Психологическая готовность к школе детей подготовительной группы
В шесть-семь
лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной
деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. Дети с сильным типом
нервной системы могут достаточно долго и напряженно работать или играть; у них
как правило, высокий эмоциональный тонус, устойчивое внимание, хорошая
способность ориентироваться в непривычной ситуации. Они достаточно быстро
переключаются на новый вид деятельности, у них высокий темп и интенсивность
работы. Дети со слабым типом нервной системы, напротив вялы, замедлены во всех
действиях, медленно включаются в работу, долго переключаются и восстановляются;
у них, как правило, медленный темп письма и чтения, они быстро отвлекаются и не
могут долго и интенсивно работать.
Б) Интеллектуальная
готовность
Современные концепции реформирования начальной
школы свидетельствуют о смене парадигмы образования с информационной на
смысловую. Приоритетным направлением последней является развитие мышления,
понимания, рефлексии в ходе собственной деятельности учащихся. В связи с этим,
интеллектуальную готовность к школьному обучению можно рассматривать как
соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий
переход к учебной деятельности. Иными словами, будущий школьник должен иметь
развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими
мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация
и классификация; в процессе учебной деятельности уметь устанавливать
причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия.
Все это играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщенных
способов решения практических задач в школе.
Мышление – высшая ступень в развитии духовной,
теоретической деятельности человека. Мы исходим из того, что мышление функционирует
в соответствии с тремя основными принципам природосообразности,
культуросообразности и дополнительности.
Природосообразный характер мышления определяется
прежде всего преобладанием целостного эмоционально-чувственного познания мира,
особой формы действительности – посредством эмоциональных образов (Л.С. Выготский,
А.В. Запорожец, К.К. Платонов, Г.Х. Шингаров и др.). Особенности эти
подчеркивают значимость аналогий. В их основе – идея сходства между различными
явлениями действительности, способность к переносу известного в малоизвестные
явления. В мышлении ребенка аналогия выступает «ключом к пониманию
действительности, всеобщим принципом объяснения мира», ставит проблему, тогда
как проверка, укрепление и устранение суждения требуют новых процессов мышления.
Принцип культуросообразности мышления определяет
общую направленность деятельности, поведения с учетом социального опыта,
накопленного предыдущими поколениями. Ребенок в процессе своего развития
активно проникает в окружающий мир человеческих отношений, усваивая
общественные функции людей, выработанные нормы и правила поведения. Все это
отражается в его мышлении, оказывает влияние на направленность в контексте
определенной культуры, включая в работу принцип культуросообразности. Но в мышлении
его природосообразность и культуросообразность функционируют в единстве – в асимметричной
относительно устойчивой гармонии. В соответствии с принципом дополнительности
взаимодействие природосообразного принципа и культуросообразного ведет к их относительно
устойчивой асимметричной гармонии в мышлении ребенка, с доминированием
природосообразного характера, эмоционально-чувственного, интуитивно-образного.
Анализируя природу мышления дошкольника
традиционно к контексте основных видов деятельности выделяют наглядно-действенное,
наглядно-образное, логическое.
Наглядно-действенное мышление характеризуется как
разновидность практического мышления, основной признак которого – неразрывная
связь мыслительных процессов с практическими действиями; наглядно-образное – как
решение мыслительных задач в результате внутренних действий с образами.
Логическое мышление традиционно отождествляется с речевым, словесным.
Разрабатывая показатели интеллектуальной
готовности к школьному обучению, теоретики основывались на целостности мыслительного
процесса, единстве образного и вербального компонентов мышления; учитывали не
только все перечисленные принципы мышления, но и идею Н.Н. Поддьякова о
саморазвитии детского мышления. Его когнитивная модель сферы включает два
полюса: на одном – устойчивые, ясные, стабильные знания понятийного типа, на
другом – гибкие, подвижные психические образования, находящиеся в процессе
становления. Саморазвитие детского мышления происходит в том случае, когда
каждый «шаг» мышления, с одной стороны, что-то проясняет, образуются новые
устойчивые ясные знания, с другой – ясное знание служит основой возникновения
новых, диффузных, «неясных знаний», правополушарных, интуитивных образов,
отражающих малоизвестные стороны познаваемого объекта. Для наглядности
представим показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Образный компонент – это способность воспринимать
многообразные свойства, признаки предмета; зрительная память на образной
основе; способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении);
развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза; эвристичность
мышления.
Вербальный компонент – это способность
перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные;
слуховая память на речевой основе; способность обобщать множества единичных
понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов; развитие
мыслительных операций классификации, сериации, анализа; критичносгь мышления.
В)
Эмоционально-волевая готовность
Волевая
готовность – это достаточно высокий уровень произвольно управляемого поведения,
произвольной регуляции психических процессов, действий; овладение такой
структурой деятельности и поведения, в которой уясняются мотивы и цель,
мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.
Психологи А.Н. Леонтьев
и А.В. Суровцева доказали, что в дошкольном возрасте, не превышая
возможностей ребенка, путем организации игр, труда, занятий можно сформировать
качества произвольного управления психическими процессами: вниманием, памятью,
речью, а также поведением в пределах требований, предъявляемых начальной
школой. Уровень волевого развития у разных детей шестилетнего возраста
различен, но типичной чертой этого возраста является соподчинение мотивов,
которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое
необходимо для учебной деятельности. Иерархия мотивов придает поведению ребенка
определенную направленность (в зависимости от мотивов) и позволяет подчинить
ситуативные, частные побуждения более значимым, устойчивым целям и намерениям.
Важным
аспектом волевой готовности к школе является формирование нравственно-волевых
качеств. Р.С. Буре, исследовавшая данный вопрос, выделяет следующие
нравственно-волевые качества: активность, дисциплинированность, ответственность
и исполнительность, целенаправленность, способность к преодолению трудностей.
Формирование активности, в основном, происходит на занятиях и выражается в
желании отвечать, дополнять ответы товарищей, во внимании к указаниям педагога.
Дисциплинированность проявляется в умении ребенка быть сдержанным в поведении,
подчиняться правилам, требованиям. Ответственность проявляется в отношении к
заданиям, стремлении их выполнить в соответствии с требованиями педагога.
Подготовить
ребенка к обучению – означает не только обеспечить соответствующий уровень
умственного и волевого развития, но и развить его чувства. Эмоциональная готовность
– это способность ребенка переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью,
что создает благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную
мотивацию.
Развитие
эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении
различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои
аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием
успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное,
проявлять эмпатию. В этой сфере педагог в ДОУ работает на перспективу, так как
эмоциональная сфера личности дошкольника:
•
обладает
интенсивностью проявления эмоций,
•
непосредственности
в проявлении эмоций,
•
быстрой
переключаемостью, сменой настроений,
•
поверхностью
эмоций.
Г) Мотивационная готовность к обучению в школе
Формирование мотивов, побуждающих к учению, – одна из линий подготовки
детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой
мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к
приобретению знаний. Это и отношение к обучению как необходимому и важному
делу, и интерес к учебным занятиям.
Мотив –
побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и
определяющий направленность его активности.
Мотивационная
готовность к школьному обучению складывается из:
•
положительных
представлений о школе;
•
желания
учится в школе, чтобы узнать и уметь много нового;
•
сформированной
позиции школьника.
Наиболее адекватными для учебной деятельности
являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления
самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий. Следует
отличать мотив посещения школы от мотива обучения. Оба этих мотива в
организации поведения и учебной деятельности могут действовать в одном
направлении, а могут расходиться.
В основе
мотива посещения школы могут лежать следующие потребности: престижа (повышение
своего социального положения), стремление к взрослости и желание называться уже
школьником, желание быть «как все». В мотив обучения могут входить следующие причины:
интерес к учению вообще (основанный на потребности в новых впечатлениях от приобретения
знаний), желание получить образование в связи с пониманием его необходимости
для жизни и профессиональной деятельности, желание заслужить похвалу.
Познавательный
интерес – потребностное отношение к миру, реализуемое в познавательной
деятельности по усвоению содержания окружающего мира. Условно выделяют последовательные
стадии развития познавательного интереса.
Любопытство –
элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто
внешними, часто неожиданными обстоятельствами. С устранением внешних причин и
исчезает и избирательная направленность. Эта стадия не обнаруживает подлинного
стремления к познанию, но может служить его первоначальным толчком.
Любознательность
– стремление проникнуть за пределы увиденного, которое сопровождается сильным
выражением эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью.
Узкий познавательный интерес – узкая
направленность на ту или иную область познания. Познавательный интерес играет в
процессе обучения огромную роль.
1. Как средство обучения –
т.е. средство привлечения к обучению, активизации мышления детей, как средство
заставляющее их волноваться, переживать, увлеченно работать.
2. Как мотив учебной
деятельности – является наиболее существенным. Для образования мотива не
достаточно внешних воздействий. Мотивы должны опираться на потребности самой
личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность,
значимость, закрепляется в мотиве. Познавательный интерес как мотив имеет меньшую
ситуационную привязанность: он заставляет ребенка интересоваться тем или иным
не только в рамках занятия, но и за их приделами.
О наличии внутренней
позиции школьника следует говорить том случае, если ребенок относится к
поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно
естественному и необходимому событию в жизни: обнаруживает чувство необходимости
учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к
занятиям специфически школьного содержания, положительно относится к
общественно принятых правил и норм поведения, признает авторитет учителя.
Несформированность
внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на
этапе младшего школьного возраста.
Основными
факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к
учебной деятельности, являются:
•
содержание
учебного материала,
•
организация
учебной деятельности,
•
коллективные
формы учебной деятельности,
•
оценка
учебной деятельности.
Содержание учебного материала. Содержание обучения для детей
выступает в виде той информации, которую они получают от воспитателя, из
обучающей литературы и СМИ. Однако сама по себе информация вне потребностей
ребенка не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает
к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, следует учитывать
потребности детей. Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности,
потребность в новизне, в эмоциональной насыщенности. Поэтому учебный материал
должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать эмоциональный отклик, быть
достаточно сложным, хорошо иллюстрированным. Учебный материал должен опираться
на имеющиеся знания, и в то же время содержать информацию, позволяющую узнать
не только что-то новое, но известное с новой стороны.
Организация учебной деятельности должна состоять из трех основных этапов:
Мотивационный этап – сообщение почему и для чего детям нужно знать
данный раздел программы.
Операционально-познавательный – овладение учебными действиями операциями.
Рефлексивно-оценочный связан с анализом проделанного, сопоставлением
достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.
Групповая
форма деятельности. Групповая форма деятельности создает лучшую мотивацию, чем
индивидуальная, так как даже пассивные ребята «втягиваются» в работу
Оценка
результатов учебной деятельности. Мотивирующая роль оценки очень велика. Однако
слишком частое оценивание приводит к тому, что получение знаков отличий,
жетонов, оценок становится для детей самоцелью. Важно, что оценка была
качественной, где отмечались положительные моменты или какие-либо сдвиги.
Д) Готовность
в сфере общения
По
определению Е.Е. Кравцовой и Е.В. Проскуры, готовность ребенка к
школе в сфере общения или социально-психологическая готовность – это
умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками.
Готовность
детей к школе в сфере общения включает:
•
развитие
потребности в общении с другими детьми и взрослыми;
•
умение
подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;
•
развивающие
способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Общение –
сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми,
порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен
информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание
партнера.
Развитие
социально-психологической готовности к школе необходимо потому, что:
1. Умение налаживать
контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни,
к новым социальным условиям.
2. Умение строить свои взаимоотношения
со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к
школе. Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества:
доброжелательность, уважение к товарищам, общительность и готовность проявить
сочувствие.
Наличие этих
черт способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении.
3. Психологические
предпосылки включения в классный коллектив складываются у дошкольников в
процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе:
–
умение
согласовывать действия с другими;
–
осознавать
собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.
Эмоциональное
неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к
различным типам поведения:
–
Неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для
легковозбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих
детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Их
эмоциональная несдержанность приводит к разрушению игры, к конфликтам и дракам,
но эти проявления ситуативные, представления о других детях остаются
положительными и не препятствуют общению.
–
Устойчивое негативное отношение к общению. Эти дети более
сдержаны, чем дети первого типа. Они избегают общения и, как будто, равнодушны
к окружающим. Однако, они пристально, но незаметно следят за событиями в группе
и за отношениями воспитателей и детей. Эмоциональное неблагополучие этих детей
связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя и, недовольством
детей, нежеланием посещать детский сад.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|