Психологические условия коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у детей с психомотор...
Психологические условия коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у детей с психомотор...
Детская психоневрологическая
больница № 18 города Москвы
Отделение психологии и
педагогики
Онопенко Я. А.
Психологические условия
коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у детей с
психомоторными недостатками при помощи физических упражнений
Специальность – 020400
«Психология*»
Москва – 2006
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования моторных и психических
функций у дошкольников с психомоторными недостатками развития.
1.1
Сущность
теории развития пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными
недостатками.
1.2
Опыт
эффективной работы психологов с детьми дошкольного возраста с недостатками
психомоторного развития.
Глава II. Психологические особенности развития пространственного
восприятия у детей с психомоторными недостатками.
2.1 Содержание психологических
условий коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у дошкольников
с аномалиями психомоторного развития.
2.2 Развитие функций
пространственного восприятия у детей с аномалиями психомоторного развития в
условиях формирующего эксперимента.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы
исследования. В настоящее время внимание значительной части педагогов,
психологов и социальных работников привлечено к проблемам физического и психического
развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что дошкольный период
является периодом наиболее важным с точки зрения наиболее интенсивного
развития, периодом формирования фундамента физического и психического здоровья
ребенка. Оттого, как и в каких условиях будет протекать физическое и
психическое развитие ребенка во многом зависит его будущее. Вместе с тем, в
настоящее время на первое место выходит проблема нарушений психического и
физического развития ребенка, имеющая многочисленные причины. Наиболее
распространенной и тяжелой формой нарушения психомоторного развития является
детский церебральный паралич (далее ДЦП). Распространенность ДЦП достаточно
большая: 34-42 ребенка на 10000 новорожденных. Удельный вес ДЦП в структуре
всех психоневрологических заболеваний детей составляет 43, 3 %. У детей с ДЦП,
прежде всего выключена из деятельности важнейшая функциональная система
-двигательная. Выраженная двигательная патология, нередко в сочетании с
сенсорной недостаточностью, является одной из причин недоразвития
познавательной деятельности и интеллекта у детей с ДЦП Своевременная и
адекватная психолого-педагогическая помощь детям, страдающим ДЦП. является
необходимым условием коррекции их состояния и дальнейшей социализации. Одним из
эффективных способов коррекции психомоторных нарушений у детей с ДЦП является
коррекция пространственного анализа и синтеза, определяющие дальнейшие
возможности и перспективы развития и усвоения программных материалов в условиях
детского специализированного учреждения.
В исследованиях
отечественных и зарубежных специалистов отмечается замедленное развитие
психомоторных функций у детей с церебральным параличом, особенно на ранних
этапах постнатального онтогенеза. [Бадалян Л.О., Мастюкова Е.М., Семенова К.А.].
Специальные психологические исследования особенностей развития сенсорных,
когнитивных и интеллектуальных процессов при ДЦП в зарубежной и отечественной
литературе представлены крайне недостаточно. Ряд авторов связывают нарушения
познавательных процессов при ДЦП с недоразвитием моторики [Данилова Л.А.,
Ипполитова М.В., Мамайчук И.И.,]. В исследованиях других авторов
подчеркивается, что нарушения восприятия предметов,
зрительно-пространственной ориентации при ДЦП обусловлено двигательной недостаточностью,
и с увеличением степени тяжести дефекта эти нарушения более выражены. Данные
авторы указывают, что нарушение функций восприятия предметов,
зрительно-пространственной ориентации при ДЦП характеризуется двигательной
недостаточностью церебрально-органического происхождения. [Мастюкова Е.М.,
Симонов П.В.].
Целью
исследовательской работы является выявление условий развития и коррекции
функции пространственного анализа и синтеза у детей с детским церебральным
параличом процессе выполнения физических упражнений.
Объектом
исследования дипломной работы являются дети, страдающие детским церебральным
параличом.
Предмет
исследования – психологические условия формирования функций пространственного
анализа и синтеза у детей и коррекция его нарушений при проведении групповых
физических занятий.
Рабочая гипотеза
исследования состоит в предположении:
- в процессе специально
организованного коррекционного процесса (включения в структуру психологической
коррекции специально подобранных физических упражнений), возможно развить у
детей с выраженными нарушениями психомоторного развития функции
пространственного анализа и синтеза (ориентировки), достаточные для
последующего успешного обучения и социальной адаптации.
Исходя из цели и рабочей
гипотезы, определяются задачи исследования: - анализ особенностей работы
детского психолога в условиях специализированного детского учреждения в
соответствии с направлениями развития психики ребенка;
- выявить взаимосвязь различных видов
восприятия с развитием предметно-практической деятельности;
- определить роль пространственных
нарушений в развитии психики ребенка;
- определить эффективные методы
коррекции в формировании операционного компонента, то есть операций анализа и
синтеза;
- разработать алгоритм физкультурной
активности детей с нарушениями пространственных представлений.
Методологической
основой исследования является концепция целостного и системного подхода к
психическому развитию человека (Ананьев Б.Г.), фундаментальные положения
специальной психологии, психофизиологии и коррекционной педагогики о роли
пространственного восприятия в психическом и физическом развитии ребенка. В
исследовательских работах ряда авторов подчеркивается, что нарушения
психического развития при ДЦП тесно связаны с сенсорными расстройствами.
Особенно с недостаточностью ощущений собственных движений [Выготский Л.С.,
Лурия А.Р.]. Двигательные нарушения у детей с ДЦП представляют собой
своеобразные отклонения моторного развития, которые без соответствующей
коррекции оказывают неблагоприятное влияние на весь ход формирования
нервно-психических функций ребенка [Калижнюк Э.С., Семенова К.А., Мастюкова
Е.М..]
Методы, применяемые для
решения поставленных задач при проведении данного исследования, включают в
себя:
- теоретический анализ и обобщение
данных научно-методической литературы;
- методы психологического
исследования пространственных представлений;
- методы оценки двигательных
возможностей;
- психологический формирующий
эксперимент по развитию пространственного анализа и синтеза при выполнении
физических упражнений;
- включенное наблюдение;
- анализ медицинской документации и
заключений специалистов;
- математико-статистическая
обработка экспериментальных данных.
При выполнении дипломной
работы было выявлено основное противоречие между теоретическим подходом к
коррекции пространственных нарушений и практикой их развития в условиях детских
специализированных учреждений, что усугубляется крайне малой разработанностью
таких методик. С одной стороны, практически все современные теоретические
концепции признают прямое влияние опорно-двигательной патологии на развитие
нервно-психических функций ребенка. С другой стороны, в ряде случаев
двигательный дефект не всегда является определяющим фактором в недоразвитии
данных функций у детей с ДЦП и может не сказываться в определенной степени на
состоянии психического развития личности и таких высших психических функций,
как мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера.
Из данного противоречия
определяется проблема исследования, выявление психологических особенностей
формирования процессов пространственного анализа и синтеза и обоснование
оптимальных путей коррекции в условиях адаптивного физического воспитания детей
с недостатками психомоторного развитии.
Данная проблема определяет и
формулирует тему исследования – выявление психологических условий коррекции
пространственных нарушений у детей с нарушениями психомоторного развития
посредством адаптивных физических упражнений.
Научная новизна исследования,
заключается в разработке и научном обосновании алгоритма проведения
коррекционных методик для развития психомоторной сферы дошкольников с
последствиями детского церебрального паралича, разработаны новые теоретические
и методические подходы к совершенствованию двигательной деятельности детей
инвалидов.
Практическая значимость
определяется тем, что выявлены закономерности взаимодействия и влияния таких
психических процессов, как пространственное восприятие, сенсорно-двигательные
интеграции на развитие и совершенствование предметно-манипулятивной
деятельности, и успешное выполнение физических упражнений детьми, страдающими
детскими церебральными параличами. Сформулированы и реализованы основные
положения выдвинутой гипотезы. Созданы условия для повышения двигательной
активности, расширения сферы социального общения и создания базовых предпосылок
для подготовки к учебной и трудовой деятельности данного контингента детей. Это
предъявляет соответствующие требования к организации комплексной реабилитации
детей с ДЦП в коррекционных учреждениях, в конечном счете, именно это дает
возможность разработать научно обоснованную, индивидуальную и достаточно
эффективную программу психолого-педагогической реабилитации ребенка, без
которой невозможно его полноценная интеграция в общество.
Глава I. Теоретические основы формирования
психических и моторных функций у дошкольников с аномалиями физического развития
1.1. Сущность теории развития
пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками
развития
Детский
церебральный паралич – это заболевание объединяет ряд синдромов, которые
возникают в связи с повреждением мозга, перенесенного в пренатальном периоде
или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов
мозга, что обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и
психических расстройств. Наблюдается не только замедленный темп психического
развития в целом, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования
отдельных психических функций. [Калижнюк Е.С.1987]. Ранний органический дефект
центральной нервной системы, составляющий основу детского церебрального
паралича, обуславливает сложное сочетание двигательных и психических
недостатков, что и составляет специфическую структуру психического
дизонтогенсза при этом заболевании. В структуре и двигательных, и психических
нарушений наблюдается своеобразная взаимосвязь симптомокомплсксов,
обусловленных как задержкой созревания тех или иных психомоторных функции, в
первую очередь наиболее поздно формирующихся в нормальном онтогенезе, так и
проявлениями повреждения центральной нервной системы. Это обуславливает
формирование сложного дизонтогенетическго симптомокомплекса, обуславливающего
своеобразие психомоторного развития при ДЦП. Теоретическое исследование
показало, что особенностью формирования моторных и психических функций при ДЦП
является не только их более замедленный темп, но своеобразная
диспропорциональность, асинхронность созревания с появлением вторичных
компенсаторных и гиперкомпенсаторных, часто патологических симптомокомплексов.
Так, например, структура двигательного и речедвигательного дефекта при многих
формах детского церебрального паралича характеризуется неравномерностью с
наличием вторичной как адекватной, так и патологической компенсации, что
приводит к формированию стойких порочных поз и положений конечностей,
нарушенной осанки и патологических речедвигательных стереотипов. Психическое
развитие ребенка с ДЦП подчиняется тем закономерностям, которые были
обнаружены в специальной психологии. Одним из важнейших положений в
рассмотрении этих закономерностей является учение Л.С.Выготского (1960) о
соотношении общего, особенного и специфического. Превалирующим компонентом в
развитии является общий, поэтому при анализе психологического состояния ребенка
необходимо, в первую очередь, иметь в виду возрастные особенности
дошкольников. Когда мы рассматриваем особенное в развитии ребенка с ДЦП, то
должны учитывать положение о соотношении первичных и вторичных отклонений в
развитии. Специфические компоненты определяются непосредственно патологией
ДЦП.
В специальной
литературе и на практике встречаются значительные расхождения в оценке
возможностей психического развития детей с ДЦП. Эти расхождения обычно связаны
с разными подходами к характеризуемому контингенту детей. Такие подходы можно
обозначить как реальный и идеальный.При реальном подходе рассматриваются
психологические особенности какой-либо группы детей, находившейся в поле зрения
автора. При этом учитываются все психологические особенности детей независимо
от того, обусловлены они ДЦП либо же другими факторами. Такой подход,
несомненно, важен для практической работы, т. к. он позволяет представить, с
какими детьми приходится иметь дело специалистам, но в рамках этого подхода
трудно делать правильные умозаключения о взаимосвязи и взаимозависимости тех
или иных нарушений. Дело в том, что дети, подвергавшиеся действию вредоносных
факторов на ранних этапах внутриутробного развития, да и любые дети с
органическими поражениями центральной нервной системы, часто имеют несколько
патологий. Так, например, ребенок с диффузным поражением коры головного мозга
может иметь и ДЦП, и олигофрению, но это не означает, что умственная
отсталость является следствием или симптомом ДЦП. При идеальном подходе
рассматриваются дети с ДЦП без какой-либо иной патологии психического развития.
К сожалению, такой подход еще не приобрел популярности в отечественной науке
в связи с трудностью отбора контингента.
Теоретически
можно представить два сценария психического развития при ДЦП, не осложненном
иной первичной патологией психического развития. Опираясь на научные данные,
можно определить, что первичными расстройствами при этой патологии являются
моторные, а вторичными — сенсорные, т. к. они непосредственно связаны с
моторикой. Уже на первом году жизни развитие восприятия задерживается. Это
приводит к отставанию в развитии вербального интеллекта. Таким образом, ДЦП
может быть причиной общего психического недоразвития. И в соответствии с этой линией
рассуждений, чем сильнее выражены двигательные нарушения у ребенка, тем более
глубоким должно быть психическое недоразвитие.
На практике это
не так, поскольку в предварительных рассуждениях не учтен социальный фактор.
Социальный фактор является мощным средством профилактики и преодоления вторичных
нарушений.
Согласно теории
Л. С. Выготского (1960), чем далее отстоит вторичный симптом от первичного,
тем лучше он поддается коррекции. В связи с этим в раннем возрасте, когда
сенсомоторное развитие является доминирующим, такие дети всегда отстают в
развитии от сверстников. И здесь, действительно, степень двигательных нарушений
непосредственно определяет уровень развития сенсорных функций. Но уже в
дошкольном возрасте, когда ребенку становится доступным накопление
представлений, развитие памяти и речи, он начинает догонять своих сверстников и
становится значительно менее зависимым в психическом развитии от своих двигательных
возможностей. Сенсорное развитие корригируется за счет организации перцептивных
действий. Внимание и память развиваются благодаря специальным тренировкам. Речь
и мышление совершенствуются в общении с окружающими и, особенно, в процессе
коррекционных занятий. К семи годам такой ребенок в состоянии усваивать
программу массовой школы за исключением тех разделов, которые непосредственно
связаны с физическим развитием. Моторные нарушения могут повлиять на способы,
приемы обучения, но не определяют принципиальную способность к усвоению
содержания образовательной программы. К сожалению, далеко не все дети с ДЦП
развиваются и по такому сценарию. Многое зависит от объема
поражения ЦНС и связанных с этим возможностей компенсации, от наличия и характера
сопутствующих нарушений и, конечно, от наличия и характера специальной
психолого-педагогической помощи, а также от двигательных возможностей ребенка.
Психологами выявлено, что особенностью двигательных нарушений при ДЦП является
то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами,
особенно с недостаточностью ощущений собственных движений. Двигательные
нарушения при детском церебральном параличе представляют собой своеобразную
аномалию моторного развития, которая без соответствующей ранней коррекции
оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических
функций и личности ребенка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|