Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности
o
называть
результат счета, т. е. соответствующее число;
o
формирование
умения классифицировать материал в процессе дидактической игры;
o
обозначать
его на письме цифрой.
Материал:
·
карточки,
на которых написаны цифры
Ход:
Формирование
навыков счета осуществляется в определенной последовательности:
1.
Учащиеся
берут предмет в руку и откладывают его в сторону.
2.
Учащиеся
отодвигают предмет в сторону.
3.
Учащиеся
дотрагиваются пальцем до каждого предмета.
4.
Учащиеся
указывают пальцем на предметы.
5.
Учащиеся
считают «глазами».
При
таком подходе происходит формирование умения классифицировать материал в
процессе дидактической игры - должно пройти три этапа: практический, речевой и
полностью умственный.
В
результате овладения приёмами группировки и классификации происходит улучшение
произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта.
Необходимо
научить школьников склонять числительные по родам при счете: каштан – один,
два, три; бабочка – одна, две, три; яблоко – одно, два, три.
Сначала
счет ведется вслух хором и индивидуально, затем – про себя. Сначала для счета
выбираются однородные предметы, затем – однородные предметы, отличающиеся
несущественными признаками (1-3), после чего производится счет разнородных
предметов.
При
обучении счету следует варьировать расположение предметов. Счет ведется по
горизонтали: слева направо и справа налево, по вертикали: сверху вниз и снизу
вверх, по диагонали, вразброс. Каждый раз ученик должен назвать результат счета
и показать все множество сосчитанных предметов.
Сначала
школьники учатся считать, присчитывая по одному предмету, затем – отсчитывать,
далее – считать равными числовыми группами по 2, 5, 3, 4.
Обратный
счет или счет в обратной последовательности более труден для учащихся, поэтому
он должен быть связан с отсчитыванием конкретных предметов и комментированием
действий. Например, учитель предлагает пересчитать шишки: «Сколько у нас шишек?
(счет в прямой последовательности: 5). А теперь посчитаем в обратном порядке.
Всего 5 шишек. Уберем 1 шишку. Осталось 4 шишки. Уберем еще 1 шишку. Осталось 3
шишки. И т.д.» Обратный счет отрабатывается на различных наглядных пособиях.
При
обучении счету целесообразно предлагать задания практического характера:
сосчитать одноклассников, раздать им тетради, линейки и пр. Ученик, выполняющий
задание, должен назвать, сколько тетрадей (линеек, карандашей) надо отсчитать,
чтобы досталось каждому ребенку. Школьники считают хлопки в ладоши,
отстукивания мяча, прыжки и т.д. они считают действия, производимые учителем,
повторяют их, или сами осуществляют действия в соответствии с названным
педагогом числом.
Навыки
счета формируются и в процессе лепки, аппликации, обводки, штриховки,
раскрашивания и т.д.
Задания
следует чередовать. Например, учащимся предлагается сосчитать бабочек, затем
вылепить такое же количество шариков, после чего пересчитать шарики.
Школьники
обучаются счету не только от 1, но и от заданного числа до заданного. Например:
«Посчитай от 3 до 9», «Посчитай от 8 до 4».
У
учащихся формируются навыки не только количественного, но и порядкового счета,
они учатся дифференцировать количественные и порядковые числительные. Например,
учитель выставляет в ряд игрушечные машины и просит одного ученика их
сосчитать. Счет ведется вслух. Ребенок отвечает на вопрос: «Сколько всего
машин?», называя количественное числительное (например, 5). Далее другому
ученику предлагается считать машины по порядку: первая, вторая и т.д. Третий ученик
должен считать машины по порядку и нумеровать их, поставив около каждой цифру,
соответствующую ее порядковому номеру (закрепляются навыки счета и умение
соотнести количество предметов, число и цифру). Четвертый ребенок показывает
третью (пятую, вторую) машину, пять автомобилей.
При
счете разнородных предметов следует изменять порядок их расположения, сохраняя
при этом их количество. Школьники должны научиться отвечать на вопросы:
«Сколько?» и «Который по счету?». Они должны усвоить, что для ответа на первый
вопрос им необходимо определить общее количество предметов, а для ответа на
второй – назвать номер предмета по порядку. Интерес вызывают игры, в которых
объектом счета являются сами дети (построения, перестановки и пр.).
Целесообразно
предлагать упражнения, в которых счет предметов сопоставляется с отвлеченным
счетом. Например:
-
Ставь по одной ромашке в вазу и считай (одна ромашка, две ромашки и т.д.).
-
Прибавляй по одной ромашке и считай.
-
Считай, прибавляя по одной единице.
-
Присчитывай по единице, называя все числа по порядку.
-
Назови по порядку все числа, которые ты знаешь, начиная с самого меньшего.
Сравнение
предметных совокупностей. Сравнение чисел
Перед
началом занятия – игра – разминка «День и ночь».
Обучение
сравнению чисел необходимо начинать со сравнения рядом стоящих чисел, используя
предметные множества и устанавливая взаимнооднозначные соответствия между их
элементами.
Например,
учитель предлагает сравнить количество ежиков в двух семейках.
Для
этого он выставляет ежиков на наборное полотно или фланелеграф таким образом,
чтобы ежики первой семейки (4 шт.) оказались в верхнем ряду, а ежики второй
семейки(5 шт.) – в нижнем, сохраняя при этом взаимно-однозначное соответствие
между элементами множеств (один ежик под другим).
Игра
«Ёжики»
Цель:
Активизация произвольного запоминания
Задачи
занятия:
o
школьники
должны научиться пересчитывать предметы, в прямой и обратной
последовательности;
o
называть
результат счета, т. е. соответствующее число;
o
формирование
умения сравнение предметных совокупностей.
Материал:
·
наборное
полотно;
·
рисунки
ёжиков,
Ход:
Учитель
расставляет
на наборном полотне ёжиков, на разных уровнях.
Послушайте
сказку: Шли как то ёжики в лес, за грибами, но заблудились в тумане и оказались
на разных уровнях. Посмотрите и скажите:
-
Сколько ежиков в верхнем ряду?
-
Сколько ежиков в нижнем ряду?
-
В каком ряду ежиков больше?
-
Почему? (есть лишний ежик).
-
В каком ряду ежиков меньше?
-
Почему? (не хватает одного ежика).
-
Какую цифру надо поставить напротив ежиков верхнего ряда? (4)
-
Какую цифру надо поставить напротив ежиков нижнего ряда? (5)
-
Какое число больше: 4 или 5?
-
Почему 5 больше, чем 4? Покажи на ежиках.
-
Какое число меньше: 5 или 4? Покажи на ежиках.
Затем
детям предлагается доказать, что 4 меньше 5, а 5 больше 4 на других множествах
(на грибах, бабочках и т.п.), расставляя их элементы в два ряда и сохраняя
взаимнооднозначное соответствие между ними.
-
А тут вдруг туман стал совсем густым…. И ёжики исчезли из виду.
После
этого учитель переворачивает наборное полотно тыльной стороной и предлагает
ребятам вспомнить – сколько ёжиков было, и в каком ряду.
-
Молодцы! Теперь ежики точно знают, сколько их в каждом ряду и это поможет им
вернуться домой не боясь тумана.
Далее
требуется уравнять количество элементов в сравниваемых множествах:
-
Что надо сделать, чтобы в верхнем ряду ежиков стало столько же, сколько в
нижнем? (Добавить 1 ежика).
-
Что надо сделать, чтобы в нижнем ряду ежиков стало столько же, сколько в
верхнем? (Убрать 1 ежика).
Учащиеся
таким образом учатся сравнивать предметные множества и одновременно числа,
которые являются характеристикой этих множеств. От сравнения множеств,
состоящих из однородных предметов, переходят к сравнению множеств, состоящих из
разнородных предметов. Задания постепенно усложняются. Детям предлагается не
только сравнить конкретные множества, но и подобрать определенное количество
элементов:
-
Сосчитай, сколько учащихся в классе?
-
Сколько надо взять карандашей, чтобы хватило всем детям?
-
Обведи 5 клеток. Возьми столько же елочек. Сколько елочек надо взять?
Постепенно
от сравнения рядом стоящих чисел переходят к сравнению любых двух чисел.
Учащиеся должны не только уметь сравнивать данные числа, но и самостоятельно
подбирать большее (меньшее) количество предметов. Например, учитель дает
ребенку 3 белые палочки. Ребенок выполняет следующие задания:
-
Сосчитай, сколько здесь белых палочек? Покажи цифрой.
-
Отсчитай красных палочек больше (каждый ребенок может отсчитать любое
количество палочек: 4, 5, 6 и т.д.).
-
Сколько красных палочек ты отсчитал? Покажи цифрой.
-
Какое число больше (меньше)? (каждый ребенок сравнивает свои числа).
-
Сколько лишних единиц в большем числе?
-
Сколько недостающих единиц в числе 3?
-
Что надо сделать, чтобы красных палочек стало столько же, сколько белых?
-
Что надо сделать, чтобы белых палочек стало столько же, сколько красных?
После
того, как учащиеся научились сравнивать предметные совокупности, переходят к
сравнению чисел, абстрагируясь от конкретных множеств:
-
Какое число больше: 4 или 5?
-
Сколько лишних единиц в числе 5?
-
Сколько единиц недостает в числе 4?
-
Что надо сделать, чтобы уравнять числа?
Школьники
должны усвоить, что все числа, предшествующие данному, меньше этого числа, а
все последующие числа больше данного. Им предлагается сначала показать по
числовому ряду, а затем назвать все числа, больше (меньше) данного.
Состав
числа
Целью
данного этапа является формирование умений представлять число в виде двух
чисел, дающих в сумме данное.
Изучение
состава числа начинается с предметно-практической деятельности, в результате
которой учащиеся объединяют две предметные совокупности, а также раскладывают
множество предметов на две группы и определяют количество предметов в каждой из
них. Например, учитель берет две тарелки, 5 яблок и проделывает ряд операций по
делению 5 яблок на две части. Все действия он комментирует:
-
Возьмем 5 яблок и положим в одну тарелку. Теперь одно яблоко переложим в другую
тарелку. Детям предлагается ответить на вопросы:
-
Сколько яблок в первой тарелке? (4).
-
Сколько яблок во второй тарелке? (1).
-
Сколько всего яблок в двух тарелках? (5).
-
Значит, число 5 состоит из чисел 4 и 1. 5 – это 4 и 1.
На
данном этапе показывается запись: 5 = 4 + 1.
Далее
еще одно яблоко перекладывается из первой тарелки во вторую. Следуют аналогичные
вопросы, после чего делается вывод: 5 – это 3 и 2.
Аналогичные
действия осуществляются детьми с другими предметами. Можно взять 5 мячей и
раскладывать их на две группы, представляя число 5 в виде двух чисел. Следует
использовать пальцы рук ребенка, счеты, числовые домики.
Школьникам
предлагаются задания на отыскание недостающего числа.
Целесообразно
создавать проблемные ситуации. Сначала одну совокупность дети воспринимают
наглядно, а вторую отыскивают по представлению.
Игра
«Цыплята»
Цель:
Активизация произвольного запоминания
Задачи
занятия:
o
школьники
должны научиться выделять состав числа;
o
называть
результат счета, т. е. соответствующее число;
Материал:
·
наборное
полотно;
·
игрушки
цыплят.
Ход:
Например,
учитель предлагает сосчитать цыплят, которых он выставляет на наборное
полотно. Учащиеся считают хором (всего 5 цыплят).
Далее
детям предлагается либо отвернуться, либо закрыть глаза.
Учитель
убирает несколько цыплят. Открыв глаза, дети должны сосчитать оставшихся цыплят
и назвать недостающее число:
-
Сколько цыплят было? (5 цыплят)
-
Сколько цыплят осталось? (2 цыпленка)
-
Было 5 цыплят. Осталось 2 цыпленка. Сколько цыплят я убрала?
Далее
задания усложняются. Дети должны определить обе предметные совокупности по
представлению. Например, учитель берет в руки каштаны по несколько штук в
каждую, прячет руки за спину и говорит: «У меня в руках 5 каштанов. Сколько
каштанов в каждой руке?» Учащиеся называют различные варианты состава числа 5.
Учитель раскрывает руки, и дети проверяют, какой из вариантов подошел.
В
процессе работы над числами первого десятка постоянно обращается внимание на
дифференциацию понятий число и цифра. После того как дети познакомятся с числом
10, вводятся понятия однозначное и двузначное число.
Действия
сложения и вычитания в пределах данного числа
Перед
началом занятия – игра – разминка «День и ночь».
Действия
сложения и вычитания изучаются параллельно. Они вводятся после изучения числа
2. Школьники знакомятся со знаками «+», «-», «=».
Задачи:
-
усвоение учащимися таблицы сложения и вычитания в пределах 10 (заучивание);
-
знакомство с компонентами и результатами сложения и вычитания, их последующее
узнавание, показ и понимание их названий в речи учителя;
-
овладение учащимися вычислительными приемами;
-
формирование у школьников прочных вычислительных навыков;
-
закрепление и использование знаний состава чисел первого десятка;
Изучение
арифметических действий начинается с введения сложения на основе
предметно-практической деятельности, сопровождающейся счетом.
Игра
«Сливы»
Цель:
Активизация произвольного запоминания
Задачи
занятия:
o
школьники
должны научиться пересчитывать предметы, в прямой и обратной
последовательности;
o
называть
результат счета, т. е. соответствующее число;
Материал:
·
наборное
полотно;
·
рисунок
сливового дерева;
·
рисунки
слив,
Ход:
Учитель:
-
Сегодня мы будем с вами собирать вкусные сливы! Вот у нас какое славное дерево
выросло, и как много на нём плодов! Смотрите внимательно и запоминайте!
Учитель
производит ряд операций, комментируя свои действия и задавая вопросы учащимся.
-
Возьмем 1 сливу. Добавим к ней еще 1 сливу. Сколько всего слив у нас
получилось? (2)
-
Как получилось 2 сливы? (К одной сливе прибавили еще одну сливу).
-
Верно: к 1 сливе прибавили еще 1 сливу, получилось 2 сливы. Это можно записать
так: 1 + 1 = 2. Вместо слова прибавили записывается вот такой знак «+». Он
называется «плюс». Слово «получится» тоже заменяется знаком – «=». Он
называется «равно». Итак, мы записали пример, который читается так: «К одному
прибавить один получится 2» или «Один плюс один равно двум».
А
теперь давайте попробуем вернуть все сливы обратно на дерево. Кто сможет
повторить все действия в обратном порядке?
Аналогичную
работу по составлению примера учащиеся проделывают за партами с различным
раздаточным материалом. Они учатся записывать и читать пример.
На
этом же уроке школьники знакомятся с записью, решением и чтением примеров на
вычитание: 2 – 1 = 1. «От двух отнять один получится (останется) один», «Два
минус один равно один».
После
знакомства с числом 3 школьники аналогично вышеописанному учатся решать
примеры: 2 + 1, 1 + 2, 3 – 1, 3 – 2. Они усваивают, что когда прибавляют, то
становится больше, а когда вычитают – меньше, чем было.
После
изучения числа 3 на основе предметно-практической деятельности вводится
переместительное свойство сложения: «2 +1 = 3 и 1 + 2 = 3».
Первоначально
дети учатся отыскивать результат сложения и вычитания путем пересчитывания.
Например: 4 – 2. Взяли 4 предмета, убрали 2, а результат пересчитали.
Затем
школьники знакомятся с приемом присчитывания и отсчитывания, основанном на
знании свойств натурального ряда чисел. Для этого используется натуральный ряд
чисел от 1 до изучаемого числа. Числа могут быть записаны или представлены при
помощи табличек на наборном полотне. Пособия должны быть демонстрационными и
индивидуальными.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|