Психологическая готовность к школе детей подготовительной группы
В тех случаях, когда ребенок не может самостоятельно преодолеть затруднения,
экспериментатор начинает создавать условия преодоления затруднений. Под
условиями преодоления затруднений подразумеваются различные виды помощи,
оказываемые ребенку в процессе работы. В каждом конкретном случае помощь
осуществляется в таком объеме и того качества, которые требуются для
преодоления ребенком испытываемых им затруднений.
М.Н. Костикова выделяет пять видов помощи: стимулирующая,
эмоционально-регулирующая, направляющая, организующая и обучающая. За каждым из
них стоят различные степень и качество вмешательства экспериментатора в работу
ребенка. Результат обследования не просто показывает уровень психического
развития ребенка, а дает ключ к индивидуальному подходу при его обучении.
Использование данной методики определения готовности к школьному обучению
требует высокого профессионализма психолога при работе с ребенком.
Несмотря на многообразие существующих методов определения готовности
детей к школьному обучению, психологи продолжают поиски более совершенных
диагностических программ, отвечающих следующим требованиям: 1) обследование не
должно быть слишком длительным, так как оно должно вписываться во временные
рамки записи детей в школу (апрель–май); 2) методики должны давать сведения о
мотивационной готовности детей к школе; 3) программа обследования должна
содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности
ребенка к школе.
2. Эмпирическое исследование
психологической готовности к школе детей подготовительной группы
2.1 Организация и методы исследования
Целью экспериментальной
работы было изучение проблемы диагностики психологической готовности детей к
школьному обучению с учетом различий между мальчиками и девочками.
В процессе написания данной дипломной работы было проведено
всестороннее исследование уровня психологической готовности ребенка к школе.
Участниками эксперимента были – 20 детей (11 девочек, 9 мальчиков) 6–6,5
которые посещают МОУ КСОШ СП Детский сад «Сказка» Красноборского района
Архангельской области.
Понимая психологическую готовность ребенка к
школе как многокомпонентное образование, складывающееся из определенного уровня
развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к
произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции
школьника, нам необходимо согласиться с тем, что нет и не может быть
единственного теста, измеряющего готовность ребенка к школе, необходимо за
основу взять комплекс методик.
Основой моей
исследовательской работы послужила методика определения готовности к школе
(прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе) по Л.А. Ясюковой.
Ядро предлагаемой диагностической системы составляют тесты,
позволяющие проанализировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень,
так и операциональную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, которое
необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в
школе.
Кроме того, данный диагностический комплекс позволяет оценить уровень
и особенности интеллектуального развития ребенка с учетом его репрезентативной
системы.
Прогрессивные матрицы Равена, входящие в диагностический комплекс,
используются именно для того, чтобы выяснить реальный потенциал обучаемости
детей, которые при педагогическом собеседовании, а также по речевым тестам
оцениваются как недостаточно подготовленные к обучению в школе.
Выбранная мною методика диагностики готовности к школьному
обучению в подготовительных группах детских садов может быть использована для
решения следующих практических задач:
– Для изучения индивидуально-психологических
особенностей первоклассников с целью индивидуализации и оптимизации процесса
обучения.
– Для работы с проблемными детьми в процессе
индивидуального консультирования по запросу родителей, учителей, воспитателей
детских садов.
– Для диагностики уровня и потенциала
интеллектуального развития детей при проведении конкурсных отборов в гимназии.
Прогностическая валидность методики оценивалась в результате
лонгитюдных обследований.
Диагностический комплекс состоит из двух методических блоков.
·
Первый
блок методик предназначен для группового тестирования. В него входят
гештальт-тест Бендер (зрительно-моторная координация), тест Тулуз-Пьерона
(особенности нейродинамики, внимания, работоспособности), тест Равена (субтесты
А (визуальное линейное мышление) и В (визуальное структурное мышление), а также
проективные рисуночные тесты «Рисунок семьи» и тест Кроха «Дерево» (личностные
особенности, самооценка, семейная атмосфера и т.п.)
Второй блок методик предназначен для индивидуальной работы с
ребенком. Его цель – выяснить потенциальные возможности ребенка, уточнить
проблемные моменты в его развитии. В этот блок входят методики, измеряющие
объем кратковременной (зрительной и слуховой) памяти, структурно-уровневые
характеристики мышления в аудиальной и визуальной модальностях, речевое
развитие и личностные особенности ребенка (тест Тэммл, Дорки, Амен – сфера и
уровень тревожности, цветовой тест Люшера – энергетическая обеспеченность и
эмоциональные установки по отношению к школе).
1) Групповое тестирование.
Поскольку
исследование уровня готовности детей к школе по методике Л.А. Ясюковой
целесообразно проводить в два этапа, мы начали исследование с группового этапа.
Для исследователя это поспособствовало благоприятному знакомству с детьми,
проведению наблюдения за ними для выявления индивидуальных особенностей каждого
из участников эмпирической работы.
Тестирование
дошкольников проводится в группах по 6–10 человек. Дети рассаживаются по одному
за парты или за столы, перед ними доска.
Продолжительность
группового тестирования может длиться от 20 до 40 минут в зависимости от объема
группы и способностей детей.
Для
выполнения работы детям потребуются только ручки, листы бумаги А4.
Порядок
предъявлении методик:
1. Тест
Тулуз-Пьерона;
2. Тест
Равена (серии А и В);
3.
Гештальт-тест Бендер;
4. Тест Коха
«Дерево»;
5. Тест
«Рисунок семьи».
Бланк с
корректурной пробой Тулуз-Пьерона, стимульный материал к тесту Равена (две
прозрачные кассы среднего размера: в одной кассе – задания серии А, в другой – задания
серии В), образец для срисовывания теста Бендер. Для проведения рисуночных
тестов требуется простой лист бумаги стандартного размера.
Для работы с
тестами Тулуз-Пьерона, Равена и Бендер в подготовительной группе можно
проводить в любое время, так как там отсутствует утомляющая детей
систематическая интеллектуальная деятельность, характерная для школьных уроков.
Рисуночные тесты проводятся в любое время. Время проведения и процедура
диагностики при работе с дошкольниками более вариативно, обычно они согласуются
с внутренним распорядком детского сада.
2) Индивидуальная
диагностика
Тестирование проводится
в отдельном кабинете, психолог вызывает детей по очереди. Индивидуальное
обследование занимает 10–20 минут (в зависимости от уровня интеллектуального
развития ребенка). В процессе индивидуальной работы важно как можно подробнее
фиксировать все особенности ответов и поведения ребенка. В ходе тестирования
нельзя поправлять ребенка, просить его подумать еще раз, указывать на ошибки
или требовать пояснений. Если ребенок ответил неверно, нужно просто перейти к
следующему заданию со словами; «А теперь…» Разговаривать нужно спокойно и
доброжелательно. Не следует торопить ребенка с ответом, если он задумался,
следует, молча ждать. Если ребенок признается, что не может найти ответ, нужно
сказать ему, что ничего страшного в этом нет, и предложить перейти к следующему
заданию.
Инструкции к
индивидуальным заданиям абсолютно одинаковы для всех детей. Точно
воспроизводятся предложенные варианты инструкций (Приложение Б). По результатам
многократного тестирования именно такие формулировки представляются
оптимальными.
Порядок
предъявления тестовых заданий:
1. Кратковременная речевая память.
2. Кратковременная зрительная память.
3. Интуитивный речевой анализ-синтез.
4. Речевые антонимы
5. Речевые классификации
6. Речевые аналогии.
7. Произвольное
владение речью:
а)
исправление семантически неверных фраз;
б)
восстановление предложений;
в) завершение
предложений.
8. Интуитивный визуальный анализ-синтез.
9. Визуальные классификации
10.
Визуальные
аналогии.
11.
Абстрактное
мышление.
12.
Тест
Тэммл-Дорки-Амен,
13.
Цветовой
тест Люшера.
Стимульный
материал, необходимый для индивидуального проведения заданий с 1 по 11,
находится в большой прозрачной кассе (См. Приложение В). Стимульный материал к
тесту Тэммл-Дорки-Амен лежит в двух прозрачных кассах меньшего размера, так как
имеет два варианта – для мальчиков и для девочек. Цветовые карточки к тесту
Люшера хранятся в специальном футляре.
Порядок
предъявления заданий не меняется так как, выполняя задания в данной
последовательности, дети не утомляются и работают с удовольствием. Если во
время группового тестирования ребенок успел выполнить тест Тэммл-Дорки-Амен и
тест Люшера, повторно в ходе индивидуального обследования их делать не надо.
Все ответы ребенка фиксируются в Бланке ответов.
Результаты
обработки отражаются на Бланке фиксации результатов в специальной таблице под
заголовком «Психологическая характеристика». В этой таблице перечислены все
замеряемые показатели, характеризующие готовность ребенка к школе.
По итогам
обработки результатов напротив каждого показателя в соответствующей колонке
ставится крестик. Колонка отражает уровень развития соответствующего
психологического качества. На основе статистического анализа результатов
диагностики готовности детей к школе, а также последующих лонгитюдных
исследований их обучаемости и выделено пять зон, отражающих уровень развития
каждого психологического качества: уровень патологии, уровень слабого,
среднего, хорошего и высокого развития.
Уровень
развития перечисленных в таблице психологических качеств определяется путем
сравнения индивидуальных результатов тестирования с нормативными данными.
Зона I – Уровень патологии. Свидетельствует о нарушении
формирования психических процессов, об аномалиях развития, в основе которых
могут лежать осложнения физиологического или неврологического характера,
различные травмы и хронические заболевания.
Зона II – Слабый уровень, или
субнорма. Свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов.
Требует объединения усилий психолога, родителей и педагогов для оказания помощи
ребенку.
Зона III – Средний уровень, или
норма.
Минимально необходимый для детей, поступающих в школу, и достаточный для начала
обучения по общеобразовательной программе.
Зона IV – Хороший уровень. Позволяет детям
самостоятельно успешно учиться в школе, является необходимым и достаточным для
обучения по гимназическим, усложненным и расширенным программам, а также по
программе Л.В. Занкова.
Зона V – Высокий
уровень. Редко встречается и свидетельствует о незаурядности ребенка.
2.2 Анализ
результатов диагностики в сравнении по половому признаку
Проведем
анализ результатов диагностики отдельно по каждому тесту, входящему в блок.
Таблица 1 – Сравнительная
таблица результатов обследования скорости переработки информации и
внимательности тестом Тулуз-Пьерона
№
|
Пол
|
скорость переработки
информации
|
внимательность
|
1
|
Мальчик
|
средний
|
хороший
|
2
|
Девочка
|
слабый
|
слабый
|
3
|
Мальчик
|
хороший
|
средний
|
4
|
Девочка
|
средний
|
слабый
|
5
|
Мальчик
|
средний
|
слабый
|
6
|
Мальчик
|
средний
|
средний
|
7
|
Мальчик
|
средний
|
хороший
|
8
|
Девочка
|
хороший
|
средний
|
9
|
Девочка
|
средний
|
средний
|
10
|
Девочка
|
высокий
|
средний
|
11
|
Мальчик
|
слабый
|
средний
|
12
|
Девочка
|
средний
|
слабый
|
13
|
Девочка
|
хороший
|
хороший
|
14
|
Мальчик
|
хороший
|
средний
|
15
|
Мальчик
|
средний
|
слабый
|
16
|
Девочка
|
высокий
|
средний
|
17
|
Девочка
|
средний
|
высокий
|
18
|
Девочка
|
слабый
|
высокий
|
19
|
Мальчик
|
средний
|
средний
|
20
|
Мальчик
|
слабый
|
хороший
|
1.
В
результате проведенного анализа можно утверждать, что скорость переработки
информации лучше развита у девочек, чем у мальчиков: 2 мальчика (22% из общего
количества мальчиков) обладают хорошим скоростью переработки информации, 5
мальчиков (56%) – средним уровнем, 2 мальчика (22%) – слабым уровнем; 2 девочки
(18%) обладают высокой скоростью переработки информации, 2 девочки (18%) – хорошим
уровнем, 5 девочек (46%) – средним уровнем, 2 девочки (18%) – со слабым
уровнем.
Наблюдение
показывает, что некоторые дети в силу своих нейродинамических особенностей
медлительны от природы и показывает результаты намного ниже нормы, они часто
уставали и спрашивали время окончания задания, оглядывались по сторонам, также
низкая скорость переработки информации может быть связана и с повышенной
внимательностью к заданию. Такие дети качественно выполняют задание без помарок
и ошибок, однако отстают от других ввиду своего усердия и вдумчивости (22% – М,
18% – Д).
Развитие
скорости переработки информации по половому признаку
2.
Анализ
результатов параметра внимательность указывает на большую успешность мальчиков:
3 мальчика (33%) обладают хорошим уровнем развития внимательности, 5 мальчиков
(56%) имеют средний уровень внимательности, 1 мальчик (11%) – слабый уровень; 2
девочки (18%) обладают высоким уровнем, 1 девочка (10%) – хорошим уровнем
развития внимательности, 4 девочки (36%) имеют средний уровень внимательности,
4 девочки (36%) – слабый уровень развития внимательности. (Диаграмма 2.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|