Психологическая готовность ребёнка к школе
Психологическая готовность ребёнка к школе
ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность……………………………………………………………….3 стр.
I. Проблема психологической готовности ребёнка к школе
в исследованиях отечественных и зарубежных
учёных……………….6 стр.
1.1. Изучение и анализ современных исследований
по проблеме….6 стр.
1.2. Обзор диагностических методик,
направленных на изучение
разных сторон психологической
готовности дошкольника
к школе…………………………………………………………....24
стр.
II. Опытно-экспериментальное изучение
уровня готовности детей
К обучению в школе……………………………………………………35 стр.
2.1. Описание методик и результатов
исследования………………35 стр.
2.2. Психокоррекционная работа с неготовыми
детьми…………..45 стр.
III.
Заключение…………………………………………………………….48 стр.
Литература………………………………………………………………….50 стр.
Приложение.
I Актуальность.
Поступление в школу — это начало нового этапа
в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных
и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
Каждый год первого сентября вместе с тысячами
первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели.
Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом
проявят себя плоды их воспитательных усилий.
Можно понять гордость взрослых, чьи дети
уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем
другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не
справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы
дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к
школьному обучению.
В настоящее время наши дети приступают к
обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в
целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется
в первый год школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к
детям.
Важнейшая задача, стоящая перед системой
дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к
школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст
и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в
учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы
“психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни
подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели
психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться
лишь на физический или паспортный возраст детей.
Исследование подготовки детей к школе было
начато непосредственно под руководством психолога-академика
А. В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с
Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за
максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за
безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности
ребенка к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной
деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка
ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять
инструкции взрослого, умение работать по образцу.
Л.С. Выготский, опираясь на исследования по
подражанию, Отмечал, что «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне
его собственных интеллектуальных возможностей», а потому нет оснований считать,
что подражание не относится к интеллектуальным достижениям детей.
В отечественной литературе имеется немало работ,
целью которых является изучение проблемы подготовки детей к школьному обучению:
В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, и др.
Проблемами диагностирования детей поступающих
в школу, занимались Л.А. Венгер, В.В. Холмлвская, Д.Б. Эльконин и др.
Подготовка детей к школе – задача
многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, следовательно,
предполагает многокомпонентное образование.
Прежде всего, у ребенка должно быть желание
идти в школу, т. е. мотивация к обучению.
Должна быть сформирована социальная позиция
школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять
требования учителя, контролировать свое поведение.
Основным новообразованием дошкольного детства,
считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы - в
игры с правилами.
И самое главное – у него должно быть хорошее
умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными
знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа
интеллектуальной деятельности.
В зарубежных исследованиях об интеллектуальной
деятельности говорится в работах Г. Гетцер, А. Керн, Я. Йирасек, и др.
Обобщая их работы, можно говорить, что
развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
Дифференцированное восприятие;
Аналитическое мышление (способность постижения
основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести
образец);
Логическое запоминание;
Интерес к знаниям, процессу их получения за
счет дополнительных усилий;
Овладение на слух разговорной речью и
способность к пониманию и применению символов;
Действительно, для осуществления полноценного
воспитания и готовности ребенка к школьному обучению необходимо развитие
познавательных процессов – интуиции, абстрагирования, мышления, умения решать
познавательные задачи, накопление чувственного опыта. Развитие у ребенка
умственных способностей является важнейшей задачей его всестороннего развития.
Умственные возможности человека неограниченны,
уникальны, представить их уровень трудно. Современные исследователи пришли к
выводу, что активно работают только 3-5% клеток головного мозга. Беда в том,
что клетки, не загружены работой, бездействуют, теряют свою активность, значит,
их нужно постоянно загружать работой.
В школе за последнее время произошли серьезные
преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более
высокие требования предъявляются детям, идущим в первый класс. Поэтому
необходимо позаботиться о том, чтобы занятия по развитию интеллектуальных
способностей учащихся были проведены на высоком уровне. Помогают в этом
развивающие игры Б.П. Никитина, В.В. Воскобича, логические блоки Дьенеша,
«Цветные числа» - палочки Кюизенера.
Как показала практика, при использовании с
детьми новых технологий и методик заметны хорошие результаты в развитии
познавательных способностей детей. Дети лучше подготовлены к школьному
обучению, происходит интенсивное развитие логического мышления и всестороннее
развитие ребенка.
Объект исследования: Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.
Предмет исследования: Методы диагностики и коррекции психологической готовности ребёнка к
школе.
Цель исследования: Изучить особенности психологической готовности ребёнка к школе и
наметить пути коррекции неготовых детей.
Задачи:
1.
Анализ литературы по
проблеме исследования.
2.
Выявление уровней
психологической готовности детей к школе.
3.
Определить методы
коррекции неготовых к школе детей.
Гипотеза:
1.
Своевременная
диагностика позволяет создать условия по коррекции, благодаря которым успешно
развиваются те показатели психологической готовности детей к школе, которые
оказались недостаточно развитыми.
2.
Методы
исследования: Наблюдение, беседы, обследование Подготовленность
и компетентность педагога способствует более эффективному выявлению проблем в
области психологической готовности к школе.
с помощью специальных методик, изучение специальной
литературы, обработка информации.
Исследования проводились на базе ДОУ №1713
Юговосточного округа г.Москвы. Наблюдались дети старшего дошкольного
возраста – 10 человек.
I. Проблема психологической готовности
ребёнка к школе в исследованиях отечественных и зарубежных ученых.
I.
1. Изучение и анализ современных исследований по
проблеме.
Для
успешного развития интеллектуально-познавательной готовности к школе
необходимо развитие высших психических процессов: сенсорное развитие
(восприятие), внимание, память, мышление, воображение.
Сенсорное
развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о
внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в
пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется
возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений
окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют
фундамент умственного развития ребенка.
Проблема
восприятия широко изучалась как в зарубежной, так и в отечественной психологии.
За рубежом особое внимание уделяли изучению восприятия и его развитию
представители ассоциативной психологии( Д.Селли), гельштатпсихологии (К.
Коффка, Г. Фолькельт) и функциональной психологии (К. Бюлер, Ж. Пиаже).
Принципиально иной научный подход к проблеме восприятия имеет место у
отечественных психологов (Е.Н.Соколов, М.Д.Дворяшина, Н.А.Кудрявцева, Н.П.
Сорокун, П.А. Шеварев, Р.И. Говорова и др). Их исследования направлены на то,
чтобы раскрыть основные закономерности отображения действительности,
проанализировать особенности восприятия у детей дошкольного возраста. Они
говорят, что сенсорные способности - это функциональные возможности организма,
обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя.
В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных
эталонов.
Сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве
сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по
светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры,
величины — метрическая система мер и т.д.
Ощущения
— это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на
органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоняния и др.).
Восприятие
— целостное отражение внешнего материального предмета или явления,
непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного
анализатора человек воспринимает такие свойства, как форма, цвет, величина; с
помощью вкусового анализатора определяет, кислый это предмет или сладкий и т.д.
Представление
— чувственный образ явления или предмета, который в данный момент не
воспринимается, но был воспринят ранее в той или иной форме. На основе таких
представлений человек может описывать свойства предмета или явления,
отсутствующего в настоящий момент. В пять, семь лет основное внимание
должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Правильное формирование
этих понятий необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе, и для
формирования способностей ко многим видам творческой деятельности. Этапы
целенаправленного развития сенсорных способностей включают в
себя
:
-
формирование сенсорных эталонов
-
обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и
величину, выполнять все более сложные глазомерные действия.
- развитие аналитического
восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов,
выделять отдельные измерения величины.
После того как сенсорные
эталоны усвоены, необходимо научить ребенка применять их в качестве образцов
при обследовании разнообразных предметов. Сначала ребенок должен научиться
воспринимать цвет конкретных предметов. Это вовсе не сложно, когда предметы
имеют сравнительно чистый цвет. Однако, когда этот цвет содержит элементы
разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степени (например, цвет
морской волны, кофейный, бордовый и др.), задача становится непростой. Требует
специальной тренировки и умение выделять и различать предметы с разными цветовыми
оттенками.
Обучение детей обследованию формы предмета — это, в
первую очередь, обучение умению видеть сходство между самой формой предмета и
какой-нибудь простой геометрической фигурой. Затем важно научить ребенка
словесно обозначать форму этого предмета (например, телевизор — прямоугольный,
тарелка — круглая и т.д.). Однако не многие предметы имеют простую форму,
однозначно напоминающую какую-нибудь геометрическую второстепенных (более
мелких) частей и отдельные дополнительные детали. В 5—7 лет ребенок должен
научиться последовательно обследовать именно такие,
сложные формы предмета. На всех
этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться прием
обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению
обводимой формы с усвоенными эталонами.
Обучение обследованию величины предметов должно быть
направлено главным образом на развитие глазомера. Для этого можно учить детей
решать все более сложные “глазомерные” задачи. Сначала ребенок учится
сравнивать два предмета, прикладывая один к другому, подбирать на глаз два предмета,
которые по своей суммарной величине равны третьему. Затем он должен овладеть
более сложным способом обследования величины — научиться пользоваться
простейшей меркой. Например, выбирая предмет, равный образцу,
ребенок измеряет образец полоской бумаги, а
затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. При переходе к задачам
на глазомер, следует иметь в ввиду, что они являются довольно сложными даже для
6—7-леток. Однако, как показывают специальные исследования, уровень глазомерных
действий у детей можно повысить в ходе целенаправленного обучения. Глазомер
развивается в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие
для постройки детали, в лепке, когда делит комок глины, чтобы его хватило для
всех частей предмета, в аппликации, рисовании и, конечно, в играх.
Наиболее
сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и
величин у предметов со сложной структурой. Выделение элементов таких структур,
а также анализ связей между этими элементами обеспечивается аналитическим
восприятием. Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В
природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных
сочетаниях. Ребенка 5—7 лет нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать
определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания
теплых цветов от сочетаний холодных.
Восприятие
формы сложной структуры предполагает умение зрительно дробить ее на отдельные
элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определять
соотношение этих элементов между собой. И этим действиям можно обучить ребенка
уже в дошкольном возрасте.
Несколько
иначе обстоит дело с величиной. Аналитическое восприятие этого свойства
связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением
разных измерений предмета — его длины, высоты и ширины. Однако, поскольку
нельзя отделить длину и ширину от самого предмета, нужно научить ребенка
сопоставлять предметы по данным измерениям. При этом важно показать, что сами
измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от его
положения в пространстве.
Действительно,
приобретение детьми знаний, умений и навыков начинается с восприятия. Поэтому,
чтобы помочь ребенку добиться успехов в обучении, педагогу необходимо изучить
различные стороны его восприятия и обеспечить высокий уровень развития основных
видов восприятия и таких его особенностей, как предметность, целостность,
осознанность, изобретательность восприятия. Вместе с развитием восприятия
совершенствуется память ребенка, которая выражается в ее предметности и
произвольности.
Под
памятью мы понимаем процесс отражения прошлого опыта человека, проявляющего в
запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал. Благодаря
памяти , человек отражает воспринятые явления, которые в данный момент на него
не воздействуют. Память детей характеризуется большой пластичностью, т. е.
легкой запечатлеваемостью действующих раздражений.
Проблема
развития памяти у детей дошкольного возраста интересовала многих отечественных
психологов (А.А.Смирнова, П.И.Зинченко, З.М.Истоминой, С.Ф.Жуйковой,
Н.И.Мурачковского, А.Н.Цымбалюк и д.р.).Л.С.Выготский рассматривал память как
сложную деятельность ребенка, формирующуюся под влиянием общения со взрослыми
в процессе активной мыслительной деятельности ребенка. Эти идеи были развиты в
исследованиях А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, Л.В.Занкова и др.
Наиболее
широко рассматривается проблема значения и развития различных сторон памяти
детей в дошкольном возрасте в исследовании З.М.Истоминой, которой установлена
зависимость процессов памяти (запоминания и воспроизведения) в дошкольном
возрасте от той деятельности, в составе которой они осуществляются, изучены
возрастные и индивидуальные различия процессов памяти у детей разного
дошкольного возраста, выявлены различные уровни и стадии развития
мнемонических процессов у дошкольников, установлены соотношения уровней
развития различных сторон процессов памяти (быстроты и точности запоминания),
между различными видами памяти (произвольным и непроизвольным), выявлены пути
успешного формирования логической памяти у детей дошкольного возраста.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|