции

Контрольная группа

Экспериментальная группа

 Разница показателей      

Статистическая значимость

Зрительное восприятие


       5  %


         5  %


      ----


         ----

Кинестетический гноз


       9  %


         10 %


        1 


         ----

Стереогноз



       16 %


         15 %


        1 


         ----

Слухомоторная координация


       34 %


          9  %


        25


       0,05

Кинестетический пракс


       40 %


          24 %


       16


       0,05

Конструктивная деятельность


       56 %


          47 %


        9


       0,05

Зрительно-пространственная организация дв.


       62 %


          27 %


       35


       0,05

Восприятие простр. напр. и схемы тела


       70 %


          43 %


       27


       0,05


Представленные в таблице данные факторной недостаточности психических функций, свидетельствуют  о положительной динамике развития процессов пространственного анализа и синтеза у детей экспериментальной группы занимающихся по предложенному алгоритму коррекционного воздействия по сравнению с контрольной группой работающей по общепринятой методике.

Наряду с этим, на контрольном этапе психологического эксперимента была проведена повторная оценка продуктивности психической деятельности детей с ДЦП (контрольной и экспериментальной групп), при выполнении тестовых заданий по данным методикам. Оценка выполнялась по формуле коэффициента продуктивности (Кпр.) психической деятельности (см. выше). Полученные результаты приведены в таблицах №5, №6.


Таблица №5. Коэффициент продуктивности психической деятельности при выполнении тестовых заданий  детьми экспериментальной группы *

* (контрольный этап)


Кпр.психической деятельности

Количество выполненных заданий из 10

Количество детей

     %*

Уровень точности

выполнения заданий

    100 – 98

    9 - 10

         4

   10 %

Высокий

     89 – 75

     7 - 8

        12

   30 %

Выше среднего

     69 –50

     5 - 6

        19

  47,5 %

Средний

    Менее 45

    Менее 4

         5

  12,5 %

Ниже среднего

* (%) вычисляется от общего количества детей экспериментальной группы (40).


 По данным таблицы коэффициент продуктивности психической деятельности в экспериментальной группе составил: Кпр.= 62,2



Таблица №6. Коэффициент продуктивности психической деятельности при выполнении тестовых заданий детьми контрольной группы.*

  * (контрольный этап)


Кпр.психической деятельности

Количество выполненных заданий из 10

Количество детей

     %*

Уровень точности

выполнения заданий

    100 – 98

    9 - 10

    ---------

   -------

Высокий

     89 – 75

     7 - 8

         7

  17,5 %

Выше среднего

     69 –50

     5 - 6

        24

   60 %

Средний

    Менее 45

    Менее 4

         9

  22,5 %

Ниже среднего

* (%) вычисляется от общего количества детей контрольной группы (40).


По данным таблицы коэффициент продуктивности психической деятельности в контрольной группе составил: Кпр.= 50,7


Количественный анализ полученных данных, представленных в таблицах (№5,6) указывает, что коэффициент продуктивности психической деятельности детей в экспериментальной группе статистически значимо выше (p < 0.01) по всем уровням точности выполнения заданий, чем у детей контрольной группы. Качественный анализ показал, что дети контрольной группы правильно понимали инструкцию, пытались выделить общую форму конструкции, но правильно расположить детали в пространстве им было практичес­ки недоступно даже при обучающих и вспомогательных процеду­рах. При анализе ошибок, допущенных при выполнении теста Косса, было выделено два основных вида: ошибки соположения, когда дети контрольной группы грубо, схематически воспроизводили образец, и обрат­ное воспроизведение формы; когда правильно сконструированная форма располагалась в перевернутом виде. Незначительные трудности наблюдались у испытуемых двух групп при выполнении проб на зрительный и слуховой гнозис. Дети экспериментальной группы испытывали трудности в пространственной организации движений, в запоминании пространственных характеристик элементов моторной программы.

 Таким образом, уровневый и количественный анализ продуктивности психической деятельности детей с церебральным параличом, показывает качественные изменения процессов пространственного анализа и синтеза, развитие которых достоверно выше (p > 0.05) у детей экспериментальной группы, чем те же показатели у детей контрольной группы. Общий коэффициент продуктивности выполнения тестовых проб для экспериментальной группы составил: Кпр.= 62,2; в контрольной группе: Кпр.= 50,7. Указанные результаты графически представлены в диаграмме №6.


Диаграмма №6. Показатели коэффициента продуктивности психической деятельности у детей с ДЦП контрольной и экспериментальной групп на констатирующем и контрольном этапе психологического эксперимента.

На основании полученных результатов установлено, что по всем критериям, выбранным для определения уровня развития функций пространственного восприятия, между контрольной и экспериментальной группами имеются различия, и эти различия являются статистически значимыми, что подтвердило выдвинутою гипотезу исследования.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

В теоретическом обзоре нами были рассмотрены основные
подходы к проблеме формирования моторных и психических функций у дошкольников с психомоторными недостатками развития. Многие отечественные и зарубежные авторы указывают на важность своевременной и комплексной коррекции нарушенных психических функций у детей с отклоняющимся развитием. Однако при анализе подобных работ  было отмечено, что только незначительное число исследователей уделяют внимание такому значимому компоненту психических процессов как пространственный анализ и синтез, и возможность включения коррекционного процесса в привычную для данной группы детей деятельность. В результате анализа психологической литературы была отмечена значимость телесного аспекта в дошкольном возрасте, в связи с присущей ребенку данного возраста инстинктивной потребности в движении, доминировании кинестетической перцепции в познании окружающего мира.

     Примененные в данном исследовании экспериментально-диагностические задания позволили выявить уровень развития пространственного восприятия, а так же роль нарушений пространственного анализа и синтеза в развитии психики детей с психомоторными нарушениями контрольной и экспериментальной групп. Различного рода недостаточность зрительно-пространственных функций, была отмечена у 100% испытуемых, с большей частотой выявляются нарушения восприятия пространственных направлений и схемы тела (74%-75%) и зрительно пространственные нарушения (64%-62%). Сравнительный анализ данных свидетельствует, что нарушения пространственного анализа и синтеза являются специфическими для всех форм церебрального паралича и указывают на недоразвитие функций пространственного восприятия у детей контрольной и экспериментальной групп.

Сравнительный анализ различий уровня развития функций пространственного восприятия у детей контрольной и экспериментальной группы и статистическая обработка данных показали, что коэффициент продуктивности психической деятельности детей в экспериментальной группе статистически значимо выше (p < 0.01) по всем уровням точности выполнения заданий, чем у детей контрольной группы.

     Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что в ходе специально организованного коррекционного процесса (включения в структуру психологической коррекции специально подобранных физических упражнений), возможно сформировать у детей с выраженными нарушениями психомоторного развития функции пространственного анализа и синтеза (ориентировки), необходимые для дальнейшего психического развития, то есть способствующие не только эффективному приспособлению ребенка инвалида к окружающей действительности, но и дающие возможность последующего успешного обучения и социальной адаптации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


 © 2010 Все права защищены.