бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологическая готовность ребёнка к школе бесплатно рефераты

ТЕСТ: Керна-Йирасека  6 баллов.

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «С»

МЕТОДИКА :«Домик»    2 балла.

МЕТОДИКА:«ЭХО»       0 баллов.

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии»  - Затратил  3 мин. 3 ошибки. «С».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба»  -Затратил   3 мин. 1 ошибка. – «В».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»   - Нашёл  5 «нелепиц». – «С».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После трёх попыток  повторил 4фразы «С».

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно ответил на 4-х карточках-«В».

Результаты  тестов показали, что ребёнок к школе готов, но нуждается в некоторой  коррекции.

Рекомендации:

 Больше уделять внимания упражнениям на развитие интеллектуальной сферы ребенка,  наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе делать  на  развитие произвольного внимания. Уделять внимание  развитию смысловой  памяти и  образно-логического  мышления.

           Таблица диагностики по уровневым показателям.


              Ф.И.

                  Ребёнка.

методики



Гераськина

Катя


Кевбрин

Дима

Алмакаев

Женя

Фоменкова

Юля

Мехвалыев

Рухин

Толмачёва

Наташа

Пронин

Егор

Лешенко

Миша


Керна-Йирасека


В



С



С


С


В


В


С


С


Графический

диктант


В


В


В


Н


В


В


В


С


«Домик»


В


В


В


Н


В


В


В


С


«Да  и  Нет»


В


В


В


С


В


В


В


В


«Эхо»


В


В


В


В


В


В


В


В


«Переплетённые

линии»


В


В


С


Н


С



В


С


С

«Корректурная

проба»


В


В


С


С


С


В


В


В


«Нелепицы»


В


В


С


С


В


В


В


С

«Лишний предмет»


В


В


В


С


В


В


В


С

«Запомни фразы»


С


В


С


Н


В


С


С


С

РЕЗУЛЬТАТЫ

В - 9

С - 1



В – 9

С – 1


В – 5

С – 5


В – 1

С – 5

Н - 4

В – 8

С – 2


В – 9

С - 1

В – 7

С - 3

В – 3

С - 6

Таблица процентных показателей по итогам диагностики.

 

              уровни


методики

 

В

 

   С



    Н

 

    ВЫВОДЫ


Керна - Йирасека

 

3


37,5%


5


62%

 

-

 

-

Требуются фронтальные занятия.

«Графический

диктант»


6

 

67,5%


1


12,5%


1


12,5%

Требуется индивидуальная работа.


    «Домик»


6


75%


1


12,5%


1


12,5%

Требуется индивидуальная работа.


  «Да и Нет»


7


87,5%


1


12,5%

-

-

Коррекция  не

нужна.


       «Эхо»


8


100%

-

-

-

-

Коррекция не нужна.

«Переплетённые линии»


3


37,5%


4


50%


1


12,5%

Требуются фронтальные занятия.

«Корректурная  проба»


5


62,5%


3


37,5%

-

-

Требуется  индивидуальная работа.


  «Нелепицы»

 


5


62,5%


3


37,5%

-

-

Требуется индивидуальная работа.

     «Лишний     

       предмет»         



6


75%



2


25%


-

-

Требуется индивидуальная работа.


 «Запомни  фразу»



2

25%


5


62,5%

-

-

Требуются  фронтальные занятия.

 

 

 

 

 

 

II. 2. Психокоррекционная работа с неготовыми детьми.                                 

 

  На основе предыдущих расчётов видно, что необходимо проведение психокоррекционной работы.

   Такие аспекты как: смысловая память, образно-логическое мышление, устойчивость внимания  имеют средний уровень развития почти у всех обследуемых детей.  Для коррекции этих сторон психической деятельности можно проводить с детьми фронтальные занятия на основе формирующего эксперимента, где экспериментатор выступает в роли педагога. Изучению вопроса памяти дошкольников посвящены работы  З.М. Истоминой. В монографии ( 74) ей раскрыты основные закономерности памяти у дошкольников ,вскрыты потенциальные возможности и пути формирования уних осмысленного запоминания.

 Для тренировки зрительной памяти можно пользоваться методикой «Запомни рисунки». Детям раздаются таблицы с картинками, и даётся инструкция: «На этой картинке предоставлены девять разных фигур. Постарайтесь запомнить и затем  узнать на другой картинке (Б), которую я вам сейчас покажу. На ней находятся ,кроме девяти ранее показанных изображений, ещё шесть таких, которые вы до сих пор не видели. Постарайтесь узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые вы видели на первой картинке,  и отметьте их  крестиком.

   Такое занятие можно проводить, как фронтально, так и индивидуально.

    Для коррекции  образно-логического мышления – умственных операций анализа и обобщения можно использовать методику «Четвёртый лишний». Эту методику можно использовать в форме дидактической игры. В этой методике можно использовать карточки, а можно проводить её на вербальном уровне. При вербальном проведении у детей развивается умение выполнять задание взрослого.

    Для коррекции устойчивости внимания можно использовать методику: «Найди одинаковые картинки». При проведении этой методики детям раздаются  таблицы с картинками и их просят  найти на них орпеделённые  фигурки  идентичные друг другу.                         

     Здесь можно использовать методику: «Узнай фигуры».

   Детям раздаются таблицы с рисунками.  10 рядов по  5 картинок. Даётся инструкция: «Пере5д вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырёх картинок, расположенных в ряд справа от неё. Надо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку.»

      В индивидуальных занятиях  нуждаются дети по таким аспектам психической деятельности, как  образно логическое мышление, распределение внимания, его устойчивости и объёма, развитие произвольности.

       Для развития логического мышления можно использовать развивающие упражнения  Л.Г. Петерсона. Детям предлагаются незаконченные рисунки узоров, и предлагается их  продолжить.  Также предлагается продолжить числовой  ряд.  Ребёнок должен найти закономерность изменения. Можно предложить несколько фигур (например: красные и синие квадраты и круги разной величины) и предложить разбить их на группы.

       Можно предложить ребёнку  дорисовать последнюю фигуру и объяснить, почему он так сделал.


                                      ФИГУРЫ                                                                                    

Для коррекции распределения и переключения внимания используется методика: «Кольца».

Для проведения занятия необходима таблица с изоб­ражением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам и букваре).

Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа)..

За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улуч­шается.   

При проведении работы по коррекции необходимо поощрение ребёнка, косвенная помощь («Не волнуйся, попробуй ещё раз, у тебя обязательно получиться».)

После проведения коррекционной работы мы проводим дополнительное обследование детей. Обследовались дети, чья готовность к школьному обучению при предыдущем обследовании оказалась на низком уровне.

Здесь мы приводим таблицу дополнительного обследования.

             Ф.И.


методика                      

Фоменкова

Юля

Алмакаев

Женя

Лешенко Миша


ВЫВОДЫ

Керна  -

Йирасека

     С


   В

    В

Коррекция дала положительные результаты

«Перепл. линии»

      С

   В

    В

Дети хорошо справились.

Лишний предмет.

     С

   В

    В

Результаты хорошие.

Запомни фразу

      С

   В

     В

Дети с работой справились.

                       ТАБЛИЦА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ,


  Результаты обследования позволяют сделать вывод, что двое детей ,после проведения коррекционной работы  полностью готовы к школе.  Одна девочка к школьному обучению не готова. Родителям рекомендовано оставить Юлю ещё на один год в детском саду для дальнейших индивидуальных занятий с психологом. В занятиях с логопедом она не нуждается.








































III. Заключение

 

 

         Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

         Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

         Развивающую работу с нуждающими в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцепт в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

 Наш опыт показывает, что надежность результатов психолого – педагогической диагностики очень высокая.  Существенным является и тот факт, что прогноз оказывается долговременным и охватывает период начальной школы, а не только начало обучения в первом классе. Кроме того, выявлена положительная корреляция между прогнозом обучения и школьной успешностью ребенка. Все сказанное выше приводит к очень важному выводу о том, что принципиально возможно дать прогноз интеллектуальной успешности детей на уровне приема в первый класс.  При этом не исключаются варианты неравномерного, скачкообразного интеллектуального развития детей, но надежность результатов диагностики, основанная теоретическим подходом, выбором адекватных методов и методик, такова, что выводит на решение проблемы приема детей в первый класс школ с обучением на высоком уровне трудностей.

Диагностика дошкольников имеет большое значение. Особенно важно, чтобы педагог мог квалифицировано провести все мероприятия и в полной мере владел методами и приёмами обследования.

Непрофессионализм может привести к неправильным выводам и нанести вред ребёнку.

Педагог должен не только, квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции.

В нашей работе было проведено обследование, которое выявило стороны психической деятельности детей, нуждающиеся в коррекции. Коррекционная работа проводилась в виде формирующего эксперимента и дидактических игр.  Повторная диагностика детей показала, что пути коррекции были выбраны правильно и могли бы быть рекомендованы для дальнейшего применения.



ЛИТЕРАТУРА


1.     Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети. М., 1980.

2.     Амонашвили Ш.А. Как живете дети? М., 1985.

3.     Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. М., 1986.

4.     Аркип Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.

5.     Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. М., 1983.

6.     Богомолова М.И. Интеллектуальное воспитание дошкольников. М., 1988.

7.     Бойко В.В. Малодетная семья. Социально-психологический аспект. М., 1988.

8.     Буре Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987.

9.     Бухвалов В.А. Технология педагогического творчества. М., 1993.

10. Венгер Л.А. Воспитание и обучение. М., 1969.

11. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М.,1988.

12. Венгер Л.А.. Венгер Н.Б.. Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.

13. Вовк Л.И. Задания и педагогические ситуации. М., 1993.

14. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. Л.А.Парамоновой. О.С.Устиновой. М., 1989.

15. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Л.Н.Павловой, А.М.Виноградовой. М., 1989.

16. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н.Павловой. М.,1986.

17. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.Л. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993.

18. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1989.

19. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. М., 1990.

20. Воспитание детей в игре / Сост. А.К.Бондаренко. А. И. Матусик. М., 1983.

21. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.Л.Венгера, В.В.Холмовской. М., 1978.

22. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л.Новоселовой.

23. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975

24. Журавлев В.И. и др. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И.Плекунова, Г.В.Воробьева. М., Просвещение. 1979.

25. Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. М., 1989.

26. История советской дошкольной педагогики / Под ред. М.Н.Колпаковой, В.Ц.Мчиновой. М., 1988.

27. Кон Ц.С. Дружба. Этнопсихологический очерк. Концепция дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. 1989. №5. 10.

28. Крупская П.К. Педагогические соч. В 10 т. М., 1967.

29. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996.

30. Кравцова Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая подготовка к школе. М., 1987.

31. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М., 1993.

32. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников в семье. М., 1991.

33. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М., 1990.

34. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.

35. Наша Родина / Сост. С.А.Козлова. Н.Ф.Виноградова. М., 1984.

36. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлутиной. М., 1989.

37. Общение между детьми в детском саду / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. М., 1990.

38. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании. М., 1990.

39. Панько Е.А. Психологическая деятельность воспитателя в детском саду. Минск, 1986.

40. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М., 1983.

41. Проблемы дошкольной игры: психологический аспект / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Н.Я.Михайленко. М., 1987.

42. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А.Венгера. М., 1986.

43. Н.П. Сакулина  Т.С. Комарова Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.Просвещение 1979г.

44. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1975.

45. Сыч В.Д. Технические средства обучения в детском саду. М., 1989.

46. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Методические рекомендации. Л., 1991.

47. Скалесова Я. и др. Методы и методология педагогического исследования. М., 1989.

48. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.

49. Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. М., 1972.

50. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддьякова. Ф.А.Сохнина. М., 1988.

51. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.






Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


 © 2010 Все права защищены.