бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности бесплатно рефераты

Например, требуется решить пример: 5 + 1. На числовом ряду отыскивается число 5. Необходимо найти число, большее на 1. Это следующее число – 6, значит 5 + 1 = 6. Аналогично решаются примеры на вычитание 1 из числа.

Далее школьники учатся прибавлять по 2. Например: 5 + 2. Ученик ставит палец на число 5 в числовом ряду, прибавляет 1 (передвигает палец на одну цифру вправо), получает 6, прибавляет еще 1, получает 7.

Прием присчитывания и отсчитывания нескольких единиц отрабатывается и на предметных множествах.

Игра «Каштаны»

Цель: Активизация произвольного запоминания

Задачи занятия:

o        школьники должны научиться пересчитывать предметы, в прямой и обратной последовательности;

o        называть результат счета, т. е. соответствующее число;

o        формирование умения сравнение предметных совокупностей.

Материал:

·                   наборное  полотно;

·                   рисунок  дерева каштана;

·                   рисунки каштанов,

Ход:

Учитель:

- Наступила осень, с дерева стали падать каштаны. Это увидели ёжики и стали собирать каштаны в кучи. Давайте подойдём и сосчитаем сколько каштанов в каждой куче?

(Дети считают  каштаны (в одной кучке 3 каштана, а в другой - 2 каштана). Учащиеся пересчитывают элементы первого множества (3 каштана), запоминают это число, затем к нему по одному присчитывают элементы второго множества, комментируя свои действия. Присчитав последний элемент, учащиеся называют результат – сумму.

Затем учитель прячет каштаны и предлагает детям вспомнить, сколько каштанов было в каждой куче?

После овладения школьниками приемом присчитывания, учитель знакомит их с приемом отсчитывания. Он более труден для учащихся с нарушением интеллекта, поскольку основан на хорошем знании обратного счета, который, в свою очередь, затруднен у данной категории детей.

Игра «Клубничка»

Проводится в том же порядке что и предыдущая.

Например: 6 – 2. На фланелеграф прикрепляются 6 клубничек. Нужно отнять 2 клубнички. Отсчитываем 1 клубничку, осталось 5 клубничек. Отсчитываем еще 1 клубничку, осталось 4 клубнички. Значит 6 – 2 = 4.

Переход от предметных действий к отвлеченному счету невозможен без знания состава числа. Только в случае владения составом числа становится возможным выполнять действия сложения и вычитания без присчитывания и отсчитывания. Закрепление знаний состава чисел происходит в различных упражнениях. После знакомства с действиями сложения и вычитания школьники могут выполнять следующие упражнения: 5 = 1 +         , 5 =         + 3,  5 =         +

Прием, опирающийся на знание состава числа, используется при сложении и вычитании. Например, требуется решить пример: 6 + 3. Рассуждения ведутся следующим образом:

- Из чисел 6 и 3 состоит число 9, значит 6 + 3 = 9.

Пример на вычитание: 9 – 6:

- Число 9 состоит из чисел 6 и 3. Если от 9 отнять 6, то останется 3, значит 9 – 6 = 3.

Целесообразно решать примеры-четверки:

2 + 4 = …            6 – 4 = …

4 + 2 = …            6 – 2 = …

Такие примеры сравниваются, устанавливается их взаимосвязь, признаки сходства и различия. Сначала это демонстрируется при помощи предметов (красные и зеленые листья), а затем работа осуществляется без опоры на наглядность. Подобные задания имеют не только образовательное, но и коррекционно-развивающее значение. Школьники учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

При изучении сложения и вычитания необходимо использовать математический диктант. Учитель устно называет пример, учащиеся его записывают и решают. На начальном этапе следует осуществлять сначала действия с предметами, получать ответ, а затем записывать пример. Позже наглядная опора снимается.

Еще один вариант: учитель выполняет действия с предметами. Ученики повторяют эти действия при помощи раздаточного материала или на наборном полотне, записывают пример и называют ответ.

Крайне важно обратить внимание школьников на то, что складывать можно любые числа, а вычитать только из большего меньшее; что сумма всегда больше каждого из слагаемых (или равна ему), а разность (остаток) всегда меньше уменьшаемого (или равна ему).

По мере овладения навыками сложения и вычитания чисел в пределах 10 учащимся предлагаются примеры с отсутствующими компонентами. Например: 5 + … = 7, 9 - … = 3, ? + 4 = 8 и т.д.

Школьникам предлагается составить примеры с данным ответом. Например: … + … = 5, … - … = 3.

Изучение числа и цифры 0

После изучения чисел 1-5 школьники знакомятся с числом 0.

Игра «Зайчата»

Цель: Активизация произвольного запоминания при арифметических действиях.

o        Задачи занятия:

o        школьники должны научиться пересчитывать предметы, в прямой и обратной последовательности;

o        называть результат счета, т. е. соответствующее число;

o        формирование умения сравнение предметных совокупностей.

Материал:

·                   наборное  полотно;

·                   игрушки зайчат;

Ход:

 

Учитель: Рано утром на поляну выбежали зайчата. ( учитель выставляет на стол - поляну игрушечных зайчат). Осмотрелись они кругом и решили сосчитать друг друга, но к сожалению в лесной школе счёт ещё не проходили – давайте поможем зайчатам?

Зайчат предлагается сосчитать.

Дети отвечают на следующие вопросы:

- Сколько зайчат пришло на поляну? (3)

- Один зайчонок ускакал в лес (учитель убирает одного зайчонка).

- Сколько зайчат осталось на поляне? (осталось 2 зайчонка).

- Еще один зайчонок ускакал в лес. Сколько зайчат осталось на поляне?

- И этот зайчонок ускакал в лес. Сколько зайчат осталось? (ни одного).

- Не осталось ни одного зайчонка. По-другому можно сказать, что остался нуль зайчат.

Учитель знакомит школьников с цифрой нуль и записывает пример:

1 – 1 = 0. Нуль предметов ученики получают на других примерах. Решаются примеры, в которых разность равна 0.

Нуль сравнивается с 1: 0 меньше 1 и наоборот; с другими числами. Вводятся примеры на сложение и вычитание, в которых 0 является слагаемым или вычитаемым. Эти примеры следует вводить не одновременно. Для закрепления необходимо предлагать различные упражнения на дифференциацию таких примеров.


2.4.         Анализ эффективности предложенной системы занятий по развитию произвольной памяти  младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Целью данного этапа эксперимента являлось:

·                   Выявление эффективности  использования дидактической  игры в процессе развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

·                   Формирование на основе полученных данных системы дидактических игр по математике, направленных на  развитие произвольной памяти.

Повторное исследование, проведённое нами после серии дидактических игр используемых на уроке математики с младшими школьниками с нарушениями интеллекта, дали следующие результаты:


Диаграмма 1. – Полученные результаты


Полученные результаты показали, что за время экспериментальной работы показатели двух контрольных групп не изменились, а в экспериментальной группе  был выявлен рост показателей. Динамика выглядит следующим образом:


Диаграмма 2. - Динамика развития различных видов памяти


Таблица 1 – Виды памяти


Непроизвольное пассивное запоминание

Непроизвольное  активное запоминание

Произвольное запоминание

Экспериментальная группа до проведения серии игр

15,5

13,4

10,8

Экспериментальная группа после проведения серии игр

16

15,1

12,7

Средний прирост по каждому виду памяти

0,5

1,7

1,9


Как видно из полученных данных в процессе экспериментальной работы активнее всего у испытуемых развилась произвольная форма памяти - показатели в этой категории выросли на 1,9 балла. Непроизвольное  активное запоминание – увеличилось на 1,7 балла, а непроизвольное  пассивное запоминание – 0,5.

Полученные результаты, на наш взгляд говорят о том, что нам удалось правильно подобрать систему дидактических игр, сфокусировав коррекционные возможности игры именно на развитие произвольной памяти.

Эксперимент подтвердил нашу гипотезу о том, что развитие произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями будет проходит эффективнее если психолого-педагогическая работа, направленная на развитие произвольной памяти у лиц с нарушениями интеллекта, имеет комплексный характер, базирующийся на особенностях их памяти и в случае, если дидактическая игра будет включена, составной частью, во все этапы процесса школьного обучения младших школьников с нарушениями интеллекта.

В подтверждение вышесказанного приводим результаты контрольной работы по изученной теме в обеих группах, проведённой через 5 дней после прохождения эксперимента:



Таблица 2 - Результаты экспериментальной группы

Имена

Детей

(возраст 9-10 лет)

Оценка за контрольную работу по теме «Нумерации чисел первого десятка»

1

Аня

4

2

Дима

4

3

Илья

5

4

Инна

5

5

Лева

5

6

Матвей

5

7

Маша

4

8

Наташа

4

9

Полина

3

Средний результат по группе

4,3


Таблица 3. - Результаты  контрольной группы

Имена

Детей

(возраст 9-10 лет)

Оценка за контрольную работу по теме

«Нумерации чисел первого десятка»

1

Зина

4

2

Наталья

3

3

Пётр

3

4

Алексей

3

5

Оксана

5

6

Валя

4

7

Лёня

5

8

Сергей

5

9

Вова

4

Средний результат по группе

4


Как видно из приведённых данных участники эксперимента намного лучше усвоили  материал, и даже спустя пять дней у большинства младших школьников – результаты оказались выше, чем в контрольной группе.

Таким образом, мы можем говорить о том, что использование предложенной системы дидактических игр положительно сказывается на произвольном запоминании младших школьников с нарушениями интеллекта и способствует переводу полученных данных в долговременную память.



Заключение


Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом. Без памяти невозможно получение и усвоение знаний, умений, навыков, поэтому необходима диагностика отклонений в развитии памяти, а, следовательно, и своевременная коррекция этих отклонений.

В нашей квалификационной работе мы сделали попытку охарактеризовать и обобщить основные теории изучения механизмов памяти, представленные в современной научной литературе; рассмотреть своеобразия процессов памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Проведенное нами эмпирическое исследование выявило специфические особенности становления и протекания мнемических процессов у  младших школьников с нарушениями интеллекта.

Причины нарушений в развитии памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлены различными факторами: органическое поражение головного мозга, дефекты центральной нервной системы. В связи с этим у детей с проблемами в развитии наблюдаются разнообразные нарушения памяти: уменьшенный объем памяти; значительное количествоискажений при воспроизведении материала; логическая и механическая память находятся на низком уровне.

В нашей работе мы констатируем, что произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта находится на низком уровне развития.

Известно, что в учебном процессе ведущая роль принадлежит произвольному запоминанию, так как на нем базируется усвоение учащимися знаний, умений и навыков.

Поэтому мы разработали систему дидактических игр для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Она направлена на развитие произвольной памяти; на развитие произвольного запоминания, а так же на развитие умения пользоваться рациональными мнемическими приемами.

Наиболее неразвитым оказывается произвольное запоминание. Непроизвольная пассивная память у большинства учащихся оказаться сохранной или даже хорошо сформированной (7 из 9 в экспериментальной группе и 9 из 9 в контрольной группе). При предъявлении картинок, учащиеся, запоминали лишь внешние признаки предметов и явлений.

Большие трудности у исследуемой категории детей вызывала необходимость припоминания воспринятого материала. Не владея преднамеренными процессами, они вспоминают лишь то, что произвело на них большое впечатление - очень понравилось, привлекло, испугало и т. п. Нередко припоминание подменяется разговором на другую, далекую от предложенной  тему.

Произвольное запоминание оказалось наименее развитой формой памяти. Как указывают Т. А. Власова [12], М. С. Певзнер [12] снижение произвольной памяти у детей с интеллектуальными нарушениями есть одна из главных причин их трудностей в школьном обучении. Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти невозможно полноценное обучение в школе, так как учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти.

Для успешного произвольного запоминания необходимо сформировать значимые мотивы у детей. Чтобы лучше проходило запоминание предъявляемого материала у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы необходимо разыграть его содержание с помощью игрушек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11