бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологическая характеристика трудностей, возникающих при изучении иностранного языка на среднем эт... бесплатно рефераты

Для того чтобы этот механизм самоисправления рабо­тал, необходимо обязательно на всех этапах обучения проводить уроки громкого чтения. Они могут служить для учителей показателем того, насколько продвинуты его учащиеся в чтении, могут ли они сами заметить и испра­вить свои ошибки. Для учащихся такие уроки также край­не нужны, так как на них отрабатываются механизмы чтения и создаются нужные установки внимания. Чем меньше количество ошибок будет допускать учащийся, тем продуктивнее будет его чтение.

§ 4. Рекомендация по исправлению ошибок письма

Для того чтобы у учащихся не появлялись ошибки в письме, необ­ходимо выработать у них привычку контролировать грамматическую и  смысловую стороны написанного, также возможно введение новых методик по совершенствованию навыков письма; учитель может также  предлагать новые интересные упражнения (например, написать небольшое письмо своему кумиру).

Заключение


Тема работы посвящена психологической характеристике трудностей, возникающих при изучении иностранного языка на среднем этапе.

Теоретический анализ литературы (Артемов В.А., Беляев Б.В., Зимняя И.А., Клычникова З.И., Бим И.Л., Гез Н.И., Ляховицкий М.В.) позволил проследить классификации трудности по каждому виду речевой деятельности.

В аудировании выделяют три  группы трудностей: трудности, связанные с особенностями акта слушания и речевой деятельности слушающего; трудности, связанные с  особенностями речи носителей языка; трудности, связанные с особенностями цивилизации страны изучаемого языка и овладением социолингвистическим и социокультурным  компонентами коммуникативной компетенции.

Говорение – достаточно неизученный вид речевой деятельности с точки зрения  возникающих  здесь трудностей. Трудности говорения  зависят от того, что речь подразделяется на диалогическую и монологическую. Отсюда трудности диалогической речи – необходимость постоянного следования за мыслью собеседника, боязнь ребенка, что он может что-то не понять или не так ответить. Трудность же монологической речи в том, что  нужно постоянно поддерживать логичность высказывания, не сбиваться с мысли. 

      Выделяется несколько видов ошибок чтения:  ошибки нечеткости речедвигательных процессов и сенсорной неадекватности, ошибки восприятия, ошибки мышления. Ошибки мышления могут подразделяться на:  ошибки, вызванные недостаточно активным мышлением учащегося;  ошибки, вызванные интерференцией родного языка; ошибки неправильного обобщения особенностей языковых явлений или правил изучаемого языка; ошибки, связанные с образованием ложных автоматизированных связей; ошибки из-за неумения применить правила; ошибки персеверации; ошибки внеконтекстного восприятия.  Также  ошибки  чтения подразделяются в зависимости от этапа обучения чтению: этап овладения речезвуковой символикой, сенсорно-аналитический этап, этап угадывающего чтения, этап синтетического чтения

      В  письме также существует классификация  ошибок этого вида речевой деятельности: фонетизмы; руссицизмы; ошибки неправильного обобщения  особенностей явлений изучаемого языка; ошибки,  обусловленные образованием ложных автоматизированных связей;  ошибки от неумения применять правила;  ошибки, происходящие  от невнимательности; ошибки, основанные не неправильном восприятии фразы;  ошибки, обусловленные внеконтекстным восприятием слов.

      Результаты исследования,  которое ставило целью выявить связь между темпераментом ученика, особенностями его восприятия, внимания и памяти и имеющимся у него трудностями в изучении иностранного языка, свидетельствуют о  следующем:

1.     в условиях специализированной подготовки темперамент играет ведущую роль. На процесс усвоения знаний могут оказать влияние такие его свойства как: скорость восприятия,  длительность сосредоточения внимания, психический темп и ритм. Не менее важную роль могут  играть также направленность психической деятельности, например,  экстраверт, стремится к новым контактам, к общению с людьми, и эмоциональная окраска речи, например, выраженность эмоций при общении.

2.     в процессе усвоения иностранного языка внимание имеет большое значение. Можно предположить, что обозначенные свойства внимания играют особую роль в усвоении иностранного языка. Ученику важно быть сосредоточенным, правильно выделять слова и вычленять грамматические структуры, уметь переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой.

3.     в усвоении иностранного языка существенную роль играют такие характеристики восприятия как избирательность (особенно проявляется в говорении и аудировании), структурность (говорении, чтении), целостность (в аудировании).

4.     В процессе изучения иностранного языка память играет важную роль. Можно предположить, что такие виды памяти как образная память, словесно-логическая память, непроизвольная и произвольная память имеет большое значении при овладении иностранным языком и должны развиваться во всех видах речевой деятельности.

По результатам нашего исследования можно сделать вывод о том, что индивидуально-психологические особенности учащихся (темперамент) играют важную роль в процессе усвоения иностранного языка в  образовательном учреждении специализированного типа. Такие особенности психологической деятельности как: темп усвоения знаний, сензитивность,  восприятие иностранной речи, пластичность и гибкость в ее переработке, и другие, становятся определяющими факторами усвоения иностранного языка в предлагаемом объеме. Экстравертированность также стимулирует развитие речевых навыков по восприятию внешней иноязычной речи, а интровертированность наоборот блокирует этот процесс. Тревожность,  невротизм могут препятствовать вступления учащегося в контакт, вызывать страх. В результате, успешность усвоения  речи может быть более низкой. Очевидно этим можно объяснить более низкие результаты усвоения иностранного языка учащимися с флегматическим и меланхолическим темпераментом.

В целях предотвращения возникновения трудностей при изучении иностранного языка были предложены следующие рекомендации:

1.     В аудировании рекомендуется:

a)     в про­цессе обучения иностранному языку выби­рать темы доступные и интересные для учащегося.

b)     постоянная, регуляр­ная и целенаправленная тренировка всех компонентов этой деятельности (слуховое восприятие, кратковременная память, внут­ренняя речь, вероятностное прогнозиро­вание) путем выполнения соответствую­щих упражнений.

c)      использование ауди­овизуальных источников и учебных фильмов к зарубежным кур­сам иностранного языка

d)     для детей со всеми типами темперамента более подошли бы занимательные тексты, но в этом случае, задания предпочтительно дать разные.

2.     В говорении можно порекомендовать:

a)     проведение  уроков в виде игровых ситуаций, где бы ученики, выполняя разные  социальные функции, пользовались и диалогом  и монологом.

b)     варьирование заданий, предлагать интересные ситуации  и вызывать флегматиков и меланхоликов на разговор

3.     В чтении мы могли бы предложить  следующие рекомендации:

a)     уроки «безошибочного чтения»

b)     осуществлять звуковой анализ и синтез на вполне доступном учащимся материале

c)      со­здавать и поддерживать установку на точность чтения, со­ответственно подбирая и материал для чтения

d)     развивать точность догадки

e)     проводить уроки громкого чтения

4. Рекомендация по преодолению трудностей в письме заключается в следующем: необ­ходимо выработать у них привычку контролировать грамматическую и  смысловую стороны написанного, также возможно введение новых методик по совершенствованию навыков письма; учитель может также  предлагать новые интересные упражнения (например, написать небольшое письмо своему кумиру).








Список  литературы

1.     Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. //Известия Академии пед.наук РСФСР, вып. 70,1955.

2.     Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку, М.; Просвещение,1969.

3.     Ауэрбах Т.Д. Зачем и как изучать иностранный язык, М.; Знание,1961.

4.     Беляев Б.В. Методика и психология, //ИЯШ,1963, №6.

5.     Беляев Б.В.  Очерки по психологии обучения иностранному языку. М.; Просвещение, 1965.

6.     Беляев Б.В. Психология владения иностранным языком; Докт. Диссертация, МГПИИЯ, 1960, стр. 552.

7.     Бим И.Л. Обучение устной речи младших школьников, //ИЯШ, 1961, №3.

8.     Богданова И.И., Бурлак Ю.А. Причины ошибок в речи учащихся и пути их исправления,//Сов. Педагогика,1966, №7.

9.     Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, М.; Просвещение,1966.

10.Вопросы порождения речи и обучения языку (сб. статей), под ред. Леонтьва и Рябовой, М.; изд. Моск. Университета,1967.

11.Вопросы теории и методики преподавания иностранного языка (сб. статей, под ред. Андреева), Саратов, 1969.

12.Выготский Н.В. Психологические особенности обучения письму детей младшего школьного  возраста, //Вопросы психологии, 1998,№6.

13.Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: искусство овладения иностранным языком. М.; Педагогика,1991.

14.Егоров Т.Г. Психология овладения навыками чтения, М.; 1953.

15.Елухина Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться, //ИЯШ,1996, №4.

16.Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы  его организации. //ИЯШ, 1995, №2, стр.4.

17.Жинкин Н.И. Механизмы речи, М.; Просвещение, 1958.

18.Жинкин Н.И. Психологические особенности спонтанной речи, М.; Просвещение, 1967.

19.Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-4ых классов, //Известия АПН РСФСР, вып.78, М.1956.

20.Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке, М.; 1985.

21.Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.; Просвещение,1991.

22.Карпов И.В. Психологический анализ процесса понимания и перевода учащимися иноязычных текстов. //ИЯШ, 1949, №6.

23.Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном  языке, М.; 1983.

24.Крутецкий В. М. Лекции по психологии, М.; 1987

25.Леонтьев А.А. Речевые ошибки как проблема психологии; в сб. Материалы 3 Всесоюзного  съезда общества психологов СССР, т.1, Общая психология и психофизиология., М.; 1968.

26.Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения, М.; Педагогика,1974.

27.Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - Пермь, 1973

28.Методика обучения иностранным языкам, под ред. Н.И. Гез, М.В. Ляховицкого, М.; Высшая школа, 1982.

29.Немов Р.С. Психология, т. 2, М.; Владос, 1999.

30.Никифорова О.А. Анализ ошибок в письменных работах по иностранному языку, //ИЯШ,1954, №2.

31.Общая методика обучения иностранным языкам, под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлина. М.; Просвещение, 1967.

32.Олкинуор Е. Психологический анализ трудностей в учебной деятельности школьников, //Вопросы психологии, 1983, №4.

33.Познавательные процессы личности и методика их развития, Псков; 1994.

34.Разумовская Р.Н. Ошибки учащихся в иностранном языке, //ИЯШ,1948, №3.

35.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону; Феникс, 1997.

36.Цетлин В.С. Трудности текстов для чтения, //ИЯШ, 1994, №3, стр.9.

37.Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамотности,//Вопросы психологии, 1956, №5.

Приложение 1.

Анкета 1. (Опросник Ганса Айзенка).

1.     Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям,  чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2.     Часто ли Вы чувствуете,  что нуждаетесь в друзьях,  которые могут Вас понять, выразить сочувствие?

3.     Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?

4.     Очень ли Вы трудно отказываетесь от своих намерений?

5.     Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6.     Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания,  даже если это Вам не выгодно?

7.     Часто ли у Вас спады и подъемы настроения?

8.     Быстро ли Вы обычно действуете и говорите и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?

9.     Возникали ли у Вас когда-нибудь чувства, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10.   Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?

11.   Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?

12.   Бывает ли, что разозлившись. Вы выходите из себя?

13.   Часто ли Вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14.   Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам следовало бы чего-нибудь делать или говорить?

15.   Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?

16.   Верно ли, что Вас легко задеть?

17.   Любите ли Вы часто бывать в компании?

18.   Бывают ли Вас такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19.   Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

20.   Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?

21.   Много ли Вы мечтаете?

22.   Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?

23.   Часто ли Вас терзает чувство вины?

24.   Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

25.   Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26.   Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела?

27.   Считают ли Вас человеком живым и веселым?

28.   После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?

29.   Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?

30.   Бывает ли, что Вы передаете слухи?

31.   Бывает ли, что Вам не спится от того, что разные мысли лезут Вам в голову?

32.   Верно ли, что Вам часто приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?

33. Бывает ли у Вас сердцебиение?

34. Нравится ли Вам работа, которая требует пристального внимания?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людям только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

37. Верно ли, что Вам неприятно бывает в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?

38. Верно ли, что Вы раздражительны?

39.  Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действий?

40.  Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях?

42.  Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44.  Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

45.  Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?

49. Легко ли Вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

50.  Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

51. Трудно ли Вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?

52.  Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?

54.  Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Любите ли Вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли Вы бессонницей?

 

Анкета 2. (Опросник  Смирнова).

1.     Вы  любите часто бывать в компании?

2.     Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?

3. Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения?

4.  Во время беседы Вы очень быстро говорите?

5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?

6.  Бывает ли, что Вы передаете слухи?

7.  Считаете ли Вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?

8.  Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?

9.  Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые Вас понимают, могут   ободрить или утешить?

10.  У Вас очень быстрый почерк?

11.  Ищите ли Вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдохнуть?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14