бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности бесплатно рефераты

o        называть результат счета, т. е. соответствующее число;

o        формирование умения классифицировать материал  в процессе дидактической игры;

o        обозначать его на письме цифрой.

Материал:

·                   карточки, на которых написаны цифры

Ход:

Формирование навыков счета осуществляется в определенной последовательности:

1.                 Учащиеся берут предмет в руку и откладывают его в сторону.

2.                 Учащиеся отодвигают предмет в сторону.

3.                 Учащиеся дотрагиваются пальцем до каждого предмета.

4.                 Учащиеся указывают пальцем на предметы.

5.                 Учащиеся считают «глазами».

При таком подходе происходит формирование умения классифицировать материал  в процессе дидактической игры - должно пройти три этапа: практический, речевой и полностью умственный.

В результате овладения приёмами группировки и классификации происходит улучшение  произвольной  памяти  младших школьников с нарушениями интеллекта.

Необходимо научить школьников склонять числительные по родам при счете: каштан – один, два, три; бабочка – одна, две, три; яблоко – одно, два, три.

Сначала счет ведется вслух хором и индивидуально, затем – про себя. Сначала для счета выбираются однородные предметы, затем – однородные предметы, отличающиеся несущественными признаками (1-3), после чего производится счет разнородных предметов.

При обучении счету следует варьировать расположение предметов. Счет ведется по горизонтали: слева направо и справа налево, по вертикали: сверху вниз и снизу вверх, по диагонали, вразброс. Каждый раз ученик должен назвать результат счета и показать все множество сосчитанных предметов.

Сначала школьники учатся считать, присчитывая по одному предмету, затем – отсчитывать, далее – считать равными числовыми группами по 2, 5, 3, 4.

Обратный счет или счет в обратной последовательности более труден для учащихся, поэтому он должен быть связан с отсчитыванием конкретных предметов и комментированием действий. Например, учитель предлагает пересчитать шишки: «Сколько у нас шишек? (счет в прямой последовательности: 5). А теперь посчитаем в обратном порядке. Всего 5 шишек. Уберем 1 шишку. Осталось 4 шишки. Уберем еще 1 шишку. Осталось 3 шишки. И т.д.» Обратный счет отрабатывается на различных наглядных пособиях.

При обучении счету целесообразно предлагать задания практического характера: сосчитать одноклассников, раздать им тетради, линейки и пр. Ученик, выполняющий задание, должен назвать, сколько тетрадей (линеек, карандашей) надо отсчитать, чтобы досталось каждому ребенку. Школьники считают хлопки в ладоши, отстукивания мяча, прыжки и т.д. они считают действия, производимые учителем, повторяют их, или сами осуществляют действия в соответствии с названным педагогом числом.

Навыки счета формируются и в процессе лепки, аппликации, обводки, штриховки, раскрашивания и т.д.

Задания следует чередовать. Например, учащимся предлагается сосчитать бабочек, затем вылепить такое же количество шариков, после чего пересчитать шарики.

Школьники обучаются счету не только от 1, но и от заданного числа до заданного. Например: «Посчитай от 3 до 9», «Посчитай от 8 до 4».

У учащихся формируются навыки не только количественного, но и порядкового счета, они учатся дифференцировать количественные и порядковые числительные. Например, учитель выставляет в ряд игрушечные машины и просит одного ученика их сосчитать. Счет ведется вслух. Ребенок отвечает на вопрос: «Сколько всего машин?», называя количественное числительное (например, 5). Далее другому ученику предлагается считать машины по порядку: первая, вторая и т.д. Третий ученик должен считать машины по порядку и нумеровать их, поставив около каждой цифру, соответствующую ее порядковому номеру (закрепляются навыки счета и умение соотнести количество предметов, число и цифру). Четвертый ребенок показывает третью (пятую, вторую) машину, пять автомобилей.

При счете разнородных предметов следует изменять порядок их расположения, сохраняя при этом их количество. Школьники должны научиться отвечать на вопросы: «Сколько?» и «Который по счету?». Они должны усвоить, что для ответа на первый вопрос им необходимо определить общее количество предметов, а для ответа на второй – назвать номер предмета по порядку. Интерес вызывают игры, в которых объектом счета являются сами дети (построения, перестановки и пр.).

Целесообразно предлагать упражнения, в которых счет предметов сопоставляется с отвлеченным счетом. Например:

- Ставь по одной ромашке в вазу и считай (одна ромашка, две ромашки и т.д.).

- Прибавляй по одной ромашке и считай.

- Считай, прибавляя по одной единице.

- Присчитывай по единице, называя все числа по порядку.

- Назови по порядку все числа, которые ты знаешь, начиная с самого меньшего.

Сравнение предметных совокупностей. Сравнение чисел

Перед началом занятия – игра – разминка  «День и ночь».

Обучение сравнению чисел необходимо начинать со сравнения рядом стоящих чисел, используя предметные множества и устанавливая взаимнооднозначные соответствия между их элементами.

Например, учитель предлагает сравнить количество ежиков в двух семейках.

Для этого он выставляет ежиков на наборное полотно или фланелеграф таким образом, чтобы ежики первой семейки (4 шт.) оказались в верхнем ряду, а ежики второй семейки(5 шт.) – в нижнем, сохраняя при этом взаимно-однозначное соответствие между элементами множеств (один ежик под другим).

Игра «Ёжики»

Цель: Активизация произвольного запоминания

Задачи занятия:

o        школьники должны научиться пересчитывать предметы, в прямой и обратной последовательности;

o        называть результат счета, т. е. соответствующее число;

o        формирование умения сравнение предметных совокупностей.

Материал:

·                   наборное  полотно;

·                   рисунки ёжиков,

Ход:

Учитель расставляет на наборном полотне ёжиков, на разных уровнях.

Послушайте сказку: Шли как то ёжики в лес, за грибами, но заблудились в тумане и оказались на разных уровнях. Посмотрите и скажите:

- Сколько ежиков в верхнем ряду?

- Сколько ежиков в нижнем ряду?

- В каком ряду ежиков больше?

- Почему? (есть лишний ежик).

- В каком ряду ежиков меньше?

- Почему? (не хватает одного ежика).

- Какую цифру надо поставить напротив ежиков верхнего ряда? (4)

- Какую цифру надо поставить напротив ежиков нижнего ряда? (5)

- Какое число больше: 4 или 5?

- Почему 5 больше, чем 4? Покажи на ежиках.

- Какое число меньше: 5 или 4? Покажи на ежиках.

Затем детям предлагается доказать, что 4 меньше 5, а 5 больше 4 на других множествах (на грибах, бабочках и т.п.), расставляя их элементы в два ряда и сохраняя взаимнооднозначное соответствие между ними.

- А тут вдруг туман стал совсем густым…. И ёжики исчезли из виду.

После этого учитель переворачивает наборное полотно тыльной стороной и предлагает ребятам вспомнить – сколько ёжиков было, и в каком ряду.

- Молодцы! Теперь ежики точно знают, сколько их в каждом ряду и это поможет им вернуться домой не боясь тумана.

Далее требуется уравнять количество элементов в сравниваемых множествах:

- Что надо сделать, чтобы в верхнем ряду ежиков стало столько же, сколько в нижнем? (Добавить 1 ежика).

- Что надо сделать, чтобы в нижнем ряду ежиков стало столько же, сколько в верхнем? (Убрать 1 ежика).

Учащиеся таким образом учатся сравнивать предметные множества и одновременно числа, которые являются характеристикой этих множеств. От сравнения множеств, состоящих из однородных предметов, переходят к сравнению множеств, состоящих из разнородных предметов. Задания постепенно усложняются. Детям предлагается не только сравнить конкретные множества, но и подобрать определенное количество элементов:

- Сосчитай, сколько учащихся в классе?

- Сколько надо взять карандашей, чтобы хватило всем детям?

- Обведи 5 клеток. Возьми столько же елочек. Сколько елочек надо взять?

Постепенно от сравнения рядом стоящих чисел переходят к сравнению любых двух чисел. Учащиеся должны не только уметь сравнивать данные числа, но и самостоятельно подбирать большее (меньшее) количество предметов. Например, учитель дает ребенку 3 белые палочки. Ребенок выполняет следующие задания:

- Сосчитай, сколько здесь белых палочек? Покажи цифрой.

- Отсчитай красных палочек больше (каждый ребенок может отсчитать любое количество палочек: 4, 5, 6 и т.д.).

- Сколько красных палочек ты отсчитал? Покажи цифрой.

- Какое число больше (меньше)? (каждый ребенок сравнивает свои числа).

- Сколько лишних единиц в большем числе?

- Сколько недостающих единиц в числе 3?

- Что надо сделать, чтобы красных палочек стало столько же, сколько белых?

- Что надо сделать, чтобы белых палочек стало столько же, сколько красных?

После того, как учащиеся научились сравнивать предметные совокупности, переходят к сравнению чисел, абстрагируясь от конкретных множеств:

- Какое число больше: 4 или 5?

- Сколько лишних единиц в числе 5?

- Сколько единиц недостает в числе 4?

- Что надо сделать, чтобы уравнять числа?

Школьники должны усвоить, что все числа, предшествующие данному, меньше этого числа, а все последующие числа больше данного. Им предлагается сначала показать по числовому ряду, а затем назвать все числа, больше (меньше) данного.

Состав числа

Целью данного этапа является формирование умений представлять число в виде двух чисел, дающих в сумме данное.

Изучение состава числа начинается с предметно-практической деятельности, в результате которой учащиеся объединяют две предметные совокупности, а также раскладывают множество предметов на две группы и определяют количество предметов в каждой из них. Например, учитель берет две тарелки, 5 яблок и проделывает ряд операций по делению 5 яблок на две части. Все действия он комментирует:

- Возьмем 5 яблок и положим в одну тарелку. Теперь одно яблоко переложим в другую тарелку. Детям предлагается ответить на вопросы:

- Сколько яблок в первой тарелке? (4).

- Сколько яблок во второй тарелке? (1).

- Сколько всего яблок в двух тарелках? (5).

- Значит, число 5 состоит из чисел 4 и 1. 5 – это 4 и 1.

На данном этапе показывается запись: 5 = 4 + 1.

Далее еще одно яблоко перекладывается из первой тарелки во вторую. Следуют аналогичные вопросы, после чего делается вывод: 5 – это 3 и 2.

Аналогичные действия осуществляются детьми с другими предметами. Можно взять 5 мячей и раскладывать их на две группы, представляя число 5 в виде двух чисел. Следует использовать пальцы рук ребенка, счеты, числовые домики.

Школьникам предлагаются задания на отыскание недостающего числа.

Целесообразно создавать проблемные ситуации. Сначала одну совокупность дети воспринимают наглядно, а вторую отыскивают по представлению.

Игра «Цыплята»

Цель: Активизация произвольного запоминания

Задачи занятия:

o        школьники должны научиться выделять состав числа;

o        называть результат счета, т. е. соответствующее число;

Материал:

·                   наборное  полотно;

·                   игрушки цыплят.

Ход: Например, учитель предлагает сосчитать цыплят, которых он выставляет на наборное полотно. Учащиеся считают хором (всего 5 цыплят).

Далее детям предлагается либо отвернуться, либо закрыть глаза.

Учитель убирает несколько цыплят. Открыв глаза, дети должны сосчитать оставшихся цыплят и назвать недостающее число:

- Сколько цыплят было? (5 цыплят)

- Сколько цыплят осталось? (2 цыпленка)

- Было 5 цыплят. Осталось 2 цыпленка. Сколько цыплят я убрала?

Далее задания усложняются. Дети должны определить обе предметные совокупности по представлению. Например, учитель берет в руки каштаны по несколько штук в каждую, прячет руки за спину и говорит: «У меня в руках 5 каштанов. Сколько каштанов в каждой руке?» Учащиеся называют различные варианты состава числа 5. Учитель раскрывает руки, и дети проверяют, какой из вариантов подошел.

В процессе работы над числами первого десятка постоянно обращается внимание на дифференциацию понятий число и цифра. После того как дети познакомятся с числом 10, вводятся понятия однозначное и двузначное число.

Действия сложения и вычитания в пределах данного числа

Перед началом занятия – игра – разминка  «День и ночь».

Действия сложения и вычитания изучаются параллельно. Они вводятся после изучения числа 2. Школьники знакомятся со знаками «+», «-», «=».

Задачи:

- усвоение учащимися таблицы сложения и вычитания в пределах 10 (заучивание);

- знакомство с компонентами и результатами сложения и вычитания, их последующее узнавание, показ и понимание их названий в речи учителя;

- овладение учащимися вычислительными приемами;

- формирование у школьников прочных вычислительных навыков;

- закрепление и использование знаний состава чисел первого десятка;

Изучение арифметических действий начинается с введения сложения на основе предметно-практической деятельности, сопровождающейся счетом.

Игра «Сливы»

Цель: Активизация произвольного запоминания

Задачи занятия:

o        школьники должны научиться пересчитывать предметы, в прямой и обратной последовательности;

o        называть результат счета, т. е. соответствующее число;

Материал:

·                   наборное  полотно;

·                   рисунок сливового дерева;

·                   рисунки слив,

Ход:

Учитель:

- Сегодня мы будем с вами собирать вкусные сливы! Вот у нас какое славное дерево выросло, и как много на нём плодов! Смотрите внимательно и запоминайте!

Учитель производит ряд операций, комментируя свои действия и задавая вопросы учащимся.

- Возьмем 1 сливу. Добавим к ней еще 1 сливу. Сколько всего слив у нас получилось? (2)

- Как получилось 2 сливы? (К одной сливе прибавили еще одну сливу).

- Верно: к 1 сливе прибавили еще 1 сливу, получилось 2 сливы. Это можно записать так: 1 + 1 = 2. Вместо слова прибавили записывается вот такой знак «+». Он называется «плюс». Слово «получится» тоже заменяется знаком – «=». Он называется «равно». Итак, мы записали пример, который читается так: «К одному прибавить один получится 2» или «Один плюс один равно двум».

А теперь давайте попробуем вернуть все сливы обратно на дерево. Кто сможет повторить все действия в обратном порядке?

Аналогичную работу по составлению примера учащиеся проделывают за партами с различным раздаточным материалом. Они учатся записывать и читать пример.

На этом же уроке школьники знакомятся с записью, решением и чтением примеров на вычитание: 2 – 1 = 1. «От двух отнять один получится (останется) один», «Два минус один равно один».

После знакомства с числом 3 школьники аналогично вышеописанному учатся решать примеры: 2 + 1, 1 + 2, 3 – 1, 3 – 2. Они усваивают, что когда прибавляют, то становится больше, а когда вычитают – меньше, чем было.

После изучения числа 3 на основе предметно-практической деятельности вводится переместительное свойство сложения: «2 +1 = 3 и 1 + 2 = 3».

Первоначально дети учатся отыскивать результат сложения и вычитания путем пересчитывания. Например: 4 – 2. Взяли 4 предмета, убрали 2, а результат пересчитали.

Затем школьники знакомятся с приемом присчитывания и отсчитывания, основанном на знании свойств натурального ряда чисел. Для этого используется натуральный ряд чисел от 1 до изучаемого числа. Числа могут быть записаны или представлены при помощи табличек на наборном полотне. Пособия должны быть демонстрационными и индивидуальными.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11