Психологические условия коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у детей с психомотор...
Часто встречаются
разнообразные нарушения зрения. По данным Хендерсон 8% детей с ДЦП — слепые,
6% — слабовидящие. У 13% детей наблюдается нистагм, у 9% — атрофия зрительных
нервов, у 6% — аномалии сетчатки. В целом снижение остроты зрения выявляется у
32—51% детей. Нарушения функции глазодвигательного аппарата, т.е. расстройства
аккомодации и конвергенции отмечаются у 50—70% детей. Ограничение поля зрения
наблюдается у 25,5—40,5% детей. Специфическими для детей с ДЦП являются
нарушения фиксации взора и прослеживания. Э.Л. Басова при исследовании
двухлетних детей с ДЦП выявила косоглазие у 31,4%, нистагм — у 17,5%,
нарушение подвижности глазных яблок — у 21%, нарушение конвергенции — у 46%,
нарушение прослеживания — у 48,8%, анизокорию (разный размер зрачков при
реакции на свет) — у 42,1%. Нарушения на глазном дне — у 19,4%.
Большинство
специалистов отмечают у дошкольников недоразвитие зрительно-пространственного
восприятия, трудности зрительной дифференциации по цвету, форме, величине. В
целом для детей с ДЦП характерны более поздние сроки становления сенсорных
функций. Типична недостаточная обобщенность восприятия, нечеткость образов,
представлений. Зрительное и слуховое восприятие позже развивается также в силу
того, что они, как дистантные формы восприятия, настраиваются в соответствии с
контактным — тактильным восприятием, а тактильное восприятие существенно
отстает в развитии при ДЦП.
Таким образом,
анализ литературы показывает, что наряду с выраженными физическими недостатками
у детей с ДЦП значительное место занимают нарушения развития психических
функций, характерно выражающиеся в нарушениях наглядно-образного мышления,
памяти, процессов восприятия и др.
1.2
Опыт
эффективной работы психологов с детьми дошкольного возраста с недостатками
психомоторного развития
Первые отечественные работы,
посвященные психологической реабилитации дошкольников с церебральным параличом,
были написаны в 60-х годах М.В. Ипполитовой (1967) и Л.А. Даниловой (1969).
Опираясь на зарубежный и собственный опыт, эти ученые обосновали необходимость
формирования государственной системы специального дошкольного образования и
психологической реабилитации детей с ДЦП в нашей стране.
Психологическая реабилитация
при ДЦП подразумевает проведение системы специальных мероприятий, направленных
на восстановление (развитие, формирование) психических функций, процессов,
свойств, способностей, позволяющих ребенку усваивать и выполнять различные социальные
роли, адаптироваться в обществе, то есть направленных на восстановление
(развитие) психологических механизмов социальной интеграции (Э.С. Калижнюк,
1987).
Система психологической
реабилитации состоит из следующих составляющих: психодиагностики,
психокоррекции, психологического сопровождения и психологической
профориентации. Целесообразность психологической реабилитации, ее приоритетные
направления, оптимальные методические приемы определяются, прежде всего, тем,
какие сферы психической деятельности оказались нарушенными и тем, какие
психические функции следует восстанавливать и развивать в первую очередь. Для
этого необходимо проведение психодиагностического обследования.
Психодиагностика позволяет определить особенности актуального психического
состояния и потенциальных возможностей психического развития (зоны ближайшего
развития) ребенка с ДЦП.
В процессе психологической диагностики детей и подростков с ДЦП
необходимо соблюдать ряд основных принципов (Р.Я. Абромович-Лихтман, 1965);
1.Деятельностный принцип,
направленный на проведение психологического обследования в контексте
деятельности доступной ребенку с ДЦП: предметно-практической, игровой,
учебной.
2. Принцип качественного анализа
полученных данных психологического обследования. Это принцип, построенный на
концепции Л.С.Выготского (1960) об определяющей роли обучения в процессе
развития ребенка, является чрезвычайно важным при психологической диагностике
нарушений развития. Для психолога важен не только конечный результат
выполнения тестового задания, а также способ работы ребенка, умение его
переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение ребенка к заданию,
собственная оценка его результатов.
3. Принцип личностного подхода в
процессе диагностики психолог анализирует не отдельный симптом, а личность
ребенка в целом .
4. Принцип сравнительного
подхода при изучении нарушенного развития психолог должен правильно
ориентироваться в особенностях психического развития здорового ребенка.
5. Принцип
комплексного подхода к диагностике психического развития ребенка включает в
себя учет множества факторов, лежащих в основе нарушений развития ребенка с
ДЦП: клинических, педагогических, психологических, социальных.
По результатам
психодиагностики должны быть:
— выявлены нарушения психической
деятельности, их механизмы для определения перспектив реабилитации;
— выявлены наиболее сохранные
психические функции, чтобы «задействовать» компенсаторные механизмы, что крайне
важно, особенно тогда, когда нарушенная функция не подлежит восстановлению;
— осуществлена оценка тех
особенностей психической деятельности, которые будут способствовать успешной
социальной интеграции ребенка на разных этапах возрастного развития.
В качестве
объекта психологической реабилитации выступает не только сам ребенок с ДЦП, но
и его ближайшее окружение, в первую очередь, родители, семья, поэтому
необходима психодиагностика семьи для оценки той системы отношений, в которой
развивается ребенок, формируется его личность. Психологическое обследование
семьи особенно актуально на ранних этапах онтогенеза ребенка с ДЦП, так как
проведение психологической реабилитации с детьми до 3—5 лет без активного
участия их родителей организационно затруднено. У детей, страдающих
церебральным параличом, могут наблюдаться многообразные нарушения психического
развития. Тем не менее, можно выделить типичные феноменологические особенности
развития детей, страдающих ДЦП (Т.Н. Осипенко, Е.Е. Стацевич, Л.А. Ночевка и
др. 1993, с.25-40). Они выражаются:
— в нарушениях психомоторных функций,
когда страдают как крупная, так и мелкая моторика;
— в нарушениях речевых функций, когда
страдают как экспрессивная, так и импресссивная речь;
— в нарушениях сенсорно-перцептивных
функций, когда существенно затрудняется пространственная ориентация;
— в нарушениях функции памяти и
внимания, которые наиболее отчетливо проявляется в отношении произвольной
(активной) памяти и активного внимания;
— в разнообразных нарушениях функций
вербального и невербального мышления, когда наиболее ощутимый дефект наблюдается
в отношении процессов обобщения и абстрагирования, индуктивного,
концептуального и пространственного мышления, практического математического
мышления;
Как правило, у детей, страдающих
ДЦП, наблюдается характерная динамика проявления расстройств психического
развития. Так, уже на ранних этапах онтогенеза (первые недели, месяцы жизни) у
них могут выявляться психомоторные, сенсорно-перцептивные и речевые
расстройства, нарушения функций внимания в виде неадекватной двигательной
активности, дискоординации моторных актов, отсутствии поведенческих и
эмоциональных реакций на сенсорные и речевые стимулы и т.п. (К.А. Семенова,
1999).
Исходя из этого, А.В. Семенович
(2002) предлагает углубленное психодиагностическое обследование ребенка,
страдающего церебральным параличом, которое должно обеспечивать:
- оценку психомоторного развития
(особенно на относительно ранних этапах развития ребенка);
- всестороннюю оценку
интеллектуального развития (от оценки состояния отдельных интеллектуальных
функций до интегральной оценки уровня умственного развития и структуры
интеллекта);
- оценку эмоционально-мотивационной
сферы;
- оценку характера и особенностей
личности в целом;
- оценку поведения и психологических
механизмов его регуляции.
В соответствии с вышесказанным
производится выбор способов, методических приемов, тестов, посредством которых
можно решить данные психодиагностические задачи. Психологическое обследование
детей с ДЦП является чрезвычайно сложным. Это обусловлено тяжелой двигательной
патологией, а также наличием у большинства детей интеллектуальных, речевых и
сенсорных нарушений. Поэтому обследование детей с ДЦП должно быть направлено на
качественный анализ полученных данных.
Предъявляемые ребенку задания
должны быть не только адекватны его биологическому возрасту, но и уровню его
сенсорного, моторного и интеллектуального развития. Процесс обследования
А.А. Катаева, Е.А. Стребелева (1994) рекомендуют проводить в форме игровой
деятельности, доступной ребенку. Особое внимание следует обратить на
двигательные возможности ребенка. Учет физических возможностей больного с ДЦП
очень важен при психологическом обследовании. Например, при полной
обездвиженности ребенок укладывается в удобное для него положение, в котором
достигается максимальное мышечное расслабление. Дидактический материал,
используемый при обследовании необходимо располагать в поле его зрения.
Обследование рекомендуется проводить в манеже, на ковре, или в специальном
кресле. К.А. Семенова (1999) рекомендует при выраженном мышечном напряжении,
ребенку придают так называемую «эмбриональную позу» (голову ребенка пригибают
к груди, ноги сгибают в коленных суставах и приводят к животу, руки сгибают в
локтевых суставах и скрещивают их на груди). Затем производят несколько
качательных движений по продольной оси тела. После этого тонус мышц значительно
уменьшается, и ребенок укладывается на спину. При помощи специальных
приспособлений (валиков, мешков с песком, резиновых кругов, поясов и т.д.) ребенок
фиксируется в этом положении. При выраженности непроизвольных лишних движений —
гиперкинезов, которые мешают захвату игрушки, перед началом обследования
рекомендуется провести специальные упражнения, способствующие их уменьшению.
Например, можно производить перекрестные движения с одновременным сгибанием
одной ноги и разгибанием и приведением к этой ноге противоположной руки.
Приспособления для фиксации позы особенно важны при обследовании ребенка с
гиперкинезами (применяются специальные пояса, манжеты, марлевые кольца, шлемы
и т. д.).
У детей с церебральными
параличами нарушения в психическом развитии находятся в тесной взаимосвязи с
двигательными расстройствами. Малая активность ребенка с церебральным
параличом во многом мешает ему активно познавать окружающий мир. Положение
многих детей с церебральным параличом бывает вынужденным, они подолгу лежат в
одной позе, не могут изменить ее, повернуться на другой бок или на живот.
Помещенные в положение на животе они не могут поднять и удержать голову, в
положении сидя они часто не могут пользоваться руками, так как используют их
для сохранения равновесия и т. д. Все это способствует значительному
ограничению поля зрения, препятствует развитию зрительно-моторной координации.
Основные трудности психолога при
работе с больными, страдающими ДЦП, заключаются в том, что многие широко
распространенные, верифицированные и валидные методики не могут использоваться
полностью или частично в связи с грубыми нарушениями речи и двигательных
функций (особенно тонкой моторики). Так, при выраженных гиперкинезах,
правостороннем гемипарезе психолог не может в полном объеме воспользоваться
широко применяемым для определения интеллектуальной функции тестом Векслера.
Больные вследствие своих двигательных нарушений неспособны выполнить 7, 9, 11 и
12 субтесты. Причем, это не позволяет судить об их способности к Зрительному
представлению, к конструктивному мышлению, о внимании, зрительно-моторной
координации, экстраполяции. Если даже состояние больного позволяет провести
психологический эксперимент, как правило, необходим пересмотр временных
ограничений, предусмотренный методикой. Те же причины могут препятствовать
использованию рисуночных тестов и многих других. Разнообразие по качеству и
степени тяжести нарушений речи, отмечающиеся у больных ДЦП, может существенно
затруднить применение вербальных методик.
Психолог, работающий в
специализированном учреждении для детей больных ДЦП должен иметь и уметь
владеть большим количеством методов и взаимозаменяемых методик и перед
обследованием больного, тщательно подобрать наиболее пригодные для его
обследования с учетом двигательных и речевых расстройств. Итак, выбор
методического арсенала во многом зависит от «возможностей» обследуемого ребенка
с ДЦП, от его способностей выполнять те или иные тестовые задания. Так, до 3-4
лет психологическое обследование ребенка основывается на методах фиксированного
наблюдения в естественных или экспериментально смоделированных ситуациях.
Тестовое психологическое обследование
детей эффективно-с 4-5 лет. При этом тестовые задания даются в устной форме и
проводятся индивидуально. С 12—14 лет возможно использование опросников.
Учитывая повышенную истощаемость данного контингента детей, нужно внимательно
относиться к «дозированию» тестовых нагрузок. Как правило, до 5—7 лет
длительность разового обследования не должна превышать 20—30 минут. Нарушение
интеллектуального развития при ДЦП вносит свою специфику в организацию
психологического обследования, целесообразность изменения стандартной
процедуры обследования или модификации инструкций.
Для оценки интеллекта и
интеллектуальных функций при ДЦП могут быть использованы:
— тест Векслера;
— графические тесты;
— тесты классификации;
— методика исключения предметов;
— тест интеллекта Амтхауэра;
— тесты школьной зрелости.
Для диагностики нарушения
психомоторных функций (непроизвольности движений, снижение или повышение
двигательной активности в целом) используются методы наблюдения за поведением,
характером двигательных реакций, а также графические тесты, проба на тремор,
теппинг-тест (с 5 лет), проба на время реакции (с 5 лет), методика оценки
нервно-психического развития (4— 6 лет), методика определения коэффициента
психомоторного развития (до 4 лет).
При диагностике нарушений
восприятия и внимания кроме методов наблюдения используются патопсихологические
тесты: корректурная проба (с 5 лет), тест «Недостающие детали» (с 5 лет).
Распространенной методикой исследования внимания являются таблицы Шульте, а для
исследования работоспособности и утомляемости методики Крепелина, Ландольта.
При диагностике психических
функций при ДЦП необходимо особое внимание уделять детям раннего возраста (до
3-4 лет). Их диагностика базируется, в основном, на методе фиксированного
наблюдения, описанного в «Руководстве по раннему обучению» (Портредж, США), в
котором оцениваются различные уровни психического развития: моторных функций,
речи, навыков самообслуживания, познавательных способностей, социализации.
В комплексное
восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются:
медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура,
ортопедическая помощь и другое (Е.Г. Сологубов, К.А. Семенова,1999).
Комплексный характер коррекционно-психолого-педагогической работы
предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и
психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие
этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и
моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений. Основные задачи и
принципы коррекционной работы с детьми были разработаны еще Л.С. Выготским
(1960) и впервые стали использоваться в дефектологии применительно к различным
вариантам аномалий развития.
Необходимо раннее начало
онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные
функции. В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП.
Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию
доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности,
коррекционная и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается
после 3—4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже
сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее
выявление патологии психического и речевого развития и своевременное
коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте
позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения
у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней
коррекционной работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его
пластичности и универсальной способности к компенсированию
нарушенных функций, а также из того, что наиболее оптимальными сроками
созревания функциональной речевой системы являются первые три года жизни
ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того,
на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок (А.Р. Лурия,1948).
Коррекционно-психологическая
работа организуется в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и
речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или
дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических
мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в
младенческом возрасте — эмоциональное общение с взрослым; в раннем возрасте —
предметная деятельность; в дошкольном возрасте — игровая деятельность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|