Психологическая готовность к школе детей подготовительной группы
1.
Сравнительный
анализ дает основания полагать, что речевое мышление лучше развито у девочек,
чем у мальчиков: 1 мальчик (11% из общего количества мальчиков) обладает
высоким уровнем развития, 3 мальчика (33%) – хорошим уровнем, 5 мальчиков (56%)
– средним уровнем; 4 девочки (36%) обладают высоким уровнем, 6 девочек (55%) –
хорошим уровнем развития речевого мышления и 1 (9%) девочка со средне развитым
речевым мышлением. (Диаграмма 12.)
Наблюдая за
девочками при ответах на данные задания они больше выдают информации, нежели
мальчики. Их речь боле складная, разнообразная словами и предложениями. Есть
возможность предположить, что это связано с общением внутри семьи, где девочки
чаще общаются с мамами и папами, выходя из сада, играя дома, они общаются с
куклами, развивая речевое мышление. Мальчики более сдержаны и неактивны в плане
речевого разнообразия и желания общаться. Им присуща эмоциональная
сдержанность, что выражается в речевом мышлении.
2.
Развитие
образного мышления преобладает более у девочек: 3 мальчика (33%) с хорошим
уровнем, 6 (67%) – средний уровень развития образного мышления; 5 девочек (45%)
с хорошим уровнем, 6 девочек (55%) обладают средним уровнем.
Как видно по
результатам девочки мыслят больше образами, они чаще рисуют, фантазируют,
смотрят книги с картинками, более ориентируются в различных изображениях
3.
По
результатам диагностики абстрактного мышления оно более развито у мальчиков: 4
мальчика (44%) с хорошим уровнем, 5 (56%) – средний уровень развития образного
мышления; 6 девочек (55%) с хорошим уровнем, 3 девочки (27%) обладают средним
уровнем, 2 девочки (18%) со слабым уровнем абстрактного мышления.
Задания на абстрактное мышление решаются посредством выделения
различных формальных признаков (количественных, интервальных, функциональных) и
оперирования ими. Поскольку мышление некоторых девочек остается преимущественно
образным, они оказываются не в состоянии отвлечься от качественного содержания
материала. Задания оказываются для них непосильными.
4.
Таким
образом, развитие в речевом и образном мышлении девочки преуспели лучше
мальчиков, однако, девочки уступают им в развитии абстрактного мышления.
Таблица 9 – Сравнительная
таблица результатов обследования речевого развития по половому признаку
№
|
Пол
|
Речевое развитие
|
1
|
Мальчик
|
Сред.
|
2
|
Девочка
|
Хор.
|
3
|
Мальчик
|
Хор.
|
4
|
Девочка
|
Хор.
|
5
|
Мальчик
|
Сред.
|
6
|
Мальчик
|
Сред.
|
7
|
Мальчик
|
Слаб.
|
8
|
Девочка
|
Хор.
|
9
|
Девочка
|
Сред.
|
10
|
Девочка
|
Хор.
|
11
|
Мальчик
|
Сред.
|
12
|
Девочка
|
Хор.
|
13
|
Девочка
|
Сред.
|
14
|
Мальчик
|
Сред.
|
15
|
Мальчик
|
Сред.
|
16
|
Девочка
|
Хор.
|
17
|
Девочка
|
Сред.
|
18
|
Девочка
|
Сред.
|
19
|
Мальчик
|
Сред.
|
20
|
Мальчик
|
Сред.
|
1.
Сравнительный
анализ говорит о том, что девочки успешней справляются с заданиями на речевое
развитие: 1 мальчик (11%) обладает хорошим уровнем развития, 7 мальчиков (78%)
– средним уровнем, 1 мальчик (11%) – слабым уровнем; 6 девочек (55%) обладают
хорошим уровнем, 5 девочек (45%) со средне развитой речью.
Как
говорилось выше, девочки преуспели в речевом мышлении и соответственно их
уровень речевого развития так же достаточно высок. Они вольно начитанны,
общительны, проявляют интерес ко многим вещам, в играх достаточно часто
используют монолог с куклами, либо диалог с играющими. Их кругозор слов очень
разнообразен. Мальчики довольно сдержаны в общении и не всегда идут на контакт,
порой некоторые слова вызывают у них затруднение в употреблении, что приводит к
неправильному выполнению задания.
Таблица 10 – Сравнительная
таблица результатов обследования тревожности дошкольников тестом Теммл, Дорки,
Амен
№
|
Пол
|
тревожность
|
1
|
Мальчик
|
Сред.
|
2
|
Девочка
|
Сред.
|
3
|
Мальчик
|
Выс.
|
4
|
Девочка
|
Сред.
|
5
|
Мальчик
|
Сред.
|
6
|
Мальчик
|
Выс.
|
7
|
Мальчик
|
Сред.
|
8
|
Девочка
|
Выс.
|
9
|
Девочка
|
Сред.
|
10
|
Девочка
|
Сред.
|
11
|
Мальчик
|
Выс.
|
12
|
Девочка
|
Сред.
|
13
|
Девочка
|
Выс.
|
14
|
Мальчик
|
Хор.
|
15
|
Мальчик
|
Слаб.
|
16
|
Девочка
|
Выс.
|
17
|
Девочка
|
Сред.
|
18
|
Девочка
|
Сред.
|
19
|
Мальчик
|
Сред.
|
20
|
Мальчик
|
Сред.
|
1.
Анализ
табличных данных дает основание говорить, что тревожность более проявлена у
девочек, чем у мальчиков: 3 мальчика (33% из общего количества мальчиков) с
высоким уровнем тревожности. Свидетельствует о том, что ребенок не может
адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии
эмоциональной дестабилизации. 1 мальчик (11%) – хорошим уровнем.
Свидетельствует о постоянном присутствии какого-то беспокоящего фактора,
которому ребенок вынужден противостоять. Действие беспокоящего фактора пока
ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. 4 мальчика (44%) –
средним уровнем. Скорее всего, причин для беспокойства нет. Неопределенные
ситуации воспринимаются ребенком в положительном ключе и не содержат
эмоционально-дестабилизирующего фактора. 1 мальчик (11%) – со слабым уровнем
тревожности; 3 девочки (32%) – высокий уровень тревожности, 8 девочек (68%) –
средним уровнем.
Анализ
результатов высокой тревожности среди дошкольников говорит о том, что
дошкольников беспокоят такие факторы, как наличие второго младшего сиблинга,
требовательность к ним со стороны взрослых, их желание выполнять какие-либо
правила, отсутствие внимания со стороны взрослых.
Таблица 11 – Сравнительная
таблица результатов обследования энергии и настроения дошкольников цветовым
тестом Лири
№
|
Пол
|
Энергия
|
Настроение
|
1
|
Мальчик
|
Хор.
|
Сред.
|
2
|
Девочка
|
Хор.
|
Хор.
|
3
|
Мальчик
|
Хор.
|
Сред.
|
4
|
Девочка
|
Хор.
|
Хор.
|
5
|
Мальчик
|
Хор.
|
Хор.
|
6
|
Мальчик
|
Хор.
|
Сред.
|
7
|
Мальчик
|
Сред.
|
Хор.
|
8
|
Девочка
|
Хор.
|
Слаб.
|
9
|
Девочка
|
Хор.
|
Сред.
|
10
|
Девочка
|
Хор.
|
Слаб.
|
11
|
Мальчик
|
Хор.
|
Сред.
|
12
|
Девочка
|
Хор.
|
Сред.
|
13
|
Девочка
|
Выс.
|
Сред.
|
14
|
Мальчик
|
Хор.
|
Хор.
|
15
|
Мальчик
|
Хор.
|
Сред.
|
16
|
Девочка
|
Хор.
|
Сред.
|
17
|
Девочка
|
Хор.
|
Сред.
|
18
|
Девочка
|
Хор.
|
Хор.
|
19
|
Мальчик
|
Хор.
|
Сред.
|
20
|
Мальчик
|
Хор.
|
Хор.
|
1.
Анализ
табличных данных дает основание говорить, что энергетика у обоих полов
проявлена одинаково хорошо: 8 мальчиков (89% из общего количества мальчиков) с
хорошим уровнем энергии, 1 мальчик (11%) – средним уровнем; 1 девочка (9%) –
высокий уровень энергетики, 10 девочек (91%) обладают хорошей энергетикой.
Мальчики
больше энергии затрачивают на физические движения, а у девочек эта энергия
растрачивается на социальную сферу деятельности.
2.
Настроение
– параметр довольно изменчивый, на который влияет достаточно большое количество
внешних факторов «здесь и сейчас». Так на момент обследования настроение детей
было удовлетворительное, беря в расчет время и внешние факторы влияния. 3
мальчика (33%) имели хорошее настроение на момент обследования, с удовольствием
шли на диагностику, и с нетерпением ждали новых заданий. 6 мальчиков (67%) с
удовлетворительным настроением, им зачастую присуще такое настроение, которое
сдержано и лишено восторженных эмоций. Среди девочек 4 человека (36%) имели
хорошее настроение и с таким настроением пребывают в большинстве случаев, 5
девочек (46%) с удовлетворительным настроем, и 2 девочки (18%) недовольны
каким-то положением вещей, что отразилось на их результатах.
Настроение
девочек чаще изменчиво, они пребывают в инфантильном состоянии и не всегда
адекватно готовы реагировать на различные ситуации.
Таким
образом, девочки проявили себя более энергичными по отношению к мальчикам, а те
в свою очередь чаще пребывают в хорошем настроении.
Окончательные
выводы об особенностях развития каждого ребенка и о его готовности к школьному
обучению мы представим в общую таблицу (См. Приложение) на основании
сравнительного анализа результатов, полученных по всем методикам, входящим в
диагностический комплекс, с обязательным привлечением дополнительных
качественных интерпретаций по проективным тестам.
На основе
данной таблицы мы можем заключить, что 100% мальчиков и 91% девочек готовы к
постоянному обучению в школе. Это говорит о том, что дети обладают минимально
необходимым для поступления в школу, и достаточным для начала обучения по
общеобразовательной программе материалом. Однако этот вывод не освобождает родителей от текущего
контроля за обучением и от необходимости оказывать детям помощь. Если ребенок
будет предоставлен сам себе, то через какое-то время он может оказаться в числе
неуспевающих.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|