Психологические условия коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у детей с психомотор...
Для того чтобы тщательно
изучить и выявить структуру психических нарушений, необходимо динамическое
наблюдение за развитием ребенка в течение длительного времени. При этом
эффективность диагностики и коррекции значительно повышается. Это особенно
важно при коррекционной работе с детьми с тяжелыми и сочетанными нарушениями.
При ДЦП важно развитие
скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с
обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно
опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный,
тактильный и слуховой). Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм
коррекционно-психолого-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и
фронтальных). В процессе психологической коррекции нарушений развития детей с
ДЦП необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка,
характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная
ситуация развития, выраженность обусловленных заболеванием изменений личности,
степень физической беспомощности (И.И.Мамаучук,2001).
Опыт эффективной работы
психологов доказывает, что психологическую коррекцию можно рассматривать в широком
и узком смысле этого понятия. В широком смысле психологическая коррекция — это
комплекс медико-психолого-педагогических воздействий, направленных на
устранение имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и
личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматривается
как метод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития
психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств.
Б. Д. Эльконин (1978) в
зависимости от характера направленности коррекции выделяет две ее формы;
симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию,
направленную на источник и причины отклонений в развитии. Симптоматическая
коррекция, безусловно, не лишена существенных недостатков, так как симптомы
отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого различна
психологическая структура нарушений в развитии ребенка. С помощью специальных
педагогических методов можно помочь ребенку усвоить порядковый счет, состав
числа и пр. Однако, несмотря на интенсивные занятия у ребенка по-прежнему
отмечаются существенные трудности в усвоении математики. Такой способ коррекции
является недостаточным, если мы не знаем истинную причину, порождающую
нарушения счета у детей с ДЦП. В основе нарушений счетных операций у детей с
ДЦП лежит недоразвитие пространственных представлений, что обусловлено
церебрально-органической недостаточностью теменно-затылочных отделов мозга.
Поэтому психологическая коррекция должна быть больше сконцентрирована не на
внешний проявлениям отклонений в развитии, а на действительных источниках,
порождающих эти отклонения. Для эффективности психокоррекции необходимы занятия
по развитию зрительно-пространственных функции ребенка с ДЦП.
Эффективность психологической
коррекции в значительной степени зависит от анализа психологической структуры
нарушения и его причин. Сложность и своеобразие нарушений развития
ребенка требуют тщательного методологического подхода к его анализу и
психо-коррекционным воздействиям. Разработка принципов, как основополагающих,
отправных идей, чрезвычайно важна в теории и практике психологической коррекции
(Л.М. Шипицина, 2001).
Важным принципом
психологической коррекции является принцип комплексности. Согласно этому
принципу психологическую коррекцию, можно рассматривать как единый комплекс
медико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической
коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических
факторов в развитии ребенка. Например, коммуникативные тренинги, которые использует
психолог в клинике с целью оптимизации процесса общения ребенка, не будут
эффективны, если психолог не учитывает клинические факторы и ту социальную
среду (медперсонал, педагоги, родители), в которой находится ребенок.
Второй принцип психологической
коррекции — личностный подход. Это подход к ребенку как целостной
личности с учетом всей ее сложности и индивидуальных особенностей. В процессе
психологической коррекции мы учитываем не какую-то отдельную функцию или
изолированное психическое явление у человека, а личность в целом. К сожалению,
этот принцип не всегда учитывается в процессе групповых тренингов,
психорегулирующих тренировок. При использовании разнообразных приемов
психо-коррекционных воздействий психолог не должен оперировать такими
понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая). В
процессе психологической коррекции мы ориентируемся не на один какой-то
параметр, а на личность в целом.
Третий принцип — деятельностный
подход. Личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Соблюдение
этого принципа является чрезвычайно важным в процессе психологической
коррекции детей и подростков. Психокоррекционная работа должна строиться не
как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по
совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность,
органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений ребенка.
Психокоррекционный процесс должен проводиться с учетом основного, ведущего
вида деятельности ребенка. Если это дошкольник — то в контексте игровой деятельности,
если школьник — то в учебной деятельности. Однако, учитывая специфику и задачи
психокоррекционного процесса, следует ориентироваться не только на ведущий тип
деятельности ребенка, но и на тот вид деятельности, который является
личностном значимым для ребенка и подростка. Особенно это важно при коррекции
эмоциональных нарушений у детей. Эффективность коррекционного процесса в
значительной степени зависит от использования продуктивных видов деятельности
ребенка (например, рисование, конструирование и др.).
Четвертый принцип
психологической коррекции — это единство диагностики и коррекции.
Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены лишь на основе
полной психологической диагностики не только зоны актуального, но и зоны
ближайшего развития ребенка. Схема и подбор диагностических и
психокоррекционных методов и методик должны соответствовать нозологии
заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, физических
возможностей, специфике ведущей деятельности, характерной для каждого
возрастного периода. Процессы психологической диагностики и коррекции являются
взаимодополняющими процессами, не исключающими друг друга. В самом процессе
психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. Например,
ни при каком психологическом тестировании так не раскрываются коммуникативные
способности личности, как в процессе групповых психокоррекционных занятий. Или
психогенные переживания ребенка с наибольшей глубиной отражаются в процессе
игровой психокоррекции. Процесс психологической диагностики содержит в себе
коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента.
Пятый принцип психологической
коррекции — иеархический. Он базируется на положении Л.С.Выготского
(1960) о ведущей роли обучения в психическом развития ребенка. Реализация этого
принципа означает целенаправленное формирование психологических
новообразований, требует максимальной активности ребенка и носит опережающий
характер, так как коррекция направлена не на актуальную зону, а зону
ближайшего развития ребенка. Например, для коррекции мнестических функций у
ребенка необходимо развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.
Обучение ребенка использованию мыслительных операций в процессе запоминания
материала повысит эффективность запоминания в большей степени, чем простые
тренировки памяти.
Шестой принцип — каузальный.
Реализация этого принципа в психокоррекционной работе направлена на устранение
причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. В зависимости
от первопричины разрабатывается стратегия психокоррекции. Если причиной
эмоционального неблагополучия ребенка являются семейные конфликты, неадекватные
стили семейного воспитания больного ребенка, то психокоррекционный процесс
должен быть направлен на нормализацию семейных отношений. Если причиной
эмоциональных нарушений является резидуально-органическая недостаточность ЦНС,
то главным звеном психологической коррекции должно быть снижение
эмоционального дискомфорта ребенка специальными методами психорегулирующих тренировок
на фоне медикаментозной терапии.
Седьмой принцип
психокоррекции — временной, то есть раннее начало онтогенетически
последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. Раннее
выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное
коррекционное педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте
позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения
у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней
коррекционной работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его
пластичности и универсальной способности к компенсации нарушенных функций, а
также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой
функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная
работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе
психоречевого развития находится ребенок.
Основными
направлениями психокоррекционной работы при ДЦП в раннем и дошкольном возрасте
являются:
— развитие эмоционального, речевого,
предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
— стимуляция сенсорных функций
(зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза),
формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;
— развитие предпосылок к
интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
— развитие зрительно-моторной
координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к
овладению письмом.
Восьмой принцип — единство
коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями. В
силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления
личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы
максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние
заболевания на психическое состояние ребенка.
Опыт работы
психологов-педагогов в системе медико-коррекционных учреждений показывает, что
основной целью является максимальное развитие познавательных способностей
детей с нарушениями психомоторного развития (И.А. Смирнова, 2003).
Психолог-педагог при этом решает следующие задачи:
- развитие
сохранных сторон познавательной деятельности;
- коррекция
отклонений в психическом развитии;
- формирование
компенсаторных способов познания окружающей действительности;
- развитие зрительного восприятия
цветов: различение, называние цветов, классификация по цвету, рядообразование
по интенсивности цвета;
- развитие зрительного и
осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация,
трансформация форм;
- развитие зрительного и
осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация,
трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
- развитие зрительного и
осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние,
классификация;
- развитие зрительного и
осязательного восприятия пространственных отношений: понимание,
называние, ориентирование, трансформация;
- развитие слухового восприятия
неречевых звуков;
- развитие темпо-ритмического
чувства: узнавание и воспроизведение темпо-ритмических структур. Развитие речи
предполагает:
- развитие фонематической системы:
дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических
представлений;
- развитие наглядно-действенных и
наглядно-образных форм мышления: установление тождества объектов, сравнение
объектов, моделирование по величине и форме, развитие способности соотнесения
частей и целого, классификация объектов по одному-двум признакам;
- развитие вербально-логических форм мышления: определение понятий,
классификация предметов по категориям, исключение предметов, отгадывание
загадок, понимание переносных значений слов, определение последовательности
событий.
Подводя итог выше изложенному
следует отметить, что коррекционно-психологическая работа организуется в рамках
ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦД в
значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей.
Поэтому при коррекционно-психологических мероприятиях стимулируется ведущий для
данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте эмоциональное
общение со взрослым; в раннем возрасте – предметная деятельность; в дошкольном
возрасте – игровая деятельность.
Так же опыт
работы существующих специальных учреждений показал, что целесообразно
комплектовать группы, клинически и психологически неоднородные как в отношении
опорно-двигательной патологии, так и в отношении интеллектуального развития.
Это не только позволяет решить организационные проблемы, но действительно
положительно влияет на личностное развитие детей. Медико-психолого-педагогическое
воздействие на детей должно реализоваться комплексно усилиями ряда
специалистов. Важно четко определить систему взаимодействия специалистов для
рациональной организации работы.
Глава II.
Психологические особенности развития пространственного восприятия у детей с
психомоторными недостатками
2.1. Содержание психологических условий коррекции
нарушений пространственного анализа и синтеза у дошкольников с аномалиями
психомоторного развития
В настоящее время важность проблемы психического развития
и своевременной коррекции нарушенных функций у детей с отклоняющимся развитием,
широко обсуждается в специальной и психологической литературе
(В.И. Лубовский, 2003; И.А. Смирнова, 2003). Однако при анализе подобных работ
было отмечено, что только незначительное число исследователей уделяют
внимание такому значимому компоненту психических процессов как
пространственный анализ и синтез, и возможность включения коррекционного
процесса в привычную для данной группы детей деятельность. Не требует излишней
аргументации отнесение пространственных представлений к базису, над которым
надстраивается вся совокупность высших психических процессов – письмо, чтение,
мышление и т.п. Своевременная психологическая диагностика и коррекция нарушений
психомоторного развития, как показывает опыт специальной психологии
(А.В.Семенович,2002), позволяет приблизить любой вид онтогенеза – к нормальному
течению, облегчить вхождение ребенка в обычную социальную среду. Очевидно, что
такая работа может быть эффективной только в рамках междисциплинарного подхода. Между
тем проблема оценки их нарушений представляет известные трудности и
по-прежнему актуальна, что определило цель исследования.
Цель данного эмпирического исследования -
выявление особенностей эффективной коррекции функции пространственного анализа
и синтеза у детей с церебральными параличами в процессе двигательной
деятельности.
Гипотеза
исследования состоит в предположении:
- в
ходе специально организованного коррекционного процесса (включения в структуру
психологической коррекции специально подобранных физических упражнений),
возможно сформировать у детей с выраженными нарушениями психомоторного развития
функции пространственного анализа и синтеза (ориентировки), необходимые для
дальнейшего психического развития, то есть способствующие не только
эффективному приспособлению ребенка инвалида к окружающей действительности, но
и дающие возможность последующего успешного обучения и социальной адаптации.
Статистическая гипотеза исследования: выдвинутое предположение
будет подтверждено, если в результате сравнения средних
величин показателей уровня развития функций пространственного восприятия в контрольной и экспериментальной группах, будут получены статистически значимые различия.
Таким образом, выделяются следующие задачи экспериментального исследования:
-
выявить уровень развития пространственного восприятия у дошкольников с
церебральным параличом, участвующих в эмпирическом исследовании;
-
выявить особенности развития пространственного восприятия у детей с
психомоторными нарушениями занимающихся адаптивной физической культурой (АФК)
по предлагаемой методике, путем сравнения с контрольной группой работающей по
общепринятой программе (ЛФК).
-
выявить роль нарушений пространственного анализа и синтеза в психомоторном
развитии ребенка;
-
разработать алгоритм коррекции нарушений пространственного восприятия
средствами адаптивной физической культуры.
Исследование проводилось на базе отделения восстановительного лечения детей с
церебральными параличами Государственного Учреждения Научного Центра «Здоровья
Детей» Российской Академии Медицинских Наук (ГУ НЦЗД РАМН), в отделении
лечебной физкультуры Детской психоневрологической больнице № 18 г. Москвы.
Общее число испытуемых принявших участие в психологическом исследовании
составили 80 детей с ДЦП, в возрасте от 6 до 8.5 лет с различными формами
церебрального паралича, находящиеся на реабилитации в данном учреждении. Рис.1.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|