Психологическая готовность ребёнка к школе
Тест:
"Корректурная проба"
Выявление
скорости распределения и переключения внимания, eгo объема и устойчивости ребенку предлагается таблица с
любыми фигурами. В корректурной матрице с фигурами ребенок просматривает пять
строчек и как можно быстрее зачеркивает разными способами три каких-либо различных
элемента. Например: квадрат — поперечной чертой, круг — вертикальной, а
звездочку - крестиком.
Фиксируется
время выполнения задания. Большинство детей 6-7 лет выполняют эти задания за
2-3 минуты.
Этот
тест можно использовать и для получения информации о работоспособности ребенка.
Тест:
"Нелепицы"
Оценка
образно-логического мышления.
Покажите
ребенку картинку (рис. 27), на которой изображены разные нелепицы, и попросите
его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано
неправильно. Когда ребенок будет называть эти нелепые ситуации, попросите его
объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.
На
все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен заметить
как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как
на самом деле должно быть.
Если
ребенок обнаружит более 8 нелепиц — это хороший результат развития
образно-логического мышления.
Тест:
"Лишний предмет"
Оценка
образно-логического мышления — умственных операций анализа и обобщения.
На
рис. изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Всего 6
карточек,
Покажите
ребенку первую (тренировочную) карточку и объясните ему, что из А предметов,
нарисованных на карточке, один — лишний. Попросите его определить этот лишний
предмет и сказать, почему он липший. После этого предложите ребенку подумать и
сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.
Если
ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово
как минимум л 4 карточках — это хороший уровень развития образно-логического
мышления.
Тест:
"Запомни фразы"
Оценка
смысловой памяти.
Прочитайте
ребенку фразы, такие, например:
1)
Осенью идут дожди.
2)
Дети любят играть.
3)
В саду растут яблони и груши
4)
В небе летит самолет.
5)
Мальчик помогает своей бабушке.
Попросите
ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное -
передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.
Если
с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.
Ребенок
6-7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.
II.
Опытно-экспериментальное изучение уровня готовности
детей к обучению в школе.
II.
1. Описание методик и результатов исследования.
Приведённый выше обзор
методик позволяет на основе некоторых из них провести диагностику детей на
предмет их готовности к школьному обучению. Полученные результаты должны
помочь выявлению сторон психической деятельности детей, нуждающихся в
коррекции.
Обследовались дети
подготовительной логопедической группы ДОУ №1713, Юговосточного округа г.
Москвы.
Ф.И. : Гераськина Катя.
Возраст: 7 лет
Тест
Керна- Йирасека
На тест была настроена
положительно. Задание нарисовать мужскую фигуру не вызвало затруднений.
При выполнении остальных упражнений ребенок
чувствовал себя спокойно, проявлял заинтересованность.
Результаты теста хорошие.
Методика «Да и Нет»
Ребенок с удовольствием
отвечал на вопросы. При ответах допущена одна ошибка. На вопросы отвечала
достаточно быстро. Для ответов использовала глаголы вопросов.
На вопрос- Хочешь ли остаться еще на год в
дет. саду? – ответила неуверенно!
Результаты тестов показали, что ребенок к
школе готов.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла
МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» -
«В» (высокий уровень)
МЕТОДИКА :«Домик» 1балл
МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» -
Затратила 2,5 мин. 2 ошибки. «В».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба»
-Затратила 3,5 мин. 1 ошибка. – «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашла 7
«нелепиц». – «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух
попыток повторила 4 фразы. «С»
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные
ответы на 5 карточках. «В».
Результаты тестов показали, что ребенок к
школе готов.
Рекомендации:
Развивать смысловую память.
Ф.И.: Кевбрин Дима
Возраст: 7 лет.
Тест
Керна- Йирасека
Ребенок на тест был
настроен положительно. Чувствовалось желание выполнить еще не известное
задание. Установка на рисование мужской фигуры не вызвало у мальчика
дополнительных вопросов. Задание выполнял с интересом, спокойно.
На втором упражнении уточнил значение слова
«скопировать». С упражнением справился.
3 Задание выполнил хорошо. Затруднений не
возникало.
Во время работы Дима чувствовал себя
спокойно, уверенно. Результаты хорошие.
Методика «Домик»
Перед выполнением
методики ребенок испугался, что не справится с заданием. Благодаря
подбадриванию с моей стороны мальчик сразу согласился выполнить упражнение. Во
время работы у Димы проснулся интерес к тесту. Ребенок проявлял усидчивость и
точность расчетов.
«Да и Нет»
С удовольствием отвечал
на все вопросы. Допустил только одну ошибку. При ответах использовал глаголы
вопросов. Чувствовал себя спокойно, уверенно. Игра ему понравилась.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла
МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» -
«В» (высокий уровень)
МЕТОДИКА :«Домик» 0 баллов.
МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов.
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» -
Затратил 2 мин. 1 ошибки. «В».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба»
-Затратил 3 мин. 1 ошибка. – «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл
8 «нелепиц». – «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух
попыток повторил 5фраз «В».
МЕТОДИКА: «Лишний
предмет» - Правильно ответил на 6-ти карточках. «В».
Результаты тестов
показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Продолжать развивать интеллектуальную сферу
ребенка, а также произвольное внимание, логическое мышление, память.
Ф.И. : Алмакаев
Женя
Возраст: 7лет
Тест Керна- Йирасека
При проведении теста
дополнительных вопросов не возникало. Ребенок работал заинтересованно,
спокойно, но временами отвлекался. Старался аккуратно и точно выполнить
задания.
Методика «Да и Нет»
На вопросы отвечал
быстро. Для ответов поначалу использовал кивки головой, но после моего
замечания стал использовать фразы: «не знаю», «не очень», «так себе», «когда
как». Ошибок не допустил.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 6 баллов.
МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» -
«С» (высокий уровень)
МЕТОДИКА :«Домик» 2 балла.
МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов.
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» -
Затратил 3 мин. 3 ошибки. «С».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба»
-Затратил 4 мин. 2 ошибки – «С».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл
5 «нелепиц». – «С».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После трёх
попыток повторил 4фразы «С».
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно
ответил на 4-х карточках-«В».
Результаты тестов показали, что ребёнок к
школе условно готов, и нуждается в некоторой коррекции.
Рекомендации:
Больше уделять внимания упражнениям на развитие интеллектуальной сферы
ребенка, наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе
делать на развитие произвольного внимания. Уделять внимание развитию
смысловой памяти и образно-логического мышления.
Ф.И.: Фоменкова Юля.
Возраст: 6лет.
Тест Керна- Йирасека:
На выполнение теста была
настроена положительно. После рисования мужской фигуры ребенок сказал мне
обратить внимание на то, что на поясе у мужчины надет ремень, так как в рисунке
у нее это не понятно. Пери выполнении оставшихся двух заданий девочка уточняла,
где ей выполнять упражнение.
Ребенок работал сосредоточенно, спокойно.
Методика «Домик»
Перед выполнением
задания ребенок сказал, что справится с ним без проблем. Задание выполнила
быстро, но неаккуратно.
Работала с интересом, спокойно, уверенно.
Методика «Да и Нет»
Для ответов на вопросы
использовала глаголы вопросов. Допустила ошибку в вопросе о желании учиться. В
результатах ответов выяснилось противоречие: ребенок хочет учиться и в то же
время остаться в детском саду. На мое предложение выбрать одно желаемое из двух
был дан ответ: остаться в детском саду. На мой уточняющий вопрос ответ остался
таким же.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 4 балла.
МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл.
МЕТОДИКА: «Графический диктант» -
«Н»
МЕТОДИКА :«Домик» 13 баллов.
МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» -
Затратила 6 мин. 4ошибки. «Н».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба»
-Затратила 5 мин. 5 ошибок. – «С».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашла 6
«нелепиц». – «С».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух
попыток повторила 3 фразы. «С»
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные
ответы на 3 карточках. «С».
Результаты тестов показали, что ребенок к
школе не готов.
Рекомендации:
Учитывать слабую подготовку ребенка к школе. Развивать
интеллектуальную сферу, произвольное внимание.
Родителям: настоятельно рекомендуется оставить ребенка еще на
год в детском саду.!!! Ребенок сам хочет остаться). Особенно развивать
произвольное внимание девочки с помощью специальных упражнений.
Психологу: психологически готовить ребенка к смене условий,
наблюдать за развитием произвольного внимания, мотивационной сферы ребенка.
Ф.И.: Мехвалыев Рухин.
Возраст: 6 лет.
Тест
Керна- Йирасека
Ребенок на тест был
настроен положительно. Чувствовалось желание выполнить еще не известное
задание. Установка на рисование мужской фигуры не вызвало у мальчика
дополнительных вопросов. Задание выполнял с интересом, спокойно.
С упражнением справился.
3 Задание выполнил хорошо. Затруднений не
возникало.
Во время работы Рухин чувствовал себя
спокойно, уверенно. Результаты хорошие.
Методика «Домик»
Перед выполнением задания Рухин проявил
большую заинтересованность.
. Ребенок проявлял
усидчивость и точность расчетов. Результаты хорошие.
«Да и Нет»
С удовольствием отвечал
на все вопросы. Допустил только одну ошибку. При ответах использовал глаголы
вопросов. Чувствовал себя спокойно, уверенно. Игра ему понравилась.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла
МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» -
«В» .
МЕТОДИКА :«Домик» 0 баллов.
МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов.
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» -
Затратил 2 мин. 4 ошибки. «С».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил
4 мин. 3 ошибки. – «С».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл
8 «нелепиц». – «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух
попыток повторил 5фраз «В».
МЕТОДИКА: «Лишний
предмет» - Правильно ответил на 6-ти карточках. «В».
Результаты тестов
показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Продолжать развивать интеллектуальную сферу
ребенка, а также произвольное внимание, логическое мышление, память.
Ф.И.: Толмачёва Наташа
Возраст: 6 лет.
Тест Керна- Йирасека
На выполнение теста была настроена
положительно. На задание- нарисовать мужскую фигуру отреагировала
отрицательно- попросила разрешение нарисовать женскую. Получив отрицательный
ответ приступила к работе. Во время выполнения всех заданий ребенок отвлекался,
но не нервничал. При преступлении к выполнению очередного задания девочка
спрашивала, как его выполнять.
Методика «Да и Нет»
На вопросы отвечала не
сразу. Для ответов на вопросы использовала не только глаголы вопросов, но и
такие фразы как: «очень», «не очень». Допустила ошибку при ответе на вопрос о
желании еще на год остаться в детском саду. Из теста явно видно, что ребенок
больше хочет пойти в школу, нежели остаться в детском саду.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла
МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» -
«В» .
МЕТОДИКА :«Домик» 1балл
МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» -
Затратила 2,5 мин. 2 ошибки. «В».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба»
-Затратила 3,5 мин. 1 ошибка. – «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашла 7
«нелепиц». – «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух
попыток повторила 4 фразы. «С»
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные
ответы на 5 карточках. «В».
Результаты тестов
показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Особое внимание уделять развитию произвольного
внимания и интеллектуальной сферы ребенка, учитывать эти особенности в
процессе обучения.
Прибегая к специальным развивающим упражнениям развивать
интеллектуальную сферу ребенка и произвольное внимание.
Ф.И: Пронин Егор
Возраст: 6 лет.
Тест
Керна- Йирасека
На тест была настроен
положительно. Задание нарисовать мужскую фигуру не вызвало затруднений.
При выполнении остальных упражнений ребенок
чувствовал себя спокойно, проявлял заинтересованность.
Результаты теста хорошие.
Методика «Да и Нет»
Ребенок с удовольствием
отвечал на вопросы. При ответах допущена одна ошибка. На вопросы отвечала
достаточно быстро. Для ответов использовал глаголы вопросов.
На вопрос- Хочешь ли остаться еще на год в
дет. саду? – ответил неуверенно!
Результаты тестов показали, что ребенок к
школе готов.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 4балла
МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» -
«С»
МЕТОДИКА :«Домик» 1балл
МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» -
Затратил 3,5 мин. 2 ошибки. «С».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба»
-Затратил 3,5 мин. 1 ошибка. – «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 7
«нелепиц». – «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух
попыток повторил 4 фразы. «С»
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные
ответы на 4 карточках. «В».
Результаты тестов показали, что ребенок к
школе готов.
Рекомендации:
Развивать смысловую память, внимание. Уделить
внимание самостоятельной работе по заданию взрослого.
Ф.И.: Лешенко Миша.
Возраст: 6лет.
Тест Керна- Йирасека
При проведении теста
дополнительных вопросов не возникало. Ребенок работал заинтересованно,
спокойно, но временами отвлекался. Старался аккуратно и точно выполнить
задания.
Методика «Да и Нет»
На вопросы отвечал
быстро. . Ошибок не допустил.
Результаты тестов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|