бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности бесплатно рефераты



Для изучения особенностей развития произвольного и непроизвольного запоминания в младшем школьном возрасте была использована методики  из серии опытов Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной [87]

(По Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной)

Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти

Подготовка исследования. Подобрать 3 набора предметных картинок размером 5x7 см (по 16 - 25 в каждом) так, чтобы каждый можно было по тематике разбить на 4 группы, например: животные, фрукты, овощи, одежда.

Проведение исследования. Проводятся 3 серии эксперимента через день индивидуально с детьми 7- 10 лет. В каждой серии используется новый набор картинок, участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Изучение пассивной непроизвольной памяти. Ребенку показывают картинки с изображением различных предметов, которые он должен рассмотреть. При этом взрослый не ставит перед учащимся задачу на запоминание. Он говорит: «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки экспонируются последовательно одна за другой. После демонстрации одного из наборов ребенка просят: «Назови картинки, которые ты запомнил».

Вторая серия. Изучение активной непроизвольной памяти, когда при запоминании используется прием классификации материала. Ребенку предлагают разложить второй набор картинок в 4 ряда, т.е. на 4 группы: «Что к чему подходит?» После выполнения задания картинки убирают и просят ребенка вспомнить и перечислить все картинки по рядам.

Третья серия. Изучение произвольной памяти. Детям, участвовавшим в первых двух сериях, показывают третий набор картинок и предлагают запомнить как можно больше картинок для того, чтобы затем их припомнить. Средства и приемы запоминания не указывают. Каждая картинка экспонируется в течение 3 с. После показа всех картинок дети воспроизводят по памяти предметы, изображенные на них.


Обработка данных

Обработка результатов исследования свелась к следующим подсчётам:

·                   За верный ответ, т.е. в том случае, если ребенок показал идентичное изображение, его память оценивалась максимальным баллом - 3 балла.

·                   В том случае, если ребенок показал изображение, отличающееся деталью, его память оценивалась в 2 балла.

·                   В том случае, если ребенок показал изображение схожее, лишь силуэтом и назначением, его память оценивалась в 1 балл.

·                   За неверный ответ, т.е. в том случае, если ребенок показал другое изображение, оценка его памяти минимальна - 0 баллов.

Результаты экспериментатор заносил в протокол.

Теоретически, в рамках данного эксперимента, память ребёнка может быть оценена от минимума в 0 баллов до максимума в 30 баллов. Полученные результаты можно свести к трём группам:

·                   при результате в 15 баллов и ниже у ребёнка наличествует низкий уровень памяти;

·                   при результате в 16 баллов и до 20 баллов у ребёнка - средний уровень памяти;

·                   при результате в 21 балл и выше у ребёнка - высокий уровень памяти.

Подсчитывают количество воспроизведенных названий предметов у каждого ребёнка. Полученные данные оформляют в таблицу (табл. №2).

Сопоставляют средние показатели объема памяти (по результатам полученным в каждой серии эксперимента). Устанавливают продуктивность разных видов запоминания на протяжении младшего школьного возраста, а также соотношение показателей, полученных у одних и та же детей при разных видах запоминания. Выявляют, какие дети справляются с задачей припомнить материал, с кем из них можно начинать использовать способы запоминания и какие.


Таблица № 2 -Продуктивность запоминания

Имена

Детей

(возраст 9-10 лет)

1 серия - непроизвольное пассивное запомниание

2 – серия непроизвольное активное запомниание

3- серия произвольное запомнинание







Для расчётов возможно использование компьютерных программ обработки данных Microsoft Excel, Statistical. Однако, в данных условиях, при столь незначительных объёмах данных, можно было рассчитать с использованием четырёх действий арифметики.

Протоколы тестирования представляли собой листы формата  А4, с предназначенными "пустографками" в табличной форме, в которых в течение экспериментов заносились данные.

См. пример протокола в приложении.


2.2 Результаты констатирующего эксперимента


Результаты анкетирования проведенного нами с целью выяснения отношения младших школьников к использованию дидактических игр на уроках дал следующие результаты (См. диаграмму №1-№5):


Диаграмма №1  Какие уроки ты больше всего любишь?


Диаграмма №2   Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке


Диаграмма №3 Как часто в вашем классе на уроках бывают игры


Диаграмма №4 Как ты относишься к игре на уроке?



Диаграмма № 5   Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?


Из всего этого можно сделать вывод: младшим школьникам с интеллектуальными нарушениями  нравятся «уроки с играми» и «что б было интересно». Это, косвенно, указывает на то, что у данной  категории детей, основным видом деятельности продолжает оставаться игровая деятельность.

Трое из девяти опрошенных в каждой группе посчитали, что на уроках учителя недостаточно используют дидактических игр, практически все  положительно относятся к использованию игры на уроках.

Подавляющее большинство детей (8 из 9) в той или иной степени участвуют в дидактических играх предложенных учителем.

Подавляющее количество опрошенных учащихся и в контрольной и в экспериментальной группах посчитали, что польза от игр большая (соответственно 8 и 7 из 9 человек).

Таким образом, опрос показал положительное отношение детей к дидактическим играм непосредственно на уроках, что даёт нам основание считать подобную форму работы весьма эффективной и на основе данного вывода разработать систему дидактических игр направленных на развитие произвольной памяти данной категории детей.

Исследование особенностей развития произвольного и непроизвольного запоминания  у младших школьников в обеих группах дало следующие результаты:


Таблица 1. - Экспериментальная группа

Имена

Детей

(возраст 9-10 лет)

1 серия - непроизвольное пассивное запомниание

2 – серия непроизвольное активное запомниание

3- серия произвольное запомнинание

1

Аня

17

14

10

2

Дима

16

14

11

3

Илья

15

13

12

4

Инна

14

12

11

5

Лева

17

15

13

6

Матвей

17

16

12

7

Маша

14

12

10

8

Наташа

15

12

10

9

Полина

15

13

9

Средний результат по группе

15,5

13,4

10,8


Таблица 2. - Контрольная группа

Имена

Детей

(возраст 9-10 лет)

1 серия - непроизвольное пассивное запомниание

2 – серия непроизвольное активное запомниание

3- серия произвольное запомнинание

1

Зина

16

15

11

2

Наталья

15

14

11

3

Пётр

15

13

11

4

Алексей

15

12

9

5

Оксана

17

15

13

6

Валя

16

12

12

7

Лёня

17

13

10

8

Сергей

17

14

10

9

Вова

17

13

11

Средний результат по группе

16,1

13,4

10,8



Таблица 3 - Учащиеся средней общеобразовательной школы

Имена

Детей

(возраст 9-10 лет)

1 серия - непроизвольное пассивное запомниание

2 – серия непроизвольное активное запомниание

3- серия произвольное запомнинание

1

Аня

22

27

29

2

Дима

20

25

25

3

Илья

19

23

26

4

Инна

19

22

23

5

Лева

21

24

28

6

Матвей

22

26

28

7

Маша

23

22

25

8

Наташа

19

22

23

9

Полина

19

23

25

Средний результат по группе

20,4

23,7

28,7


В сравнении результаты выглядят следующим образом (См. диаграмму №6):


Диаграмма №6 – Экспериментальная группа


Как видно из данного графика в обеих группах значительно (в сравнении с остальными)  развито непроизвольно пассивное запоминание.

Хотя и она оказалась намного ниже чем у детей в норме. Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с отклонениями психического развития является снижение их познавательной активности [13].

По нашим наблюдениям во время констатирующего эксперимента память учащихся в обеих группах, отличалась замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, эпизодической забывчивостью, плохим припоминанием.

Наиболее неразвитым оказывается произвольное запоминание. Непроизвольная пассивная память у большинства учащихся оказаться сохранной или даже хорошо сформированной (7 из 9 в экспериментальной группе и 9 из 9 в контрольной группе). При предъявлении картинок, учащиеся, запоминали лишь внешние признаки предметов и явлений.

Большие трудности у исследуемой категории детей вызывала необходимость припоминания воспринятого материала. Не владея преднамеренными процессами, они вспоминают лишь то, что произвело на них большое впечатление - очень понравилось, привлекло, испугало и т. п. Нередко припоминание подменяется разговором на другую, далекую от предложенной  тему.

Как показало наше исследование без достаточного уровня сформированности произвольной памяти невозможно полноценное обучение в школе, так как учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти.

2.3 Основные технологии развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности


Второй этап – организация формирующего эксперимента.

Задачи исследования:

·                   включить в учебный процесс дидактические игры;

·                   разработать систему игровых занятий направленную на развитие произвольной памяти в процессе преподавания уроков математики в младших классах школы VIII вида.

Экспериментальная гипотеза: развитие произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями происходит успешнее при включении в систему классно урочных занятий дидактических игр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11