Психологическая готовность к школе детей подготовительной группы
По таблице 5.
видно, что семейные отношения детскими глазами достаточно положительные и не
вызывают негативного о них мнения. Лишь 1 девочка (9%) и 1 мальчик (11%)
испытывают напряженность при взаимоотношениях с семьей, остальные мальчики (89%)
и девочки (91%) с радостью говорят о своей семье, делятся впечатлениями о
совместных играх и увлечениях. Многие видят друзей в семье в качестве животных.
Удовлетворенность
семейными взаимоотношениями глазами дошкольников по половому признаку
Анализ
результатов индивидуального блока диагностика позволяет нам сделать следующие
выводы по представленным в ней заданиям.
Таблица 6 – Сравнительная
таблица результатов обследования кратковременной (речевой и зрительной) памяти
по половому признаку
№
|
Пол
|
Кратковременная речевая
память
|
Кратковременная
зрительная память
|
1
|
Мальчик
|
Сред.
|
Хор.
|
2
|
Девочка
|
Хор.
|
Сред.
|
3
|
Мальчик
|
Хор.
|
Сред.
|
4
|
Девочка
|
Хор.
|
Сред.
|
5
|
Мальчик
|
Сред.
|
Сред.
|
6
|
Мальчик
|
Сред.
|
Сред.
|
7
|
Мальчик
|
Слаб.
|
Слаб.
|
8
|
Девочка
|
Хор.
|
Хор.
|
9
|
Девочка
|
Сред.
|
Сред.
|
10
|
Девочка
|
Хор.
|
Сред.
|
11
|
Мальчик
|
Сред.
|
Выс.
|
12
|
Девочка
|
Слаб.
|
Сред.
|
13
|
Девочка
|
Сред.
|
Хор.
|
14
|
Мальчик
|
Сред.
|
Хор.
|
15
|
Мальчик
|
Слаб.
|
Сред.
|
16
|
Девочка
|
Хор.
|
Сред.
|
17
|
Девочка
|
Сред.
|
Хор.
|
18
|
Девочка
|
Сред.
|
Хор.
|
19
|
Мальчик
|
Сред.
|
Сред.
|
20
|
Мальчик
|
Сред.
|
Сред.
|
1.
Сравнительный
анализ дает основания полагать, что кратковременная речевая память лучше
развита у девочек, чем у мальчиков: 1 мальчик (11%) обладают хорошим уровнем
развития кратковременной речевой памяти, 6 мальчиков (67%) – средним уровнем, 2
мальчика (22%) – слабым уровнем развития кратковременной речевой памяти; 5
девочек (45%) обладают хорошим уровнем, 5 девочек (45%) – средним уровнем
развития линейного мышления и 1 (10%) девочка со слабо развитой кратковременной
речевой памятью.
Дети с
визуальной репрезентативной системой лучше воспринимают информацию наглядно,
нежели на слух. Поэтому некоторым детям было сложно справиться с данным
заданием.
Развитие
кратковременной речевой памяти по половому признаку
2.
Развитие
кратковременной зрительной памяти преобладает более у девочек: 1 мальчик (11%)
с высоким уровнем, 2 мальчика (22%) с хорошим уровнем. Можно говорить о наличии
структурной зрительной памяти, то есть о ее качественно более высоком уровне
развития. При этом недостатки речевой памяти могут быть легко компенсированы. 5
(56%) – средний уровень развития визуального структурного мышления. Зрительная
память все еще характеризуется как простая, ассоциативная, она не может
компенсировать недостатки кратковременной речевой памяти. 1 мальчик (11%) со
слабым уровнем развития кратковременной зрительной памяти. Наличие наглядной
информации не будет улучшать запоминание материала, напротив, ее изобилие без
достаточных речевых разъяснений может осложнять процессы восприятие и
запоминание информации; 4 девочки (36%) с хорошим уровнем, 7 девочек (64%)
обладают средним уровнем.
Развитие
кратковременной зрительной памяти по половому признаку
3.
Таким
образом, кратковременная речевая и зрительная память более развита у девочек,
нежели у мальчиков в данной группе.
Таблица 7 – Сравнительная
таблица результатов обследования понятийного (интуитивное и логическое)
мышления по половому признаку
№
|
Пол
|
понятийное интуитивное
мышление
|
понятийное логическое
мышление
|
1
|
Мальчик
|
Сред.
|
Хор.
|
2
|
Девочка
|
Слаб.
|
Сред.
|
3
|
Мальчик
|
Хор.
|
Сред.
|
4
|
Девочка
|
Сред.
|
Сред.
|
5
|
Мальчик
|
Хор.
|
Хор.
|
6
|
Мальчик
|
Сред.
|
Хор.
|
7
|
Мальчик
|
Сред.
|
Сред.
|
8
|
Девочка
|
Сред.
|
Слаб.
|
9
|
Девочка
|
Сред.
|
Сред.
|
10
|
Девочка
|
Хор.
|
Хор.
|
11
|
Мальчик
|
Хор.
|
Сред.
|
12
|
Девочка
|
Сред.
|
Сред.
|
13
|
Девочка
|
Сред.
|
Сред.
|
14
|
Мальчик
|
Сред.
|
Хор.
|
15
|
Мальчик
|
Сред.
|
Хор.
|
16
|
Девочка
|
Сред.
|
Сред.
|
17
|
Девочка
|
Сред.
|
Сред.
|
18
|
Девочка
|
Хор.
|
Сред.
|
19
|
Мальчик
|
Сред.
|
Хор.
|
20
|
Мальчик
|
Сред.
|
Сред.
|
1.
Сравнительный
анализ дает основания полагать, что понятийное интуитивное мышление лучше
развито у мальчиков, чем у девочек: 2 мальчика (22% из общего количества
мальчиков) обладают хорошим уровнем развития интуитивного мышления. Это говорит
о том, что дети способны понимать и вписывать в свой личный опыт дошкольные
знания. 7 мальчиков (78%) – средним уровнем. Для развития полноценного понятийного
мышления в данном случае детям необходима помощь; 3 девочки (27%) обладают
хорошим уровнем, 7 девочек (64%) – средним уровнем развития линейного мышления
и 1 (9%) девочка со слабо развитой интуицией. Ребенок не способен
самостоятельно разобраться в каких-либо научных построениях школьной программы.
Он может выучить материал, но не способен понять его суть и использовать
школьные знания в своем личном опыте.
Мальчики в
этом типе заданий показывают лучше результат, они больше вдумывались в задания
и часто размышляли. Девочки иногда не понимали задания и называли любое
понравившееся слово, приходилось больше времени тратить на разъяснения. Были и
такие дети, которые и после разъяснений плохо справлялись с заданием. Некоторые
быстро устали и приходилось прерывать диагностику.
Развитие
понятийное интуитивного мышления по половому признаку
2.
Развитие
понятийного логического мышления преобладает более у мальчиков: 5 мальчиков (56%)
с хорошим уровнем, 4 (44%) – средний уровень развития визуального структурного
мышления. Такие дети способны чувствовать (понимать, осознавать) смысл, суть
закономерностей, с которыми они имеют дело, и правильно применять их на
практике; 2 девочки (18%) с хорошим уровнем, 8 девочек (73%) обладают средним
уровнем, 1 девочка (9%) со слабым уровнем. Ребенок фактически не умеет работать по правилу. Он может его
вызубрить, но не умеет применять и делает ошибки. Он может использовать правило
только на том материале, на котором оно объяснялось, и не способен выполнить
аналогичные задания. Либо ребенок не понимает, какова зона применения правила,
и использует его там, где оно не работает.
По
результатам диагностики этого типа мышления опять же лидируют мальчики.
Вероятно, на данном периоде они больше внимания придают задачам логического
характера и в играх и в отношениях, выработке стратегий решения. Девочки более
подвержены эмоциональному настрою в отношениях и играх, развитию мелкой
моторики. Несмотря на более развитое речевое развитие, девочки не всегда
правильно способны делать необходимое действие, у них возникает больше сомнений
и спешности в решениях.
Развитие
понятийное логического мышления по половому признаку
3.
Таким
образом, развитие понятийного интуитивного и логического мышления более развито
у мальчиков, нежели у девочек данной группы.
Таблица 8 – Сравнительная
таблица результатов обследования речевого, образного и абстрактного мышления по
половому признаку
№
|
Пол
|
Речевое мышление
|
Образное мышление
|
Абстрактное мышление
|
1
|
Мальчик
|
Хор.
|
Сред.
|
Хор.
|
2
|
Девочка
|
Хор.
|
Сред.
|
Сред.
|
3
|
Мальчик
|
Выс.
|
Сред.
|
Сред.
|
4
|
Девочка
|
Выс.
|
Сред.
|
Хор.
|
5
|
Мальчик
|
Выс.
|
Сред.
|
Слаб.
|
6
|
Мальчик
|
Сред.
|
Сред.
|
Сред.
|
7
|
Мальчик
|
Сред.
|
Хор.
|
Сред.
|
8
|
Девочка
|
Хор.
|
Сред.
|
Сред.
|
9
|
Девочка
|
Выс.
|
Сред.
|
Слаб.
|
10
|
Девочка
|
Выс.
|
Хор.
|
Хор.
|
11
|
Мальчик
|
Хор.
|
Сред.
|
Хор.
|
12
|
Девочка
|
Сред.
|
Хор.
|
Сред.
|
13
|
Девочка
|
Хор.
|
Сред.
|
Хор.
|
14
|
Мальчик
|
Хор.
|
Сред.
|
Хор.
|
15
|
Мальчик
|
Сред.
|
Хор.
|
Сред.
|
16
|
Девочка
|
Хор.
|
Хор.
|
Хор.
|
17
|
Девочка
|
Хор.
|
Хор.
|
Хор.
|
18
|
Девочка
|
Хор.
|
Хор.
|
Хор.
|
19
|
Мальчик
|
Сред.
|
Хор.
|
Хор.
|
20
|
Мальчик
|
Сред.
|
Сред.
|
Сред.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|