Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности
Для
изучения особенностей развития произвольного и непроизвольного запоминания
в младшем школьном возрасте была использована методики из серии опытов Г.А.
Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной [87]
(По
Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной)
Изучение соотношения непроизвольной и произвольной
памяти
Подготовка исследования. Подобрать
3 набора предметных картинок размером 5x7 см (по 16 - 25 в каждом) так, чтобы
каждый можно было по тематике разбить на 4 группы, например: животные, фрукты,
овощи, одежда.
Проведение исследования. Проводятся
3 серии эксперимента через день индивидуально с детьми 7- 10 лет. В каждой
серии используется новый набор картинок, участвуют одни и те же дети.
Первая серия. Изучение пассивной непроизвольной
памяти. Ребенку показывают картинки с изображением
различных предметов, которые он должен рассмотреть. При этом взрослый не ставит
перед учащимся задачу на запоминание. Он говорит: «Я сейчас покажу картинки, а
ты внимательно посмотри на них». Картинки экспонируются последовательно одна за
другой. После демонстрации одного из наборов ребенка просят: «Назови картинки,
которые ты запомнил».
Вторая серия. Изучение активной непроизвольной
памяти, когда при запоминании используется прием
классификации материала. Ребенку предлагают разложить второй набор картинок в 4
ряда, т.е. на 4 группы: «Что к чему подходит?» После выполнения задания
картинки убирают и просят ребенка вспомнить и перечислить все картинки по
рядам.
Третья серия. Изучение произвольной памяти. Детям,
участвовавшим в первых двух сериях, показывают третий набор картинок и
предлагают запомнить как можно больше картинок для того, чтобы затем их
припомнить. Средства и приемы запоминания не указывают. Каждая картинка
экспонируется в течение 3 с. После показа всех картинок дети воспроизводят по памяти
предметы, изображенные на них.
Обработка данных
Обработка
результатов исследования свелась к следующим подсчётам:
·
За
верный ответ, т.е. в том случае, если ребенок показал идентичное изображение,
его память оценивалась максимальным баллом - 3 балла.
·
В
том случае, если ребенок показал изображение, отличающееся деталью, его память
оценивалась в 2 балла.
·
В
том случае, если ребенок показал изображение схожее, лишь силуэтом и
назначением, его память оценивалась в 1 балл.
·
За
неверный ответ, т.е. в том случае, если ребенок показал другое изображение,
оценка его памяти минимальна - 0 баллов.
Результаты
экспериментатор заносил в протокол.
Теоретически,
в рамках данного эксперимента, память ребёнка может быть оценена от минимума в
0 баллов до максимума в 30 баллов. Полученные результаты можно свести к трём
группам:
·
при
результате в 15 баллов и ниже у ребёнка наличествует низкий уровень памяти;
·
при
результате в 16 баллов и до 20 баллов у ребёнка - средний уровень памяти;
·
при
результате в 21 балл и выше у ребёнка - высокий уровень памяти.
Подсчитывают количество воспроизведенных названий
предметов у каждого ребёнка. Полученные данные оформляют в таблицу (табл. №2).
Сопоставляют средние показатели объема памяти (по
результатам полученным в каждой серии эксперимента). Устанавливают продуктивность
разных видов запоминания на протяжении младшего школьного возраста, а также
соотношение показателей, полученных у одних и та же детей при разных видах
запоминания. Выявляют, какие дети справляются с задачей припомнить материал, с кем
из них можно начинать использовать способы запоминания и какие.
Таблица № 2 -Продуктивность запоминания
№
|
Имена
Детей
(возраст
9-10 лет)
|
1
серия - непроизвольное пассивное запомниание
|
2
– серия непроизвольное активное запомниание
|
3-
серия произвольное запомнинание
|
|
|
|
|
|
Для
расчётов возможно использование компьютерных программ обработки
данных Microsoft
Excel, Statistical.
Однако, в данных условиях, при столь незначительных объёмах данных, можно было
рассчитать с использованием четырёх действий арифметики.
Протоколы
тестирования представляли собой листы формата А4, с предназначенными
"пустографками" в табличной форме, в которых в течение экспериментов
заносились данные.
См.
пример протокола в приложении.
2.2
Результаты констатирующего эксперимента
Результаты
анкетирования проведенного нами с целью выяснения отношения младших школьников
к использованию дидактических игр на уроках дал следующие результаты (См.
диаграмму №1-№5):
Диаграмма
№1 Какие уроки ты больше всего любишь?
Диаграмма
№2 Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке
Диаграмма
№3 Как часто в вашем классе на уроках бывают игры
Диаграмма
№4 Как ты относишься к игре на уроке?
Диаграмма
№ 5 Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?
Из
всего этого можно сделать вывод: младшим школьникам с интеллектуальными
нарушениями нравятся «уроки с играми» и «что б было интересно». Это, косвенно,
указывает на то, что у данной категории детей, основным видом деятельности
продолжает оставаться игровая деятельность.
Трое
из девяти опрошенных в каждой группе посчитали, что на уроках учителя недостаточно
используют дидактических игр, практически все положительно относятся к
использованию игры на уроках.
Подавляющее
большинство детей (8 из 9) в той или иной степени участвуют в дидактических
играх предложенных учителем.
Подавляющее
количество опрошенных учащихся и в контрольной и в экспериментальной группах
посчитали, что польза от игр большая (соответственно 8 и 7 из 9 человек).
Таким
образом, опрос показал положительное отношение детей к дидактическим играм непосредственно
на уроках, что даёт нам основание считать подобную форму работы весьма
эффективной и на основе данного вывода разработать систему дидактических игр
направленных на развитие произвольной памяти данной категории детей.
Исследование
особенностей развития произвольного и непроизвольного запоминания
у младших школьников в обеих группах дало следующие результаты:
Таблица
1. - Экспериментальная группа
№
|
Имена
Детей
(возраст
9-10 лет)
|
1
серия - непроизвольное пассивное запомниание
|
2
– серия непроизвольное активное запомниание
|
3-
серия произвольное запомнинание
|
1
|
Аня
|
17
|
14
|
10
|
2
|
Дима
|
16
|
14
|
11
|
3
|
Илья
|
15
|
13
|
12
|
4
|
Инна
|
14
|
12
|
11
|
5
|
Лева
|
17
|
15
|
13
|
6
|
Матвей
|
17
|
16
|
12
|
7
|
Маша
|
14
|
12
|
10
|
8
|
Наташа
|
15
|
12
|
10
|
9
|
Полина
|
15
|
13
|
9
|
Средний результат
по группе
|
15,5
|
13,4
|
10,8
|
Таблица
2. - Контрольная группа
№
|
Имена
Детей
(возраст 9-10 лет)
|
1 серия -
непроизвольное пассивное запомниание
|
2 – серия
непроизвольное активное запомниание
|
3- серия
произвольное запомнинание
|
1
|
Зина
|
16
|
15
|
11
|
2
|
Наталья
|
15
|
14
|
11
|
3
|
Пётр
|
15
|
13
|
11
|
4
|
Алексей
|
15
|
12
|
9
|
5
|
Оксана
|
17
|
15
|
13
|
6
|
Валя
|
16
|
12
|
12
|
7
|
Лёня
|
17
|
13
|
10
|
8
|
Сергей
|
17
|
14
|
10
|
9
|
Вова
|
17
|
13
|
11
|
Средний результат
по группе
|
16,1
|
13,4
|
10,8
|
Таблица
3 - Учащиеся средней общеобразовательной школы
№
|
Имена
Детей
(возраст 9-10 лет)
|
1 серия -
непроизвольное пассивное запомниание
|
2 – серия
непроизвольное активное запомниание
|
3- серия
произвольное запомнинание
|
1
|
Аня
|
22
|
27
|
29
|
2
|
Дима
|
20
|
25
|
25
|
3
|
Илья
|
19
|
23
|
26
|
4
|
Инна
|
19
|
22
|
23
|
5
|
Лева
|
21
|
24
|
28
|
6
|
Матвей
|
22
|
26
|
28
|
7
|
Маша
|
23
|
22
|
25
|
8
|
Наташа
|
19
|
22
|
23
|
9
|
Полина
|
19
|
23
|
25
|
Средний результат по
группе
|
20,4
|
23,7
|
28,7
|
В
сравнении результаты выглядят следующим образом (См. диаграмму №6):
Диаграмма
№6 – Экспериментальная группа
Как
видно из данного графика в обеих группах значительно (в сравнении с
остальными) развито непроизвольно пассивное запоминание.
Хотя
и она оказалась намного ниже чем у детей в норме. Одной из основных причин
недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с отклонениями
психического развития является снижение их познавательной активности [13].
По нашим наблюдениям во время констатирующего эксперимента
память учащихся в обеих группах, отличалась замедленностью и непрочностью запоминания,
быстротой забывания, неточностью воспроизведения, эпизодической забывчивостью,
плохим припоминанием.
Наиболее неразвитым оказывается произвольное
запоминание. Непроизвольная пассивная память у большинства учащихся оказаться
сохранной или даже хорошо сформированной (7 из 9 в экспериментальной группе и 9
из 9 в контрольной группе). При предъявлении картинок, учащиеся, запоминали
лишь внешние признаки предметов и явлений.
Большие трудности у исследуемой категории детей
вызывала необходимость припоминания воспринятого материала. Не владея
преднамеренными процессами, они вспоминают лишь то, что произвело на них
большое впечатление - очень понравилось, привлекло, испугало и т. п. Нередко
припоминание подменяется разговором на другую, далекую от предложенной тему.
Как
показало наше исследование без достаточного уровня сформированности
произвольной памяти невозможно полноценное обучение в школе, так как учебный
процесс опирается преимущественно на эту форму памяти.
2.3
Основные технологии развития произвольной памяти младших школьников с
нарушениями интеллекта в игровой деятельности
Второй этап – организация
формирующего эксперимента.
Задачи исследования:
·
включить в
учебный процесс дидактические игры;
·
разработать
систему игровых занятий направленную на развитие произвольной памяти в процессе
преподавания уроков математики в младших классах школы VIII вида.
Экспериментальная
гипотеза: развитие произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными
нарушениями происходит успешнее при включении в систему классно урочных занятий
дидактических игр.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|